Формирование оценочной самостоятельности
статья на тему
Организовать любую деятельность без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, ее регулятором, показателем результативности.Система контроля и оценки не может ограничиться одной целью- проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более сложную социальную задачу - развить у школьников рефлексию и такие значимые общеучебные умения, как умение прверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование оценочной самостоятельности. Доклад на городском семинаре учителей начальных классов по внедрению ФГОС. Учитель русского языка и литературы Караваева Т.П.
ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
В материалах ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации». В связи с этим ключевой компетенцией школьника является учебная самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебные умения и навыки. ФГОС провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию ». В стандарте УУД сгруппированы в 4 основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения - это формирование УУД, воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребенка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Методологической основой ФГОС НОО является системно – деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно – деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную и самостоятельную деятельность.
Именно поэтому сегодня учитель переосмысливает свой педагогический опыт и ставит перед собой вопросы: Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Как формировать и развивать УУД у учащихся?
Учащиеся находят ответ на вопрос: Что значит уметь учиться? Они знакомятся с двумя основными шагами учебной деятельности – «Что я не знаю?» и «Сам найду способ!» Учащиеся учатся фиксировать затруднение в учебной деятельности, ставить цель, строить способ достижения цели. Мы формируем и развиваем у учащихся умение проверять свою работу по образцу с опорой на алгоритм, также знакомим с алгоритмом исправления ошибок. Таким образом, мы формируем у первоклассников регулятивные УУД.
Регуляция – это не что иное, как управление действиями, это основа основ успешности любой деятельности, это умение управлять своей деятельностью.
А.Г.АСМОЛОВ в пособии «Как проектировать УУД. От действия к мысли» отмечает, что «можно выделить следующие регулятивные учебные действия – умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей. Так целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных УУД, которые становятся базой для учебной деятельности.
Организовать любую деятельность, в том числе учебно – познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности. Система контроля и оценки не может ограничиваться одной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу развить у школьников рефлексию и такие значимые общеучебные умения, как умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Сложившаяся практика контроля и оценивания зачастую не учитывает личностные особенности учеников и создаёт стрессовые ситуации. Педагог высказывает свое личное мнение о ценности ученических усилий и достижений с помощью отметки, что приводит к повышению тревожности детей, искажению учебной мотивации, возникновению страха перед школой. Более того, в отметке сосредотачивается вся власть взрослого над ребенком, что способствует воспитанию человека – исполнителя и подавляет индивидуальное «Я» школьника. Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, даёт рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.
Оценка не тождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания, а отметка – результат этого процесса, его условное отражение в баллах.
Оценивание – это установление качества работы, уровень выполнения работы;
Самостоятельный – совершаемый собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи;
Оценочная самостоятельность – самостоятельное установление качества своей работы, её оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений.
В основе формирования оценочной самостоятельности лежат ответы на следующие ключевые вопросы: Что оценивать? (т.е. что подлежит оцениванию, а что оценивать не следует); КАК ОЦЕНИВАТЬ? (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается); КАКИМ ОБРАЗОМ оценивать? (т.е. какова должна быть процедура оценивания).
Школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя.
« Самооценка – это важнейший орган душевной жизни, служащий для регуляции поведения и деятельности человека, его успехов и неудач». (Г.А.Цукерман)
Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Самооценка формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная характеристика была общепризнанной.
С самооценкой тесно связано такое личностное образование, как уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже остальных. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи хотят быть лучше других.
Обучение строится на 3-х основных принципах:
- Каждое усилие ученика должно быть оценено.
- Ученики должны предельно чётко знать критерии оценки, по которым оценивается вся работа или её отдельные этапы.
- Самооценка должна предшествовать оценке учителя.
Принято выделять адекватную, заниженную и завышенную самооценку.
Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
Самым простым вариантом оценивания являются оценочные суждения. Они позволяют раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Оценочные суждения чётко фиксируют, прежде всего, успешные результаты.
- « Твоя работа может служить образцом…»,
- « Какие красивые буквы ты написал…»,
- « Ты сегодня постарался…»
При этом результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлыми результатами, и тем самым выявляется динамика его интеллектуального развития.
-« Как хорошо ты понял правило, вчера оно вызывало у тебя затруднения.»
- « С каждым днём у тебя получается всё лучше и лучше….. Ты на верном пути…Я тобой горжусь… Мне очень важна твоя помощь…
«Молодец! Мне нравится, как ты стараешься»; «Отлично! Ты пишешь лучше меня»; «Хорошо, спасибо! Тебя было интересно слушать»; «Не огорчайся, у тебя все получится, только давай делать так...»; «Смотри, оказывается, можешь! Ведь получилось же, молодец!» Кроме того, в процессе оценивания учитель показывает ученику, чего он уже достиг, а что ему предстоит освоить: «Молодец! Но...» Это может быть важной функцией на всех этапах, и особенно на этапах актуализации знаний и применения новых знаний.
Оценивание в виде поощрений. Выделяют следующие средства их выражения:
- мимические и пантомимические (аплодисменты, улыбка учителя, одобряющий взгляд, пожатие руки, поглаживание по голове…)
- словесные ( «Умница», « Мне приятно было проверять твою работу..»,
« Я радовалась, когда проверяла твою тетрадь..)
- материализованные( поощрительный приз, открытки…)
- деятельностные(«Ты выступаешь сегодня в роли учителя… Тебе даётся право выполнить самое трудное задание…Выставка лучших тетрадей…)
Причём поощряются не только успехи в учебной деятельности детей, но и старание ребёнка («Самый старательный», «Самая аккуратная тетрадь», «Самый лучший друг», «За отличную помощь»…)
Для самооценки можно использовать оценочные шкалы. Шкала – это измерительный прибор.
Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке. Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.
Основной целью формирования рефлексивных способностей на данном этапе ставится разведение эмоциональной и содержательной оценок своей работы. На данном этапе работы можно использовать «волшебные линеечки», на которых ребёнок сам оценивает свою работу. Данный вид оценивания можно использовать не только в начальных классах, но и в 5 классе.
«Волшебные линеечки». Это отрезок, разделённый на высокий, средний и нижний уровни, который расположен горизонтально или вертикально. Крайняя правая точка или верхняя точка– это высший уровень, который достигается, если задание выполнено максимально приближено к образцу. Средний уровень – середина линеечки, отмечается, если ученику не совсем удалось выполнить работу по образцу. Низкий уровень – задание выполнено неправильно, далеко от образца.
После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность).
После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.
Несоответствие оценки ученика и моей оценки – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение у ребёнка требует доработки. Не секрет, что многие учащиеся, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае я использую работу в парах:
1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.
2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.
Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.
Проверяя тетради, я сужу об адекватности оценки учащихся.
Оценочные шкалы должны быть всё время разные, обладать гибкостью, показывать успехи и неуспехи в успеваемости ученика.
Ещё один вид оценивания результатов – « ДЕРЕВО УСПЕХОВ »
В конце дня или урока дети прикрепляют на дерево: ПЛОДЫ – дело прошло полезно, плодотворно; ЦВЕТЫ - получилось почти всё, дело прошло неплохо; ЗЕЛЁНЫЙ ЛИСТИК – не всё получилось, но я старался; ЖЕЛТЫЙ ЛИСТИК – не смог справиться с заданием, ещё нужно работать.
Следующим этапом станет видоизменение « волшебных линеечек».
ДОРОЖКА УСПЕХА. Ситуацию успеха ожидают все учащиеся на уроке, им хочется всем получить одобрительную оценку. Предлагается детям определить, на каком этапе они находятся. Причем замечено, что в дальнейшем дети не скрывают своего незнания, неумения.
Прогностическая оценка, которую я тоже использую(«+» — знаю, «-» — не знаю, «?» — сомневаюсь), дает мне возможность видеть, все ли понял ученик во время объяснения и закрепления учебного материала. Ученикам даю небольшое задание на изученную тему. После того, как ученики познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в её выполнении: поставить на полях тетради (слева от заданий) знаки «+», «?» или «-», которые отражают его прогностическую оценку. Затем ребята работу проверяют и сверяют с образцом. Если ученик оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи.
Прогностическая оценка может использоваться и при выполнении отдельно взятого задания в проверочной или контрольной работе. Ученик ставит необходимый знак до выполнения задания в работе и после его выполнения.
Для самооценки работы ученика использую сигнальные карточки.
Я применяю для оценивания достижений цветные сигналы:
зеленый цвет – ученик не допустил ни одной ошибки и доволен своей работой;
желтый цвет – в работе допущены неточности, но работой своей удовлетворен;
красный цвет – допущено много ошибок, работой не доволен.
Эти сигналы используются и для рефлексии учебной деятельности:
зеленый цвет – работа понравилась, хочу выполнить еще;
желтый цвет – работа понравилась;
красный цвет – работа не понравилась.
С помощью цветных сигналов дети могут рассказать: комфортно они чувствовали себя на уроке или нет, успели они выполнить работу или не успели, устраивает их предложенная работа или не устраивает.
Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений». Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ.
Листы индивидуальных достижений « Дневник моего роста»
В лист заносятся результаты диагностики учащегося по определённым критериям.
Листы индивидуальных достижений используются учителями в процессе оценивания учебных достижений с целью отслеживания объективности оценки, формирования самооценки. Учащиеся наглядно видят своё продвижение в учёбе, легче адаптируются к условиям школьного обучения.
- Освоение навыков отмечается с помощью каких-либо значков;
- Фиксируются текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам;
- Заполнение листа ведётся учителем или самим учеником.
Как разновидность формирования оценочной самостоятельности является ведение учащимися ПОРТФОЛИО. Основной смысл портфеля достижений – « ПОКАЗАТЬ все, на что ты способен».
ВЫВОД:
В процессе формирования оценочной самостоятельности между учителем и учеником складываются отношения сотрудничества, понимания. Оценка не является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Ответственность за выставленную отметку несут обе стороны, это обоюдное решение.
Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. А учитель не вправе брать на себя главенствующую роль. В ходе совместной деятельности по оцениванию авторитет учителя только возрастает. Учитель становится наставником, экспертом, которого уважают дети и прислушиваются к его мнению.
Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность.
Поэтому правильная организация системы оценивания не только не вредит обучению ребенка, но и решает задачи его личностного развития. Надо помнить, что идя в школу, каждый ребенок видит себя отличником и поначалу искренне стремится им стать. Однако если учитель – сторонник строгости при выставлении отметок, уже в младших классах школьник понимает, что у него ничего не получилось, некоторое время горюет….и решает махнуть рукой. У такого ребенка потребность в достижении цели не сформируется, т.к. достигать чего-то любой человек стремится только при положительной оценке своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология формирования навыков самостоятельной работы обучающихся как необходимое условие формирования универсальных учебных действий
Выступление на совместном заседании родственных ОД в ТвСВУ...
ОЦЕНОЧНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья об итогах опытно-экпериментальной работы гимназии "Критериальная оценка учебной деятельности учащегося как условие становления его оценочной самостоятельности " В статье изложены основные итоги...
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся
Виды и приемы деятельности для формирования навыка оценочной самостоятельности у обучающихся...
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как метапредметного результата на уроках физической культуры
Данное методическое пособие для учителей физической культуры поможет формировать контрольно-оценочную самостоятельность младших школьников на уроках физической культуры ...
Методическое обеспечение работы по формированию жизнестойкости и профилактике аутодеструктивного поведения. Формирование навыка самостоятельного принятия решений у обучающихся
Формирование навыка самостоятельного принятия решений у обучающихся...
Доклад на педагогическом совете «Формирование оценочной самостоятельности обучающихся - одна из важнейших профессиональных задач учителя»
Доклад на педагогическом совете школы "формирование оценочной самостоятельности обучащихся - одна из важнейших профессиональных задач учителя"...
Формирование оценочной самостоятельности обучающихся - одна из важнейших профессиональных задач учителя
Самостоятельность обучающихся как залог успеха. Обучение на уроках и во внеурочной деятельности...