В процессе исследования были выявлены противоречия между необходимостью формирования предметных знаний на уроках ОБЖ и недостаточным методическим обеспечением для внедрения имитационных технологий, которые направлены на оптимизацию образовательного процесса. Выявленное противоречие обусловило выбор темы работы, а так же определило объект, предмет, цель, задачи и гипотезу исследования. Объект исследования: процесс повышения эффективности обучения учащихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности». Предмет исследования: совершенствование образовательного процесса посредством использования имитационных технологий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности». Цель исследования: выявить эффективность использования имитационных технологий как средство формирования знаний у учащихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности». Задачи исследования: - провести анализ психолого-педагогической, методической и специальной литера-туры по проблеме исследования; - раскрыть сущность имитационной технологии как элемента оптимизации образовательного процесса на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»; - разработать и апробировать систему уроков с использованием имитационных технологий. Гипотеза исследования - формирование знаний у учащихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» будет эффективным, если: - рассматривать имитационные технологии как элемент оптимизации образовательного процесса на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»; - обеспечить развитие у учащихся познавательного интереса; - разработать и внедрить систему уроков с использованием имитационных технологий. Научно-методическая и практическая значимость исследования заключается в том, что исследование носит актуальный характер, так как, несмотря на значительное количество публикаций по проблеме совершенствования учебного процесса материалы не содержат достаточных методических разработок для внедрения имитационных технологий в процесс обучения. В работе сделана попытка обобщить и систематизировать имитационные технологии, уточнить их понятийно-терминологический аппарат, выявить влияние на развитие познавательного интереса у учащихся, формирование знаний на уроках ОБЖ. Методы исследования: теоретические методы: теоретический анализ и синтез психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования | направлены на выявление актуальности и состояния изученности проблемы | эмпирические методы: наблюдение, тестирование
анкетирование | направлены на изучение уровня предметных знаний у учащихся направлено на выявления познавательного интереса учащихся | методы математической статистики | направлены на выявление достоверности полученных результатов |
Специфика технологии моделирование в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни. Имитационные технологии включает понятие имитация (от лат. imitatio) подражание кому-нибудь, чему-нибудь, воспроизведение. Организация в процессе обучения безопасности жизнедеятельности учащихся, адекватной реальной жизни, превращает общеобразовательное учреждение в школу «жизни», которая обеспечивает ученикам возможность стать субъектами своей деятельности и всей своей жизни. Педагогические задачи имитационных технологий: - формирование у учащихся целостного представления по изучаемой проблеме; - приобретение опыта принятия индивидуальных и коллективных решений; - развитие теоретического и практического мышления в проблемах безопасности жизнедеятельности; - формирование положительной мотивации и интереса к предмету, развитие коммуникативных способностей школьников; - создание оптимальных условий осуществления образовательного процесса. Методы технологии: Неигровые имитационные методы: ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных и случайных технологий; игровое проектирование; информационный лабиринт; групповые дискуссии; психодиагностика и др. Пример использования. Метод анализа и решения конкретных ситуаций (АКС). Основными этапами применения метода АКС является: - ознакомление учащихся с ситуацией; - определение того, что надо выяснить, решить; - дискуссия о возможных способах решения ситуации и выбор оптимального варианта ответа; - анализ и обобщение результатов. Техника проведения АКС: дается полное описание ситуации, все варианты и решения, включая и оптимальный, а затем организуется обсуждение ситуации по вопросам-заданиям. Метод АКС позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, на опыте других учиться избегать ошибок и неверных решений в различных опасных ситуациях. Игровые имитационные методы: Имитационные игры. Принципы организации и проведения имитационных игр. - полное погружение участников игры в игровую ситуацию; - постепенность вхождения участников в игровую ситуацию; - равномерная игровая нагрузка на участников игры; - соревновательность игровых групп; - правдоподобие моделируемой ситуации (игровая деятельность должна быть в значительной мере похожа на реальную). В результате анализа полученных данных установлено положительное влияние использования имитационных технологий на уроках ОБЖ на уровень развития познавательного интереса у учащихся. В экспериментальной группе 82% учащихся с высоким уровнем познавательного интереса, в то время как в контрольной группе этот показатель составляет 78%. Таким образом, использование имитационных технологий на уроках ОБЖ положительно влияет на развитие познавательного интереса и на повышение качества знаний у учащихся в области безопасности жизнедеятельности |