Комплексно-целевая программа «Линия жизни» по профилактике вредных привычек среди учащихся образовательного учреждения. (сроки реализации: 2017-2020 год) «НАРКОПОСТ»
материал на тему
Материалы разработаны и подготовлены в рамках краевой целевой программы о «Комплексных мерах противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае».
В переходный период российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.
Программа «Линия жизни» является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой.
Основная работа по реализации программы «Линия жизни» осуществляется социальными педагогами, педагогом-психологом, заместителем директора по воспитательной работе, медицинский работник, библиотекарь, волонтерами из числа учащихся школы. Для работы по направлениям, не входящим в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (нарколога, инспектора ПДНиЗП и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksno-tselevaya_programma_liniya_zhizni_.doc | 270.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Материалы разработаны и подготовлены в рамках краевой целевой программы о «Комплексных мерах противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае».
В переходный период российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.
Программа «Линия жизни» является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой.
Основная работа по реализации программы «Линия жизни» осуществляется социальными педагогами, педагогом-психологом, заместителем директора по воспитательной работе, медицинский работник, библиотекарь, волонтерами из числа учащихся школы. Для работы по направлениям, не входящим в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (нарколога, инспектора ПДНиЗП и др.).
Основной проблемой является:
Неподготовленность несовершеннолетних к самостоятельной жизни, неумение активно строить свою жизненную позицию и добиваться при этом успеха приводит к росту подростковой преступности, вовлечению несовершеннолетних в различные, всплеску наркомании, раннему алкоголизму.
Принципы программы:
- доступность: дети и их родители получают консультативную и отчасти лечебную помощь педагогов, психологов, врачей бесплатно;
- анонимность: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем более без оповещения каких-либо третьих лиц;
- опосредованность: работа по профилактике и преодолению зависимостей ведется без использования прямых мер по противодействию им;
- системность: системный подход к решению вопроса профилактики наркотической зависимости при взаимодействии с различными учреждениями системы профилактики;
- возрастного соответствия означает, что профилактика должна соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития детей.
Цель программы
Социально-нравственное оздоровление учащихся образовательного учреждения.
Задачи программы
• Повышение уровня профилактической работы с подростками, направленных на развитие личностных ресурсов.
• Активизация разъяснительной работы с родителями.
• Повышение самосознания учащихся школы через разнообразные формы работы.
• Развитие способностей и навыков высокоэффективного поведения и формирования стратегий в преодолении психологических кризисных ситуаций.
• Развитие досуговой деятельности "группы риска".
Формы, методы и приемы профилактической работы.
1. Изучение физического и психического здоровья учащихся.
2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.
3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.
4. Просвещение учащихся в области, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
5. Вовлечение учащихся в спортивно- оздоровительные объединения, привитие навыков здорового образа жизни.
Сроки реализации программы:
Программа «Линия жизни» реализуется в МБОУ «Лицей №6» рассчитана на три года и будет проведена в период сентября 2017 года по август 2020 года.
Этапы реализации программы
I. Подготовительный этап (сентябрь - октябрь 2017)
• Анализ состояния профилактической работы за 2017-2018 уч. год.
• Диагностика вредных привычек.
• Обработка результатов.
II. Практический (ноябрь 2018г.- июнь 2019г.)
• Отслеживание результатов.
• Коррекция программы.
• Отработка методов работы.
III. Обобщающий (август 2020г.)
- Анализ и обобщение результатов.
- Соотнесение результатов с поставленными целями.
- Формирование рабочей модели системы профилактической работы.
- Оформление и описание итогов работы программы «Линия жизни».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
2017-2018 учебный год | ||||
№ п\п | Краткое содержание работы | Срок исполнения | Целевая аудитория | Ответственные |
1. | Привлечение учащихся к культурно - досуговой деятельности (кружки, секции) | В течение года | 1-11 классы | Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководители, руководители кружков |
2. | Составление социальных паспортов школы класса | Август – сентябрь | Учащиеся школы, жители микрорайона | Социальный педагог, классные руководители |
3. | Оформление школьного уголка «Наркопост» | Август-сентябрь | 1-11 классы | Социальный педагог, педагог-психолог, зам.дир по воспитательной работе, волонтеры |
4. | Выявление лиц из числа учащихся подозреваемых в употреблении наркотических веществ, алкоголя, токсических веществ | В течение года | 1-11 классы | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, медицинский работник |
5. | Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних и защите их прав. Тема: Наркотики. Закон. Ответственность. | Октябрь | 5-11 классы | Социальный педагог, инспектор ПДНиЗП |
6. | Всероссийская акция «Я выбираю здоровье» | Ноябрь | 1-11 классы | Классные руководители, социальный педагог, учитель физической культуры |
7. | Анкетирование «Я выбираю здоровье» | Февраль | 5-11 классы | Социальный педагог, педагог-психолог |
8. | Классный час, результаты анкетирования | Февраль | 5-11 классы | Социальный педагог, педагог-психолог |
9. | Конкурс рисунков (5-6 классы), посвященный Дню борьбы со СПИДом | Январь | 5-6 классы | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители |
10. | Подбор информации к родительскому собранию и классным часам по профилактике ЗОЖ | 1 полугодие | 1-11 классы | Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель |
11. | Участие во Всероссийском дне здоровья | Апрель | 1-11 классы | Социальный педагог, учителя физ-ры |
12. | Участие в легкоатлетическом кроссе, в кроссе наций | По особому плану | 1-11 классы | Социальный педагог, учителя физ-ры |
13. | Проведение спартакиады по игровым видам спорта | По особому плану | 1-11 классы | Социальный педагог, учителя физ-ры |
14. | Волонтерское движение по организации пропаганды ЗОЖ | В течение года | 1-11 классы | Социальный педагог, волонтеры |
15. | Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама. | В течение года | 1-11 классы | Социальный педагог, волонтеры |
16. | Проведение заседаний Совета профилактики правонарушений | Ежемесячно | 1-11 классы | Социальный педагог |
17. | Работа с семьями находящимися в социальном положении | В течение года | 1-11 классы | Социальный педагог, классные руководители |
18. | Организация выставок творческих работ учащихся по ЗОЖ | В течение года | 1-11 классы | Социальный педагог |
19. | Проведение беседы по здоровому образу жизни, отказа от курения, алкоголизма, наркомании | В течение года | 1-11 классы | Социальный педагог, классные руководители, медицинский работник, библиотекарь |
20. | Консультации педагогического коллектива ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков злоупотреблениями психоактивных веществ | В течение года | Пед.коллектив ОУ | Социальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник |
21. | Организация летней оздоровительной площадки дневного пребывания | Июнь | 1-7 классы | Педагог-психолог, социальный педагог, зам.дир по воспитательной работе |
22. | Утверждение плана работы наркологического поста, Совета профилактики правонарушений | Август | Зам.дир по воспитательной работе, социальный педагог | |
2018-2019 учебный год | ||||
№ п\п | Краткое содержание работы | Срок исполнения | Целевая аудитория | Ответственные |
1. | Привлечение учащихся к культурно - досуговой деятельности (кружки, секции) | В течение года | 1-11 классы | Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководители, руководители кружков |
2. | Составление социальных паспортов школы класса | Август – сентябрь | Учащиеся школы, жители микрорайона | Социальный педагог, классные руководители |
3. | Оформление школьного уголка «Наркопост» | Август-сентябрь | 1-11 классы | Социальный педагог, педагог-психолог, зам.дир по воспитательной работе, волонтеры |
4. | Выявление лиц из числа учащихся подозреваемых в употреблении наркотических веществ, алкоголя, токсических веществ | В течение года | 1-11 классы | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, медицинский работник |
5. | Организация и проведение «Дня здоровья» | Сентябрь | 1-11 классы | Зам.дир по воспитательной работе, учитель физ-ры |
6. | Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника ЗОЖ | Традиционно | 1-11 классы | Зам.дир по воспитательной работе, социальный педагог, учитель физ-ры |
7. | Беседы по профилактике правонарушений, профилактике наркомании. Токсикомании среди подростков | В течение года | 7-11 классы | Социальный педагог, педагог-психолог, инспектор ПДНиЗП |
8. | Индивидуальные беседы с родителями учащихся по ЗОЖ | В течение года | Родители учащ. 1-11 классов | Социальный педагог, педагог-психолог, кл.рук |
9. | Оформление информационного уголка «Наркопост» | В течение года | 1-11 классы | Социальный педагог, волонтеры |
10. | Организация встреч с наркологом тема: Дети и наркотики. | Декабрь | 5-11 классы | Социальный педагог, специалист наркологического диспансера |
11. | Проведение классных часов по темам: Что ты знаешь о наркотиках?, Как ты поступишь, если … , Наркотики и детство. | В течение года | 1-11 классы | Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог |
12. | Тест для подростков «Наркомания – это вред?» | Январь | 8-11 классы | Социальный педагог, педагог-психолог |
13. | Конкурс газет, посвященных «ЗОЖ» | Февраль | 5-11 классы | Социальный педагог, волонтеры |
14. | Проведение Недели профилактики наркозависимости | Март | 1-11 классы | Социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор |
15. | Родительское собрание «Как пережить опасный возраст?» | Апрель | Родители учащихся ОУ | Кл.рук, социальный педагог, педагог-педагог |
2019-2020 учебный год | ||||
№ п\п | Краткое содержание работы | Срок исполнения | Целевая аудитория | Ответственные |
1. | Привлечение учащихся к культурно - досуговой деятельности (кружки, секции) | В течение года | 1-11 классы | Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководители, руководители кружков |
2. | Составление социальных паспортов школы класса | Август – сентябрь | Учащиеся школы, жители микрорайона | Социальный педагог, классные руководители |
3. | Оформление школьного уголка «Наркопост» | Август-сентябрь | 1-11 классы | Социальный педагог, педагог-психолог, зам.дир по воспитательной работе, волонтеры |
4. | Выявление лиц из числа учащихся подозреваемых в употреблении наркотических веществ, алкоголя, токсических веществ | В течение года | 1-11 классы | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, медицинский работник |
5. | Проведение классных часов по ЗОЖ | В течение года | 1-11 классы | Социальный педагог, классные руководители |
6. | Диспут «Как противостоять вредным привычкам» | Ноябрь | 7-8 классы | Социальный педагог, специалист территориального центра |
7. | Педагогический практикум «Как избежать беды» | Январь | Педагогический коллектив | Социальный педагог |
8. | Итоговое анкетирование учащихся по ЗОЖ | Февраль | 6-11 классы | Педагог-психолог, социальный педагог |
9. | Рейд «Наши дети на улице» | В течение года | 1-11 классы | Социальный педагог, классные руководители |
10. | Проведение спортивных мероприятий | Апрель | 1-11 классы | Учителя физ-ры |
11. | Индивидуальные беседы с учащимися но вредным пивычкам | В течение года | 1-11 классы | Социальный педагог |
12. | Организация летнего отдыха в пришкольном лагере дневного пребывания | Июнь | 1-7 классы | Педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор |
13. | Анализ реализации программы, подведение итогов, разработка мероприятий на новый учебный год. | Август | Социальный педагог |
Прогнозируемый результат внедрения программы «Линия жизни» направленная на профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни:
1. Использование в воспитательном процессе программы «Линия жизни» должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.
2. В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.
3. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.
Ожидаемые результаты
• Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в городе.
• Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманиями и другими видами зависимости от психотропных веществ.
• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди детей, подростков.
• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи.
• Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
Примечание: На основании ежегодного анализа работы по программе «Линия жизни», администрация школы и педагогический коллектив имеет право вносить изменения и корректировку в реализацию программы.
Автор-составитель
социальный педагог Дмитриенко Т.А.
р.т. 5-68-59
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Организация работы по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
В данном материале представлены материалы из моего опыта работы в направлении формирования ЗОЖ. Дети с ОВЗ являются так называемой "группой риска" в плане асоциального поведения. Проживая рядом с людь...
классный час по профилактике вредных привычек среди подростков
Табакокурение,алкоголизм и наркомания-это три ступени,ведущие наше общество вниз......
пропагандa здорового образа жизни и профилактика вредных привычек среди учащихся
На профилактику вредных привычек на своих групповых и индивидуальных занятиях отвожу огромную роль. Целью данных мероприятий является формирование у учащихся негативного отношения к социал...
Классный час по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних «Вредные привычки»
Классный час «Вредные привычки» посвящен профилактике вредных привычек у подростков (алкоголизм, курение, наркомания, игромания) и пропаганде здорового образа жизни. В подростковом возраст...
Час общения по профилактике вредных привычек среди воспитанников детского дома «Мы выбираем здоровье!»
формировать у учащихся здоровый образ жизни....
Комплекс социально-педагогических мер по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся образовательного учреждения.
Обобщение опыта....
План работы педагога-психолога по профилактике вредных привычек среди детей и подростков в 2019- 2020 учебном году
Вопросы охраны здоровья стоят как никогда остро, поэтому школьный психолог подключается к работе социальных служб школы....