Рабочая программа по предметам учебного плана 11 класса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа (11 класс)
Цель: Обучающийся, компетентный в социально - трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями на основе формирования предметных и личностных качеств в условиях модернизации образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 134.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
- Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей - профессионально- трудового обучения Протокол № 11 от «___» ________ 2016г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ___________________ Н.А.Шапошникова «___» ___________ 2016г | УТВЕРЖДАЮ директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» _______________М.И. Иванова приказ № ____ от «____» _________ 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предметам учебного плана
11 класс
Объем – 1054 часа:
Родной язык и литература – 68 часов
Математика -34 часа
Этика и психология семейной жизни – 34 часа
Производственное обучение – 816 часов
Социально-бытовая ориентировка -34 часа
ОБЖ – 34 часа
ОЗОЖ – 34 часа
Учитель: Н.А. Зубрилина
г. Нефтеюганск-2016
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Паспорт программы | |
2 | Пояснительная записка | |
2.1. | Нормативное обоснование программы | |
2.2. | Цель и задачи | |
2.3. | Направленность программы (роль учебных предметов) | |
2.4. | Обоснованность программы | |
3. | Общая характеристика учебных предметов | |
4. | Описание места учебных предметов в учебном плане | |
5. | Основные требования к результатам реализации программы Система оценки. | |
5.1. | Личностные результаты | |
5.2. | Предметные результаты | |
5.3. | Базовые учебные действия | |
6. | Содержание программы | |
7. | Тематическое планирование | |
7.1. | Родной язык и литература | |
7.2. | Математика | |
7.3. | Этика и психология семейной жизни | |
7.4. | Производственное обучение (Уборщик служебных помещений) | |
7.5. | Социально-бытовая ориентировка | |
7.6 | Основы безопасности жизнедеятельности | |
7.7. | Основы здорового образа жизни | |
8. | Материально-технические условия реализации программы | |
6.1. | Материально-техническое обеспечение | |
6.2. | Учебно-методический комплекс | |
9. | Приложения к программе |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Названия учреждения | Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» |
Наименования программы | Рабочая программа по предметам учебного плана 11 класса на 2016-2017 учебный год |
Нормативное обеспечение |
|
Цель программы | Обучающийся, компетентный в социально - трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями на основе формирования предметных и личностных качеств в условиях модернизации образования. |
Задачи программы |
|
Объём программы | Объем – 1054 часа: Родной язык и литература – 68 часов Математика -34 часа Этика и психология семейной жизни – 34 часа Производственное обучение – 816 часов Социально-бытовая ориентировка -34 часа Основы безопасности жизнедеятельности - 34 часа Основы здорового образа жизни – 34 часа |
Перечень учебников | - М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций – 2-е изд. – М.: просвещение,2014. – 223 с. - В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – Литература 7 класс: учеб. для общеобразовательных организаций с прил. На электрон. Носителе. В 2 ч. Ч /2 – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 319 с. - В.В. Козлов, А.А. Никитин, В.С. Белоногов и др. Математика: учебник для 7 класса образовательных учреждений – 2 изд. – М.:: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 328 с. – (ФГОС. Инновационная школа) - А.Г.Галле, Е.Ю. Головинская Подготовка младшего обслуживающего персонала: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология»- Самара: Современные образовательные технологии, 2013 - В.А.Зырянова, И.А. Хаминова Подготовка младшего обслуживающего персонала: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология»- Самара: Современные образовательные технологии, 2013 - В.А.Зырянова, И.А. Хаминова Подготовка младшего обслуживающего персонала: Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология» / под ред. Е.Ю Головиной. – 2-е изд., перераб.и доп. - Самара: Современные образовательные технологии, 2012 |
Ожидаемые результаты | Освоят программу:
|
Автор программы | Зубрилина Наталья Анатольевна, учитель |
Контактная информация | Адрес: Российская Федерация, 628305, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нефтеюганск, 11 микрорайон, здание 121, тел./факс 8(3463) 22-81-48 E-mail: Specschool8@mail.ru E-mail: rfybreks2012@mail.ru. |
- Пояснительная записка
2.1. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся
К основным концептуальным положениям программы относится учет особых образовательных потребностей обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения образовательной программы. При дифференциации контингента обучающихся мы руководствуемся результатами психолого – педагогической диагностики. В своей практике мы используем следующую дифференциацию обучающихся:
I группу составляют обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Им доступен некоторый уровень обобщения. При выполнении более сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Обучающиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем дети I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом школьники снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью
К III группе относятся обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Темп усвоения материала у этих школьников значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Обучающиеся III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им нужна, главным образом, в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Они могут усвоить меньший объем знаний и умений.
Дифференциация детей по группам:
1 группа – О. А., Г. Л., Б. А.
2 группа – М. К, Ш. А.
3 группа – С. Н., С.А, Ч.Н., Д.А, И. Ю.
Рекомендации ПМПК: Рекомендовано продолжить обучение по адаптированной основной образовательной программе профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих для обучающихся с ОВЗ. Наблюдение у врача-психиатра. Психолого-педагогическое сопровождение подростка по его социализации посредством коммуникативной функции речи.
Учебно – коррекционная задача на 2016-2017 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.
Коррекционно – воспитательная задача: Формировать умение соотносить свои возможности с выбранной профессией.
Коррекционно – развивающая задача: Коррекция взаимоотношений со сверстниками.
2.2. Цель и задачи программы
Программа направлена на реализацию цели, задач школы-интерната, отраженных в адаптированной основной образовательной программе школы-интерната.
Цель: Обеспечение различных индивидуальных траекторий
получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывающего способности, возможности и интересы обучающихся.
Задачи:
- Обеспечить достижение обучающимися с ограниченными
возможностями установленных федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
дифференцированных требований к результатам освоения адаптированной образовательной программы.
- Создание условий* для эффективной реализации и освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированной основной образовательной программы, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся.
* кадровых, материально- технических, информационных, финансово-экономических, организационных.
Цель рабочей программы: Обучающийся, компетентный в социально - трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями на основе формирования предметных и личностных качеств в условиях модернизации образования.
Задачи:
- Сформировать у обучающихся класса предметные знания умения и навыки на основе реализации учебного плана программы.
- Создать условия для накопления обучающимися жизненного опыта и социальных контактов, необходимых в повседневной деятельности.
- Обеспечить материально-технические условия реализации программы
- Осуществлять мониторинг результатов реализации программы
Задачи предметных курсов в соответствии
с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
№ п/п | Учебный предмет | Задачи |
1. | Родной язык и литература |
|
2. | Математика |
|
3. | Социально-бытовая ориентировка |
|
4. | Этика и психология семейной жизни |
|
5 | Производственное обучение |
|
6 | Основы безопасности жизнедеятельности | Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
|
7 | Основы здорового образа жизни | - формирование норм здорового образа жизни. -овладение знаниями:
|
2.3. Нормативное обоснование программы
Программа разработана с учетом требований федерального образовательного стандарта образования для обучающих с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствии с образовательной программой школы – интерната, на основании Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, под редакцией А.М. Щербаковой – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.- 331с.
В соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Уставом казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Локальным актом «Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ»
- Основные принципы отбора материала
. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными и индивидуальными (в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта) особенностями развития обучающихся, воспитанников.
Программа построена на основе концентрического принципа размещения учебного материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по каждому предмету, который доступен большинству школьников. Программа предусматривает постоянное закрепление и повторение изученного материала.
Освоение программы обеспечивает достижение обучающимися двух видов результатов: личностных и предметных. Осуществление межпредметных связей направлено получение личностных результатов обучения. Принцип вариативности предполагает создание вариативного содержания коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
- Общая характеристика учебных предметов
3.1. Содержание учебных предметов, основные изучаемые вопросы
Родной язык и литература
А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Василий Шибанов. Князь Михайло Репнин.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. Нужен ли нам Щедрин сегодня?
Л.Н. Толстой. «В середине XIX столетия…» Детство (главы из повести). Как работал Толстой.
А.П. Чехов. Из воспоминаний о Чехове. Хамелеон. Злоумышленник. Литература и жизнь.
«Край ты мой, родимый край…» Стихотворения о родной природе.
В.А. Жуковский Приход весны.
А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…» Благовест «Замолкнул гром, шуметь гроза устала»
И.А. Бунин «Родина»
Литературные места России. А.С. Пушкин, А.К. Толстой, Л.Н. Толстой. А.П. Чехов.
Иван Алексеевич Бунин В творческой лаборатории И. А. Бунина
Максим Горький. Из воспоминаний и писем. Детство (В сокращении) Данко (Отрывок из рассказа «Старуха Изергилъ» )
Леонид Николаевич Андреев. Люди и книги. Кусака
Владимир Владимирович Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям
Андрей Платонович Платонов. Юшка. В прекрасном и яростном мире.
Борис Леонидович Пастернак. «Никого не будет в доме...». Июль.
Александр Трифонович Твардовский. Уроки Твардовского. «Снега потемнеют синие...». «Июль — макушка лета...». «На дне моей жизни...». Час мужества.
Интервью с участником Великой Отечественной войны Юрием Георгиевичем Разумовским о военной поэзии
Федор Александрович Абрамов. О чем плачут лошади.
Евгений Иванович Носов. Из автобиографии. Кукла. Живое пламя.
Юрий Павлович Казаков. Писатели и критики о рассказах Ю. Л. Казакова. Тихое утро
Дмитрий Сергеевич Лихачев. Земля родная (Главы из книги). Писатели улыбаются
Михаил Михайлович Зощенко. Беда. «Тихая моя Родина...»(Стихотворения о родной природе).
Валерий Яковлевич Брюсов. Первый снег.
Федор Сологуб. «Забелелся туман за рекой...»
Сергей Александрович Есенин. «Топи да болота...»
Николай Алексеевич Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...»
Николай Михайлович Рубцов. Тихая моя Родина.
Песни на стихи русских поэтов XX века. Инна Анатольевна Гофф. Русское поле.
Булат Шалвович Окуджава. По Смоленской дороге.
Александр Николаевич Вертинский. Доченьки.
Из литературы народов России. Расул Гамзатов. «Земля как будто стала шире...» Перевод Я. Козловского. Из цикла «Восьмистишия». Перевод Н. Гребнева.
Русский язык как развивающееся явление.
Причастие. Повторение за 10 класс. Контрольный срез.
Деепричастие.
Наречие.
Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.
Математика
Повторение изученного материала за 10 класс. Контрольный срез.
Осевая симметрия.
Дробные числа.
Свойства дробей.
Координатная плоскость.
Пропорции.
Десятичные дроби.
Повторение и систематизация изученного за год.
Этика и психология семейной жизни
Понятие «экономика семьи». Доходы и расходы семьи.
Потребности семьи: естественные (питание, одежда, отдых, развлечения) и ложные.
Понятие «быт семьи». Организация домашнего хозяйства, режим семьи, отдых и развлечения в семье.
Атмосфера семьи. Нравственные правила взаимоотношений в семье: доброта в отношениях, взаимопонимание.
Семейное право. Семья. Любви все возрасты покорны. Кого и за что можно любить
Этика взаимоотношений юноши и девушки. Причины ссор. Влюбленность и любовь Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру
Брак и его мотивы. Молодая семья. Материнство. Отцовство.
Ответственность молодых родителей. Воспитание ребенка.
Семья в свете духовно - нравственных и культурных традиций общества.
Семья в различных культурах
Нравственные нормы брака в христианской культуре
Народные традиции русской православной семьи.
Взаимоотношения в семье Семейные традиции
Хороший тон в доме и семье. Жилище. Убранство комнат.
Хороший тон в отношениях между супругами
Искусство совместного ведения хозяйства.
Планирование бюджета Сбережение. Оплата коммунальных услуг
Стили семейных взаимоотношений. Семейные конфликты. Происхождение семейных конфликтов.
Причины распада семьи. Развод. Нравственное поведение. Последствия развода. Бракоразводный процесс.
Повторение и систематизация изученного за год.
Производственное обучение
Правила поведения и техника безопасности.
Простейшие профессии обслуживающего труда.
Общие сведения о производственном процессе.
Безопасная организация и содержание рабочего места.
Основные опасные зоны. Средства безопасности оборудования. Требования по предупреждению электротравматизма.
Порядок подготовки к работе (проверка исправности инструмента и приспособлений, средств защиты). Безопасные приемы и методы работы. Действия при возникновении опасной ситуации. Средства индивидуальной защиты на рабочем месте и правила пользования ими. Схема безопасного передвижения на территории организации, предприятия. Характерные причины аварий, взрывов, пожаров, случаев производственных травм. Меры предупреждения аварий, взрывов, пожаров. Обязанность и действия при аварии, взрыве, пожаре. Инструкция по охране труда.
Уборка пришкольной территории.
Организация рабочего места. Должностная инструкция. Обязанности уборщика. ТБ перед началом работы. ТБ во время работы. ТБ в аварийных ситуациях. ТБ по окончании работы.
Безопасность уборочных работ.
Гигиена: понятие, правила. Личная гигиена. Влияние окружающей среды на здоровье.
Вредное воздействие химических средств на здоровье.
ТБ при пользовании средствами бытовой химии.
Поддержания чистоты в помещении. Правила санитарии и гигиены по содержанию помещений. Концентрация моющих и дезинфицирующих средств. Правила безопасного пользования моющими и дезинфицирующими средствами. Правила эксплуатации санитарно-технического оборудования. Устройство и назначение обслуживаемого оборудования и приспособлений.
Правила уборки. Уборка с использованием моющих и чистящих средств.
Мойка пластиковых и стеклянных поверхностей.
Уход за мебелью.
Сборка пылесоса.
Ежедневная уборка помещения.
Уборка пришкольной территории.
Типовые нормы обслуживания для уборщиков производственных помещений.
Ежедневная уборка полов в школе.
Школьная столовая. Понятие о гигиене питания. Кухонная посуда и инвентарь: виды, назначение, правила ухода. Обязанности мойщицы посуды. Спецодежда работника кухни: уход и хранение. Правила ТБ при работе в моечном цехе. Мытье кухонной посуды: сан. требования, моющие средства и приспособления. Уборка моечного отделения. Правила подготовки стола к подаче пищи. Эстетическое оформление стола. Сервировка стола. Разноска пищи по столам. Сбор грязной посуды в тележки. Уборка и протирка столов.
Уборка пришкольной территории от снега и льда.
Стирка белья. Прачечная. Организация работы в прачечной. Влажно-тепловая обработка. Подкрахмаливание и антиэлектростатическая обработка ткани.
Генеральная уборка помещения.
Виды уборочного инвентаря. Маркировка уборочного инвентаря.
Уход за комнатными растениями.
Практическое и теоретическое повторение.
Должностная инструкция. Уборка: понятие, виды, периодичность.
ТБ при проведении уборочных работ.
Химические средства для уборки помещений.
Выбор моющих и чистящих средств.
Ежедневная комплексная уборка помещений. Уборочная техника. Уход за полами. Уход за мебелью.
Требования санитарии и гигиены к проведению уборочных работ.
Уборка игровых комнат в интернате.
Уборка актового зала интерната.
Уборка спален в интернате.
Уборка холла интерната.
Уборка лестницы в холле интерната.
Практическое и теоретическое повторение.
Виды половых покрытий и уход за ними.
Выбор инвентаря в зависимости от типа полового покрытия.
Правила ухода за полами в зависимости от типа полового покрытия.
Санитарно-гигиенические требования к уборке полов.
Правила ухода за полами из линолеума. Правила ухода за полами из метлахской плитки. Правила ухода за ламинатом. Правила ухода за деревянными полами. Правила ухода за полами, окрашенными масляной каской. Технология ухода за полами в зависимости от типа полового покрытия.
Уход за полами.
Выбор моющих средств и уход за полами из метлахской плитки. Уход за полами из метлахской плитки. Уход за полами, окрашенными масляной краской.
Уход за ковровыми покрытиями. Ковровые покрытия: назначение, виды, способы ухода. Определение вида коврового покрытия. Классификация ковровых покрытий по способу ухода. Средства ухода за ковровыми покрытиями. Способы ухода за ковровыми, покрытиями. Правила и последовательность чистки мягкой мебели вручную. Правила и последовательность чистки мягкой мебели пылесосом. Устройство пылесосов различных видов (для сухой чистки, моющего).
Правила безопасной работы с пылесосом. Правила и последовательность ухода за пылесосом.
Чистка мягкой мебели вручную. Чистка мягкой мебели пылесосом. Сборка и разборка пылесоса. Чистка и замена контейнера для мусора. Чистка и замена контейнера для мусора.
Профессиональное оборудование для уборки.
Виды оборудования в зависимости от предназначения и задач.
Специальное оборудование для мытья полов. Приёмы пользования специальным оборудованием для мойки полов. Отработка приемов пользования специальным оборудованием для мойки полов. Приемы обработки специального оборудования для мойки полов. Обработка специального оборудования для мойки полов. Подготовка к хранению оборудования для мойки полов. Отработка приёмов подготовки к хранению оборудования для мойки полов.
Дополнительное оборудование для решения комплексных проблем уборки. Приёмы пользования дополнительным оборудованием. Отработка приемов пользования дополнительным оборудованием. Приемы обработки дополнительного оборудования. Обработка дополнительного оборудования. Подготовка к хранению дополнительного оборудования. Отработка приёмов обработки дополнительного оборудования. Инструменты для мытья окон. Приёмы пользования инструментами для мытья окон. Отработка приемов пользования инструментами для мытья окон. Приемы обработки инструментов для мытья окон. Обработка инструментов для мытья окон. Подготовка к хранению инструментов для мытья окон. Отработка приёмов подготовки к хранению инструментов для мытья окон.
Профессиональное оборудование для уборки.
Отработка приемов пользования специальным оборудованием для мойки полов. Отработка приемов пользования специальным оборудованием для мойки полов. Мытьё полов с использованием специального оборудования. Мытьё полов с использованием специального оборудования. Мытьё полов с использованием специального оборудования. Составление отчёта, заполнение дневника практики. Комплексная уборка актового зала. Комплексная уборка спален интерната. Комплексная уборка спален интерната. Комплексная уборка кабинета.
Повторение и систематизация изученного за год.
Социально-бытовая ориентировка.
Правила поведения и техника безопасности.
Бытовые электроприборы.
Уход за ребенком.
Питание. Требования к приготовлению пищи, техника безопасности. Технология приготовления. Сервировка праздничного стола.
Трудоустройство. Трудовой договор. Трудовой стаж.
Основы безопасности жизнедеятельности.
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности.
Основы безопасности личности, общества и государства.
Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации.
Основы формирования здорового образа жизни.
Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни. Формирование норм здорового образа жизни.
Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.
Здоровье и пути его формирования.
Режим дня. Сон и его значение для здоровья.
Личная гигиена.
Влияние высоких и низких температур на организм.
Понятие о вирусных инфекциях.
Понятие о закаливании организма.
Физическая культура и здоровье.
Питание и здоровье.
Вредные привычки и здоровье.
Травматизм и его профилактика.
Инфекционные болезни в современном обществе.
Первая медицинская помощь
3.2. Основные требования к результатам реализации программы
Результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как промежуточные на момент завершения 11 класса.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных, всем участникам образовательного процесса, условных единицах:
0 баллов ― нет фиксируемой динамики;
1 балл ― минимальная динамика;
2 балла ― удовлетворительная динамика;
3 балла ― значительная динамика.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка.
Предметные результаты освоения программы образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
3.2.1. Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Освоят программу на минимальном уровне обучающиеся II и III группы, на достаточном обучающиеся I группы.
Предмет | Достаточный уровень усвоения программы | Минимальный уровень усвоения программы |
Родной язык и литература | -первоначальные знания о языке как основном средстве человеческого общения; образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с опорой на схему и их дальнейшее использование для более точной и правильной передачи чужих и собственных мыслей; --использование всех изученных грамматических категорий при передаче чужих и собственных мыслей в текстах, относящихся к разным стилям речи; -нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя); пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова; - списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов); -выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста; -письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (80-100 слов); -письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (70-80 слов) -правильное, беглое и осознанное чтение доступных художественных и научно-познавательных текстов вслух и молча; -использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); -овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно- познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. осознанное восприятие и оценка содержания и специфики различных текстов; -участие в их обсуждении; -целенаправленное и осознанное восприятие произведений живописи и музыки, близких по тематике художественным текстам; активное участие в диалоге, построенном на основе прочитанного и разобранного текста; -умение оценивать изложенные в произведении факты и явления с аргументацией своей точки зрения; -самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст; -самостоятельное пользование справочными источниками для получения дополнительной информации; -самостоятельное составление краткого отзыва на прочитанное произведение; -заучивание наизусть стихотворений и отрывков из прозаических произведений (соответственно 12 и 3) | -представление о языке как основном средстве человеческого общения; -использование однокоренных слов для более точной передачи мысли в устных и письменных текстах; -использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма; -письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (70-90 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста; -составление и письмо небольших по объему сочинений (60-70 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления для решения коммуникативных задач -правильное и осознанное чтение текста вслух, в темпе, обеспечивающем его понимание; - осознанное чтение молча доступных по содержанию текстов; участие в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, выслушивание мнений одноклассников с соблюдением правил речевого этикета и правил работы в группе), опираясь на содержание текста или личный опыт; -установление смысловых отношений между поступками героев, событиями (с помощью учителя); -самостоятельное определение темы произведения; определение основной мысли произведения (с помощью учителя); -редактирование заголовков пунктов плана в соответствии с темой и основной мысли произведения (части текста); -деление на части несложных по структуре и содержанию текстов (с помощью учителя) на основе готового плана после предварительного анализа; -ответы на вопросы по содержанию произведения своими словами и с использованием слов автора; -определение собственного отношения к героям (герою) произведения и их поступкам (с помощью учителя); -пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана и после предварительного анализа; -нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст; -знание наизусть 1-го (небольшого по объему) прозаического отрывка и 10-и стихотворений; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); -самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию художественных произведений и научно-популярных текстов, выполнение посильных заданий. |
Математика |
| - выполнять письменно действия с числами в пределах 100 000 (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с использованием таблиц сложения, алгоритмов письменных арифметических действий, с использованием микрокалькулятора; - выполнять арифметические действия (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с десятичными дробями, имеющими в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием микрокалькулятора; - знать наиболее употребительные единицы площади; - знать размеры прямого, острого тупого угла в градусах; - находить число по его половине, десятой доле; - вычислять среднее арифметическое нескольких чисел; - вычислять площадь прямоугольника. - чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг; |
Этика и психология семейной жизни | -аргументированная оценка поступков героев литературных произведений (кинофильмов), одноклассников, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах; -понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; -ведение диалога с учетом наличия разных точек зрения, аргументация своей позиции в процессе личного и делового общения, соблюдение этики взаимоотношений в процессе взаимодействия с разными людьми | -представления о некоторых этических нормах; -высказывание отношения к поступкам героев литературных произведений (кинофильмов), одноклассников, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах; -признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. |
Производственное обучение | должны знать:
• Технику безопасности при выполнении уборочных работ. • Требования санитарии и гигиены к проведению уборочных работ. • Общие требования к проведению уборки. • Требования к проведению ежедневной комплексной уборки. • Требования к использованию, обработке, хранению, маркировке уборочного инвентаря и спецодежды. • Приёмы работы с уборочным инвентарём. • Назначение и классификацию химических средств для уборки. • Правила безопасности при работе с химикатами. • Виды уборки (классификацию по различным признакам), периодичность и перечень работ для каждого вида уборки. • Виды уборочного инвентаря и приспособлений (классификацию в зависимости от вида уборки). • Виды, назначение и особенности использования уборочной техники. • Технологию ухода за половыми покрытиями (в зависимости от вида покрытия). • Правила и последовательность ухода за мебелью в зависимости от вида покрытия (технологию). • Способы, средства, технологию ухода за различными видами ковровых покрытий (в зависимости от вида уборки: вручную, пылесосом). • Обязанности мойщицы посуды. • Правила подготовки стола к подаче пищи. • Организацию работы в прачечной. • Правила ухода за руками. Должны уметь: • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью; • самостоятельно определять задачи предстоящей работы и оптимальной последовательности действий для реализации замысла; • прогнозировать конечный результат и самостоятельно отбирать средства и способы работы для его получения; •владеть некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого; и т.п.); | должны знать: • Технику безопасности при выполнении уборочных работ. • Общие требования к проведению уборки. • Приёмы работы с уборочным инвентарём. • Назначение и классификацию химических средств для уборки. • Требования к использованию и хранению химических средств для уборки. • Правила безопасности при работе с химикатами. • Виды уборки (классификацию по различным признакам), периодичность и перечень работ для каждого вида уборки. • Виды, назначение и особенности использования уборочной техники. • Технологию ухода за половыми покрытиями (в зависимости от вида покрытия). • Правила и последовательность ухода за мебелью в зависимости от вида покрытия (технологию). • Способы, средства, технологию ухода за различными видами ковровых покрытий (в зависимости от вида уборки: вручную, пылесосом). • Правила и последовательность обработки объектов санузла. • Правила ухода за руками. Должны уметь с контролирующей помощью: • Соблюдать требования ТБ, санитарии и гигиены при выполнении трудовых заданий. • Выбирать спецодежду, инвентарь, химические средства в зависимости от вида и объекта уборки. • Пользоваться уборочным инвентарём и приспособлениями для уборки. • Пользоваться инструкционной технологической картой при выполнении трудовых заданий. •распределение ролей в группе, сотрудничество, осуществление взаимопомощи; • учет мнений товарищей и педагога при организации собственной деятельности и совместной работы; •комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений товарищей; • посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды. |
Социально-бытовая ориентировка | -знание способов хранения и переработки продуктов питания; составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; -самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; -соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; - некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.); -навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого); | -представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; приготовление несложных видов блюд под руководством учителя; -представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; -знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); знание названий организаций социальной направленности и их назначения; |
Основы безопасности жизнедеятельности | - сформированность навыков безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к материальным и духовным ценностям | сформированность установки на безопасный, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
Основы здорового образа жизни | - сформированность норм здорового образа жизни | - сформированность установки на здоровый образ жизни |
3.2.2 Личностные результаты
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).
Критерии оценивания личностных результатов
Направление | Достаточный уровень | Минимальный уровень |
Личностные характеристики | сформированы мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы | сформированы внутренняя позиция обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении к образовательному учреждению и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания |
проявляет самостоятельность, трудолюбие | сформированы только необходимые элементарные навыки и умения самообслуживания | |
способен к простейшему самоконтролю и саморегуляции. | оценить свое поведение и быть самокритичным не может | |
ориентирован на достижение результата | увлечен, заинтересован в своей деятельности | |
Межличностные характеристики | умеет сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем | частично овладевает вербальными и невербальными средствами установления коммуникативного контакта |
занимает лидирующее положение в структуре межличностного общения по поводу учебной и трудовой деятельности | обучающиеся, выпавшие из сферы межличностного общения в классе по поводу учебной и трудовой деятельности | |
умеют эффективно устанавливать отношения, продуктивно общаться | испытывают напряжение в отношениях с другими членами группы. | |
наличие взаимопомощи и сотрудничества | принимает участие в совместной работе с контролирующей помощью учителя. |
3.2.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы ориентирует образовательный процесс на развитие личности обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов. Для контроля используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, письменные контрольные работы, тестовые задания, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также практические работы, творческие работы.
Предметные результаты по устным предметам могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах предупреждения или преодоления. По критерию прочности могут оцениваться как удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий; «очень хорошо» (отлично) свыше 65% .
При оценке достижений также используется традиционная система отметок по 5 балльной шкале. При оценке устных ответов по предмету принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки при выполнении практической работы, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающемуся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при выполнении практической работы допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; при выполнении практической работы нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; при выполнении практической работы делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» не ставится.
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в написании понятий и терминов снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с одной - двумя ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с тремя - пятью ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть - восемь ошибок.
Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».
Критерии оценки устных ответов и практической работы
Отлично «5» | Хорошо «4» | Удовлетворительно «3» |
Знает | ||
- Содержание ответа соответствует поставленному вопросу (проблеме). -Знает факты, понятия, термины, законы. | - При воспроизводстве фактов, понятий и терминов, законов допущены неточности. | - Ответ на вопрос содержит ошибки или большое количество неточностей, искажающих содержание ответа. - Ответ не в полной мере соответствует вопросу (проблеме). |
Понимает | ||
- Умеет объяснить, привести примеры. - Понимает необходимость выполнения правил ТБ. | - Затрудняется самостоятельно объяснить материал, допускает неточности в приведении примеров. - Понимает необходимость выполнения основных правил ТБ. | - Не умеет привести примеры и объяснить материал. - Понимает необходимость выполнения основных правил ТБ. |
Применяет | ||
- Демонстрирует автоматизированное безошибочное выполнение действий. - Демонстрирует выполнение правил ТБ. | - Умеет последовательно выполнять действия по алгоритму (решает типовые трудовые задачи). - Демонстрирует выполнение основных правил ТБ. | - Затрудняется в решении типовых трудовых задач, нуждается в помощи педагога. - Демонстрирует частичное выполнение правил ТБ. |
Оценивает | ||
- Объективно оценивает свои трудовые возможности и способности, перспективы дальнейшего трудоустройства. - Определяет качество выполненной работы, исправляет недостатки. | - С организующей помощью педагога оценивает свои трудовые возможности и способности, перспективы дальнейшего трудоустройства. - Со стимулирующей и организующей помощью педагога исправляет недостатки. | - Не всегда адекватно оценивает свои трудовые возможности и способности, перспективы дальнейшего трудоустройства. - Видит грубые недостатки выполненной работы, исправляет недостатки с помощью педагога. |
- Тематическое планирование
4.1. Родной язык и литература
4.2. Математика
4.3.Этика и психология семейной жизни
4.4. Производственное обучение
4.5.Социально-бытовая ориентировка
4.6. Основы безопасности жизнедеятельности.
4.7. Основы здорового образа жизни
5. Организационный раздел
5.1. Учебный план
Наименование раздела | Кол-во часов | Комбинированные | Практические работы | |||
проверочные | контрольные | практические | Экскурсии | |||
Родной язык и литература | 68 | 60 | 4 | 4 | ||
Математика | 34 | 26 | 4 | 4 | ||
Этика и психология семейной жизни | 34 | 26 | 4 | 2 | 2 | |
Социально-бытовая ориентировка | 34 | 24 | 2 | 2 | 4 | 2 |
Основы безопасности жизнедеятельности | 34 | 24 | 2 | 2 | 4 | 2 |
Основы здорового образа жизни | 34 | 23 | 2 | 2 | 6 | 1 |
Производственное обучение | 816 | 335 | 16 | 4 | 457 | 4 |
1 четверть | 216 | 106 | 4 | 1 | 105 | |
Простейшие профессии обслуживающего труда | 9 | 9 | ||||
Безопасная организация и содержание рабочего места | 24 | 17 | 1 | 6 | ||
Уборка пришкольной территории | 24 | 5 | 19 | |||
Организация рабочего места | 14 | 12 | 1 | 1 | ||
Гигиена: понятие, правила. | 14 | 10 | 4 | |||
Поддержание чистоты в помещении. | 56 | 30 | 1 | 25 | ||
Мойка пластиковых и стеклянных поверхностей | 17 | 8 | 9 | |||
Уход за мебелью | 17 | 7 | 1 | 1 | 8 | |
Сборка пылесоса | 12 | 3 | 9 | |||
Ежедневная уборка помещения | 29 | 5 | 24 | |||
2 четверть | 168 | 76 | 4 | 1 | 84 | 3 |
Типовые нормы обслуживания для уборщиков производственных помещений | 6 | 4 | 2 | |||
Ежедневная уборка полов в школе | 21 | 17 | 4 | |||
Школьная столовая | 50 | 26 | 2 | 20 | 2 | |
Уборка пришкольной территории от снега и льда | 20 | 5 | 15 | |||
Стирка и глажение белья | 34 | 16 | 1 | 1 | 15 | 1 |
Подкрахмаливание и антиэлектростатическая обработка ткани. | 22 | 8 | 14 | |||
Генеральная уборка помещения | 15 | 1 | 14 | |||
3 четверть | 240 | 92 | 2 | 1 | 144 | 1 |
Практическое и теоретическое повторение | 102 | 47 | 2 | 53 | ||
Уход за полами | 60 | 25 | 35 | |||
Уход за мебелью | 56 | 14 | 1 | 40 | 1 | |
Уход за одеждой | 22 | 6 | 16 | |||
4 четверть | 192 | 61 | 6 | 1 | 124 | |
Уход за одеждой | 30 | 13 | 1 | 16 | ||
Уход за ковровыми покрытиями | 25 | 10 | 1 | 14 | ||
Профессиональное оборудование для уборки | 45 | 12 | 2 | 31 | ||
Практическое и теоретическое повторение | 92 | 26 | 2 | 1 | 63 |
5.2. Календарный график реализации программы
Четверть | Сроки | Количество | Подпись проверяющего | ||||
Учебных недель | Учебных дней | Запланированных часов по предметам | Фактически проведенных часов | ||||
Класс | Часы | ||||||
I четверть | 9 | 45 | Родной язык и литература | ||||
Математика | |||||||
Этика и психология семейной жизни | |||||||
Производственное обучение | |||||||
СБО | |||||||
ОБЖ | |||||||
ОЗОЖ | |||||||
II четверть |
| 7 | 35 | Родной язык и литература | |||
Математика | |||||||
Этика | |||||||
Производственное обучение | |||||||
СБО | |||||||
ОБЖ | |||||||
ОЗОЖ | |||||||
III четверть |
| 10 | 50 | Родной язык и литература | |||
Математика | |||||||
Этика | |||||||
Производственное обучение | |||||||
СБО | |||||||
ОБЖ | |||||||
ОЗОЖ | |||||||
VI четверть |
| 8 | 40 | Родной язык и литература | |||
Математика | |||||||
Этика | |||||||
Производственное обучение | |||||||
СБО | |||||||
ОБЖ | |||||||
ОЗОЖ | |||||||
ИТОГО: | 34 | 170 |
5.3. Объем учебных предметов
- Родной язык и литература
68 часов в год (2 ч. в неделю)
I четверть – 18 ч
II четверть – 14 ч
III четверть – 20 ч
IV четверть – 16 ч
- Математика
34 часа в год (1 ч. в неделю)
I четверть – 9 ч
II четверть – 7 ч
III четверть – 10 ч
IV четверть – 8 ч
- Этика и психология семейной жизни
34 часа в год (1ч. в неделю)
I четверть – 9 ч
II четверть – 7 ч
III четверть – 10 ч
IV четверть – 8 ч
- Производственное обучение
816 часов в год (24 ч. в неделю)
I четверть – 216 ч
II четверть – 168 ч
III четверть – 240 ч
IV четверть – 192 ч
- Социально-бытовая ориентировка
34 часа в год (1ч. в неделю)
I четверть – 9 ч
II четверть – 7 ч
III четверть – 10 ч
IV четверть – 8 ч
- Основы безопасности жизнедеятельности
34 часа в год (1 ч. в неделю)
I четверть – 9 ч
II четверть – 7 ч
III четверть – 10 ч
IV четверть – 8 ч
- Основы здорового образа жизни
34 часа в год (1 ч. в неделю)
I четверть – 9 ч
II четверть – 7 ч
III четверть – 10 ч
IV четверть – 8 ч
6. Материально-технические условия реализации программы
6.1. Материально-техническое обеспечение
Материально-технические условия должны обеспечивать соблюдение:
- санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ (требования к освещению, воздушно-тепловому режиму);
- возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения;
- санитарно-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ (наличие рабочего места ребенка в соответствии с роста-возрастными и медицинскими показаниями);
- пожарной и электробезопасности детей с ОВЗ.
Сведения о состоянии материальной базы образовательного процесса в соответствии с задачами реализуемой программы (с позиций достаточности)
Вид подготовки | Наименование кабинетов, мастерских | Необходимое кол-во | Фактически имеется | Площадь м² | Оснащенность в % |
Обучение по образовательной программе | Кабинет № 13 | 1 кабинет | 1 кабинет | 30 м² | 100% |
Технические средства обеспечения образовательного процесса, оборудование
Наименование | Количество (шт.) |
Количество персональных компьютеров (указывается количество всех имеющихся ПК, учитывая ноутбуки, нетбуки и т.п.) | 1 |
из них: | |
- используются в учебных целях (указывается количество ПК из всех имеющихся, которые используются в учебных целях) | 1 |
Количество мультимедийных проекторов в классах | 1 |
Наличие в учреждении сети Интернет (да, нет) | да |
6.2. Учебно-методический комплекс
Особые образовательные потребности обучающихся обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, наглядности иллюстративной и символической.
УМК предмета « Родной язык и литература» включает:
- Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2013.
- программно-методическое обеспечение: методические рекомендации для учителя по отдельным разделам учебного предмета;
- наборы сюжетных картинок по отдельным темам;
- различные виды словарей; репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ;
- учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам:
- Члены предложения
- Правописание предлогов
3. Правописание согласных в корне
4. Правописание безударных гласных в корне
5. Гласные после шипящих
6. Разбор слова по составу.
7. Части речи
8. Однокоренные слова и формы одного и того же слова
9. Падежи
10. Разделительный Ъ
11. Состав слова
12. Три склонения имён существительных;
13. Окончания имён существительных
14. Как определить спряжение глагола
15. Однородные члены предложения.
16. Образец фонетического разбора
- Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч 1 /авт.-сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2015.
- печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; словари по русскому языку; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;
- технические средства обучения;
- экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы;
УМК предмета « Математики» предполагает использование:
- Математика: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / В.В Козлов, А.А. Никитин, В.С. Белоносов и др.; под.ред. В.В. Козлова и А.А. Никитина.-2-еизд.-М.:ООО «Русское слово-учебник», 2013-(ФГОС. Инновационная школа)
- дидактического материала в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе
- демонстрационного материала ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);
- демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел; развертки геометрических тел;
- видеофрагментов и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео- записи), отражающие основные темы курса математики;
УМК предмета Производственное обучение («Уборщик производственных помещений») включает:
- Подготовка младшего обслуживающего персонала: Учебник для 5 класса специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология» / В.А. Зырянова, И.А. Хаминова, под.ред. Е.Ю. Головинской.-2-е изд., перераб. и доп.-Самара: Современные образовательные технологии, 2013
- Подготовка младшего обслуживающего персонала: Учебник для 8 класса специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология» / В.А. Зырянова, И.А. Хаминова, под.ред. Е.Ю. Головинской.-2-е изд., перераб. и доп.-Самара: Современные образовательные технологии, 2013
- Подготовка младшего обслуживающего персонала: Учебник для 9 класса специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология» / В.А. Зырянова, И.А. Хаминова, под.ред. Е.Ю. Головинской.-2-е изд., перераб. и доп.-Самара: Современные образовательные технологии, 2013
Таблицы:
1. Таблица «Помещения школы-интерната».
2. Таблица «Объекты уборки помещений школы».
3. Таблица «Объекты уборки помещений интерната».
4. Таблица «Виды уборки по механизации».
5. Таблица «Виды уборки по использованию воды».
6. Таблица «Виды уборки по месту уборки».
7. Таблица «Виды уборки по целевому назначению».
8. Таблица «Виды уборки по объекту уборки».
9. Таблица «Виды уборки по периодичности».
10. Таблица «Виды специального уборочного оборудования».
11. Таблица «Виды уборочного инвентаря и приспособлений для уборки».
Инструкционные технологические карты:
- Порядок мытья рук
- Порядок ухода за руками
- Концентрация моющих и дезинфицирующих средств
- Правила безопасного пользования моющими и дезинфицирующими средствами
- Правила эксплуатации санитарно-технического оборудования.
- Уборка с использованием дезинфицирующих средств
- Уборка загрязнённых поверхностей.
- Уборка кабинета
- Мойка пластиковых и стеклянных поверхностей
- Чистка зеркал
- Чистка пластиковых перегородок и стеклянных дверей
- Уход за мебелью
- Уборка помещения
Презентации:
- Профессия «Уборщик служебных помещений».
- Техника безопасности при проведении уборочных работ.
- Простейшие профессии обслуживающего труда
- Общие сведения о производственном процессе
- Порядок подготовки к работе (проверка исправности инструмента и приспособлений, средств защиты).
- Безопасные приемы и методы работы.
- Средства индивидуальной защиты на рабочем месте и правила пользования ими.
- Характерные причины аварий, взрывов, пожаров, случаев производственных травм
- Меры предупреждения аварий, взрывов, пожаров.
- Обязанность и действия при аварии, взрыве, пожаре.
- Инструкция по охране труда
- Устройство и назначение обслуживаемого оборудования и приспособлений
- Правила уборки
- Правила ТБ при подготовке к уборке полов.
- Электрополотер
- Посудомоечная машина
- Требования к работнику столовой: одежда, поведение.
- Эстетическое оформление стола.
- Правила безопасности при подаче пищи и уборке посуды.
- Сервировка стола.
- Разноска пищи по столам.
- Подкрахмаливание и антиэлектростатическая обработка ткани.
- Виды уборочного инвентаря. Уборочный инвентарь: ассортимент, правила маркировки.
- Санитарно-гигиенические требования к использованию уборочного инвентаря.
УМК предмета «СБО» включает:
- комплекты предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических
- картин и схем по разделам программы;
Система обеспечения материально-технических условий реализации программы:
№ п.п. | Направление | Содержание | Сроки |
1 | Соблюдение норм СанПин: | ||
освещенность | Контроль за освещением, подача заявки на ремонт (по мере необходимости). | Ежедневно | |
состояние мебели | Контроль расстановки и маркировки мебели в соответствии с п.5.6. СанПин Составление и корректировка схем посадки обучающихся | Сентябрь Январь | |
гигиеническое состояние | Контроль проветривания помещения учебного кабинета на переменах Соблюдение температурного режима в учебном кабинете Проведение физкультминуток, производственной гимнастики на уроке | Ежедневно Ежедневно | |
2 | Соблюдение норм охраны труда: | ||
Пожарная безопасность | Проведение инструктажей по охране труда и безопасности жизнедеятельности | По плану | |
Электробезопасность | Проведение инструктажей по охране труда и безопасности жизнедеятельности. Планово-предупредительный осмотр оборудования | По плану еженедельно | |
3. | Учебно-методическое обеспечение | Использование для обучающихся адаптированных учебников. Разработка и корректировка контрольно-измерительных материалов. |
Май Декабрь |
Литература, использованная при подготовке программы:
- А.К. Аксёнова Методика обучения русскому языку в коррекционной школе
Москва. ВЛАДОС 2006.
- Математика. 7-8 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия [Текст]/ автор-составитель С.Е.Степурина. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Cтепурина, С. Е. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. Математика. 5-9 классы [Текст]/ Cтепурина, С. Е. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Cтепурина, С. Е. Тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия. (Коррекционное обучение) [Текст]/ Cтепурина, С. Е. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Интернет ресурсы:
• "Сеть творческих учителей" [электронный ресурс] // режим доступа: http://www.msu.ru./ • "Открытый урок" [электронный ресурс] // режим доступа: http://festival.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа составлена на основе «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающи...
Рабочая программа по чтению для 6 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа составлена по учебнику: И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Чтение. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просв...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа по природоведению 5-6 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по природоведению для 5-6 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Данная рабочая программа по коррекционному курсу "Сенорное развитие" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллект...
Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...