Примерные задания для мониторинга метапредметных и личностных результатов
учебно-методический материал

Лоскутникова Наталья Александровна

Примерные задания для мониторинга метапредметных и личностных результатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernye_zadaniya_dlya_tekushchego.docx171.73 КБ

Предварительный просмотр:

Примерные задания для текущего, тематического контроля знаний учащихся 5 класс

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение I.         Репродуктивный уровень (Учащиеся должны знать)

  1. К признакам живой природы не относится:
  1. обмен веществ              3) размножение  
  2. рост и развитие             4) способность образовывать смеси
  1. Исключите лишнее:
  1. береза                             3) комар
  2. туя                                   4) осина
  1. К органическим веществам клетки относится:
  1. вода                                3) соли
  2. жир                                  4) неорганические кислоты
  1. Больше всего в клетке:
  1. воды                               3) углеводов
  2. белков                            4) жиров
  1. Для того,  чтобы установить как удобрение действует на растение,  надо провести:
  1. наблюдение                    3) эксперимент
  2. измерение      
  1. Для описания жизни насекомых ученые проводят:
  1. наблюдение                     3) эксперимент
  2. измерение                                        
  1. Для установления изменения роста растения необходимо проводить:
  1. наблюдение                     3) эксперимент
  2. измерение      
  1. Окуляр в световом микроскопе это:
  1. винт, с помощью которого добиваются четкого изображения
  2. штатив, на котором закреплены детали микроскопа
  3. нижняя часть зрительной трубки
  4. верхняя часть зрительной трубки
  1. Увеличение объекта в млн раз можно получить с помощью:

1)лупы                                3) светового микроскопа                  2) электронного микроскопа    4) градусника

  1. Яйцеклетка это:

        1)женская половая клетка          3) нервная клетка

2)  мужская половая клетка   4) клетка крови

  1. В клетках растений есть, а в клетках животных нет:
  1. ядро              3) митохондрии
  2. хлоропласты                             4) цитоплазмы
  1. За хранение и передачу наследственных свойств в клетке ответственны:
  1. нуклеиновые кислоты         3) жиры
  2. белки                                    4) углеводы
  1. Энергетическую функцию в организме выполняют:

1) белки и жиры               3) углеводы и жиры 2)  жиры и нуклеиновые        4) углеводы и белки

                   кислоты

  1. Первый ученый, обобщивший знания о живых организмах:
  1. Аристотель            3) Ч. Дарвин
  2. К. Линей                  4) К. Линей
  1. Учение о биосфере-оболочке Земли, населенной живыми организмами, создал:
  1. В.И. Вернадский            3) Ч. Дарвин
  2. Аристотель               4) К. Линей

        II.         Учащиеся должны уметь (Метапредметные умения)

  1. Обобщи: медведь, сова, собака, кролик, сорока…….
  2. Продолжи ряд: орел, ястреб, воробей, сорока………
  3. Исключи лишнее: белки, жиры, углеводы, вода…….
  4. Расположи предложенные понятия в систему; понятия: природа, растения, живая природа, животные, грибы, неживая природа, бактерии, песок, вода.

 

  1. Заполни схему предложенными понятиями:

 

 

 

 понятия:  

1) 1) вода;  2) жиры; 3) нуклеиновые кислоты; 4) вещества; 5) органические;      6) соли; 7) неорганические; 8) белки; 9)углеводы.

  1. Опиши поведение собаки (кошки, коровы, барана, курицы и т.д.) в течение недели

Составь план выполнения этой работы. Зарисуй или сфотографируй свой объект наблюдений, расскажи о нем ученикам младших классов.

  1. Поищи информацию об Аристотеле в Internet. Когда он жил? Какой труд он написал? Подумай, как могли сведения об Аристотеле дойти до наших дней?
  2. Распредели перечисленные ниже  организмы по группам: животные………. растения……….. грибы …………..

Организмы: комар, жужелица,  секвоя, подберезовик, сфагнум, лисички, белянка, орляк, кальмар, трутовик.

Поищи незнакомые слова в словаре.

  1. Подбери вопросы к тексту: «Многообразие явлений природы»

 

Раздел 2. Многообразие живых организмов. I.         Репродуктивный уровень (учащиеся должны знать)

  1. Многообразие и классификацию организмов изучает наука:

        1)систематика           3) протистология

        2)  ботаника         4) анатомия

  1. К царствам живой природы НЕ относятся:
  1. бактерии   3) растения 2) кристаллы  4)  животные
  1. При неблагоприятных условиях бактерии:
  1. делятся на две клетки         3) прячутся в укромные места
  2. активно питаются              4) превращаются в споры
  1. В клетках бактерий:

        1) присутствует ядро                       2)  есть разные органоиды          

  1. нуклеиновая кислота располагается в цитоплазме            
  2. отсутствует плотная оболочка
  1. Основная часть шляпочного гриба  это:

1)  грибница         3) споры 2)  плодовое тело         4) шляпка

  1. Белая плесень на продуктах – это гриб:
  1. пенициллин          3) подосиновик  
  2. мукор          4) опенок
  1. Фотосинтез – процесс, который происходит:
  1. в листьях растений  3) грибнице грибов
  2. в корнях растений  4) шляпке грибов
  1. Тело многоклеточных водорослей называют:

1) корень

3) слоевище

2)  лист

4) хроматофор

  1. Ризоиды  это:
  1. корни деревьев         3) тело мха
  2. выросты стебля у мхов         4) тело водорослей
  1. У папоротников нет:
  1. листьев         3) стеблей
  2. корней         4) цветков
  1. Шишки с семенами образуются у:
  1. у мхов          3) голосеменных
  2. папоротников         4) цветковых
  1. Семена внутри плода образуются у:
  1. у папоротников          3) покрытосеменных
  2. голосеменных          4) водорослей
  1. Черви относятся к группе:
  1. простейших          3) беспозвоночных
  2. позвоночных          4) растений
  1. Рыбы относятся к группе:
  1. простейших          3) беспозвоночных
  2. позвоночных          4) растений
  1. Большинство моллюсков в отличие от других животных имеют:

        1)раковину         3) мышцы  

        2) членистые конечности         4) скелет

Часть II. Учащиеся должны уметь (метапредметные умения)

  1. Обобщи: кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие….
  2. Продолжи ряд: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся……..
  3. Исключи лишнее: иглокожие, членистоногие, птицы, моллюски…….
  4. Расположи предложенные понятия в систему. понятия: царства, животные, беспозвоночные, растения, водоросли, позвоночные, бактерии, папоротники, грибы.
  5. Заполни  схему  предложенными  понятиями:

понятия: организмы, бактерии, одноклеточные, ромашка, многоклеточные, хламидомонада, белка.

  1. Сравни  животные и растения. Что у них общего? В чем отличия?  

 

 

 

 

 

 

Заполни таблицу:

Признаки

Животные

Растения

I. Черты сходства

 

 

 

 

 

 

I I. Черты различия

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 

 

  1. Не называя группу организмов, придумай ее описание и задай эту загадку классу. (Например: маленькие и зеленые, растут в воде и на суше, заболачивают сушу, не имеют корней и цветков)
  2. Составь памятку для малышей: «как уберечься от болезнетворных бактерий».
  3. Бактерии делятся каждые 20 минут. Сколько бактерий образуется из одной бактерии через один час?
  4. В чем отличие споры гриба от споры бактерии?

Задание на дом: Найти в энциклопедии или в Internet описание интересного животного или растения. Подготовить выступление для класса. Составить план для выступления. Красиво оформить доклад.

Приложение

Матрица параметров учебного успеха ученика по УУД 

Фамилия Имя

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

ПАМЯТКА-ПРАКТИКУМ  

«Освоение технологии оценивания учебных успехов»

Изучите правила 1–2 и попрактикуйтесь, а затем изучите правила 3, 4, 6.  

1-е правило. «Что оценивать?». Оцениваться может любое действие (предметное, метапредметное, личностное). Фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи).  

Составьте (подберите) письменное задание по применению знаний на материале  предмета.  

 

Предмет:______________________

Проверяемое         предметное знание

 

Проверяемое         предметное умение

 

Формулировка задания

 

 

Форма для записи его выполнения (строки, таблица, рисунок, тест с выбором, соотнесением и

т.п.)

 

 

 

 

2-е правило. «Кто оценивает?».  

На уроке ученик сам определяет После уроков за письменные свою оценку и (если требуется) задания оценку и отметку отметку, когда представляет определяет учитель. Ученик выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать эту имеет право скорректировать оценку и отметку, если докажет (в оценку и отметку, если докажет, что диалоге с учителем), что она ученик завысил или занизил её.  завышена или занижена.

 

Чтобы научить своих учеников отвечать на вопросы алгоритма самооценивания, попрактикуйтесь сами: обменяйтесь подготовленными заданиями, выполните их в роли учеников (с ошибками, недочетами), а потом представьте друг другу результаты и проведите самооценку – один в роли учителя будет задавать вопросы алгоритма (см. ниже),  а другой в роли ученика отвечать на них.  

Вопросы алгоритма самооценивания (в процессе обучения задает учитель)

Ответы в роли

ученика, не

владеющего алгоритмом

Реакция учителя на ответы ученика

1-й шаг. В чем заключалось задание? Какая была цель?  

 

 

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение?  

 

 

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

 

 

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью? (далее, начиная со 2-го кл):

 

 

5-й шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)? Здесь либо уровни успешности (правило 6), либо традиционные критерии: 5 – все правильно, 4 – недочеты, одна-две ошибки, 3 – выполнено чуть более половины требуемого, 2 – менее половины требуемого. 

 

 

6-й шаг. Какую поставишь себе отметку?  

 

 

3-е правило. «Сколько ставить отметок?». За каждую учебную задачу, показывающую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится отдельная отметка. 

4-е правило. «Где фиксировать отметки и оценки?». Предметные отметки (минимально – только за контрольные работы) выставляются в таблицу результатов в графу того умения, которое было основным в ходе выполнения задания.  

6-е правило. «По каким критериям различать отметки?». Отметка определяется по универсальной шкале трех уровней успешности, которые могут переводиться в любые балльные отметки.  

Необходимый (базовый) уровень – типовая, многократно отработанная задача. Полностью справился с ней – «хорошо» («4»); частично справился (с недочетом, с помощью) – «норма, удовлетворительно» («3»).    

Повышенный (программный) уровень – нестандартная задача, непривычная ситуация. Полностью справился  – «отлично» («5»), частично – «приближается к отлично» («4+»).  

Максимальный (необязательный) уровень – «сверхзадача», материал не изучали, не отрабатывали. Полностью справился – «превосходно» («5 и 5+»), частично – «5-».  

5-е правило. «Когда ставить отметки?».  За задачи, решенные при изучении новой темы, по желанию ученика (право на ошибку). За каждое задание контрольной работы отметка – всем, но с правом пересдачи.

7-е правило. «Как выводить итоговые оценки и отметки?». Итоговая оценка – характеристика уровня продемонстрированных умений. Итоговая отметка – среднее арифметическое всех выставленных отметок.

 

Приложение  

Тематические проверочные работы по биологии, 9 класс.

 

ЗАЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ

по теме: «Клетка, состав, строение, функции органоидов»

 

Задание 1. Дополните таблицу: уровни организации живой материи.

 

Уровень организации

Элементы образующие систему

Пример

  1. Молекулярно-

генетический

  1. ?
  2. Тканевой

.

.

.

8. Биосферный

                  ?

Органоиды, ВМС

                  ?

 

 

 

………………….

.

гены, нукл. к-ты

              ?

              ?

 

 

 

…………………

 

Задание 2. Почему живые организмы называют открытыми системами?

 

Задание 3. Установите последовательную цепь событий:

а) открытие одноклеточных животных и бактерий (А.Левенгук);

б) открытие клетки (Р.Гук);

в) создание клеточной теории (М.Шлейден, Т.Шванн);

г) открытие клеточного ядра (Р.Броун);

д) утверждение, что каждая клетка происходит от другой путем деления (Р.Верхов).

 

Задание 4. Закончите высказывание:

  1. В зависимости от расположения клеточного материала клетки делятся на ……………..
  2. Общими свойствами всех клеток являются ………………….
  3. Являясь паразитами на генетическом уровне вирусы вне клетки не способны к ……………………….
  4. Сходство строения и жизнедеятельности клеток царств живой природы свидетельствует о ……………………..
  5. К биоэлементам органогенам относят: ……………..
  6. В расщеплении отмерших частей клетки участвует органоид

………………

 

Задание 5. Одним из условий создания прочной кормовой базы для животноводства является обеспечение сбалансированности кормов по белку. Исходя из строения и функций молекулы белка, сформулируйте вывод, почему белковым кормам придается такое большое значение.

 

Задание 6. Фрагмент одной из цепей ДНК состоит из нуклеотидов:            

А Ц А Ц Г Ц Г Г Т Г А.

Определите последовательность нуклеотидов во 2-ой цепи ДНК и в РНК.

 

Задание 7.. Найдите ошибки в приведенном тексте.1. Молекула воды – это диполь.

  1. Вещества, растворяющиеся в воде, называются гидрофобными.
  2. Атомы водорода и кислорода в молекуле воды связаны между собой ионной связью.
  3. Молекулы воды связаны между собой слабыми водородными связями.
  4. Наличие этих связей придает воде структурированность.
  5. Многие мелкие организмы удерживаются и передвигаются по поверхности воды благодаря высокой теплоемкости воды.

 

 

 

 

 

Задание 8. Найдите соответствие между строением и функцией вещества и его видом.

 

Строение и функции 

 

Виды 

1. Состоят из остатков молекул      глицерина и жирных кислот.

А. Липиды

Б. Белки

  1. Состоят из остатков молекул аминокислот.
  2. Защищают организм от переохлаждения.
  3. Защищают         организм         от         чужеродных веществ.
  4. Относятся к полимерам.
  5. Не являются полимерами.

 

Задание 9. Установите, в какой последовательности происходит процесс редупликации ДНК:

а) раскручивание спирали молекулы;

б) воздействие ферментов на молекулу;

в) отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК;

г) присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов;

д) образование 2-х молекул ДНК из одной.

 

Задание 10. Установите соответствие между строением и функцией и органоидом клетки, для которого они характерны

Строение и функции 

Органоиды 

  1. Состоит из полостей с пузырьками на концах.
  2. Состоят из системы связанных между собой канальцев.
  3. Окисляют органические вещества до мономеров.                                                                      

А. Лизосомы

Б. Митохондрии

В. ЭПС

        Г.         Комплекс

Гольджи

  1. Участвуют в биосинтезе белка.
  2. Окисляют органические вещества до СО2 и Н2О.
  3. Участвуют в образовании лизосом.
  4. Отграничены         от         цитоплазмы         двумя

мембранами.

  1. Содержат кристы.
  2. Участвуют в обновлении и росте плазматической мембраны.
  3. Осуществляет транспорт веществ в разные части клетки.

Задание 11. Заполните схему: строение растительной клетки

 

1. Протопласт. 2. Цитоплазма. 3. Гиалоплазма. 4. Двумембранные органоиды. 5. Пластиды. 6. Лизосомы. 7. ЭПС. 8. Одномембранные органоиды. 9. Аппарат Гольджи. 10. Целлюлозная оболочка. 11. Ядро. 12 Немембранные органоиды. 13. Рибосомы. 14. Ядрышко. 15. Хромосомы. 16. Нуклеоплазмы. 17. Митохондрии.

 

Задание 12. Дайте определения понятиям: кариотип, гомологичные хромосомы, нуклеоид.

 

Задание 13. Сравните клетки про- и эукариот. Ответ представьте в виде таблицы.

 

Задание 14. Какие практические выводы можно сделать из наблюдения плазмолиза и деплазмолиза растительной клетки. Возможен ли плазмолиз в животной клетке. Ответ поясните.

 

Задание 15. Где в быту вам приходится наблюдать денатурацию белка? Возможен ли в данной ситуации процесс ренатурации? Ответ поясните.

 

Задание 16. Выпишите из перечня структурных компонентов клетки характерные: а) и для растительной и для животной клеток; б) структурные компоненты, относящиеся только к растительной клетки; в) выделите органоиды, выполняющие следующие функции: синтез белка; хранение наследственной информации; синтез АТФ.

 

  1. Митохондрии                                    
  2. Пластиды                            
  3. Рибосомы                            
  4. Вакуоли                                      5. Капли жира                                    
  1. Эндоплазматическая сеть                  
  2. Жгутики
  3. Хромосомы                                    
  4. Реснички
  5. Крахмальные зерна
  6. Наружная мембрана
  7. Лизосомы
  8. Комплекс Гольджи
  9. Ядро
  10. Клеточный центр
  11. Клеточная стенка

 

 

ОТВЕТЫ

Тема: «Клетка, состав, строение, функции органоидов»

 

Задание 1.  

 

Уровень организации

Элементы образующие систему

Пример

  1. Молекулярно-

генетический

  1. Клеточный
  2. Тканевой

.

.

.

 

 

 

8. Биосферный

Молекулы

Органоиды, ВМС

Клетки

 

 

 

 

 

 

Биоценоз

гены, ДНК, РНК клетки         про-         и

эукариот

Ткани:

мышечная,         нервная

эпителиальная, соединительная; покровная,         основная, проводящая, образовательная

 

Биосфера Земли

Задание 2. Организмы называют открытыми системами, т.к. для жизни им необходим постоянный обмен веществ и энергии с окружающей средой. При прекращении обмена организм погибает.

 

Задание 3. б – а – г – в – д.

 

Задание 4.  

1) прокариоты и эукариоты; 2) обмен веществ и энергии, рост и развитие; размножение, раздражимость; 3) самовоспроизведению и метаболизму; 4) родстве организмов; 5) кислород, углерод, водород, азот; 6) лизосома.

 

Задание 5. Белки являются ВМС, состоящими из аминокислот. Белки входят в состав клеточных мембран, являются ферментами, без которых не проходит ни один процесс в организме.

 

Задание 6. 2-ая цепь ДНК Т-Г-Т-Ц-Г-Ц-Ц-А-Ц-Т    и-РНК А-Ц-А-Г-Ц-Г-Г-У-Г-А

 

Задание 7.

  1. Вещества, растворимые в воде называют гидрофильными.
  2. Атомы водорода и кислорода связаны ковалентной связью.

6. Перемещаются благодаря поверхностному натяжению

 

Задание 8. АБАББА

 

Задание 9. бавгд

 

Задание 10. ГВАВБГББГВ

 

Задание 13.  

 

признаки

прокар иоты

эукариоты

        А         черты

сходства

наличие плазматической мембраны

цитопла

зма

рибосом

ы

 

Б черты отличия ядра хромосомы органоиды

 

клеточная

стенка

нуклеои

д

кольцев

ая

отсутств

уют

 

муреино

вая  

отсутствует линейные митохондрии, ЭПС, лизосомы, аппарат Гольджи и т.д.

у растения – целлюлозная, у грибов –

хитиновая, у животных – отсутствует.

 

Задание 14.

  1. Нельзя поливать соленой водой.
  2. При внесении удобрений обязательно полить.
  3. Нельзя пересаживать растения без учета осмотического давления в его клетках. В животной клетке отсутствует вакуоль с клеточным соком, поэтому плазмолиз невозможен.

 

Задание 15. При варке мяса, яиц ренатурация невозможна, т.к.

нарушается первичная структура белка.

 

Задание 16.  

а) 1,3,6,8,11,12,13,14;

б) 2,4,5,10,16;

в) 3,6,8,14,1.

 

ЗАЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ по теме: «Клеточный метаболизм»

 

Задание 1. Установите соответствие между особенностью питания организма и его типом.

Особенности питания 

Типы организмов 

  1. Захватывают пищу путем фагоцитоза.
  2. Используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ.
  3. Получают пищу путем фильтрации воды.
  4. Синтезируют органические вещества из неорганических.
  5. Используют энергию солнечного света.

А. автотрофы

Б. гетеротрофы

Задание 2. Установите последовательность процессов биосинтеза белка в клетке.

А. Синтез иРНК на ДНК.

Б. Присоединение аминокислоты к тРНК.

В. Доставка аминокислоты к рибосоме.

Г. Перемещение иРНК из ядра к рибосоме.

Д. Нанизывание рибосом на иРНК.

Е. Присоединение двух молекул тРНК с аминокислотами к иРНК.

Ж. Взаимодействие аминокислот, присоединенных к иРНК, образование пептидной связи.

 

Задание 3. Заполните таблицу:  

Этапы энергетического обмена.

Признаки

I этап

II

этап

III этап

  1. Название этапа
  2. Что расщепляется до каких веществ
  3. Что активизирует расщепление
  4. Где происходит расщепление
  5. Куда расходуется энергия

 

 

 

 

Задание 4. Подберите эквиваленты к терминам:

  1. Ассимиляция
  2. Метаболизм
  3. Транскрипция
  4. Трансляция
  5. Комплементарность
  6. Диссимиляция

 

Задание 5. Составьте прогноз: что произойдет, если при митозе нарушится веретено деления. Приведет ли это к изменению фенотипа?

 

Задание 6. Закончите предложения:

  1. Фотосинтез происходит в ……………………
  2. Первая фаза фотосинтеза называется ……………… или ………………….
  3. В световую фазу фотосинтеза энергия электрона расходуется на

образование ………………………

  1. Световая фаза фотосинтеза происходит в …………………….., а темновая в …………………….
  2. Конечным продуктом фотосинтеза является ………………………

 

Задание 7. Найдите черты сходства и черты различия процессов митоза и мейоза.

 

Задание 8. Хромосомный набор клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня перед началом митоза, в метафазе и в конце телофазы митоза. Какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

 

Задание 9. Мышцы ног при беге со средней скоростью расходуют за 1 мин. 24 кДж энергии. Сколько граммов глюкозы израсходуют мышцы ног за 25 мин. бега, если кислород доставляется кровью и мышцам в достаточном количестве (1 АТФ  40 кДж).

 

Задание 10. Участок гена, кодирующего белок состоит из последовательно расположенных нуклеотидов:  

-А-А-Ц-Г-А-Ц-Т-Ц-А-Ц-Т-А-Т-А-Ц-Ц-А-А-Г-А-А.

Определить состав и последовательность аминокислот в полипептидной цепи, закодированной в этом участке гена.

 

Задание 11. Во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующая полипептидную цепь, состоящую из 80 аминокислот, больше молекулярной массы полипептида, средняя молекулярная масса аминокислоты равна 110, а нуклеотида – 300.

 

Задание 12. Выберите правильные ответы.

Биологическое значение мейоза состоит в:

А. Появлении новой последовательности нуклеотидов.

Б. Образовании клеток с удвоенным числом хромосом.

В. Образовании гаплоидных клеток.

Г. Рекомбинации участков негомологичных хромосом.

Д. Новых комбинациях генов.

Е. Появлении большого числа соматических клеток.

 

Задание 13. Сравните фотосинтез и дыхание. Ответ представьте в табличной форме.

 

Задание 14. Представьте в виде графика расходование энергии бегуном, который в первую минуту бега израсходовал 24 кДж энергии, в третью 60 кДж, в 5-ю 40 кДж и на отдыхе 10 кДж.

Задание 15. Ответьте на вопросы:

  1. В результате какого процесса окисляются липиды?
  2. В результате какого процесса происходит синтез 36 молекул АТФ?
  3. В результате какого процесса при фотосинтезе образуется кислород?
  4. В результате какого процесса организмами используется энергия окисления неорганических соединений? 5. Что выполняет роль матрицы при синтезе молекул и-РНК?

 

ОТВЕТЫ по теме: «Клеточный метаболизм»

 

Задание 1. БББАА

 

Задание 2. АГДБВЕЖ

 

Задание 3. Заполните таблицу:  

Этапы энергетического обмена.

Признаки

I этап

II этап

III этап

1. Название этапа

Подготовительн ый

Анаэробны

й (гликолиз)

Аэробный

        2.         Что

расщепляется  до каких веществ

ВМСМономер

ы углеводыглюк

оза

белкиаминоки

слоты жирыглицери

н + жирные кислоты

глюкоза

2ПВК + 2АТФ

+ НАДФН2 

ПВКСО2

2О

        3.         Что

активизирует расщепление

ферменты

АТФ, ферменты

ферменты

4. Где происходит расщепление

лизосомы, ЖКТ

цитоплазма

митохондрии

        5.         Куда

расходуется энергия

рассеивается         в виде тепла

запасается в виде 2-х АТФ

запасается         в виде 36 АТФ

 

Задание 4.  

1. Образование. 2. Обмен веществ. 3. Переписывание. 4. Передача. 5. Соответствие, дополнение. 6. Распад.

 

Задание 5. При разрушении веретена деления, хромосомы могут разойтись в анафазе неправильно. Т.к. процесс происходит в соматических клетках к изменению фенотипа это не приведет.

 

Задание 6. 1. в хлоропластах зеленых растений. 2. световая или биофизическая. 3. АТФ. 4. на мембране тилакоидов. 5. в строме хлоропластов.

 

Задание 7. Черты сходства: деление ядер, распределение хромосом; одинаковые фазы деления: профаза, метафаза, анафаза, телофаза; делению предшествует интерфаза и процесс удвоения ДНК.

        Черты отличия:          число делений            митоз -  1; мейоз -  2

                           количество клеток         2;                  4          

                           набор хромосом          2п;                  п

 

Задание 8.                                   Митоз

интерфаз

а

профаза

метафаза

анафаза

телофаза

2п2с2п

2п 4с

2п 4с

2п 2с

2п2с

п – число хромосом; с – число молекул ДНК.

Перед началом митоза в интерфазе 2п2с, т.е. 28 хромосом, 28 ДНК; после интерфазы – 2п4с, т.е. 28 хромосом, 56 ДНК; в метафазе число хромосом и ДНК сохраняется 2п4с; в анафазе хроматиды расходятся и в телофазе остаются 2п2с, или 28 хромосом и 28 ДНК.

 

Задание 9.  

С6Н12О6 + 6О2  6СО2 + 6 Н2О + 38 АТФ. 1 АТФ  40 кДж; 38 АТФ = 40х38 = 1520 кДж.

 

  1. За 1 мин бегун расходует 24 кДж     За 250 мин – 24 х 25 = 600 кДж.
  2. Из 1 г-мол глюкозы, или 180 г. образуется 1520 кДж

    х                                                                      600 кДж

 

 х =  

 

Задание 11.

  1. М.м. аминокислот равна 110х80=8800
  2. Участок гена, кодирующего данный белок содержит: 803=240 нуклеотидов.
  3. М.м. участка гена равна: 300240=72000. 4) М.м. участка гена больше м.м. полипептида в 72000:88008,2 раза.

 

Задание 12.  ВГД

 

Задание 14.

 

             1            2            3            4            5   мин. отдых  

Задание 15.

  1. Энергетического обмена.
  2. Аэробного окисления ПВК в митохондриях.
  3. Фотолиз воды.
  4. Хемосинтеза. 5. Одна из цепей ДНК.

 

 

 

ЗАЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ по теме: «Эволюция»

 

Задание 1. Выберите три верных ответа из предложенных.

Результатом эволюции является:

А. появление новых засухоустойчивых растений.

Б. возникновение новых видов в изменившихся условиях среды.

В. выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота.

Г. формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях.

Д. сохранение старых видов в стабильных условиях обитания. Е. получение высокопродуктивных бройлерных кур.

 

 

 

 

 

Задание 2. Установите соответствие между признаком отбора и его видом.

Признаки отбора 

Виды отбора 

  1. Сохраняет особей с полезными в данных условиях среды изменениями.
  2. Способствует созданию организмов с нужными человеку наследственными изменениями.
  3. Приводит к созданию новых пород животных и пород растений.
  4. Проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида в природе.
  5. Действует в природе миллионы лет.
  6. Приводит к образованию новых видов и формированию приспособленности к среде.
  7. Приводится человеком.

А. естественный отбор

Б.искусственный отбор

 

Задание 3. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса. А. Борьба за существование.

Б. Размножение особей с полезными изменениями.

В. Появление в популяции разнообразных наследственных изменений.

Г. Сохранение преимущественно особей с полезными в данных. Д. Формирование приспособленности к среде обитания.

 

Задание 4. Сравните характеристики главных направлений биологического прогресса.

Направления биологического прогресса

Чем характеризуется  

При меры

1. Ароморфоз.

2.  

3.

 

 

 

Задание 5. Дайте определения понятиям:

  1. Атавизм
  2. Биологический прогресс
  3. Дегенерация.
  4. Реликты.
  5. Эндемики. 6. Популяция.

 

Задание 6. Чем кровеносная система птиц и млекопитающих отличается от кровеносной системы земноводных?

 

Задание 7. Закончите предложения:

  1. Резкое возрастание численности особей в популяции, при котором возникает недостаток ресурсов, приводит к ……………………
  2. Роль рецессивных мутаций в эволюции состоит в том, что они

………….

  1. Наиболее напряженной формой борьбы за существование считают

……………………

  1. Наследственная изменчивость играет большую роль в эволюции, так

как она способствует………………………

  1. Несмотря на появление мутаций в популяции, борьбу за существование между особями, новый вид не может возникнуть без действия

……………..

 

Задание 8. Выберите верные утверждения.

  1. Внутренний скелет впервые сформировался у хордовых.
  2. Наиболее вероятными предками пресмыкающихся были кистеперые рыбы.
  3. Важнейшие ароморфозы, обеспечивающие выход древних земноводных на сушу, - появление чешуи и слизи на поверхности тела.
  4. К ароморфозу не относится превращение конечностей китов в ласты.
  5. Идиоадаптции приводят к возникновению родов.
  6. Эволюция бычьего цепня сопровождалась дегенерацией.
  7. Эволюция бычьего цепня привела к биологическому регрессу этого вида животных.
  8. Появление у позвоночных животных расчлененной конечности – пример ароморфоза.
  9. Появление второго круга кровообращения у земноводных – пример идиоадаптции.
  10. Упрощение внутреннего и внешнего строения организмов называют регенерацией.

 

Задание 9. Найдите ошибки в приведенном тексте.

1. Основные классы типа членистоногих – Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные – три пары. 3. Речной рак имеет простые глаза, а пауккрестовик сложные. 4. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью легочных мешков и трахей.

 

Задание 10. Почему повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?

 

Задание 11. Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните появление мимикрии на основе эволюционной теории.

 

Задание 12. Составьте вариационный ряд и вариационную кривую жирности молока у 30 коров стада одного из животноводческих хозяйств. Жирность молока.

,2

,0

,3

,2

,9

,5

,5

,0

,3

,4

,5

,2

,3

,3

,4

,0

,2

,6

,7

,5

,4

,9

,1

,9

,1

,3

,9

,4

,5

,5

 

Задание 13. Составьте общую схему классификации живых организмов.

 

Задание 14. Напишите мини-рассказ для учеников младших классов об эволюции органического мира.

 

Задание 15. Из приведенного перечня выберите факторы, способствующие видообразованию:

1) малочисленность вида; 2) многочисленность вида; 3) сравнительно однообразные условия существования; 4) разнообразные условия существования; 5) маленький ареал; 6) большой ареал; 7) острая борьба за существование; 8) относительно слабая борьба за существование; 9) изоляция; 10) дивергенция; 11) наследственная изменчивость; 12) популяционные волны; 13) естественный отбор.

 

ОТВЕТЫ по теме: «Эволюция»

 

Задание 1. БГД

 

Задание 2. АББАААБ

 

Задание 3. ВАГБД

 

Задание 4.

Направления биологического прогресса

Чем характеризуется  

Примеры

  1. Ароморфоз.

 

 

 

 

  1. Идиоадаптации

 

 

 

 

 

 

  1. Дегенерация

Общий         подъем организации, приводящей к образованию крупных таксономических единиц

 

Мелкие         изменения, приводящие к появлению новых видов и родов. Позволяют

приспособиться         к

конкретной среде

 

Упрощение строения

Половой процесс, многоклеточность; появление         органов; конечностей; и т.д.

 

Форма         цветков, клювов,         окраска насекомых,         птиц, цветков и т.п.

 

 

 

Отсутствие пищеварительной системы у ленточных червей;         листьев         у

растений-паразитов

 

Задание 7.

1. Обострению борьбы за существование; 2. Являются скрытым резервом наследственной изменчивости; 3. Внутривидовую; 4. Генетической неоднородности популяции; 5. Движущего отбора.

 

Задание 8. 1, 4, 5, 8

 

Задание 9. 2. Насекомые имеют 3 пары ног; а паукообразные – 4.

 3. Речной рак имеет сложные, фасеточные глаза, а пауки – простые.

 5. Паук-крестовик дышит с помощью легких, а майский жук с помощью трахей.

 

Задание 10. При действии ядохимикатов выживают особи, на которых этот яд не действует или возникает мутация, которая  помогает особям выжить. Признак распространяется в популяции благодаря скрещиванию выживших особей. Действует движущая форма естественного отбора.

 

Задание 11. Появившаяся мутация выгодна для мух, т.к. их не склевывают птицы. Мутация закрепляется и распространяется. Действует движущий отбор.

 

Задание 12.

 3,2-3,3-3,4-3,5-3,6-3,7-3,9-4,0-4,1-4,2

   3    4    4    5    1     1    2    2    1    1  

Задание 13.

        3,2         3,3         3,4         3,5         3,6         3,7         3,8         3,9         4,0         4,1  жирность, г

 

Задание 15. 2,4,5,7,9,10,11,12,13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты мониторинга метапредметных и личностных результатов

Мониторинг сформированности метапредметных и личностных результатов учащихся 5 - 6 классов по русскому языку...

Результаты мониторинга метапредметных и личностных результатов

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные...

Результаты мониторинга метапредметных и личностных результатов

Результаты мониторинга метапредметных и личностных результатов: 2019-2020 уч.год в 5 классе Проверочная работа (интегрированная) 5  класс III ч 2019-2020 уч.г Учитель: _Хадаева С.Б.Оце...

Результаты мониторинга метапредметных и личностных результатов:

Результаты мониторинга метапредметных и личностных результатов:Результаты экзамена по математике в формате ЕГЭ (профильный уровень), ОГЭ, ВПР....

Результаты мониторинга метапредметных и личностных результатов:

Результаты мониторинга метапредметных и личностных результатов:Результаты экзамена по математике в формате ЕГЭ (профильный уровень), ОГЭ, ВПР....

Результаты итогового мониторинга метапредметных и личностных результатов

Результаты итогового мониторинга метапредметных и личностных результатов (на конец учебного года)...