№ п/п | Название образовательной технологии (с указанием автора) | Цель использования образовательной технологии | Описание порядка использования (алгоритм применения) технологии в практической профессиональной деятельности
| Результат использования образовательной технологии |
1. | Технологии развивающего обучения: личностно ориентированное обучение (автор И.С.Якиманская)
| Развитие у учащихся механизмов саморазвития, самореализации, самовоспитания.
|
Преимущества использования технологии: |
-ученик становится субъектом деятельности; -учитель становится координатором, организатором деятельности учеников, формирует критерии и навыки самоанализа; -перевод ученика в режим саморазвития; -продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся; -рефлексия. Данная технология используется: на уроках изучения нового материала, закрепления, обобщения, на семинарах, уроках - зачётах. Технология даёт учителю учитывать познавательные интересы учащихся, устранять перегрузку программ, развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей, создавать психологический комфорт в учебе. Материал даю учащимся на одном уровне, а проверку знаний, умений и навыков веду на трех уровнях. Слабые учащиеся могут использовать опорные конспекты, которые помогут ученику за короткий промежуток времени вспомнить основную информацию и сделать выводы по конкретной теме. Кроме этого, контроль провожу в виде взаимопроверки, разноуровневых тестов, химического диктанта. Использую приём: «Хочу спросить»: любой на уроке при опросе может задать вопрос товарищу. При контроле применяю такие задания: подпиши название лабораторного оборудования, распознай тип химической реакции, вставь пропущенные слова, найди общие закономерности, установи соответствие, узнай меня. |
| Обучение по данной технологии ведет к обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления; осуществляются объединение, интеграции различных дисциплин, достигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода. На уроке преобладает эмоционально положительный настрой на работу. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения. Стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока. Создание реальных ситуаций выбора и успеха, повышение интереса к познавательной деятельности. Награды за участие в конкурсах и олимпиадах. |
2. | Технология проблемного обучения (автор Д. Дьюи – американский философ, психолог и педагог)
| Активизация учебного процесса. Основа метода: создание проблемной ситуации, при которой обучающиеся не располагают нужными знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений. Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления. | Для решения проблем на уроках, создаются ситуации, побуждающие обучающихся к их решению. Формы учебных занятий различные: 1)на основе дискуссионной деятельности (семинары, структурированные дискуссии, проблемно-практические дискуссии); 2)на основе исследовательской деятельности (практические занятия, проблемно-лабораторные занятия, исследовательские уроки); 3)традиционные уроки с повышенными аспектами (лекция, семинар, зачет, конференция, экскурсия); 4)нестандартные уроки (аукцион, мозговой штурм, интервью). | Результатом системати-ческого применения технологии проблемного обучения являются: -формирование предметной компетентности; -развитие познавательной деятельности, самостоятельности и мышления; -формирование хороших, стабильных знаний предмета; -формирование творческих способностей. |
3. | Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе (Г.К.Селевко, А.А.Кардач) | Развитие информационных и коммуникационных компетенций учащихся. | Модель использования ИКТ на уроке: -демонстрация компьютерной презентации; -тестирование с выбором ответов; -написание самостоятельной работы; -отработка технических навыков с помощью компьютерного тренажёра; -использование электронных учебников; -использование ЭОР на уроках. Это способствует экономии времени и эффективности учебного процесса. Модель использования ИКТ вне урока: -поиск информации в Интернете и других источниках; -подготовка выступления и само -выступление с использованием презентаций. С помощью ИКТ усиливается информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом которой является формирование более эффективной модели обучения, повышается мотивация к изучению общественных дисциплин.
| Результатом использования технологии являются: -расширение кругозора учащихся (используется материал из разных информационных источников); -формирование творческой деятельности обучающихся, что в свою очередь ведёт к повышению качества знаний; -активизация познавательной деятельности учащихся – получение большей информации за меньшее время. Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет: - более рационально и эффективно использовать учебное время; снижать нагрузку на учащегося, способствуя здоровьесбережению; - создать персональный сайт учителя с целью открыть «дверь» в свою творческую мастерскую учащимся, педагогической и родительской общественности для обобщения и распространения профессионального опыта. |
4. | Метод проектов как способ интеграции предметов естественно-математического цикла (авторы: Дж.Дьюи, В.К. Колпатрик, С.Т. Шацкий) | Формирование у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений. Выявление талантливых детей.
| Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. На практике учащимся предлагается несколько тем проектов; обсуждается план работы над проектом, определяются источники информации, распределяются роли в группе, определяются этапы самостоятельной работы и сроки выполнения; происходит сбор информации, корректировка промежуточных задач, оказывается помощь в тупиковых ситуациях; оформляются результаты и делаются выводы; работа представляется и результаты оцениваются. Проектный метод мною используется чаще всего во внеурочное время. С мини-проектами работаю на уроках. Мои ученики являются участниками и победителями не только школьной научно-практической, но и районной конференции, а также всероссийского конкурса учебно-исследовательских проектов.
| Результатом использования технологии являются: -умение самостоятельно планировать свою деятельность, ориентироваться в свободном пространстве; -развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления, высокая мотивация; -участие в научно-практических конференциях; -повышение качества знаний обучающихся. Проекты: 2014-2015 учебный год: 1.«Пища, которую мы едим», Литвин Анастасия; 9 класс. 2.«Экология продуктов. пищевые добавки: плюсы и минусы», Кузнецова Владислава, 8 класс. 2015-2016 учебный год: 1.«Влияние субстрата на развитие и рост лука репчатого», Захаров Иван, 5 класс. 2. «Вода в жизни человека», Кантанович Александра, 4 класс. 2016-2017 учебный год: 1.Мобильный телефон: польза и вред», Громадин Алексей, 8 класс. 2.«Исследование степени загрязнённости воздуха по состоянию снега и талой снеговой воды», Хромцова Ирина, 9 класс. 2017-2018 учебный год: Получение индикаторов из растений и исследование их кислотно-основных свойств», Чернова Ольга, 9 класс. 2018-2019 учебный год: 1. «Газированные напитки: польза или вред?» 2. «Молочные продукты: чего не договаривают производители», Астунина Елизавета, 5 класс. |
5.
| Технология учебно – игровой деятельности (авторы В. Букатов, А. Ершова)
| Обеспечение учёта возможностей и способностей учащихся и создание необходимых условий для развития их индивидуальных способностей. Раскрытие и использование субъектного опыта каждого ученика,. Повышение мотивации обучения.
|
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые являются средством побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов на учебных занятиях происходит в следующем направлении: -постановка дидактической цели перед учащимися в форме игровой задачи; -подчинение учебной деятельности правилам игры; -использование учебного материала в качестве средства достижения дидактической цели; -использование в учебной деятельности элемента соревнования, что позволяет перевести дидактическую задачу в игровую. Данная технология мною используется очень часто при проведении обобщающих уроков, (например: «Атомы химических элементов», 8 класс; «Простые вещества», 8 класс; «Соединения химических элементов», 8 класс; «Металлы», 9 класс; «Неметаллы», 9 класс; «Классификация органических соединений», 9 класс. Игровые методы используются в домашних заданиях (составление ребусов, кроссвордов, головоломок, реклам, мини-сочинений и т.д.) |
| В играх закрепляются: -умения применять полученные ранее знания в практической деятельности, -умения пользоваться справочной, научно-популярной литературой. В процессе игры обучающиеся получают знания, испытывая удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, запоминанию значения химических терминов. |