Обобщение педагогического опыта учителя МБОУ « Умётская СОШ» Максаковой Елены Викторовны
учебно-методический материал на тему
Материал представляет собой описание педагогического опыта за межаттестационный период. Тема: "Реализация единства теории и практики – один из главных принципов современного образования". Педагогическая проблема: «Воплощение практических возможностей через творческую деятельность учащихся».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oboshchenie_pedagogicheskogo_opyta_maksakovoy_e.v.zip | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта
учителя МБОУ « Умётская СОШ»
Максаковой Елены Викторовны
Тема: Реализация единства теории и практики – один из главных принципов современного образования.
1. Актуальность и перспективность опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. В период научно-технической революции, когда наблюдается быстрый рост научных знаний и их широкое внедрение в производство, перед школой стоит задача не только вооружить своих выпускников системой прочных знаний, но и умением самостоятельно пополнять их и применять на практике.
Данная тема очень актуальна в нашей стране. Дело в том, что передовые научные идеи, теории, изобретения зачастую не находят своего практического воплощения у нас в России, что ведёт к снижению роста уровня социально-экономического развития страны.
Поэтому важно, чтобы выпускники имели истинно научные знания - это такие знания, которые помогают человеку успешно взаимодействовать с природой, совершенствовать технику и технологию, развивать производство, поднимать культурный, экономический и социальный уровень жизни людей
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Время новых технологий и быстрых перемен требует от нового поколения нестандартности, креатива, творческого подхода к решению задач. Наиболее востребованы, а, следовательно, успешны профессионалы, способные генерировать идеи, видеть разные ракурсы проблемы, обладающие навыками поискового поведения. Наивысший рейтинг в любой профессиональной среде имеют оригинальные приёмы, нестандартные подходы к решению проблем.
Учитывая актуальность темы, и развивая её в своём видении, я выбрала для себя следующую педагогическую проблему: «Воплощение практических возможностей через творческую деятельность учащихся».
Главная идея моей проблемы состоит в том, учитель должен не только давать учащимся теоретические знания, не только раскрывать возможности практического применения, но и способствовать реализации этих возможностей самими учениками. Это возможно осуществить, на мой взгляд, через личные наклонности, которые раскроются и разовьются в процессе творческой деятельности учащегося.
Физика же, на мой взгляд, имеет своей целью постижение внутренней красоты мироздания, а стройная и многообразная гармония природы доступнее человеку, который эстетически более развит. Поэтому изучение физики формирует естественнонаучное мировоззрение, расширяет кругозор, развивает творческие способности учащихся. Физика, как наука о природе, связана со многими областями знаний, и процесс творческого поиска занимает при изучении физических законов центральное место. Таким образом, именно при изучении физики учащиеся должны получать навыки творческого самовыражения посредством решения творческих заданий.
Преподавание нескольких школьных дисциплин (физика, география, астрономия, ИЗО) даёт мне больше возможностей в постановке творческих заданий и в установлении межпредметных связей.
3. Теоретическая база опыта.
Теория и практика в обучении - две неразрывные стороны единого процесса познания. В ходе обучения школьник должен не только усвоить основы научных знаний, но и овладеть способами их применения на практике, приобрести умения эффективного использования знаний в практической деятельности. Вместе с тем, решение практических задач должно являться для учащихся источником формирования познавательного отношения действительности, средством овладения новыми теоретическими знаниями.
Связь теории с практикой определяется, во-первых, тем, что теория - источник, всякой теории, любой науки. Наука порождается практичной деятельностью людей, потребностями практики, что в дальнейшем содействует ее развитию. Аналогично и в процессе обучения практика может служить исходным пунктом при изучении новых для учащихся понятий закономерностей. С этой целью могут быть использованы знания учащихся, почерпнутые ими из жизненных наблюдений и полученные ими в процессе общественно полезного труда. Могут быть использованы эксперименты, лабораторные работы, рассказ учителя об истории выдающихся научных открытий, порожденных требованиями практики и др.
Во-вторых, связь теории и практики определяется тем, что практика является критерием истинности всякой теории. Поэтому в процессе обучения, там, где это возможно, необходимы показ и проверка теоретических сведений путем эксперимента.
В-третьих, связь теории и практики определяется тем, что практика - сфера использования, применения теории. Широкое использование знаний в различных практических условиях обогащает и само теоретическое знание, делает его по настоящему обобщенным, прочным и действенным.
Теоретическое обучение должно быть организованно таким образом, чтобы его процесс и результаты, там, где это, возможно, ставили перед учащимися актуальные проблемы практического характера. Решение практических задач, в свою очередь, должно не только преследовать цель конкретизации теоретических знаний, но и создавать потребность в добывании новых знаний, ставить новые познавательные цели, формировать познавательное отношение к действительности.
Важное место в реализации принципа взаимосвязи теории и практики является решение физических задач, так как задачи развивают навык в использовании общих законов развития материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое значение. Умение решать разные типы задач - лучший критерий успешности и глубины изучения материала. В основу каждой физической задачи, как правило, положено то или иное частное проявление одного или нескольких фундаментальных законов природы и их следствий. Поэтому продуманная организация уроков решения задач позволяет на этих уроках продолжить работу по систематизации знаний.
Общепризнано, что преподавание физики в средней школе должно опираться на учебный эксперимент, который включает демонстрационные опыты, лабораторные работы и физический практикум. Цели учебного эксперимента - формировать умения и навыки применять знания на практике, использовать приборы, овладевать экспериментальным методом исследования, способствовать пониманию роли наблюдений, гипотез, теоретических выводов и экспериментов в научном познании.
Можно сделать вывод из всего выше сказанного: теория возникает и растет из практики, и ее назначение состоит в том, чтобы служить практике, освещать ее путь.
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Главная цель моего опыта: организовать учебную деятельность так, чтобы практический результат (где это возможно) был итогом обучения.
Задачи:
1.Способствовать возникновению у учащихся мотивов реализовывать свои знания на практике.
2. Выявлять и развивать практические наклонности учащихся
3. Создавать условия для активизации творческой деятельности учащихся
Работа по решению проблемы проводится мною в три этапа: Слайд № 4
1.Этап получения теоретических знаний. На этом этапе важно выполнить следующие принципы:
1. Принцип соответствия материала потребностям современной жизни (частично реализуется автоматически, т.к. законы физики – фундаментальны, а также подбором и решением физических задач выраженного практического содержания Слайд № 18)
2. Принцип последовательности, доступности.
Основной формой обучения является – урок.
2.Этап раскрытия возможностей практического применения. Очень важен, так как реализует выполнение многих задач:
1 . Повышает интерес к предмету.
2. Способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
3. Реализует принцип межпредметности обучения.
4.Помогает раскрытию личностных качеств учащихся. (Реализуется принцип индивидуализации обучения).
5. Раскрывает перед учащимся спектр его возможных профессий.
Основной формой обучения является – внеклассная деятельность (внеклассные мероприятия ). Слайды № 5 – 12
3.Этап воплощения практических возможностей через творческую деятельность учащихся – кульминация моей деятельности по проблеме, в которой преследуются цели:
1.Формирование и развитие мотивов и потребности практического воплощения своих знаний.
2. Развитие творческой деятельности, поискового характера.
Основной формой обучения является – внеклассная деятельность (кружок по физике, домашняя работа).
Основным средством обучения является проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и т.д. Слайды № 13 -21
Ежегодно в школе я провожу предметную неделю по физике, выставку рисунков и моделей к дню космонавтики, конкурс исследовательских и проектных работ по физике и астрономии «Гагаринские чтения» где реализуются задачи 2. и 3. этапов. Рекомендуя учащимся темы проектных работ, я стараюсь опираться на их интересы, предпочтения, нацеленность на будущую профессию, например темы: « Физика в живописи», «Физика в музыке», «Физические возможности гитары», «Основные принципы строительства мостов». Мои ученики участвуют в муниципальных конкурсах. Слайд
В своей работе я использую активные методы обучения
-метод проблемного обучения Слайд № 18,20
- метод алгоритмизированного обучения Слайд № 22
- метод эвристического обучения Слайд № 18
-метод исследования Слайд № 21
-метод моделирования и проектов Слайд № 19
Оптимальность и эффективность средств
Так как физика – наука экспериментальная, то основным средством обучения является эксперимент. Учитывая практическую направленность в обучении физики, считаю, что процент реального эксперимента, должен превосходить процент мультимедийного, особенно это касается лабораторного эксперимента, где учащиеся приобретают собственные практические навыки. Физические задачи выраженного практического содержания, предлагаю учащимся не только решить формально, но и продемонстрировать их на практике. (Пример: придумать схему медицинской сигнализации и собрать цепь, продемонстрировав её действие.) Слайд № 18
Но, зачастую уроки физики отличаются постоянным дефицитом времени и сложностью оборудования. И поэтому информационные технологии актуальны, прежде всего, из-за возможности наблюдения (в том числе через анимацию) таких физических процессов и явлений, которые либо невозможно провести в классе, либо невозможно наблюдать и трудно представить, понять.
Информационно-коммуникационные технологии обладают значительными возможностями в формировании физических знаний у учащихся. На своих уроках я активно использую различные презентации, созданные мной и имеющиеся в CD- диски к учебникам, видео-уроки «Кирилл и Мефодий. Также ребята создают свои мини-презентации, которыми сопровождают свои доклады и рефераты. Эта работа их очень увлекает и способствует повышению интереса к изучению физики, географии, ИЗО.
В своей работе я использую Интернет, где нахожу дополнительный материал для подготовки к урокам, олимпиадам, внеурочным мероприятия, использую ЭОР. Учащиеся также обращаются к всемирной сети, приобретая навык добывания нужной информации. Интернет ресурсы помогают учащимся решать конкретные проблемы: усвоить основные физические понятия, расширить базовый компонент, ознакомиться с ролью физики в понимании законов окружающего мира, с разнообразием качественных, вычислительных и графических задач, пользоваться электронными учебниками.
На уроках я так же использую плакаты и настенные иллюстрации, имеющиеся в кабинете. Например, при выполнении лабораторных работ в 7-8 классах, когда дети получают первые навыки работы с лабораторным оборудованием, целесообразно обратить их внимание на плакаты, демонстрирующие правильное пользование измерительными приборами Слайд № 22. При изучении внутреннего устройства приборов и механизмов эти средства обучения так же имеют место. Слайд № 22
При проведении самостоятельных и проверочных работ часто использую раздаточный материал. Слайд №23
5. Анализ результативности.
- В старших классах: учащиеся регулярно выбирают и успешно сдают физику для ЕГЭ и ОГЭ по физике, увеличивается кол-во поступивших. В 2014 году Чижаев Д. получил наивысший в республике результат на ЕГЭ по физике (98 баллов). Многие учащиеся сдают ОГЭ по географии.
- Одним из главных результатов является достижения моих учеников на всероссийской олимпиаде по физике (призёр регионального уровня) по географии (призёр муниципального уровня)
- Многие учащиеся активно участвуют в проектно исследовательской деятельности: в течение 3-х лет мои учащиеся дважды победители четырежды призёры в муниципальном конкурсе исследовательских и проектных работ по физике и астрономии «Гагаринские чтения»
- Ученица Силкина М. заняла I место в номинации «Живопись» конкурса в рамках муниципального Форума, посвящённого памяти Народного учителя РМ Прохорова А.А.
- Многие учащиеся активно участвуют в конкурсах и выставках творческих работ в рамках предметной недели физики
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Трудности заключаются в ограниченных возможностях материально-технической базы школы. Например, работая над исследовательским проектом «Голография - это реальность», учащиеся не смогли самостоятельно получить оптическую голограмму из-за отсутствия лазера в школе и из-за дороговизны фотопластинок. Поэтому здесь необходима работа со спонсорами.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта
Опыт моей работы: разработанные уроки, мероприятия, презентации, рекомендации помогут учителю разнообразить деятельность учащегося. Познакомиться с моими наработками можно на сайтах: https://nsportal.ru/maksakova-elena-viktorovna http://pedsovet.org/
Директор МБОУ «Умётская СОШ» ___________________ /Т.П. Окунькова /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самоанализ педагогической деятельности учителя математики I квалификационной категории Маркович Елены Викторовны
Самоанализпедагогической деятельностиучителя математики I квалификационной категорииМаркович Елены Викторовны...
Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы Шарамыгиной Елены Олеговны
Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях...
Обобщение педагогического опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Покровская основная школа" Атяшевского района Республики Мордовия Сыркиной Елены Дмитриевны "Повышение грамотности"
В настоящее время учащиеся школ допускают большое количество ошибок при выполнении письменных работ. Это связано с тем,что дети перестали уделять должное внимание художественной лите...
Портфолио учителя МБОУ "Умётская СОШ" Максаковой Елены Викторовны
Материал является ссылкой на сайт СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ПОРТАЛ, где по уакзанному адресу можно познакомиться с электронным портфолио учителя Максаковой Е.В....
Рабочая программа учителя первой квалификационной категории Жучковой Елены Викторовны, учителя высшей квалификационной категории Черновой Любови Викторовны по русскому языку 5-9 классы
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Рабочая программа учителя первой квалификационной категории Жучковой Елены Викторовны, учителя высшей квалификационной категории Черновой Любови Викторовны по родному русскому языку 5-9 классы
Рабочая программа по родному русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....