«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики»
статья на тему

Пьянзова Светлана Владимировна

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми  и при этом оставаться нравственным. Задача школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний , умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)

«МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»

Курсовая работа

«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики»

Выполнила:  Пьянзова С.В.,  учитель математики МОУ «СОШ №24» г.о.Саранск Республики Мордовия

Руководитель: Богомолова Галина Алексеевна

САРАНСК 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………3

1. Психолого-педагогические и теоретические основы по теме: «Системно-

              деятельностный подход в обучении математики»…………………………………  3

1.1 Понятие системно-деятельностного подхода……………………………………..3

1.2. Система дидактические принципов………………………………………………4

1.3.Универсальные учебные действия: функции, виды, характеристики…………   5

2.Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики………….7

Заключение……………………………………………………………………………   11

Список литературы и интернет-источников………………………………………   .12

Приложение ( конспект урока)

Введение

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,

 а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г. Лихтенберг

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми  и при этом оставаться нравственным. Задача школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний , умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

            Технологизация общества, ускорение в сфере информатизации отрицательно сказалась на отношении некоторых учащихся к обучению в школе. Часть из них считает зазорным учиться вообще. Другая часть хочет быть успешной, но не хочет при этом прикладывать усилия. Сейчас век – компьютеров, говорят они, пусть компьютеры работают. В результате для значительного количества обучающихся в классе создается ситуация «неуспеха», а это неминуемо приводит к тому, что успешность такие дети приобретают где угодно на стороне, но только не в школе.

Кризис нашего образования заключается в обнищании души при обогащении информацией. Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний, а на стимулирование поиска знаний, развитие умений эти знания применять на практике.

            Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов и вытекают новые цели образования в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь-это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой.

1 . Психолого-педагогические и теоретические основы по теме: «Системно-деятельностный подход в обучении математики»

1.1. Понятие системно-деятельностного подхода

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода  понятие. Тогда старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г.Ананьев, Б. Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С.Выготский, Л. В.Занков, А. Р.Лурия, Д. Б.Эльконин, В. В.Давыдов и многие другие исследователи).  Системно-деятельностный подход стал основой стандартов нового поколения.

Своеобразный "ренессанс" интереса к деятельностному подходу наблюдается в отечественной педагогике и педагогической психологии в последнее десятилетие. Так, касательно образовательных стандартов общего образования группа его разработчиков пишет: "…В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана Деятельностная Парадигма Образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Культурно-Исторический Системно-Деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С.Выготского, А. Н.Леонтьева, Д. Б.Эльконина, П. Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический…"

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. 


1.2. Система дидактических принципов


Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей  
Системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.


1.3.Универсальные учебные действия: функции, виды,характеристики


В системно – деятельностном обучении ребенку отводиться роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание; планирование; организация; реализация целей; анализ результатов деятельности.

Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

- научить получать знания (учить учиться);

- научить работать и зарабатывать (Учение для труда);

- научить жить (учение для бытия);

- научить жить вместе, работать в команде (учение для совместной жизни).

          Системно - деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

     Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

     В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

     В более узком (собственно психологическом значении) термин “универсальные учебные действия” можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности “научить учиться”, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями

Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

         УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

  • Коммуникативные
  • Познавательные
  • Регулятивные
  • Личностные

Регулятивные учебные действия  обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • Оценка
  • Саморегуляция

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

  • Самоопределение
  • Смыслообразование
  • Нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо»)

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

  • Общеучебные универсальные действия
  • Логические универсальные действия
  • Постановка и решение проблемы

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

  • Планирование
  • Постановка вопросов
  • Разрешение конфликтов
  • Контроль, коррекция действий

2.Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

 б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

 в) какие методы и средства обучения выбрать;

 г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.

 д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

    Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

             Для того  чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

         При системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями.

а) восприятие информации;

 б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);

 в) запоминание (создание образа);

 г) самооценка.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Эмоционально-ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

     Современный урок - это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа.

      В нашей стране, в нашем обществе жизнь ставит задачу "обучения через всю жизнь". Поэтому умение учащихся добывать знания самостоятельно, совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая новые навыки, порой важнее прочности приобретенных знаний, т.к. добыванием и совершенствованием знаний им придется заниматься всю сознательную жизнь.

             Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться?) Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.               Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, «Умножение десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д.» предложите учащимся записать в тетради любые три десятичные дроби и дать соседу по парте ту или иную задачу на умножение. Укажите на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешите учащимся в случае разногласий задать вопрос Вам или учащимся с соседней парты. Выделите на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.   В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение этого правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта. Очевидно, что такие упражнения  можно проводить при изучении самых разных тем. Можно организовать работу в паре «Ученик-учитель», в которую включены сильный и слабый или сильный и средний учащиеся. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного. Надо стараться привлекать для этой работы исключительно хорошо подготовленных учащихся, чтобы быть твёрдо уверенной в хорошем качестве такой помощи. Такая работа чрезвычайно полезна обоим ученикам: «учителю» важно уметь объяснять качественно, понятно, владеть алгоритмами решения тех или иных задач, основами теории, необходимой для достижения цели и, в конечном итоге, научить. Тот же, кого обучают в данный момент, получает уникальную возможность понять непонятное, подняться в своём уровне развития, а может быть, и узнать новое. При изучении нового материала  использую такую форму работы, когда каждый ученик осваивает свой тип решения заданий, а остальные получает от других обучающихся.  Вначале свой тип задания он прорабатывает с учителем, решение второго примера поясняет учителю, а затем объясняет одноклассникам,   выступая в роли учителя.

Для      формирования    универсальных учебных действий  на    уроках математики можно выделить  4 этапа:

-1-этап - вводное - мотивационный.

 Чтобы    ученик    начал    «действовать»,    необходимы    определенные мотивы. На  уроках математики необходимо создать  проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения)

-2- этап - открытие математических знаний.

  На данном  этапе  решающее  значение  имеют  приемы,  требующие самостоятельных    исследований,    стимулирующие    рост    познавательной потребности  

-3- этап - формализация знаний.

 Основное    назначение    приемов    на    этом    этапе    -    организация деятельности     учащихся,  направленная     на     всестороннее     изучение установленного математического факта.  

           -4- этап - обобщение и систематизация.

 На этом этапе применяю приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер

Остановлюсь на структуре урока открытия новых знаний и особенностях некоторых его этапов.

1.Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

 • 1-2 минуты;

 • У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

 • включение детей в деятельность;

 • выделение содержательной области.

 Приёмы работы:

 • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи ;

 • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

 • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

 • самопроверка домашнего задания по образцу.

 Настраиваю детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

 •4-5 минут;

 • Возникновение проблемной ситуации.

 • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

 • создание проблемной ситуации;

 • выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

 Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

 • 4-5 мин;

 Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

 • 7-8 мин;

 • Способы: диалог, групповая или парная работа:

 • Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

 • организация самостоятельной исследовательской деятельности;

 • выведение алгоритма.

 Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.

 В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

 • 4-5 минут;

 • Способы: фронтальная работа, работа в парах;

 • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

 • выполнение заданий с проговариванием в громкой речи. В   процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

 • 4-5 минут;

 • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

 • Выполняется письменно;

 • Методы: самоконтроль, самооценка.

 При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

 При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.( • 7-8 минут)

 • Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

 • Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

 При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 • 2-3 минуты;

 • Вопросы:

 • Какую задачу ставили?

 • Удалось решить поставленную задачу?

 • Каким способом?

 • Какие получили результаты?

 • Что нужно сделать ещё?

 • Где можно применить новые знания?

Заключение

Сущность технологии системно-деятельностного подхода  заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности.  ( « Можно накормить голодного рыбой, а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам.»)

         И сегодняшний выпускник должен хотеть и уметь познавать окружающий мир, должен уже на этапе окончания школы быть проектировщиком своей собственной жизни, а это  предполагает:

- профессионализм в какой-либо определенной области деятельности;

-  обладание способностью увидеть проблему;

 - умение найти пути решения этой проблемы;

 - умение организовать вокруг себя людей для решения этой проблемы.

 

        Таким образом, идеальный тип человека современности и ближайшего будущего  - это самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, работать в команде.

И в заключение, я предлагаю вам несколько синквейнов, составленных педагогами о системно- деятельностном подходе:

1.деятельностный подход

2. интригующий, трудоемкий

3. озадачить, взаимодействовать, сотрудничать

4. Изменяет мое отношение к ученикам.

5. сотрудничество

1. подход

2. системный и деятельностный

3. самообучаемся, саморазвиваемся, самовоспитываемся

4. Образование становится эффективным.

5. Школа будущего

1.деятельностный подход

2. познавательный, вариативный

3. развивает, научает, обогащает

4. Выше потенциал каждого ребенка

5. открытие

1.деятельностный подход

2. творческий, познавательный

3. развивающий, осмысляющий, обучающий

4. Через тернии к звездам

5. открытие

Список литературы и интернет-источников

 

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.

2. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2006.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения, - М. 1986

3..Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1986.

4. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.

5. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.

6. Фисенко Т.И., доцент кафедры ТиМО ХК ИРО. Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения: www.allbest.ru.

7. База курсовых и рефератов для студентов и аспирантов  www.allbest.ru.

8.Системно-деятельностный подход на уроках математики// Кузина Н. А., специалист по математике НОУ«Институт непрерывного образования»  http://www.ino-nk.ru/

  9.Реализация деятельностного подхода  в  обучении математике//                                                                     Бурцева Л. И.,учитель математики  МКОУ «Быковская средняя  общеобразовательная школа»   Горшеченского района   Курской области http://www.gor-buk.ru/

   10.  Реализация системно0деятельностного подхода как одно из условий формирования УУД школьников на уроках математики // Воробьева О.А.  http://www.zavuch.ru/

                                       

                                                                         

 

Приложение

Урок по геометрии в 7-м классе на тему "Некоторые свойства прямоугольных треугольников" 

Вид урока: урок с использованием технологии системно-деятельностного подхода

      Тип урока: урок открытия нового знания

      Цели: рассмотреть свойства прямоугольных треугольников;

           научить решать задачи на применение свойств прямоугольных треугольников.

       Задачи:

      Обучающая: изучить некоторые свойства прямоугольных  треугольников, повторить  

       понятия по теме «Прямоугольные треугольники», закрепить навыки применения

       полученных знаний при решении задач

         Развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление; активизировать мыслительную деятельность, умение анализировать, обобщать и рассуждать;

        Воспитывающая: воспитание трудолюбия, усердия в достижении цели, интереса к предмету.

        Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, экран, компьютерная презентация.

       Раздаточный материал: карточки с тестом, листы с чертежами к задачам самостоятельной работы, листы для ответов к задачам самостоятельной работы, оценочные листы.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

Наступил новый день, начался новый урок…

И каждое слово  содержит в себе что-то таинственное , неизведанное…

На сегодняшнем уроке я всем желаю постичь что-то новое, сделать для себя  

 ОТКРЫТИЕ …

   Сообщаю тему урока и поставленные задачи (Слайд 1) .  Сегодня на уроке вы узнаете некоторые свойства прямоугольных треугольников, для чего сначала напишите небольшой тест.   Затем на эти свойства решим несколько задач .Итоги выполнения заданий будете заносить в оценочный лист (Приложение 2).

          

 II.Актуализация  знаний

   А) устно(слайды2, 3)

    Б) сейчас вы будете решать тест.(слайд4) – Приложение 1

   Внимание: №1, №2 и №3 –обведёте нужную букву,

   №4 - запишите решение прямо в тексте теста,

   №5 – решение (во втором действии поставить знак сравнения и начертите небольшой треугольник).

После выполнения – проверка по готовым ответам и самооценка с выставлением в оценочный лист.(слайд 5)

III. Изучение нового материала

(Фронтальная работа с классом по готовым чертежам на слайдах)

Вспомним определение прямоугольного треугольника и название сторон в этом треугольнике. (Слайд 6).

Дома вы готовили шаблоны треугольников, и измеряли углы и стороны прямоугольных треугольников.( Проверка д/з)
Вычислим сумму острых углов прямоугольного треугольника (Слайд 6).

Обучающиеся доказывают свойство катета, лежащего против угла в 30°, равном половине гипотенузы (Слайд 7)
и обратное свойство: если катет в прямоугольном треугольнике равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета равен 30° (Слайд 8).

IV. Применение изученного материала

1. Предлагаю решить устные задачи по готовым чертежам (Слайды   9,10,11).

(Фронтальная работа с классом).

2. Задача из учебника № 257.

Один ученик рассказывает решение задачи, работая в тетради. На экране появляется условие задачи, чертёж и решение. (Слайд 12). Остальные учащиеся работают в тетрадях.

3.Обучающая самостоятельная работа. (Слайды14, 15)

Предлагаю ребятам самостоятельно решить задачи по готовым чертежам(дифференцированно) (Приложение 4), записать решение, ответы в тетради.

Для желающих быть оцененными за данную работу предлагаю записать ответы на бланках (Приложение 3) и сдать на проверку учителю. Для учащихся, затрудняющихся в решении задач на экране появляются подсказки к самостоятельной работе, а затем и ответы к задачам.  Все учащиеся проверяют свою работу в тетрадях.

V. Итоги  урока (Слайд 16)

-Формулируем свойства прямоугольного треугольника.

-Продолжи предложения:

1)Сегодня на уроке я изучил…

2) Сегодня на уроке я…

3) Свою работу на уроке я …

VI. Домашнее задание (Слайд 17)

           П.34 выучить свойства прямоугольных треугольников с доказательством, решить задачи №256, №260.

В классе разбираем условие задачи, что надо найти. Планируем построение чертежа.

                                                                                                                                                                                                                                                       

Приложение 1

Тест для подготовки к теме «Свойства прямоугольных треугольников»

1.Сформулируй теорему о сумме углов треугольника 

а) сумма углов треугольника равна 180˚;

б) сумма двух углов треугольника равна 180˚;

в) сумма углов треугольника равна 90˚.

2.Треугольник называется прямоугольным, если

а) все три угла треугольника острые;

б) один из углов – тупой;

в) один из углов – прямой.

3.Гипотенузой называется сторона треугольника, лежащая против 

а) тупого угла;

б) прямого угла;

в) острого угла.

4.Найдите угол А треугольника АВС, если угол В = 45˚, угол С = 34˚.

Решение: < А=

5.Докажи, что МК > NK, если угол М = 35˚, угол К = 55˚. (сделай небольшой рисунок)

Решение:

1) < N = 180˚- (     +       ) , < N =.

2) Т. к. < N   …    <М, то МК  >  NK.                                                                                                                              

    Приложение 2

Оценочный  лист _______________________________

п/п

Вид     деятельности

  Оценка

1

Подготовительный  тест

2

Теоретический материал

3

Устные упражнения

4

Решение задачи

5

Самостоятельная работа

Итоговая оценка

                                                                                                                               

 Приложение 3

Лист для ответа к самостоятельной работе.

Фамилия, имя______________________________

1).ВС =
2).ОS =
3) угол EDF =                  , угол E =
4).угол В =                        ,угол А =
5). ВС =                              6).КS =                      7).RE =      

  Приложение 4

                                                                                                                                                                                                 

На оценку «3» выполните № 1, №2, №5

На оценку «4» выполните № 1, №3, №4

На оценку «5» выполните № 2, №4, №6 (№7)

Если выполните дополнительно 1 задание из другого уровня, то оценка увеличивается на 1 балл.         УДАЧИ!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Некоторые свойства прямоугольных треугольников» Пьянзова Светлана Владимировна, учитель математики МОУ «СОШ№24» г.Саранск

Слайд 2

1.Назовите треугольники, изображенные на рисунке. 2.Сгруппируйте треугольники по определенным признакам. 3.Назовите свойства некоторых треугольников. По углам По сторонам 1 1 3 3 4 6 5 2 2

Слайд 3

1. А В С 2. А В С М Р К С D B А 3. 4.

Слайд 4

Выполните тест: 1. Сформулируйте теорему о сумме углов треугольника а) сумма углов треугольника равна 180˚; б) сумма двух углов треугольника равна 180˚; в) сумма углов треугольника равна 90˚. 2. Треугольник называется прямоугольным, если а) все три угла треугольника острые; б) один из углов – тупой; в) один из углов – прямой. 3. Гипотенузой называется сторона треугольника, лежащая против а) тупого угла; б) прямого угла; в) острого угла. 4.Найдите угол А треугольника АВС, если угол В = 45˚, угол С = 34˚. Решение: < А= 5. Докажи, что МК > NK , если угол М = 35˚, угол К = 55˚. (сделай небольшой рисунок) Решение: 1) < N = 180˚- ( + ) , < N =. 2) Т. к. < N … <М, то МК > NK .

Слайд 5

Сверим ответы 1. а 2. в 3. б 4. 101 ° 5. N=90°, N> K> M, MK>NK Критерии оценки: «3»- верно выполнено 3 задания «4»- верно выполнено 4 задания «5»- верно выполнено 5 заданий

Слайд 6

Задача 1. Чему равна сумма острых углов прямоугольного треугольника? А С В Некоторые свойства прямоугольных треугольников. гипотенуза катет катет

Слайд 7

Задача 2. В прямоугольном Δ АВС угол А равен . Докажите, что ВС = АВ. В D А С

Слайд 8

Свойства прямоугольных треугольников В прямоугольном треугольнике: 1) Сумма острых углов равна… 90 ° . 2) Катет, лежащий против угла в 30 ° , равен … половине гипотенузы. 3) Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета равен … 30 °

Слайд 9

ЗАДАЧИ (Устно) В=? В 1 =? А 1 =? D 1 C 1 B 1 =? А 1) А 1 С 1 В 1 D 1 2) В С 37 °

Слайд 10

С D В А 70 ° 3) К Т М 4) САВ=? 30 ° 15см КМ=?

Слайд 11

В С АВ=? Р R S 4,2см 8,4см 6). Р=? R =? А 5). 30 ° 4см

Слайд 12

№ 257, стр .81 С В А D Дано : Δ АВС, Найти: АС, АВ. Решение.

Слайд 13

ЗАДАЧА № 257. 1) САВ=180 ° - ВА D =180 ° -120 ° =60 ° ( смежные) 2). СВА=90 ° - САВ=90 ° -60 ° =30 ° 3).АВ=2АС (катет, лежащий напротив угла в 30 ° меньше гипотенузы в 2 раза) Пусть АС=х см , тогда АВ=2х см . Т.к. АВ+АС=18 см, то имеем уравнение 2х+х=18 3х=18 х=6 АС=6 см , АВ=12 см. Ответ:АС=6 см , АВ=12 см. Решение . В D А С 120 ° Дано: АВС, С=90 ° ,внешний ВА D =120 ° , АВ+АС=18 см . Найти: АС, АВ

Слайд 14

Дифференцированная самостоятельная работа Базовый уровень- №1,№2,№5 Оптимальный уровень -№1,№3,№4 Повышенный уровень- №2,№4,№6(№7)

Слайд 15

ОТВЕТЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ 1)ВС= 5см 2)О S = 8м 3) EDF = 49 ° , E = 41 ° . 4) В= 9 ° , А= 81 ° . 5) ВС= 6см. 6) KS = 16. 7) RE = 14.

Слайд 16

Домашнее задание П.34 (свойства с доказательством выписать в тетрадь по теории), выучить № 255 Дополнительно: №260

Слайд 17

1)Сегодня на уроке я изучил… 2) Сегодня на уроке я… 3) Свою работу на уроке я … Рефлексия

Слайд 18

Из истории математики Прямоугольный треугольник занимает почетное место в Вавилонской геометрии, упоминание о нем часто встречается в папирусе Ахмеса. Термин «гипотенуза» происходит от греческого слова « hypoteinsa » ( ипонейнуоза ), обозначающее «тянущаяся над чем-либо», «стягивающая». Слово берет начало от образа древнеегипетских арф, на которых струны натягивались на концы двух взаимно перпендикулярных подставок . Термин «катет» происходит от греческого слова « катетос », которое означало отвес, перпендикуляр. В средние века словом катет называли высоту прямоугольного треугольника , в то время как , другие его стороны называли гипотенузой, соответственно основанием. В VII веке слово катет начинает применяться в современном смысле и широко распространяется , начиная с Х VIII века. Египетский треугольник с соотношением сторон 3:4:5 активно применялся для построения прямых углов землемерами и архитекторами. Для построения прямого угла использовался шнур или веревка, разделенная отметками (узлами) на 12 (3+4+5) частей: треугольник, построенный натяжением такого шнура, с весьма высокой точностью оказывался прямоугольным и сами шнуры-катеты являлись направляющими для кладки прямого угла сооружения. В архитектуре средних веков египетский треугольник применялся для построения схем пропорциональности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики и во внеклассной работе.

В своей работе использую различные пути реализации личностно-ориентированного подхода:через гуманизацию и гуманитаризацию;через дифференциацию и индивидуализацию;через введения в учебный процес учебно...

Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».

laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики»   В современных ус...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики

В данной презентации показаны некоторые  приемы для реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики...

Мастер- класс по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики"

Данный мастер- класс проводила на курсах повышения квалификации. Можно провести на заседании ШМО, ММО, РМО, а также педсовете....

Статья "Реализация идей компетентностного подхода на уроке математики

Организация рефлективного осмысления результатов уроков в соответствии с требованиями ФГОС. Из опыта работы...

Реализация идей компетентностного подхода на уроке математики

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как ...