Современный урок химии в условиях реализации ФГОС второго поколения.
статья
Образование элитного качества: стратегия, содержание, технологии. Материалы IV Всероссийской открытой научно-практической конференции довузовских общеобразовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации (г. Ставрополь, 24 апреля 2015г.) / науч. ред. Л.П. Погребняк, С.В. Степанов. – Ставрополь: Альфа Принт, 2015. – 944с. УДК 37.0+371, ББК 74.002.60, О 71, ISBN 978-5-91628-187-3
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современный урок химии в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Саранчина Н.В., преподаватель химии
Федеральное Государственное Казенное Общеобразовательное Учреждение
Тюменское президентское кадетское училище
Из средств массовой информации очень часто можно услышать или прочесть следующие словосочетания: «Современная школа…» или, «Современный урок …» или, «Современный учитель». И невольно возникает вопрос: а что же влияет на современность урока? Может это мастерство и профессиональная компетентность педагога, или это выбранная им педагогическая технология, или это наличие современных средств обучения?
Просто и однозначно ответить на поставленный вопрос нельзя, ведь и опытный педагог с двадцатилетним стажем, и молодой специалист, который творчески подходит к своей работе, могут организовать и провести современный урок.
Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. В результате понятие современного урока получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску.
Введение ФГОС второго поколения вносит свои коррективы в структуру образовательного процесса.
Современный урок, основанный на требованиях ФГОС НОО, имеет следующие особенности:
- Урок носит личностно-ориентированный характер. Теперь личностный, а не предметный результат становится целью. Важно, какие изменения произойдут с личностью учащегося, а не какая сумма знаний накопится за время обучения в школе.
- Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход. На основе усвоения универсальных способов деятельности развивается личность учащегося. Деятельность, а не совокупность знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. [1]
Т.е. основной педагогической задачей становится создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Это предполагает организацию такой образовательной среды на уроке, в которой каждый ученик может самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.
Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений «учитель – ученик».
Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, их желание самостоятельно овладеть знаниями, интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя. От учителя требуется не просто изложение знаний в определенной системе, а обучение школьников мыслить, искать ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные факты. Учащихся надо целенаправленно учить познавательной деятельности, вооружать учебно-познавательным материалом. «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» (М. Монтень).
Для этого необходимо строить процесс обучения, организацию и методику урока так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
Обучение химии вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, если оно направлено не только на формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира, но и на развитие учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование. Достижение целей обучения химии определяется познавательной активностью учащихся, их желанием к познанию этой трудной учебной дисциплины. Следовательно, задача, которую нужно решить учителю в ходе проектирования урока – создание условий для позитивной мотивации учащихся к изучению химии. [2]
Известно, что 12-14-летним школьникам сложно концентрировать внимание на рассказе учителя в течение 20-30 минут. И вместе с тем не секрет, что мир волшебства, фантазии занимает значительное место в сознании подростков. И это увлечение можно использовать для лучшего усвоения химии. С этой целью я применяю игровые педагогические технологии. Учитывая современные психологические критерии, в своей работе я использую различные игровые формы творческих заданий: кроссворды, викторины, дидактические игры, пентаграммы, тесты разного типа, химические диктанты, поисковую сеть Интернет, создание учащимися компьютерных презентаций, web-сайты. Широко использую в своей практике игры тренажеры: «Химическая эстафета», «Эстафета расчетных формул», «Химическое лото», «Химическая тайнопись», «Кто лишний?», «Найди ошибку», «Парад химических элементов», «Химический волейбол», «Логические цепочки». [3] Под влиянием увлеченности, которую создает игровая ситуация, прежде неинтересный и труднопонимаемый материал усваивается легче и успешнее, так как в игре присутствует главный фактор обучения – активность учащихся. А процесс обучения тем эффективнее, чем больше самостоятельности предоставлено учащимся в выполнении учебных задач.
Активное участие в игре способствует развитию творческого потенциала кадет, их внимания, памяти, речи, воображения и мышления, а это в свою очередь, оказывает влияние на степень развития учебной деятельности и результат обучения в целом.
Содержание предмета химия позволяет активно использовать современные формы и методы обучения для реализации системно-деятельностного подхода.
Быстрый темп развития техники привел к внедрению компьютерных технологий в повседневную деятельность каждого учителя. На уроках я также кроме традиционных средств (учебник, задачник) обучения, использую электронный учебник, электронный задачник, электронную энциклопедию, сайты в сети Интернет (интерактивные тесты, энциклопедии, библиотечные каталоги), компьютерные презентации Power Point с теоретическими сведениями или практическими заданиями, задания на заполнение таблиц, исправление ошибок, различные карточки, выполненные в MS Word, буклеты в Publisher, задания на интерактивной доске и др.
Присутствие химического эксперимента — неотъемлемая часть урока химии. Именно химический эксперимент и задает специфику химии как предмета, но иногда нет возможности продемонстрировать опыт на уроке, на это существуют объективные причины: отсутствие реактивов, опасность проведения опытов, большие затраты времени. При использовании видео эксперимента этот недостаток можно с легкостью устранить.
Применение современных компьютерных технологий (текстовой, графической, визуальной информации) позволяет повысить интерес учащихся к изучению предмета, добиться глубины погружения в материал, активизировать познавательную деятельность, рационально использовать время: увеличить объем учебной нагрузки на урок, уменьшить объем домашнего задания; дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становится активными участниками урока. [4]
В условиях модернизации современного школьного образования особую значимость приобрели идеи личностно ориентированного и компетентностного подхода в обучении. Личностно ориентированный образовательный процесс построен с учетом изначально присущих ребенку творческого потенциала, любопытства, потребности в самостоятельном познании мира, общении. Он развивает природное стремление личности к самоутверждению. [5] Из современных личностно-ориентированных технологий в работе использую технологию сотрудничества (её идеи составили основу Концепции среднего образования РФ), ИКТ, метод проектов (созданий презентаций).
Например, при объяснении нового материала я стараюсь быть в роли консультанта, а учащиеся самостоятельно добывают знания из представленных источников информации: газет, журналов, радио, телевидения, Интернета. Эта информация способствует повышению личностной значимости химического знания, позволяет понять в социальной жизни человека то, что без химического знания, было сделать невозможно.
При формировании коммуникативной компетентности целесообразно использовать диалоговую технологию, важнейшими компонентами которой являются: проблемность, общение, сотрудничество. Диалоговая технология включает в себя поисково-исследовательские и проектные методы, групповые и индивидуальные формы деятельности и ее рефлексию, сотрудничество.
Применение групповых форм обучения позволяет сделать учение более интересным, так как в групповых формах всегда присутствует межличностное общение, актуализируется ответственность учащегося перед членами группы, появляется стремление не подвести команду, стать успешным в составе группы, лучше всех справиться с заданием.
Среди наиболее значимых стратегий обучения на современном этапе особое место отводится также проблемному обучению, которое придает познавательной деятельности творческий характер и является одним из вариантов индивидуального развития ученика.
На своих уроках я используется такие способы организации проблемного обучения как: проблемное изложение, поисковая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.
Проблемные ситуации ставлю на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, на этапе его закреплении, контроля. Учитываю, что поставленная проблема должна отвечать дидактическим принципам, быть посильной, интересной и чётко сформулированной.
Для создания проблемной ситуации использую следующие приемы:
- проблемная демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые учащиеся не знают и для объяснения которых требуется дополнительная информация. Это побуждает к поиску новых знаний.
Например, демонстрирую электропроводность растворов кислот, оснований и солей и прошу объяснить, почему это возможно;
- построение гипотезы согласно известной теории и проверка её на практике.
Например, все ли металлы реагируют с растворами кислот? Учащиеся высказывают свои предположения, проводят лабораторные опыты, а затем дают теоретическое объяснение;
- использование противоречия между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами, когда на основании имеющихся знаний учащиеся высказывают неправильные суждения.
К примеру, будет ли дистиллированная вода проводить электрический ток? Учащиеся, как правило, отвечают положительно на данный вопрос, опираясь на жизненный опыт, связанный с электропроводностью водопроводной воды. Предлагаю провести эксперимент. По результатам эксперимента, учащиеся делают вывод о том, что дистиллированная вода не проводит электрический ток. Далее спрашиваю, почему так происходит, и с чем связана электрическая проводимость водопроводной воды;
- нахождение рационального пути решения, когда заданы условия, и дается конечная цель. Это решение химических экспериментальных задач, когда даны пробирки с веществами и необходимо определить эти вещества наиболее коротким путём с наименьшим числом проб.
Подлинной приметой нашего времени стал проектный метод обучения. Данный вид деятельности как никакой другой позволяет ребенку реализовать свои творческие иногда скрытые способности.
Химия – это как раз тот предмет, который даёт огромные возможности для разнообразных исследований: от небольших краткосрочных (в пределах одного урока) до длительных и глубоких, которые оформляются в научно-исследовательские работы.
Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным.
Чтобы проводить уроки на уровне, соответствующем стандартам нового поколения, учителю необходимо использовать передовые педагогические технологии, способные активизировать познавательную деятельность учеников (технологии критического мышления, проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, игровые, здоровьесберегающие технологии и т. д.), вызвать интерес к изучаемому предмету. К каждому уроку необходимо придумать свою «изюминку» — то, что ученики будут помнить, когда все остальное забудется. Для этого можно показать занимательный опыт, рассказать интересный факт и многое другое. Использование внутрипредметных и межпредметных связей поможет учащимся понять, что химия не является изолированным предметом. Главное, чтобы новый материал не воспринимался пассивно, а превращал учащихся в активных участников учебного процесса.
И в завершении цитирую слова Л.Н.Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Литература
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс] //Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. - Режим доступа: http://standart.edu.ru
- Ахметов, М.А. Как организовать познавательную деятельность учащихся или Семь правил успешного обучения [Текст] // Химия в школе. - 2012. - №9. - С.10-14.
- Веселова Л. А. Дидактические игры на современном уроке химии [Текст] / Л. А. Веселова // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 438-441 http://www.moluch.ru/
- Габриелян О.С., Краснова В.Г., Сладков С.А. Личностно ориентированные технологии обучения химии. [Текст] // Журнал Химия. - 2007. - № 23.
- Габриелян О.С., Краснова В.Г., Сладков С.А. Методы обучения химии. Классификация методов обучения химии. Проблемное обучение химии. Химический эксперимент как метод обучения предмету. Исследовательские методы в обучении химии [Текст] // Журнал Химия. – 2007.- № 21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок химии в условиях реализации ФГОС второго поколения
Матерал опубликован в сборнике материалов 3-й общероссийской заочной научно-практической конференции педагогов "Формула успеха"...
статья "Современный урок как главное условие реализации ФГОС второго поколения"
В статье рассматриваются вопросы подготовки к современному уроку....
Доклад "Использование технологии уровневой дифференциации на уроках химии как средства реализации ФГОС второго поколения"
В данной работе рассмотрено использование технологии дифференцированного подхода при изучении химии....
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Статья "Современный урок истории в условиях реализации ФГОС второго поколения"
Статья "Современный урок истории в условиях реализации ФГОС второго поколения"...
Развитие познавательной компетенции на уроках музыки в условиях реализации ФГОС второго поколения
Статья на январские республиканские педагогические чтения...