МБОУ СОШ № 9 г. Смоленска Программа «Одаренные дети» на 2017-2020 гг.
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Сапегина Елена Георгиевна

Настоящая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени  характерный признак нового социального заказа. Это предполагает  построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_odaryonnye_deti.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 9 г. Смоленска

 Программа «Одаренные дети»

на 2017-2020 гг.

 Содержание программы.

 

1.Пояснительная записка

   2.Концепция работы с одарёнными детьми.

3.Цели и задачи программы

  4.Принципы программы

  5.Основные направления работы

  6.Стратегия работы с одаренными детьми

  7.Формы работы с одаренными учащимися

  8.Кадровое обеспечение программы

  9.Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе

  10.Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

  11.Этапы реализации:

  12. План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»  на 2017-2020 г.г.

  13.Ожидаемые результаты

 

 

1.Пояснительная записка

Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.

            Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.

            Анализ участия учащихся школы  в различных конкурсах, смотрах, районных и областных олимпиадах показывает, что в коллективе имеется категория одаренных детей. Вместе с тем, как отмечалось на научно-методических семинарах и педагогических советах, возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере удается реализовать.

            Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.

            Данная проблема стала темой обсуждения педсоветов, психолого-педагогических семинаров ходе которых обозначались направления работы коллектива по реализации программы «Одарённые дети».

            Профессионализм и ответственность, искренность и любовь к детям педагогов являются гарантом реализации программы.

Какова концепция работы с одаренными детьми??

2.Концепция работы с одарёнными детьми.

 Настоящая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени  характерный признак нового социального заказа. Это предполагает  построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

В своей работе будем опираться на следующее «рабочее» определение одарённых детей:

Во-первых, нужно определить, кого мы относим к группе одаренных детей??

К группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:

1)      имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

2)      имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

3)      испытывают радость от умственного труда.

Для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости.

Соответственно, Можно условно выделить 3 категории одарённых детей:

1)      дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);

2)      дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);

3)      учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие  яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения.

В работе с этой категорией детей наш педагогический коллектив будет руководствоваться следующими принципами

3.Цели программы

1.Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта, способной к творческой самореализации.

2. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

3.Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми.

4.Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей.

 

Задачи программы

1.Выбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

2.Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний.

3. Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся.

   4.  Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных, российских олимпиадах, конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

 

4.Принципы программы будут основываться на основных направлениях, о которых сейчас расскажу.

            1. Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников.

2.  Акцент на решающую роль теории.

3. Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.

4. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.

5. Поддержание интереса, любознательности.

6. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов, школьных научных конференций,  викторин и т.д.

7. Создание педагогических условий формирования интереса учащихся к  личностно-творческой  саморелизации.

 

5.Основные направления работы

1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.

3. Развитие творческих способностей учащихся.

4. Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

 

6.Стратегия работы с одаренными детьми

I. Диагностика

1. Изучение и создание банка методик для диагностирования учащихся с 1 по 10 классы по определению интеллектуальных способностей; создания банка одарённых талантливых детей.

3. Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.

5. Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем.

6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

 

II. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей

1. Организация консультация для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию.

2. Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

3. Знакомство учащихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе литературы.

4. Привлечение творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.

 

III. Развитие творческих способностей- как будет происходить??

1. Доступность и проведение  широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций.

2. Проведение школьных олимпиад.

3. Использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов:

- творческие ответы;

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемных поисковых и исследовательских работ;

- выполнение проектов;

- приобщение (в различных формах) к работе учителя;

- повышение степени сложности заданий.

            5. Углубленное изучение отдельных предметов.

4. Введение широкого круга разнообразных по тематике элективных курсов; кружков различной направленности.

 Для поощрения успехов учеников необходимо его стимулировать.

IV. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности

1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, областных олимпиад.

2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (общешкольные линейки, молнии-объявления).

3. Отправление благодарственных грамоты, писем родителям.

   4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, по итогам года и тп.

 

7.Формы работы с одаренными учащимися


- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальные марафоны;
- спецкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа с индивидуальным планом;

8.Кадровое обеспечение программы

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы.

Консультативная, Научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Аналитическая деятельность.

Заместитель директора по ВР,

Заместитель директора по УВР.

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеклассной работы

Использование новых педагогических технологий

Организация исследовательской работы учащихся

- Главная работа

Классные руководители,

Учителя

Педагоги дополнительного образования.

 9. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение:

  • О проведении школьного тура олимпиад
  • О проведении предметной недели (декады)
  • О конкурсах, викторинах и т.п.

2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)

 

Организационно-методическое обеспечение

1. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

2. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

3. Мониторинг работы системы.

10.Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Форма

Задачи

Спец.курсы

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.
  • Повышение степени самостоятельности учащихся.
  • Расширение познавательных возможностей учащихся.
  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Предметная неделя (декада)

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Кружки, студии, объединения

  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.

 

11. Этапы работы

1 этап: диагностико- прогностический, методологический 2017-2020 годы)

O      пополнение банка данных по одаренным детям;

O      банка творческих работ учащихся;

O      банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

 

 

2 этап: деятельностный (2017-2019 годы)

O      Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.

O      Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

O      Активное использование метода проектов.

O      Проведение выставок детского творчества.

3 этап: констатирующий (2019-2020 годы)

O      Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.

O      Аналитический отчет «Опыт работы с одаренными детьми».

 

Отсюда план работы

12. План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» 

на 2017-2020 г.г.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика одаренных детей

Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы.

ежегодно

ежегодно педагог-психолог

2.

Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление

ежегодно

замдиректора по УВР

 

3.

Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками

ежегодно

замдиректора по УВР

 

4

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

ежегодно

педагог-психолог

5.

Расширение сети курсов по выбору с учетом  способности и запросов учащихся

Май,

 

Администрация

6.

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь

 

Администрация

7.

Участие в районных, краевых олимпиадах

Ноябрь, декабрь

 

замдиректора по УВР

 

8.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

Постоянно

замдиректора по УВР

 

9.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

2017 г

Администрация

10.

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

с 2017 года

Администрация

11.

Проведение предметных недель и декад

Ежегодно

Администрация

12

Обобщение опыта работы учителей, работающих  с одаренными детьми

Ежегодно

учителя-предметники

13

Аналитический отчет

Ежегодно май

замдиректора по УВР

 

14

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети

 

замдиректора по УВР

 

 

 13.Ожидаемые результаты

1.Активизацию инициативы и творчества учащихся в разных областях наук;
 2. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

3. Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов и других специалистов для работы с одарёнными детьми.

 4. Формирование интереса учащихся к личностно-творческой самореализации.

5. Повышению качества образования и воспитания школьников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».

В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...

Программа "Одаренные дети" МБОУ Гатчинская СОШ№1

В сентябре 2015 учебного года в школе была начата работа работа по программе "Одаренные дети". В материале представлен отчет за первое полугодие 2015-2016 уч.года....

Методическая разработка «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».

В условиях дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья,  так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать тво...

Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».

Глобальные преобразования во всех сферах жизни общества выявили потребность в образованных,творческих,неординарно мыслящих людях.В связи с этим проблема выявления и поддержка талантливой молодежи в со...

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» по географии и биологии. на 2017-2020 г.г.

План мероприятий по выполнению программы  «Одаренные дети» по географии и биологии. на 2017-2020 г.г....

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...

Программа занятий для учащихся 5-х классов «Умники и умницы» в рамках психолого-педагогического сопровождения программы «Одаренные дети»

Программа из 10 занятий, направленных на развитвие познавательных психических процессов, мотивационной и коммуникативной сфер для учащихся 5-х классов...