Результаты самообследования
материал на тему
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ | Стр. | |
1. | Введение | 3 |
2. | Основная часть. | 5-11 |
2.1. | Системно – деятельностный подход на уроках русского языка. | 5 |
2.2. | Рабочая тетрадь по разделу «Фонетика» для 5 класса. | 6 |
2.3. | Применение компьютерных тестов по русскому языку. | 8 |
2.4. | Памятки по русскому языку. | 9 |
2.5. | Цифровые, буквенные, графические диктанты по русскому языку. | 9 |
2.6. | Экспериментальная деятельность и анализ результатов | 11 |
3. | Заключение | 15 |
4. | Список литературы | 16 |
Приложения | Приложение 1.Рабочая тетрадь по разделу «Фонетика» для 5 класса. | |
Приложение 2. Компьютерные тесты по русскому языку. | ||
Приложение 3. Памятки по русскому языку. | ||
Приложение 4. Цифровые, графические и буквенные диктанты по русскому языку. | ||
Приложение 5. Диагностические работы по разделам: - Повторение изученного в начальной школе. - Синтаксис и пунктуация. - Фонетика и орфоэпия. |
«Единственный путь, ведущий к
знаниям, - это деятельность».
Бернард Шоу
«Великая цель образования – это не знания, а действия»
Гербер Спенсер
1. ВВЕДЕНИЕ
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед образовательным учреждением для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) задачу формирования интеллектуально развитой личности, обладающую целостным представлением картины мира, способную к успешной социализации в окружающей среде. Поэтому актуальной является проблема успешного обучения слабослышащих и глухих школьников, развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря овладение ими универсальными учебными действиями (УУД).
Для решения данной проблемы мною была определена тема «Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ через системно-деятельностный подход на уроках русского языка» и поставлена цель: формирование универсальных учебных действий в процессе изучения русского языка на основе системно-деятельностного подхода у обучающихся с ОВЗ.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по теме.
2. Осуществить подбор, систематизацию заданий и упражнений по формированию универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ в процессе системно-деятельностного подхода с учётом особенностей развития детей.
3. Провести эксперимент и проанализировать результаты исследования.
Объект исследования: образовательная деятельность обучающихся с ОВЗ.
Предмет исследования: формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка у обучающихся с ОВЗ.
Гипотеза исследования: если системно и деятельностно использовать эффективные методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий, то возможно обучающиеся с ОВЗ не только откроют новые для себя знания, но и смогут творчески реализовать их.
Методы исследования.
- Анализ, синтез теоретического материала по теме исследования.
- Практический метод – разработка и внедрение новых методов и приёмов для формирования универсальных учебных действий.
- Наблюдение и анализ результатов исследования.
Прогнозируемые результаты: формирование универсальных учебных действий будет способствовать умению обучающихся с ОВЗ добывать, приобретать, применять знания в любой ситуации.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно – деятельностный.
Проанализировав научно-методическую и педагогическую литературу, я пришла к выводу, что наиболее благоприятные условия для формирования УУД создаёт системно-деятельностный подход в обучении.
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности обучающихся с учётом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.
Для меня важно, что системно-деятельностный подход сегодня отвечает времени, потому что принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Системно-деятельностный подход помогает мне обеспечить достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися с нарушением слуха новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребёнком индивидуальной образовательной траектории.
В связи с этим, применяя технологию системно – деятельностного подхода, я пришла к выводу о необходимости обучения школьников с нарушением слуха развитию мышления, познавательной активности, повышению качества знаний по предмету, социализации учеников.
Передо мной встаёт проблема отбора методических приёмов, необходимых для формирования универсальных учебных действий.
Для этого на уроках русского языка я стараюсь использовать разнообразные формы и виды деятельности, интересные и продуктивные методы, помогающие успешно осваивать информацию на всех этапах, самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты.
В своей работе я не буду подробно описывать виды упражнений, а расскажу лишь о тех, которые разработаны и внедрены лично мною:
- Рабочие тетради (в качестве образца приведу тетрадь по русскому языку по разделу «Фонетика») (Приложение 1)
- Компьютерные тесты по русскому языку (Приложение 2)
- Памятки по русскому языку (Приложение 3)
- Цифровые, буквенные, графические диктанты (Приложение 4)
2.2. Рабочая тетрадь по русскому языку по разделу «Фонетика» для 5 класса.
Контроль знаний и навыков обучающихся – важная составляющая часть процесса обучения. И качество знаний обучающихся во многом зависит от того, насколько эффективно организована контрольно-оценочная деятельность на уроке.
Необходимо усиливать роль самостоятельной работы, формировать у обучающихся способность к саморазвитию, самоконтролю, творческому применению полученных знаний. Всё вышеперечисленное поможет выполнить данная тетрадь.
Особое затруднение у детей с нарушенным слухом вызывают задания, представленные в учебнике. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не может построить предложение, выразить свою мысль, у них плохо развито воображение, испытывают трудности в целостном восприятии текста. Работа по выполнению упражнения отнимает на уроке слишком много времени. Поэтому я разрабатываю рабочие тетради по русскому языку. Предлагаю вашему вниманию образец рабочей тетради для обучающихся 5 класса по всем темам раздела «Фонетика».
Каждая страница рабочей тетради начинается с изученного правила, чтобы дети, приступая к выполнению заданий, могли ещё раз повторить материал.
Задания расположены по возрастанию сложности. Пятым заданием каждой темы является упражнения для развития логического и образного мышления, воображения, зрительного восприятия и внимания, развивают письменную речь.
Такая форма работы способствует повышению уровня познавательной самостоятельности школьников при обучении русскому языку, формированию универсальных учебных действий:
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Личностные УУД |
Раздел «Фонетика» Цель: систематизация знаний о звуках языка и их характеристиках; способом деления слов на слоги и постановки ударения; с акустическими особенностями гласных (согласных) звуками и буквами, их обозначающими, формирование умения записывать буквы, слоги, слова, предложения на основе фонетического принципа орфографии. | |||
|
|
|
|
Систематическая проверка знаний, умений и навыков обучающихся позволяет повседневно следить за успешностью продвижения детей в обучении, своевременно обнаруживать и устранять пробелы в знаниях. Также имеет важное воспитательное значение: приучает детей к обязательному выполнению всех заданий, поддерживает на должном уровне активность, формирует самостоятельность и ответственность.
Планирую эту тетрадь сделать в электронном виде, чтобы работа стала более эффективной и современной.
2.3. Применение компьютерных тестов.
С введением ФГОС использование различных тестирующих систем становится необходимым компонентом учебного процесса. Я на своих уроках для повышения качества обучения учеников использую как бумажный вариант тестов, но чаще всего создаю сама тестовые задания, используя простую и удобную программу- конструктор тестов easy Quizzy.
Мною разработана система компьютерных тестов по следующим темам:
- Словарные слова (5 класс)
- Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- (6 класс)
- Дефисное и слитное написание сложных прилагательных (6 класс)
- Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- (6 класс)
- Наречие как часть речи (7 класс)
- Буквы О и А на конце наречий (7 класс)
- Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е (7 класс)
- Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ (7 класс)
- Правописание производных предлогов (7 класс)
Выполняя тестирование на ноутбуках, обучающимся предлагается выбрать один из вариантов в каждом вопросе и нажать кнопку «Принять ответ». Тест не покажет результат, пока ребёнок не ответит на все вопросы. Ученики могут в любом порядке отвечать на вопросы. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Как только ученик выполнил все упражнения на компьютере, компьютер сам даст ему ответ сколько раз ответил «правильно» или «неправильно», все обучающиеся сразу же получают оценки.
Такой вид работы позволяет мне осуществить оперативную диагностику уровня усвоения учебного материала каждым учеником, обеспечивает одновременную проверку знаний всех обучающихся и формирование у них мотивации для подготовки к каждому уроку, повышения интереса к предмету, экономит учебное время
Используя подобную систему тестирования, уроки получаются интересными, насыщенными разнообразной информацией. Деятельность не только учителя, но и учеников становится более эффективной и успешной.
2.4. Памятки по русскому языку.
Столкнувшись на практике с трудностями, которые испытывают обучающиеся с нарушением слуха при восприятии, устном воспроизведении правил по русскому языку. Дети заучивают их механически, зачастую не понимая смысла прочитанного.
На уроках русского языка использую разработанные мною памятки, адаптируя теоретический материал учебника. После изучения новой темы каждый ребёнок памятку вкладывает в справочник.
2.5. Цифровые, графические, буквенные диктанты.
С целью повышения эффективности учебного процесса, внедряю и широко применяю на уроках русского языка элементы программированного обучения - цифровые, графические и буквенные диктанты.
Использование цифровых диктантов даёт мне возможность эффективнее организовать процесс обучения, помогает обеспечить активную самостоятельную деятельность учеников на уроке, постоянно следить за качеством усвоения знаний, своевременно оказывать им необходимую помощь и учитывать индивидуальные особенности обучающихся с нарушением слуха.
Выполнение заданий цифровых диктантов способствует активизации мыслительной деятельности, развитию произвольного внимания, памяти обучающихся. Более слабых обучающихся выполнение заданий позволяет приучить к активной работе на уроке и даёт им возможность поверить в свои силы.
Цифровые диктанты провожу как фронтально, так и предлагаю задания для самостоятельного выполнения, поработать в парах. Наиболее эффективно применение цифрового диктанта на этапах закрепления, проверки домашнего задания и проверки знаний по определенной теме или разделу. На выполнение заданий отводится не более 5-10 минут. Можно предложить ученикам самим составить «Цифровые диктанты» для своих одноклассников.
Я вывожу на экран слова (словосочетания, предложения), либо показываю карточки на слухо-зрительной основе, а обучающиеся фиксируют в тетрадях только цифры. В результате получается определённый код, который легко и быстро проверить.
Такой вид учебной работы способствует накопляемости оценок, развивает интерес у обучающихся.
Ещё Л. С. Выготский говорил, что «управляя вниманием, мы берем в свои руки ключ к образованию, формированию личности и характера». Поэтому использование на уроках цифровых, графических и буквенных диктантов вызывает у обучающихся повышенный интерес к изучаемой теме, ведёт к более эффективному, глубокому, творческому, осмысленному усвоению знаний, и, конечно, активизирует внимание.
Таким образом, необходимость формирования УУД очевидна. Овладение УУД ведёт к формированию самостоятельности, успешному владению умениями, освоению новых знаний. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности. Продуманное владение современными технологиями, творческий подход, совершенствование средств обучения и развития ведет к положительным итогам.
2.6. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
В 2017-2018 учебном году я только взяла 5А класс по ФГОС, поэтому констатирующее исследование, основанное на проведении диагностической работы по русскому языку находится на начальном этапе.
Цель мониторинга: получение объективной информации об уровне сформированности УУД (смыслового чтения и умений работать с информацией) у обучающихся на уроках русского языка.
Задачи мониторинга:
- Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого обучающегося на разных этапах обучения.
- Отслеживание индивидуальной динамики продвижения обучающихся к метапредметным образовательным результатам.
- Определение проблемных зон в решении задач образования обучающихся и определение возможных путей их ликвидации.
- Помощь обучающимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
Работа с текстом представлена в трёх разделах:
1) Поиск информации и понимание прочитанного.
2) Преобразование и интерпретация информации.
3) Оценка информации.
Из каждой группы выделяется определённое умение, которое проверяется при выполнении конкретного задания к тексту по русскому языку.
Группа умений | Описание группы умений | Проверяемое умение |
1 | Общее пониман6ие текста, ориентация в тексте | - Группировать объекты с учётом заданных свойств; - Отвечать на вопросы, используя явно заданную информацию; - Отвечать на вопросы, используя информацию, представленную в таблице. |
2 | Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста | - Указывать цель создания текста; - Делать выводы по содержанию текста; - Сравнивать объекты, описанные в тексте; - Относить объект к группе, используя определение из текста. |
3 | Использование информации из текста для различных целей | - Применять информацию из текста при решении задач практико-ориентированного содержания; - Создавать собственные тексты с учётом полученной информации. |
Критерии сформированности умений:
- Успешность сформированности умений работать с текстом (оценивается общим баллом за выполнение всей работы (по 100-бальной шкале).
- Минимальный критерий (успешность выполнения равна 50%).
- Оптимальный критерий (успешность выполнения равна 65%).
- Если результаты выполнения работы ниже 50%, то общеучебные умения не сформированы.
Уровни сформированности умений:
- Недостаточный
- Пониженный
- Базовый
- Повышенный
Проверка сформированности у обучающихся 5А класса метапредметных умений (смыслового чтения и умений работать с информацией) проводилась по завершению изучения разделов русского языка.
Для проведения диагностики разработаны комплекты для 5 класса, построенных по единому плану. Каждый вариант содержит 5 заданий, которые оцениваются в 1 балл
Система оценивания:
- Недостаточный уровень достижений - оценка «неудовлетворительно (отметка «2»).
- Пониженный уровень достижений - соответствует оценка «удовлетворительно»(отметка «3»).
- Базовый уровень - оценка «хорошо» (отметка «4»).
- Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Результаты выполнения диагностической работы для оценки сформированности у обучающихся 5А класса общеучебных универсальных действий (смыслового чтения и умений работать с информацией) по классу
Раздел русского языка | Общий балл работы | Уровень |
Повторение изученного в начальной школе | 13 | Базовый (87%) |
Синтаксис и пунктуации | 11 | Базовый (73%) |
Фонетика и орфоэпия | 12 | Базовый (80%) |
Результаты индивидуальных достижений обучающихся по диагностической работе для оценки сформированности у обучающихся 5А класса общеучебных универсальных действий (смыслового чтения и умений работать с информацией)
Фамилия и имя обучающегося | Общий балл работы (Общее понимание текста, ориентация в тексте; глубокое и детальное понимание содержания и формы текста; использование информации из текста) | ||
Повторение изученного в начальной школе | Синтаксис и пунктуация | Фонетика и орфоэпия | |
Ученик 1 (Галамага Алина) | 5 | 4 | 5 |
Ученик 2 (Дятлова Софья) | 4 | 4 | 3 |
Ученик 3 (Зыков Иван) | 4 | 3 | 4 |
По результатам выполнения диагностических работ обучающиеся продемонстрировали базовый уровень сформированности метапредметных умений. Это объясняется тем, что обучающимся стали привычны задания поискового характера. Таким образом, можно констатировать, что необходимо продолжать работу, направленную на смысловое чтение и умение работать с информацией. Включать в работу задания, направленные на осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; формулирование оценочных суждений на основе текста.
Академик А.А.Леонтьев отмечал - «главное не знания, а умение ими пользоваться». Для этого педагогу необходимо принять новые цели образования, пропустить их через себя, освоить образовательные технологии деятельностного типа. Это нелегко, но сам процесс необыкновенно увлекателен и позволяет каждому педагогу открыть в себе новые возможности и таланты.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мною был рассмотрен комплекс средств, которые, при системном подходе, позволяют обеспечить достижение поставленной перед учителем цели по формированию УУД.
1. Изучив методическую литературу по теме «Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ через системно-деятельностный подход на уроках русского языка» я выяснила, что данной проблемой занимались такие известные учёные, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин и другие и выявила особенности системно-деятельностного подхода по формированию УУД у обучающихся с нарушенным слухом.
2. В результате исследования разработала, систематизировала и внедрила задания, способствующие формированию УУД у обучающихся с ОВЗ, такие как создание рабочих тетрадей по разделам русского языка, применение ИКТ на уроках с использованием компьютерных тестов, работа с памятками, применение цифровых, буквенных и графических диктантов.
3. В результате эксперимента был проведён анализ диагностических работ, из которых следует, что обучающиеся осваивают общеучебные универсальные действия.
Гипотеза исследования подтвердилась, что систематическое применение УУД повышает уровень образования обучающихся с ОВЗ.
Считаю свой опыт полезным не только для учителей русского языка и литературы, но и для учителей, преподающих в начальной школе, и рекомендую его к применению в работе.
В будующем я планирую продолжать работу по формированию УУД.
Закончить свою работу хотелось бы стихотворением учителя русского языка и литературы Пысиной Татьяны Александровны:
Сотрудничать, любить и развивать,
Детей сужденья мудро принимать,
Ориентировать на личность обучение –
Сегодня в этом педагога назначение.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
2.Бакулина Г.А. Использование интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка // Начальная школа №1. 2003, с. 32.
3. Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование. - 2006. - №1.
4.Гин А.. Приемы педагогической техники”/издательство “Вита”. – М. – 2004. – с.6.
5. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
6. Зыков С.А. Использование предметно-практической деятельности в обучении глухих школьников / С.А. Зыков. – М., 1976.
7.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.
8.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: пособие для учителя. - М., 2002.
9.Михеева Ю. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий//Учительская газета. Независимое педагогическое издание. – 2012.
10.Назарова Н.М. Технологии и методы специального образования / Н.М. Назарова // Специальная педагогика. – М., 2001.
11. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.
12.Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студентов вузов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М., 2007.
13.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей школьников. – Ярославль, 2002.
14.Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика, 1980.
15.Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru//
16.Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для педагогов, учителей-предметников, классных руководителей образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / Приходько О.Г. и др.–М.:ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. –227 с.
17.Педагогические технологии: учеб. пособие/авт.-сост. Т.П.Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2007.
18.ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.–Саратов, 2013. –120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о результатах самообследования
Отчет о результатах самообследования...
Отчет о результатах самообследования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алешковичская средняя общеобразовательная школа»
Отчет о результатах самообследования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алешковичская средняя общеобразовательная школа»...
Отчет о результатах самообследования бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай «Республиканский классический лицей»
Данный документ был подготовлен в 2012 году для прохождения государственной аккредитации БОУ РА "РКЛ"....
отчет о результатах самообследования учреждения
Общие сведения об учереждении и учредителе....
Отчет о результатах самообследования
Отчет о результатах самообследования деятельности ГБОУ СОШ с.Кротково в 2013-2014 учебном году (Публичный отчет)....
Отчет о результатах самообследования МБОУ "Прохоровская гимназия" Прохоровского района Белгородской области за 2014-2015 учебный год
Представлен анализ результатов самообследования МБОУ "Прохоровская гимназия" Прохоровского района Белгородской области за 2014-2015 учебный год...