Статья "Современный урок истории в условиях реализации ФГОС второго поколения"
статья ( класс) на тему

Фоменко Мария Сергеевна

Статья "Современный урок истории в условиях реализации ФГОС второго поколения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sovremennyy_urok_istorii.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Современный урок истории в условиях реализации ФГОС второго поколения

Автор: учитель истории и обществознания

Фоменко М.С.

« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,

мы украдем у детей завтра»

Джон Дьюи

В настоящий момент к системе школьного образования предъявляются новые требования. Ведь образование, которое является основополагающим компонентом социализации личности, должно идти в ногу со временем. Особенно остро стоит проблема существенного обновления исторического образования: изменение методики построения урока, использование новых форм урока, разработка новой линии учебников итд. Причина внимания к предмету «история» следующая. История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.

Однако заметим, что современные учащиеся значительно отличаются от своих предшественников, тех, под которых создавалась действующая система обучения.

Социальные реалии современного мира таковы:

  • Дети мало читают художественную литературу
  • Резко возросла информированность детей через СМИ
  • Дети заменяют живое общение со сверстниками виртуальным миром
  • Дети узко мыслят, зачастую их выводы основываются на обывательских представлениях, а не на теоретическом знании

Исходя из требований времени, меняется подход и к современному уроку истории.

Зададимся вопросом: как проходил раньше обычный урок истории? Учитель вызывал ученика, который должен рассказать домашнее задание – пересказ параграфа. Затем ставил оценку, спрашивал следующего. Во второй части урока учитель рассказывал новую тему в форме лекции под запись и задавал домашнюю работу.

ФГОС второго поколения, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на разных ступенях основного общего образования, выдвигает новые требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования. Таким образом, каждый педагог должен переосмыслить свою учительскую деятельность, чтобы найти ответы на следующие вопросы:

  • Каким должен быть идеальный урок истории в новых условиях?
  • Какую систему оценивания следует применять для распознавания способностей и знаний современных учащихся?

В соответствии с новыми стандартами, педагогу необходимо через предметную деятельность подготовить учащегося к решению практических вопросов, научить своевременно находить полезную информацию и грамотно применять ее в реальной жизни.

Вся учебная деятельность теперь должна строиться на основе системно – деятельностного подхода. Так, учитель становится «дирижером», ученик – незаменимой частью «оркестра» под названием «урок».

На уроках истории педагог должен научить ученика:

  • самостоятельно добывать историческое знание;
  •  отбирать и анализировать информацию, сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
  •  уметь дискутировать с одноклассниками по проблемным историческим вопросам;
  •  определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпох;
  • видеть проявления исторических коллизий прошлых лет/веков в современном мире;  
  • предлагать варианты мотивов поступков исторических личностей итд.;

Что же поможет сегодня учителю истории добиться планируемого уровня подготовки и реализовать поставленные цели?

  1. Использование межпредметных связей (литература, обществознание, география)
  2. Использование активных форм познания (мозговой штурм, круглые столы, дебаты, кейс-метод, диспут, дискуссия, портфолио, семинар, ролевые игры)
  3. Использование проектной деятельности (исследовательская научная деятельность)
  4. Использование ИКТ: на уроке компьютер заменяет всю совокупность средств обучения, выполняя несколько ролей: 
    - запись на доске (тема урока, план, домашнее задание и т.д.); 
    - наглядность (фотодокументы, карты, репродукции картин); 
    - таблицы и схемы; 
    - тесты; 
    - игры; 
    - проектная деятельность учащихся
  5. Использование рефлексии (оценка учеником своих учебных действий, соотнесение результата с целью)
  6. Использование индивидуального подхода к учащимся
  7. Использование дифференцированных домашних заданий
  8. Использование инноваций (Realtime board)
  9. Использование технологической карты урока (оптимальная форма проектирования современного урока, позволяет тщательно планировать каждый этап деятельности, максимально полно отражать последовательность всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату и координацию и синхронизацию действий всех субъектов педагогической деятельности, проект урока, составленный учителем с возможной корректировкой)

Структура современного урока:

Требования к уроку

Урок современного типа

  1. Постановка темы урока

Тему формулируют сами учащиеся

  1. Знакомство с целями и задачами урока

Цели и задачи формулируют сами учащиеся

  1. План работы на уроке

Учащиеся сами примерно очерчивают объем и методы работы для достижения поставленных цели и задач

  1. Коррекция и контроль знаний

Учащиеся на основе самоанализа и взаимоанализа обращаются к учителю за помощью, испытывая затруднения

  1. Оценивание учащихся

Самооценивание, осуществление сотрудничества с педагогом по результатам учебной деятельности

  1. Подведение итогов урока

Рефлексия

  1. Домашнее задание

Разноуровневые домашние задания с учётом личных возможностей учащихся

 Таким образом, применяя данные формы, методы и структуру на уроках истории, каждый ребенок будет замечен и вовлечен в активную учебную деятельность, что, безусловно, посодействует формированию его самостоятельности как личности. В этом и состоит главная задача педагога: построить учебный процесс так, чтобы спровоцировать учебное действие учащегося.  

Уроки истории не должны учить школьников исключительно пассивному запоминанию дат и фактов, они призваны погрузить ученика в ту или иную эпоху для того, чтобы воспитать в нем умение понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязях, для каждого отдельного исторического момента, осознавать постоянную изменчивость мира и общества.

Кроме того, основная цель преподавания истории в школе - развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой художественной культуры. Развитие же личности предполагает формирование творческого мышления. Лев Толстой замечал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Значит, учитель должен только направлять, указывать путь, а ученик – творить, самореализовываться.

Главное требование к современному уроку истории в нашей стране – его гуманизация. Гуманизация истории - это обращение ее к личности ученика, удовлетворение его познавательных и нравственных запросов. Урок истории должен быть интересным и эмоциональным, не оставлять равнодушным, учить думать и сопереживать.

Тогда школа сможет воспитать настоящего гражданина, патриота России, активного, мыслящего, творческого, остро чувствующего и радеющего за судьбу Отечества.

Вывод: в целом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что структура современного урока истории выстраивается из классической структуры любого урока в целом, но включает в себя те особенности и дополнения, которые необходимо включать в неё с учётом специфики данного предмета. Следует учитывать и те требования, которые предъявляются сегодня к преподаванию такого важнейшего, выстраивающего систему мировоззрения на себя и мир, школьного предмета, как урок истории. Поскольку с течением времени меняется не только наше общество, но и мир в целом, преподавание истории должно исходить из веяний и реалий современной ему эпохи, но ориентироваться на компромисс мнений и стремиться к объективизму.

Список используемой литературы

  1. Кирьянова Е.А. Новые подходы к планированию уроков в рамках введения ФГОС второго поколения [электронный ресурс] // /ps/blog/35203.html
  2. Утякаева Ф.А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah
  3. Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /metod_kop_doc/metod_nedelya/Habarova.pdf
  4. Историко-культурный стандарт http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/3483




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок химии в условиях реализации ФГОС второго поколения

Матерал опубликован в сборнике материалов 3-й общероссийской заочной научно-практической конференции педагогов "Формула успеха"...

статья "Современный урок как главное условие реализации ФГОС второго поколения"

В статье рассматриваются вопросы подготовки к современному уроку....

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...

Современный урок химии в условиях реализации ФГОС второго поколения

                                                      ...

Современный урок химии в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Образование элитного качества: стратегия, содержание, технологии. Материалы IV Всероссийской открытой научно-практической конференции довузовских общеобразовательных учреждений Министерства обороны Ро...