План занятия лаборатории "Живая вода"
методическая разработка (8, 9, 10 класс)
В рамках Байкальского образовательного форума наша школа приняла участие в работе площадки "Акселератор идей - экоплощадка 113". Цель работы данной площадки: сооздание проекта детской экологической площадки в 113 микрорайоне. Наша лаборатория проводила анализ качества воды из разных источников с помощью Лабдисков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_zanyatiya_laboratorii_zhivaya_voda.docx | 30.23 КБ |
laboratoriya_zhivaya_voda.pptx | 884.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Лаборатория «Живая вода».
Воде была дана волшебная власть
стать соком жизни на земле.
Леонардо да Винчи
Цель работы: исследовать свойства воды из разных источников в 113 квартале, сформулировать гипотезу, а затем проверить ее с помощью Лабдисков и химического анализа. Разработать рекомендации по использованию воды на экоплощадке.
Оборудование: четыре ноутбука, три Лабдиска (Labdisc Biochem), интерактивная доска. Для экспериментов: пробы воды по 500 мл (водопроводная, артезианская, родниковая, речная, дистиллированная), мерный стакан 500 мл., лимон, соль.
Наглядно-дидактический материал: презентация, макеты, рисунки питьевых фонтанчиков, искусственных водоемов для экоплощадки.
ХОД РАБОТЫ ЛАБОРАТОРИИ
Этапы | Задачи этапа | Деятельность модераторов | Деятельность обучающихся |
Мотивационно-целевой этап (вызов) | Развитие мотивации обучающихся к экспериментальной деятельности. | Приветствуют участников. Проверяют готовность к работе. Предлагает отгадать загадку: Что это за вещество? На 1 кг тела коровы – 600г,утки – 700г;у медузы на 100г тела –99г. Много её – беда! Мало её – беда! Нужна нам всегда больше, чем еда. Что это? Мы с вами, как жители планеты Земля – счастливые люди. У нас есть ОНА, пробуждающая и поддерживающая жизнь, ласковая и бодрящая, журчащая и громыхающая, твердая и парящая, нераскрытая загадка природы – ВОДА. Она – наше прошлое, настоящее и залог будущего. Демонстрирует слайды: «Земля – планета поразительной голубизны!» – восторженно докладывали возвращавшиеся из далёкого Космоса первые космонавты. Да и могла ли наша планета выглядеть по–другому, если более 2/3 её поверхности занимают моря и океаны, ледники и озёра, реки, пруды и водохранилища. Вода – самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя ее, мы привыкли к ней, так что считаем ее обыденным явлением, а между тем вода удивительна и загадочна. Она подлинное чудо природы, единственное в своем роде. Сегодня мы заглянем в ее тайны. Вопрос к обучающимся: Почему наша лаборатория называется «Живая вода»? Каким параметрам должна соответствовать живая вода? Как определить эти параметры? Представим себе, что нам надо создать эстетически и экологически привлекательный проект экоплощадки около школы, Как можно использовать живую воду на площадке? Что для этого надо сделать? Сформулируйте, пожалуйста, цель работы нашей лаборатории? | Приветствуют гостей на бурятском и русском языках. Отгадывают загадку Отвечают на вопросы Предлагают различные параметры воды: прозрачность, вкус, цвет, кислотность и т.д. Предлагают варианты использования воды. Предлагают провести анализ воды. Формулируют цель работы |
Включение в систему знаний Введение и теория (5 мин.) | Осмысление новых знаний и действий Формулирование гипотезы | Доступность пресной воды – одна из самых насущных экологических проблем сегодняшнего дня. Человек сделал беспрецедентные изменения, стремясь удовлетворить свои возрастающие потребности в этом природном ресурсе. Наличие воды влияет на многие экологические процессы и человеческое общество, поэтому сохранение природных ресурсов, в том числе воды имеет большое значение. Контроль таких ценных источников считается основным методом выявления загрязнений, определения тенденций и оценки использования воды. ? Как вы думаете, что препятствует естественной очистке воды? Приведите примеры. ? Какие параметры качества воды нужно контролировать? Проведите эксперимент, который позволит ответить на следующий вопрос: Отличается ли качество разных проб воды из естественных и искусственных источников? Человек влияет, прямо или косвенно, на естественные водные ресурсы. Это приводит к изменению качества воды. С экономической точки зрения важно понимать, что воздействие на природу, в частности – водные ресурсы, неизбежно сказывается на товарах и услугах, предлагаемых экосистемой. Ведь не секрет, что многие страны испытывают недостаток пресной, чистой воды. Там она ценится очень высоко. Критичные параметры, влияющие на качество воды (факторы изменения) можно мониторить, чтобы контролировать изменения. Один из них – мутность. Это мера прозрачности воды, которая определяется взвешенными частицами ( органическими и неорганическими). С увеличением мутности, как правило повышается температура, что в свою очередь, приводит к уменьшению количества растворенного кислорода и количества проникающего в воду света. Кислотность является одним из параметров качества питьевой воды, наряду с такими характеристиками как температура, мутность, цветность, запах и привкус, прозрачность, общая жёсткость, содержание ионов, окисляемость. На величину рН воды влияет содержание карбонатов, гидроокисей, солей. Данный показатель является индикатором загрязнения открытых, а также питьевой воды. Одним из основных показателей качества воды является ее электропроводимость, так как электропроводимость воды зависит от концентрации солей. Электропроводность - это численное выражение способности водного раствора проводить электрический ток. Электрическая проводимость природной воды зависит в основном от концентрации растворенных минеральных солей и температуры. Теперь обучающихся приглашают выдвинуть гипотезу, которая должна быть проверена экспериментально. Для экспериментальной проверки гипотезы сформировано 4 микрогруппы: 1 – химический анализ воды. Группа работает заранее. анализ делается в лаборатории МУП «Водоканал». Представляют результаты в виде презентации; 2 – исследование кислотности, 3 – измерение электропроводности, 4 – измерение мутности. 2-4 группы измерения делают с помощью Лабдисков. | Отвечают на вопросы Формулируют гипотезу: Если провести мониторинг разных местных источников воды, включая природные источники питьевой воды, где качество будет наилучшим и пригодным для использования на экоплощадке? |
Экспериментальный этап (10 мин.) | Проведение экспериментов. работа в микрогруппах | Помогают работе групп. Лабдиски настроены заранее, ПО установлено на ноутбуки. |
1 группа: измеряет кислотность, показатель рН воды из разных источников 2 группа: измеряет электропроводность. 3 группа: измеряет степень прозрачности воды из разных источников, оценивая один из самых важных экологических факторов – количество осадков, или мутность. Ресурсы и материалы. Настройка Labdisc (дети заранее знакомятся с методикой измерений) |
Результаты и анализ ( 10 мин.) | Осознание учащимися своей деятельности. | Вопросы для обсуждения 1. Как вы думаете, есть ли связь между внешним видом пробы и измеренным значением мутности? 2. Какие пробы дали наименьшее и наибольшее значения мутности? кислотности? электропроводности 3. С учетом полученных данных, можно ли сгруппировать пробы по какому то критерию? Если да, то насколько велика будет разница между такими группами? 4.Соответствуют ли данные замеров вашим предположениям и гипотезе? Поясните. 5. Какая из этих проб соответствует параметрам «живой воды»? | Оформляют результаты своих экспериментов в виде графиков (используется программа Globilab). Данные демонстрируются на интерактивной доске. Анализируют результаты по группам. Группа «Химический анализ воды» представляет свою презентацию (3 мин.) После демонстрации результатов, обсуждают ответы на вопросы. |
Заключение, выводы и рекомендации. (7 мин) | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и смысла своей деятельности. | ? Какой вывод можно сделать из результатов эксперимента? Дальнейшее применение. ? Каковы основные факторы загрязнения воды в природе? (Найти дополнительную информацию для ответа). Существует большое разнообразие таких факторов. самые распространенные из них – эрозия почвы, размывание берегов, большое количество придонных рыб (они поднимают со дна осадки) и чрезмерное разрастание водорослей. Человек вносит свой вклад, сбрасывая в воду промышленные отходы. ? Как можно улучшить качество воды в домашних условиях? Учащиеся могут предложить использовать фильтры для водопроводной воды или конденсировать пар после кипячения воды. Можно стараться убрать из воды растворенные вещества. ? Какую воду можно использовать в питьевых фонтанчиках на экоплощадке? ? Как использовать остальные источники воды? | Учащиеся должны прийти к выводу, что качество воды в природных и искусственных источниках существенно отличается. Это можно объяснить промышленной очисткой воды. Качество воды из природных источников, очевидно, связано с эрозией почвы и наличием взвешенных органических веществ. Дают рекомендации по использованию воды в питьевых фонтанчиках. Демонстрируют макеты, рисунки питьевых фонтанчиков, искусственных водоемов на экоплощадке (домашние заготовки) |
Во время работы лаборатории гости могут принять участие в работе микрогрупп с детьми (3 человека). Остальные работают в группах. Задание: разработать минипроект. 1 группа – питьевой фонтанчик на детской экоплощадке, 2 группа – искусственный водоем на детской экоплощадке. Защита проектов (2-3 мин.) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа в микрогруппах: исследование качества воды
Каждая группа исследует свой параметр воды
При определении жёсткости пробы сначала подвергли титрованию, затем применили раствор « трилон Б» и индикатор «Хром т-синий » Водоём Скважина Родник Водопроводная 1,05 ж ` 2,7 ж ` 2 ,7 ж ` 2,7 ж `
Защита исследования: определение качества воды
Работа с гостями
Рекомендации: наиболее пригодная для использования на экоплощадке вода водопроводная, из скважины и родниковая. С экономической точки зрения использовать водопроводную, а к роднику проложить экологическую тропу. Речную воду можно использовать в искусственном водоёме.
Участники лаборатории «Живая вода» с Рамоновым А.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, ФОРМИР
Перспективный план по лексическим темам старшая логопедическая группа ОНР....
план- конспект урока "Воды суши" 6 класс по учебнику Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П.
разработка урока по географии 6 класс по учебнику Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Вода на Земле 5 класс
Формирование знаний о гидросфере;знакомство с составом воды...
Методическая разработка занятия "Качество воды и ее потребительские свойства. Основные источники химического загрязнения водоемов"
Ознакомление учащихся с потребительскими свойствами воды, основными источниками загрязнения водоемов...
Открытое занятие "Берегите воду"
Открытое занятие по теме "Берегите воду"...
ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ НА ВОДЕ В БАССЕЙНЕ
ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ НА ВОДЕ В БАССЕЙНЕ...
Конспект занятия "Волшебница вода"
Изучаем свойства воды....