урок по основам православной культуры "Молитва"
план-конспект занятия (5 класс)

Червева Анжелика Александровна

конспект урока по основам православной культуры "Молитва"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие «Молитва»

В минуту жизни трудную,

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть…

(М.Ю. Лермонтов)

(слайд 1)

Дорогие ребята! Начать настоящий урок мне хотелось бы приветствием «Христос воскресе!». (Ответ детей: «Воистину воскресе!»)

Многие из вас не подозревают, что сейчас мы уже произнесли слова молитвенного призыва, которые являются частью молитвы, ее произносят православные люди со дня Святой Пасхи до Вознесения. Думаю, что и вы, хотя бы раз в жизни произносили эти слова.

Посмотрите на слайд - Михаил Юрьевич Лермонтов четко и однозначно называет главное оружие в борьбе с жизненными невзгодами – молитву.

Я назову лишь некоторые, яркие и очевидные примеры помощи Божией по молитвам людей.

(слайд 2)

1. В 1994 году группа бойцов нашего спецназа ВДВ, уходя от преследований сепаратистов, укрылась в полуразрушенном здании Госуниверситета в г. Грозном. Здесь спецназовцы обнаружили бойцов нашей пехоты - это были «ребята-срочники» во главе с капитаном. Они объединились и заняли оборону, ожидая подмогу.

Лейтенант Николай Кравченко, командир снайперского взвода, сделал все, что могло зависеть от снайпера, но силы были неравны: натиск террористов нарастал, а наши возможности таяли.

Когда положение стало совсем безнадежным, лейтенант взмолился к Богу: «Господи, сделай так, чтобы мы могли вырваться живыми из этого ада! Если останусь жив - тебе построю храм!»

Тут же пришла мысль: надо решиться как можно скорее на прорыв, может, хоть кто-то останется в живых.

Решились.

Лейтенант Кравченко описывает дальнейшие события так: Вокруг нас непрестанно голосили: «Аллах Акбар!», давя на психику и пытаясь поработить волю.

И тут мы как-то разом решили, что будем кричать наше русское: «Христос Воскресе!». Это было странное, подсказанное извне решение. Не секрет, что в других отчаянных ситуациях мы все время орали матом, и вдруг совсем противоположное - святое: «Христос Воскресе». Мы вдруг почувствовали такую силу, такую свободу, что все сомнения совсем улетучились. С этими словами мы бросились на прорыв, и началась рукопашная схватка.

В результате все мы прорвались. Все до одного.

(слайд 3)

2. Узнав о высадке шведов, 20-летний князь Александр спешит в храм Святой Софии, молится, а выйдя из храма, обращается к малой дружите: «Не в силе Бог, но в правде; помянем песнопевца Давида, глаголюща: сии во оружии, а сии на конех, мы же во имя Господа Бога призовём...», выступает в поход и возвращается с победой, став навсегда Александром Невским

(слайд 4)

3. Перед штурмом Измаила Суворов отдает приказ: «Сегодня молиться, завтра поститься, послезавтра победа или смерть». Часто говорил Суворов: «Без ... молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай».

Вот какую силу имеет молитва!

(слайд 5)

А можете ли вы назвать случай из вашей жизни или из жизни ваших знакомых, родственников, который невозможно назвать иначе, как Промыслом Божиим? Когда мы говорим: «Случилось чудо!».

(ответы детей)

(слайд «Картинка с водой»)

Что вы видите на слайде? (Снежинка, молекула воды) Вспомните курс физики, в чем чудо этого феномена? (ответы детей) Правильно, чудо в том, что не бывает двух одинаковых снежинок! Но чудо еще и в том, что на каплю воды могут оказывать влияние слова. Давайте посмотрим небольшой фильм об этом

(фильм)

Ваши впечатления о фильме? (ответы детей) Получается, что молитва благотворно влияет на воду. Кто помнит биологию, на сколько процентов человек состоит из воды? (на 70) Значит, молитва благотворно влияет и на человека.

Каково же значение слова «молитва»?

- (Ответы детей)

Устаревшее значение слова «молитва» - мольба, горячая просьба о чем-либо.

В словаре  Владимира Ивановича Даля говорится, что слово «молитва» образовано от слова молить - маливать кого о чем; просить смиренно, покорно и усердно.

(прикрепить на доску слова «Смиренно», «Покорно», «Усердно»)

(слайд 6.1) Так кого же и о чем мы просим?

(Ответы детей)

Все правильно, к кому мы обращаемся с молитвой - понятно: к Богу, к пресвятой Богородице, святым, своему ангелу-хранителю, архангелам. А знаете ли вы что-либо о том святом, чье имя вы носите? (Ответ одного ребенка). Ребята, кто знает, как обратиться с молитвой к своему святому? (никто из ребят не знает этой короткой молитвы) Раздать им листочки с молитвой, где пропущено имя. Теперь у вас есть очень короткая и простая молитва к вашему святому, которой вы можете пользоваться в важные моменты своей жизни.

А о чем просить?

- (ответы детей)

- О том, чего нам не достает, чего мы еще не имеем, мы просим с верою у Господа

Академик богословских наук Алексей Осипов, комментируя слова одного святого, который говорил так:  «Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтобы не прогневать Бога малоумием своим. Просящий у царя царей чего-нибудь ничтожного уничижает его». Тогда о чем молиться? Осипов отвечает: «Господи, да будет воля Твоя. Ты знаешь, что мне нужно, что мне полезно»

(слайд 6.2)Как вы понимаете эти слова?

(ответы детей)

Все правильно, ребята, иногда мы просим чего-либо, не зная, на пользу ли нам будет просимое, или во вред.

Можете ли вы привести примеры, когда человек молился, просил у Бога чего-либо, получал это, и ему было просимое не во благо?

(ответы детей)

(пример с монахом на мерседесе).

(слайд 6.3) А почему нужно молиться смиренно?

- (ответы детей)

Давайте представим, что вы помыслили о совершении зла ближнему: сказать грубое или обидное слово, проявить корысть. Силой воли вам удалось избежать этого соблазна, ты крайне рад этому, мысленно собой гордишься, т.о. попадаешь в новую ловушку приятной самодовольной мысли: какой я замечательный. Получается, что победа оборачивается поражением.  Если бы ты обратился с просьбой к Богу о том, чтобы он  тебя вразумил, ты бы избежал самодовольства. Смирение напоминает душе о том, что все, что мы имеем в этой жизни, дано нам от Бога, что ничего сами мы не можем и ничего плохого или хорошего не произойдет без попущения Всевышнего.

= (Слайд 6.4) А если человек молился и не получил просимого? Как к этому относиться?  

(ответы детей)

Действительно, многие люди не получив того о чем просили, начинали сомневаться в Боге и его помощи. По этому случаю есть короткий анекдот, который показывает, что Бог слышит всегда, но мы не всегда замечаем эту помощь. (Анекдот с утопленником).

=Я думаю, что теперь мы поняли,  о чем можно молиться и как. А как вы думаете, может ли быть молитва без веры? ++++Ваши примеры?

- (ответы детей)

Неслучайно говорят: «Молитва является одним крылом, вера - другим, и они возносят нас к небу. С одним крылом никто не может летать. Молитва без веры также бессмыслена, как вера без молитвы»

Вы помните историю, о чеченском прорыве, которую мы упомянули вначале нашей встречи?

Ее рассказал бывший разведчик спецназа Николай Кравченко,  теперь священник Русской Православной церкви.  Эта история - еще один пример спасения через молитву и путь к Богу.

Частое повторение молитвы важно: непрерывными взмахами крыльев птица взлетает выше облаков, пловец многими взмахами рук достигает желанного берега. Но если птица перестанет летать, то она неизбежно останется на земле, а пловцу просто утонет. (Показать слово «усердно»)

«Христос Воскресе!» Серафим Саровский  придавал этим словам особое значение и с этим приветствием обращался к людям не только в дни Святого праздника.

Христос Воскресе! Пусть эта молитва звучит в ваших сердцах, я надеюсь, что сегодняшний разговор будет вам в чем-то полезен.

Завершить наше занятие я бы хотел риторическим вопросом : «К кому вы обратитесь за помощью в трудной ситуации: к незнакомому человеку (например, ко мне) или к тому, кого вы хорошо знаете (например, ваш друг)?» Очевидно!

И в молитвах мы обращаемся к Богу, к Богородице, своему ангелу-хранителю и к святым, чье имя мы носим. Поэтому я даю вам задание: узнать о своем святом. Чтобы он стал для вас человеком знакомым и близким и чтобы молитва ваша была живой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Основам православной культуры:Зачем творить добро?

Урок создан на основе методических рекомендаций к учебнику А.В. Кураева "Основы Православной культуры", 4-5.Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от ...

Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"

урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...

«ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ…» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ 7-ГО КЛАССА

«ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ…» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ 7-ГО КЛАССАЦели урока:1. Раскрыть смысл Креста как символа православной веры.2. Познакомить с христианским пониманием выражения...

Урок по основам православной культуры "Апостол Павел"

Урок по основам православной культуры "Апостол Павел"...

Урок по Основам Православной культуры "Христианская семья"

Урок разработан совместно с учителями-коллегами на курсах по ОРКСЭ. Урок прошёл апробацию уже на 2-х классах, в течение 2-х лет. Тема очень интересна детям. Они с большой охотой несут фотографии своей...

Православные праздники. Презентация к уроку МХК, Основы православной культуры.

Православные праздники. Презентация к уроку МХК, Основы православной культуры....