«Системно – деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения»
учебно-методический материал на тему
Мастер-класс«Системно – деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер-класс | 354.5 КБ |
презентация | 2.35 МБ |
буклеты | 443 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Системно – деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения»
Вызов.
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Одна китайская народная мудрость гласит: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”, т.е. скажи мне, я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь.
Задание учителям: нарисуйте солнышко и восемь лучиков у него. На каждом лучике напишите вид деятельности ученика в школе (отвечает на вопросы, рассматривает схему, читает учебник…). Теперь разделите каждый лучик на 10 баллов и отметьте на каждом, на сколько баллов ученик занимается тем или иным видом деятельности на ваших уроках. Соедините эти точки. Что у вас получилось? Это колесо деятельности ученика. Удобно ли ученику ехать на этом колесе? Почему? Так вот, ФГОС, а в том числе и применение системно-деятельностного подхода к обучению, помогают нам выровнять это колесо.
Cсегодня мы хотим предложить вашему вниманию тему: “Методологические основы системно – деятельностного подхода в условиях перехода в ФГОС”.
- 2. Я предлагаю Вам обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос « Ваши ожидания от совместной нашей работы по данной теме».
Познакомиться с опытом других учителей.
Узнать новое.
Увидеть интересные методические приемы.
Пообщаться с коллегами.
Приятно провести время.
Обменяться опытом.
Приобрести методические разработки.
- Что же означает системно - деятельностный подход?
Все лучшее из системного и деятельностного подхода собрали в системно – деятельностный метод.
Актуализация знаний.
Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:
а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Сегодня в условиях современного общества необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, в процессе которой идет развитие.
За четыре столетия многие ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования.
Опираясь на исследования психологов, можно с уверенностью сказать, что сегодня в основе урока лежит системно - деятельностный подход
Что же означает системно - деятельностный подход в обучении.
Это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Научиться плавать можно только в воде, а научить действовать только в процессе деятельности”.
Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить учиться, чтобы ребенку хотелось учиться.
Таким образом, ключевыми словами в характеристике системно - деятельностного подхода являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Расшифрую так:
ИСКАТЬ – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;
ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;
СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
Этому способствуют активные формы и методы обучения, используемые нами на уроках, к ним относятся:
- игра, (различные виды игр);
- проблемная ситуация;
- обучение через деятельность;
- групповая и парная работа;
- «оценочная» деятельность учащихся (результат).
-Проектная и исследовательская деятельность и т.д.
В основе системно – деятельностного подхода лежит система дидактичеких принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком по ряду элементов:
Элементы сравнения | Традиционный урок | Урок в режиме деятельностного подхода |
Формулирование темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Постановка целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание | Учитель оценивает работу на уроке | Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Характер обучения становится поисковым: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем.
Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока.
С помощью каких технологий реализовать деятельностный подход на уроке?
Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие технологии, как:
- Информационные и коммуникативные технологии.
- Технология, основанная на создании учебной ситуации.
- Технология, основанная на реализации проектной деятельности.
- Технология, основанная на уровневой дифференциации.
- Технология деятельностного метода.
Деятельностный метод - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Технология деятельностного метода предполагает следующую
последовательность шагов на уроке:
Этапы урока | Организующая роль учителя | |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»). |
2 | Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими. |
3 | Выявление места и причины затруднения | Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации. |
5 | Реализация построенного проекта | Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах). |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. |
8 | Включение в систему знаний и повторение | Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
9 | Рефлексия учебной деятельности. | Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. |
В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя. И наиболее актуальными становятся педагогические технологии:
- Проблемно-диалогическая технология
- Технология развития критического мышления
- Кейс-технология
- Исследовательская технология обучения
- Информационная технология
- Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах
- Проблемно-развивающая технология
- Рейтинговая технология
- Технология модульного обучения
- Технология коллективного способа обучения (авторская)
- Здоровье-сберегающая технология
- Личностно-ориентированная технология
- Технологии игрового обучения
Типология уроков
в системно - деятельностном подходе
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
- уроки «открытия» нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
Первичное закрепление знаний.
1 группа – «плюсы» и «минусы» системно – деятельностного подхода»
2 группа- Что дает системно – деятельностный подход ученику и учителю?
3 группа - Принципы деятельности учителя в условиях реализации системно - деятельностного подхода в обучении.
Самостоятельная работа (выполнение проекта)
Рефлексия. Прием «Незаконченное предложение»
Представите, что сегодняшний день вы провели не здесь в здании школы, а в ресторане и теперь директор ресторана просит Вас ответить на несколько вопросов:
– Я съел бы еще этого…
– Больше всего мне понравилось…
– Я почти переварил…
– Я переел…
– Пожалуйста, добавьте…
Подведение итогов .
Закончить своё выступление мне бы хотелось словами английского политика Уильяма Уорда (яхтсмен, бронзовый призер летних олимпийских игр 1908г.), которые, ещё больше усиливают противоречия между профессией учителя и всеми остальными: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Системно – деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения» Подготовила: руководитель творческой группы Бережная Е.Н.
Что же означает системно - деятельностный подход в обучении?
В основе системно – деятельностного подхода лежит система дидактичеких принципов:
Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие технологии, как: Информационные и коммуникативные технологии. Технология, основанная на создании учебной ситуации. Технология, основанная на реализации проектной деятельности. Технология, основанная на уровневой дифференциации. Технология деятельностного метода.
Типология уроков в системно - деятельностном подходе уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.
Прием «Незаконченное предложение» – Я съел бы еще этого… – Больше всего мне понравилось… – Я почти переварил… – Я переел… – Пожалуйста, добавьте…
Предварительный просмотр:
Критерии эффективности проведения урока:
- наличие у учителя плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
- использование проблемных творческих заданий;
- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания
“Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Китайская мудрость.
Уильям Уорд:
«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет».
Методические рекомендации
по организации урока
в рамках системно - деятельностного подхода
Подготовила учитель русского языка и литературы Бережная Е.Н.
Деятельностный подход в обучении – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.
Основные характеристики системно-деятельностного подхода
- Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.
- Процесс обучения – всегда творческий.
- Обучение деятельности на первом этапе предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.
Технология системно-деятельностного подхода включает в себя:
- мотивацию к учебной деятельности;
- актуализацию знаний;
- проблемное объяснение нового знания;
- первичное закрепление во внешней речи;
- самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
- включение нового знания в систему знаний и повторение;
- итог урока
При системно-деятельностном подходе используются следующие современные образовательные технологии:
- проблемно – диалогическая технология;
- технология мини – исследования;
- организация проектной деятельности;
- оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
- технология сотрудничества;
- ИКТ – технология
Система дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.
- Урок постановки учебной задачи.
- Урок решения учебной задачи.
- Урок моделирования и преобразования модели.
- Урок решения частных задач с применением открытого способа.
- Урок контроля и оценки.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
- уроки «открытия» нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
- предъявление контролируемого варианта;
- наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
- сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
- оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Методические рекомендации
по организации урока
в рамках системно - деятельностного подхода
Подготовила учитель русского языка и литературы Бережная Е.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системный блок
Если нет возможности разобрать системный блок, то эта презентация поможет заглянуть внутрь ПК....
Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного системно – профилактического подхода к формированию устной и письменной реч
Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Представляет собой построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного си...
«Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения в вопросах духовно-нравственного воспитания детей в МОУ «Серебряно-Прудская общеобразовательная школа им. В. И. Чуйкова»».
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности....
«Роль системного взаимодействия с родителями в организации сопровождения развивающихся способностей учащихся начальной школы."
работа прочитана на педагогических чтениях " Теория и практика деятельностного подхода в образовании"...
Рабочая программа "Сетевое и системное администрирование" и календарно - тематическое планирование по профессии "Сетевое и системное администрирование".
Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу "Сетевое и системное администрирование" и календарно - тематическое планирование по профессии "Сетевое и системное администрирование&qu...
Формирование и развитие системного мышления на базе системно-деятельностной концепции обучения информатике
Формирование и развитие системного мышления...