Повышение качества образования
статья на тему
Выступление на педагогическом совете на тему "Повышение качества образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Повышение качества образования | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: “Повышение качества образования”.
Цель: проанализировать деятельность школы по повышению качества знаний учащихся; побуждение учителей, учеников к активной деятельности по повышению качества образования и уровня знаний учащихся на всех ступенях образования.
Качество образования – от идеи развития общеобразовательной школы до реальности
Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. В теории и на практике активно разрабатывались вопросы дифференциации и профилизации обучения, интеграции содержания образования, внедрялась идея гуманизации школьной жизни. Однако время и практика показали, что одну из этих и других идей, концепций нельзя рассматривать как главную, всеохватывающую из-за их направленности на совершенствование отдельных компонентов сложной системы школьного образования.
И чтобы сейчас не менялось, какие бы концепции не возникали, можно уверенно утверждать, что все больше специалистов принимает и активно поддерживает идею качества образования как ведущую и доминирующую. Этот термин широко используется в современном образовании.
Вопросом качества занимаются многие. В Европе создана комиссия по академической оценке качества образования, проходят конференции. Однако приходится признать, что, несмотря на это, концепция качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели, аспекты качества, ставится вопрос о критериях.
Концепция качества образования станет действующей концепцией только после многократного нашего обсуждения в коллективе, будучи понятой и принятой всеми участниками образовательного процесса.
Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. В качестве условий достижения «нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования» определены:
- введение в действие государственных образовательных стандартов и вариативного базисного учебного плана;
- оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, проведение в образовательных учреждениях работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
- обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;
- более полное использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;
- введение профильного обучения в старшей школе;
- усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;
- обеспечение знания выпускниками средней школы иностранного языка на уровне функциональной грамотности;
- развитие дистанционного образования;
- государственная поддержка школ для одаренных детей;
- создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;
- создание государственной системы оценки качества образования и др.
Среди учащихся и учителей нашей школы было проведено анкетирование. Данные анкетирования показали следующее.
Вопрос. Хорошее качество образования - это...
Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:
- с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
- с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
- с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
- с возможностями получения качественных, разносторонних знаний для поступления в ВУЗ;
- с глубокими прочными знаниями по всем предметам.
Для родителей:
- с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
- со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
- с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.
Для учителей:
- с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально);
- с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
- со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
- с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт.
Современный ученый педагог Марк Поташник определяет “ Качество образования как соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты”.
Как же повысить качество образования?
Информация о качестве обученности учащихся 8, 9 классов дает возможность сделать вывод о том, что успеваемость в классах ниже, чем в среднем по классам. Необходимо скоординировать работу педагогического коллектива так, чтобы дети “приняли” требования основной школы. Контроль за качеством знаний по отдельным предметам позволяет выявить, индивидуальный характер усвоения, проблемы усвоения и наметить рациональные пути их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому ученику. Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.
Количество отличников в 8-11 классах маленькое. Имея достаточно хорошее качество обученности учащихся школы, нам не удается добиться того, чтобы как можно больше детей учились отлично. Именно эти показатели дают возможность управлять по конечному результату: эти цифры определят в конечном итоге количество претендентов на медали. А это и есть показатели работы образовательного учреждения.
Одним из верных способов улучшения качества образования является использование инновационных технологий, а именно: технология погружения в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения — интерактивной доски.
Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики. Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.
Существенным препятствием на пути применения современных технологий в учебном процессе является низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Педагоги, закончившие вузы более 20 лет, практически не знакомы с компьютерами. Поэтому они либо вообще не используют новую технику в учебном процессе, либо используют эпизодически. Большая часть педагогов, прошедших компьютерные курсы, применяют компьютер как средство для изготовления различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных материалов, а также для ведения всевозможной документации и отчетности. При этом наиболее востребованным программным продуктом является пакет прикладных программ фирмы Microsoft Office: Word, Excel и Power Point.
Как итог, предлагаю вашему вниманию памятку.
Как завоевать успех у учеников и тем самым повысить качество знаний учащихся
1. Говорите популярно, воздействуйте на чувства, дайте детям веру в самих себя.
2. Не выступайте без широкого набора технических средств обучения. Не объясняйте «на пальцах», учащимся нужно показать слайды или яркие схемы.
3. Речь учителя должна быть максимально выразительной. Юмор, шутки, смешные истории – обязательны .
4. Покажите причины неудач и пути исправления ошибок. Демонстрируйте смелость мышления, принципиальность в оценках.
5. Не критикуйте учащихся голословно, доказывайте и переубеждайте. Лучше быть солидарным с идеями и предложениями.
6. Будьте предельно откровенны.
7. Ваши помощь в решение проблем детей, поддержка их инициатив и начинаний будут приняты, но благодарности не ждите
8. Замечайте и поддерживайте успехи учащихся в познании окружающей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль системы дополнительного образования детей в повышении качества образования и организации работы с детьми с повышенной мотивацией к знаниям»
Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России. Цель политики модерн...
«Повышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)»
Наименование ПроектаПовышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)12Срок реализации П...
II.8. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
Российской Федерации...
Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности
Доклад на тему: «Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности&raq...
Приказ об итогах проведении районного семинара проблемной группы по воспитательной работе и дополнительному образованию «Внеурочная деятельность и дополнительное образование как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»
итоги проведения семинара...
Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"
Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...