«Подготовка к ЕГЭ по обществознанию на основе системно-деятельностного подхода»
методическая разработка по обществознанию (9,11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
EGE_obshchestvoznanie.doc | 500.5 КБ |
Shifry._Ekonomika.docx | 22.48 КБ |
3._Malaya_rabochaya_tetrad._Sociologiya.docx | 25.01 КБ |
5._Ekonomika.ppsx | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
1. Аннотация проекта
1. Название проекта
Учебно - методический пакет:
«Подготовка к ЕГЭ по обществознанию на основе системно-деятельностного подхода»
Предметная область
Обществознание, философия, экономика, право, социология
Участники (возраст, класс)
9-11класс
Цели и задачи
1.Создать единый взаимосвязанный технологический комплекс подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию на основе системно- деятельностных и информационных технологий, обеспечивающий достижение соответствующих стандарту ФГОС метапредметных, предметных, личностных результатов.
2.Создать педагогические инструменты для системно-деятельностного взаимодействия учителя и ученика в образовательном процессе, соответствующие деятельностной парадигме ФГОС, обеспечивающие высокую результативность ЕГЭ по обществознанию , осознанный выбор учеником профессии, жизненное и профессиональное самоопределение.
Описание
Реализация поставленных целей и задач осуществляется через деятельностные технологии и приёмы
Прием ассоциативных шифров
Основные понятия кодификатора ЕГЭ по обществознанию нами представлены в ассоциативных шифрах. Шифр – это сокращённое представление какого-либо понятия. Для них могут быть использованы известные слова, аббревиатуры, символы. Например, виды ценных бумаг- ВОВА (вексель, облигация, ваучер, акция). Ассоциативные шифры нравятся ученикам. Они сами придумывают свои ассоциации и аббревиатуры. Происходит визуальное восприятие, сокращается объём изучаемого материала. Ученик учит шифры наизусть, затем заполняет словарь понятий в расшифрованном виде. Данный ассоциативный подход помогает ученику быстрее и глубже запомнить необходимые понятия. Затем ученик применяет их при выполнении тестовых заданий. Например, ученику необходимо найти в тесте этап экономической деятельности. Он знает, что это ПРОП (производство, распределение, обмен, потребление) и именно из этого выбирает вариант ответа. Такие же шифры мы применяем и по другим кодификаторам Например: ЧИЛИ –это человек, индивид, личность, индивидуальность, сферы общественной жизни – ЭПСД , основные социальные институты – ГОРПС и т.д.
Прием использования маркеров
Умение работать с понятием одна из метапредметных компетентностей учащегося. Прием использования маркеров – эффективный механизм формирования данной компетентности. Маркер – это сущностный, родовой смысл понятия, «системная полочка», на которой находится понятие. Например, к понятию – «система» – маркер – «целое», понятие – «индивидуальность» – маркер – «своеобразие». Маркер – это смысловой ключ к понятию Работая над определённым понятием в тесте, учащийся учится находить «слово – маркер» -главное смысловое слово. Оно является ключевым в работе над заданиями теста. В тестовом материале сущностный смысл понятия может быть представлен в различных нестандартных формах, мы их называем – смыслотворчество.
Интерактивные презентации
Презентации разработаны к каждой кодификаторной единице обществознания, поэтому с ними очень удобно работать. Презентации сделаны в интерактивном режиме и позволяют их использовать и на уроке, и при самостоятельной подготовке к ЕГЭ в течение года.
Ключевые слова
ЕГЭ, обществознание, рабочая тетрадь, презентации, тренажер
2. Планирование проекта
Актуальность и оригинальность проекта
ЕГЭ – комплексная проверка готовности учащихся к профессиональному выбору и личностно-интеллектуальной зрелости выпускника в соответствии с требованиями к результатам, структуре учебной деятельности стандартов второго поколения. Требования, предъявляемые к ЕГЭ, отражают запросы и потребности общества, родителей на владение учеником необходимых для получения профессиональных компетенций. И уровень этих компетенций высок. Все эти вызовы требуют от учителя новых адекватных технологических и методических ответов, позволяющих создать новые деятельностные комплекты подготовки учащихся к ЕГЭ. Информационные средства обучения становятся неотъемлемой частью подготовки к ЕГЭ, позволяют обеспечить качественно более высокий уровень восприятия и освоения тестовой технологии. В нашем опыте мы соединили деятельностные и информационные технологии в единый взаимосвязанный учебно-методический комплект для подготовки учащихся к ЕГЭ, который соответствует требованиям ФГОС и социальному заказу современного информационного общества.
Ожидаемые результаты
Личностные
- Реализуется успешность деятельности ученика;
- Происходит личностный рост ученика ;
- Обеспечивается поступление в вуз на бюджетной основе;
- Процесс профессионального самоопределения становится осознанным и мотивированным.
Метапредметные
- Формируются коммуникативная и социальная компетентности;
- Формируется творческое и критическое мышление учащихся.
Предметные
- Ученики глубоко и полно усваивают обществоведческие понятия;
- Происходит систематизация, обобщение знаний;
- Достигаются высокие баллы на ЕГЭ по обществознанию.
Программа проекта
Системно- деятельностная технология подготовки учащихся к ЕГЭ включает пять взаимосвязанных и последовательных этапов. Данная поэтапная подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем.
1 этап - работа с текстом теоретической опоры - Рабочей тетрадью
- выделение ключевых слов-маркеров;
- подчеркивание ;
- установление связей между понятиями, датами;
- дополнение.
2этап Работа с интерактивными презентациями
- дальнейшее углубление знания и запоминание понятий;
- установление новых связей, систематизация и классификация знаний.
Презентации разработаны к каждой кодификаторной единице обществознания
3этап Работа с ассоциативными шифрами и кодами.
- ученик заучивает их наизусть
- расшифровывает их (заполняет словарь «Проверь себя»)
- использует их при выполнении теста
4 этап Работа с маркерами в Малой рабочей тетради (маркер - смысловой ключ к понятию).
- закрепление и самопроверка своих знаний по малой рабочей тетради
- заполнение листов самопроверки
5этап Работа с тренажером. Выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ
Образовательная среда проекта (Технологическая среда)
- Техническое оснащение: компьютер, проектор, экран
- Технологическое условие: наличие разработанных нами учебных материалов
3. Учебно-методические материалы
Учебные материалы
1 Рабочая тетрадь (теоретические опоры)
прилагается печатная рабочая тетрадь
Рабочая тетрадь 1. Общество 2. Человек
2 Презентации к каждому блоку
1. Общество 2. Человек 3. Познание 4. Духовная сфера
5. Экономика 6. Социология 7. Политика 8. Право
3 Шифры к понятиям
4 Малая рабочая тетрадь (предложен незаполненный и заполненный вариант)
1. Человек 2. Духовная сфера 3. Социология 4. Политика
5. Тренажёр
Методические рекомендации
- Методическая подготовка учителя, владение деятельностными технологиями. Применение данной технологии предполагает диалоговое и творческое взаимодействие учителя и ученика, поиск новых смыслов и связей, недопустимость лекционно-назидательной формы общения
- Информационная готовность учителя: наша технология основана на использовании цифрового ресурса, учитель должен уметь работать с ним
- Техническое оснащение: компьютер, проектор, экран
- Технологическое условие: наличие данного учебно- методического пакета очевидны:
4. Оценка и стандарты
Критерии оценки
- ученик научится работать с понятием, выделять его родовые и видовые признаки устанавливать смысловые связи.
- ученик проверяет и углубляет свои знания, полнее осмысливает и систематизирует их , самостоятельно выделяет новые ключевые понятия и формулирует свои ассоциативные шифры и коды к терминам
- выпускник запомнит сложные термины и понятия, научится видеть в тесте его отличительные признаки и соотносить с разными смыслами
- ученик использует шифры при выполнении тестовых заданий
- ученик более эффективно выполняет тестовые задания,
- разработка учеником собственных авторских листов самопроверки
- формирование устойчивого навыка работы с тестом, уверенности ученика в своих знаниях, позитивного отношения к предмету и итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Примеры оценивания
(результативность использования учебно-методического пакета)
Эффективность использования данного УМП подготовки к ЕГЭ по обществознанию подтверждаются высокими стабильными результатами сдачи ЕГЭ по обществознанию учеников Саловой И.А., Смирновой Е.А., Луговой Т.А, которые осуществляли подготовку к ЕГЭ на основе данной технологии..
5. Об авторах проекта
Авторы проекта
Салова Ирина Аркадьевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 80 с УИОП г. Хабаровск
Контактные данные сот 89141968795 Е-mail iasalova@mail.ru
Сведения о себе педагогический стаж 23 года, хобби- гитара, авторская песня
Сетевые активности:
http://sestry-karpovi.blogspot.com/
http://festival.1september.ru/authors/102-756-166/
http://wiki.ippk.ru/mediawiki/index.php/Участник:Салова_Ирина_Аркадьевна
http://www.nsportal.ru/salova-irina-arkadevna
http://www.proshkolu.ru/user/reg/from/salova80
Луговая Татьяна Анатольевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №76 г. Хабаровск khb_s76@edu.27.ru
Контактные данные сот Е-mail tatanlu@mail.ru Skype tatanlu
Сведения о себе: педагогический стаж 21 год, сетевой педагог по обществознанию проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» программы реализации приоритетного национального проекта «Образование», увлечения- информационно- коммуникационные технологии
Сетевые активности:
http://wiki.ippk.ru/mediawiki/index.php/Участник:Луговая_Татьяна
http://www.proshkolu.ru/user/tatanlu/
http://festival.1september.ru/authors/207-043-678
Смирнова Елена Аркадьевна, учитель истории и обществознания, МОУ СОШ № 16 с УИОП. г. Комсомольск - на- Амуре. Kna_s16@ .edu.ru/
Контактные данные сот8 924 225 24 31, ychitel16@mail.ru,
Сведения о себе педагогический стаж 25 лет, хобби- гитара, авторская песня
http://sestry-karpovi.blogspot.com/
http://wiki.ippk.ru/mediawiki/index.php/Участник:Смирнова_Елена_Аркадьевна
Предварительный просмотр:
Авторы идеи:
Салова Ирина Аркадьевна, учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 80 с УИОП г. Хабаровск
Луговая Татьяна Анатольевна, учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №76 г. Хабаровск
Смирнова Елена Аркадьевна, учитель истории и обществознания,
МОУ СОШ № 16 с УИОП. г. Комсомольск - на- Амуре.
Нами, группой учителей обществознания, разработаны ассоциативные шифры , выполняющие роль маркера - подсказки понятий, включённых в кодификацию ЕГЭ по обществознанию. Данный подход получил высокую оценку у учеников и подтверждён высокими результатами ЕГЭ по обществознанию наших учеников. Ученикам интересно работать с шифрами, они любят их запоминать и расшифровывать. Процесс подготовки к ЕГЭ становится увлекательным и творческим. Ребята сами придумывают свои коды и шифры. Происходит настоящее творческое сотрудничество.
Ожидаемый результат:
- Шифры помогают ученику лучше запомнить сложные термины и понятия
- Ученик использует шифры при выполнении тестовых заданий
- Ученик более эффективно выполняет тестовые задания,
Этапы работы с шифрами
- 1 Ученик заучивает их наизусть
- 2 Ученик расшифровывает их ( заполняет словарь Проверь себя)
- 3 Использует их при выполнении теста
Для шифров мы используем известные слова и аббревиатуры, которые легко запоминаются. Например, ВОВА – это виды ценных бумаг, ПАНК – перемещение собственности
Когда ученик выполняет тестовое задание , он использует данные шифры. Например: Найти вид безработицы. Ученик знает шифр Фэ ССЦ и легко находит нужный термин
Предлагаем словарь по кодификатору экономика - в шифрах и кодах
2 значения понятия экономика – НоуХау- -------------------- -----------------
Структура экономики – ПРОП -……………………… ………………………… ………………….. …………………….
Главный вопрос - ЧКДК ………………. …………………… …………………….. ……………………………
Факторы эффективности ПППИР---------------- ------------ -------------- ----------------- -------------------
Факторы производства – ресурсы -ЗТКПИ
……………………… ……………………. ………………………… ……………………. ………………………….
ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ - ЗППР …………………………….. ……………………………. ……………………………… …………………………………
Юридический смысл собственности – ВРП ……… …………… ……………
Экономический . смысл собственности ВУК …… ………….. ………
Формы собственности – ЧАКК……………. ………………. ………………….. + ГОС.+ МУН.
Перемещение собственности – ПАНК ……………… ……………………. ……………………. ……………
ТРиКС …………………………………. ……………………………. ………………………….. ………………………..
Рыночный механизм - НЦСП
………………………….. …………………………….. ……………………………… ……………………………
Прибыль = ВиЗа…………………………………. ……………………………………………..
…………….
Виды инфляции ПГГС…………………………………. …………………………………… ………………………………………..
2 уровня банковской системы ЦБ И КБ ……………………………………….. …………………………………………
Виды ценных бумаг – ВОВА ……………………… ………………………. ……………………. …………………….
Виды безработицы ФэССЦ……………………………. …………………….. ………………………….. ………………………..
Виды экономического роста ЭКС И ИНТ…………………………
…………………………………………….
Бюджет - ДиР…………………………………………………………………………………………………………
Словарь Проверь себя
НоуХау
ЧКДК
ВУК
ВРП
ЧАКК + Гос
ВОВА
ПАНК
ПРОП
ТРиКС
ФЭССц
ПГГС
ПППИР
НЦСП
ЦБ И КБ
ЭКС и ИНТ
П= В- И
Б= Д и Р
Расшифровка понятий
Два значения понятия экономика – НоуХау- ---наука---- --хозяйство-------
Структура экономики – ПРОП
производство… …распределение……обмен ……потребление……………..
Главный вопрос - ЧКДК …что……………. как…………………… …для кого………………….. ……производить………………………
Факторы эффективности ПППИР—производительность труда- --профессионализм--- -повышение квалификации--- -интенсивность--- ----разделение труда---------------
Факторы производства – ресурсы -ЗТКПИ
……земля……труд……капитал… предпринимательские способности…… …информация……
ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ - ЗППР …зарплата………прибыль………процент………рента…..
Юридический смысл собственности – ВРП
владеть…… …распоряжаться………… …пользоваться…………
Экономический . смысл собственности ВУК …
владение… управление………….. контроль………
Формы собственности – ЧАКК + ГОС.+МУН. частная…акционерная…коллективная……. кооперативная государственная……муниципальная……….
Перемещение собственности – ПАНК
приватизация…аренда… национализация……концессия…………….
Типы экономических систем ТРиКС …традиционная……рыночная……командная………………
Рыночный механизм - НЦСП
нерегулируемые……цена……спрос……предложение……………………….
Прибыль = ВиЗа…выручка минус затраты……………………………….
Виды инфляции ПГГС
ползучая галопирующая гиперинфляция стагфляция……………
2 уровня банковской системы ЦБ И КБ ……Центральный Банк ……Кредитные Банки……………………………………
Виды ценных бумаг – ВОВА …
вексель………облигация ваучер акция…………… Виды безработицы ФэССц ………фрикционная……сезонная………………. структурная…………………….. ……циклическая…………………….. ………………………..
Виды экономического роста ЭКС И ИНТ…… Экстенсивный…………интенсивный…………
Бюджет ДиР… роспись ………доходов и расходов
Предварительный просмотр:
3. Социальная сфера
Социальная группа …………………………………………………
……………………………………………………………………………………
Традиц. общество – ………………………………………..
………………………… - ………………………………………….
………………………… - ………………………………………….
Индустр. общ. …………………….. …………………………
Постинд. общ. …………………….. ВДПО
…………………… ……………… ……………….. ………………..
……………………………………
…………………………………….
…………………………………
………………………………….
……………………………………….
……………………………………..
……………………………………….
………………………………………..
РПНН этнос
…………………………………………….
…………………………………………….
………………………………………………
………………………………………………
Межнациональные отношения
Стратификация = дифференциация = ………………………………………………………………….
Виды дифференциации
Социальное Неравенство ………………………………………………….
Социальное равенство ………………………………………………………
Малая группа - ………………………………………………………………..
Виды малой группы
Семья
Функции семьи, как ………………………………….
Виды семьи
По составу По типу отношений
Мобильность ……………………………………………………………………..
Типы мобильности
Виды мобильности
Виды мобильности
Маргинал - …………………………………………………………….
Социальный лифт……………………………………………..
………………… ………………. ………………….. …………………………
Статус …………………………………………………………..
Социальные роли…………………………………………………….
Люмпен……………………………………………………………………………
Авторитет………………………………………………………………….
Престиж……………………………………………………………………………
Социальный контроль ………………………………………………
Элементы
Виды социальных норм (……………………………………………………..)
Функции социальных норм
......................... …………………… …………………. …………………..
Социальная адаптация ………………………………………………..
……………………….. ………………………………..
Отклоняющееся( ………………….) поведение……………………….
Аномия……………………………………………………………………………
Социальное взаимодействие (интеракция)
-……………………………………………………………………………………….
Формы взаимодействия
Классификация конфликтов по масштабу
Классификация конфликтов по способу протекания
Классификация конфликтов по предмету спора
………………….. ……………………….. …………………….. …………………
Пути решения конфликта
3. Социальная сфера
(заполненный вариант для самопроверки или для учителя)
Социальная группа -общность людей по социально – значимому признаку (устойчивая, большая)
Традиц. общество – рабство, касты - запреты
Сословия - привилегии – юридический признак
Индустр. общ. – классы – экономический признак
Постинд. общ. – страты – слои по ВДПО
ВЛАСТЬ ДОХОД ПРЕСТИЖ ОБРАЗОВАНИЕ
Возраст – молодёжь, пожилое население
Пол – мужчины и женщины
Сибиряки, костромичи, селяне, горожане
Католики, православные, христиане
Либералы, консерваторы
РПНН этнос
1.род
2.племя
3. народность
4. нация - индустр.общ.
Межнациональные отношения
Интеграция дифференциация
Взаимодействие разделение
Стратификация = дифференциация = разделение на группы, занимающие разное положение
Виды дифференциации
Экономическая политическая профессиональная
(Богатые и бедные) ( управляющие и управляемые) (учителя, врачи)
Социальное Неравенство –УСЛОВИЯ, разный доступ к общественным благам
Социальное равенство - равный доступ к общественным благам
Малая группа – объединение людей (2 – 20 человек)
Виды малой группы
Семья
Малая группа Социальный институт
Функции семьи, как социального института
Воспитание экономическая досуговая репродуктивная
духовно – эмоциональная социально- статусная
Виды семьи
По составу По типу отношений
Мобильность – перемещение человека из одной группы в другую
Типы мобильности
Восходящая нисходящая
Виды мобильности
Индивидуальная групповая
Виды мобильности
Внутрипоколенная межпоколенная
Маргинал - человек, занимающий промежуточное, пограничное положение
Социальный лифт – канал социальной мобильности
Армия церковь образование власть доход
Статус - положение человека в обществе
достигаемый предписанный
Пол, национальное и социальное
происхождение, возраст
Социальные роли – модель поведения, соответствующая статусу
Люмпен – социальное «дно»
Авторитет – уважение личных качеств человека
Престиж – уважение профессии
Социальный контроль - воздействие общества на человека через
Элементы
Нормы санкции общественное мнение самоконтроль
Виды социальных норм (правила поведения, установленные в обществе)
Политические правовые моральные эстетические религиозные
Функции социальных норм
Регулятивная коммуникативная информационная воспитательная
Социальная адаптация – приспособление к социальным нормам
Активная конформизм –соответствие нормам
Отклоняющееся поведение = девиантное не соответствует социальным нормам
Позитивное негативное = делинквентное =Преступное
Аномия – нарушение социальных норм
Социальное взаимодействие (интеракция)
- социальные действия субъектов, направленные друг на друга
Формы взаимодействия
Сотрудничество соперничество соц. конфликт
столкновение взглядов,
интересов, позиций
Классификация конфликтов по масштабу
Внутриличностные межличностные внутригрупповые межгрупповые
(социальные)
Классификация конфликтов по способу протекания
Соперничество конкуренция конфронтация
Классификация по предмету спора
Экономические этнические религиозные профессиональные
Пути решения конфликта
Переговоры компромисс арбитраж применение силы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экономика Древнегреческое Искусство вести домашнее хозяйство Наука О занятиях хозяйственной деятельностью Хозяйство Включает отрасли материального и нематериального производства и обеспечивает общество благами Макроэкономика Часть науки, исследующая э кономика города, региона, страны, мира Микроэкономика Экономика одного предприятия, отрасли, вида рынка, семьи
Этапы экономической деятельности ПРОП
Главный вопрос экономики Что ? Как? Для кого ? ПРОИЗВОДИТЬ ЧКДК
экономические системы
Плюсы и минусы рыночной экономики свобода предпринимательства и выбора личный интерес- главный мотив поведения нет дефицита 4. экономия ресурсов кризисы неустойчивые цены безработица экологические проблемы имущественное неравенство
Плюсы и минусы ПЛАНОВОЙ экономики Стабильные низкие цены Нет бедных, нет кризисов Отсутствие безработицы Нет разорения,банкротства предприятий Дефицит товаров Не эффективное производство, Нет заинтересованности Низкое качество
Эффект, прибыль, количество товара ЗАТРАТЫ (ИЗДЕРЖКИ) ФАКТОРЫ 1. Производительность труда = объем продукции время 2. С пециализация – сосредоточение производства в руках наиболее эффективного производителя 3. Разделение труда Распределение труда на ряд частичных функций, операций 4. Технический прогресс 5. Профессионализм работников Эффективность, рентабельность, производительность
Факторы производства- 5 ресурсы - 4 Ресурсы- Могут быть использованы в производстве 4 ресурса (прилагательные) Природные, трудовые, финансовые, материальные Факторы производства РЕАЛЬНО используемые 5 (существительные) ЗЕМЛЯ, ТРУД, КАПИТАЛ, ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ЗТКПИ
Факторы Труд Земля Капитал Рента Зарплата Процент Факторы производства- 5 и факторные доходы предпринимательство Прибыль
Капитал Физический (Средства производства) Финансовый (Деньги для покупки физ. капитала) КАПИТАЛ
Главная проблема экономики Ресурсы Ограничены Потребности Неограниченны
Собственность Отношение к вещи к как собственной Юридический смысл: Владеть Распоряжаться Пользоваться Экономическое право собственности Владение Управление Контроль ВРП ВУК
5 видов собственности
виды собственности ПО КОНСТИТУЦИИ РФ
Перемещения собственности Аренда Концессия Приватизация Национализация
Отношения между продавцом и покупателем на основе ВЗАИМОВЫГОДНОГО ОБМЕНА Рынок
Рынок РЫНОК местный национальный мировой информации товаров и услуг → товарные биржи РЫНОК земли труда → биржа труда ценных бумаг → фондовая биржа финансовый (капиталов) - валютная биржа
Дайте определение понятиям РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ
ПРИЗНАКИ РЫНКА
Закон спроса ↑Ц=> ↓ С – обратная зависимость Закон предложения ↑Ц=> ↑ П – прямая зависимость
Крест Маршалла- цена рыночного равновесия цена спрос предложение 700 5 50 500 20 35 400 25 25 200 50 10 С=П
Причины изменения предложения
Предложение зависит от… 24 предложение Потребительские ожидания. Цены на заменители. Налоги и дотации. Число производителей . Технология Цены на ресурсы.
Причины изменения спроса
26 спрос Вкусы потребителей Доход. Цены на заменители Качество товара. Количество потребителей . От чего зависит спрос? Спрос зависит от…
Функции цены
Конкуренция и монополия Конкуренция соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли- продажи Методы конкуренции снижение стоимости товара повышение качества расширение ассортимента ↑ количества товаров Реклама Монополия исключительное право на производство, промысел, торговлю, принадлежащее одному лицу или группе лиц Монопольная цена выше стоимости товаров в целях получения монопольного дохода
-повышение производительности, -высокое качество, -снижение себестоимости, -расширение производства, Роль конкуренции
Влияние РЫНКА на ЭКОНОМИКУ - «сигнализирует» через цены, КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО производить - побуждает к снижению издержек (экономия) побуждает к совершенствованию техники , ПТ способствует эффективному распределению ресурсов
Прибыль = выручка - издержки Экономические издержки Затраты производства на приобретение и использование факторов производства Внутренние (неявные) (Здания, труд предпринимателя) Внешние (явные, бухгалтерские) (Оплата факторов производства) Издержки и прибыль,
экономическая Прибыль = выручка – экономические издержки (Оценка вложений, планирование) Бухгалтерская прибыль = выручка – явные издержки (Реальный доход, оценка реальных издержек) Издержки и прибыль
Деньги Деньги – особый товар, выделенный на роль эквивалента
Инфляция Переполнение сферы обращения денежными знакам сверх реальных потребностей и их обесценивание Инфляция спроса ↑ С => ↑ Ц избыточные расходы инфляция предложения ↓ П = >↑ Ц рост затрат Методы борьбы с инфляцией сокращение государственных расходов, повышение учетной ставки банков, « замораживание» з / пл , контроль за денежной массой
Источники финансирования бизнеса Субвенция Финансовая помощь государства Инвестиции Вложения средств
Финансовые институты ЦБ КБ Инвестиционные банки Ипотечные банки Сбербанки
Акции, облигации, другие ценные бумаги (на фондовых биржах) Акция ценная бумага, которую выпускает акционерное общество, предприятия, коммерческие банки. Дивиденд Облигация ценная бумага, которая даёт владельцу доход в виде процента или выигрыша (бывают местные, государственные, выигрышные) Вексель разновидность ценной бумаги, которая удостоверяет письменное долговое обязательство (кредитор и заёмщик) Ваучер приватизационный чек
РЫНОК ТРУДА Безработные- Не имеют работу, но активно её ищут
Безработица Причины безработицы экономическая конкуренция на рынке труда несовпадение С. и П. рабочей силы по профессиям, специальностям спад производства свертывание производства в традиционных отраслях закрытие технически отсталых предприятий
виды безработицы циклическая – вызывается спадом деловой активности в стране, кризис фрикционная – в любой промежуток времени, какая то часть людей ищет работу – естественная структурная – вследствие изменения структуры производства, закрытия «старых отраслей, ( НТП)
Заработная плата
Три понятия в одной связке Уровень жизни – min уровень доходов, обеспечивающий прожиточный минимум Прожиточный минимум – уровень доходов , который требуется для удовлетворения необходимых потребностей Потребительская корзина - общая сумма затрат на обеспечение среднестатистического потребления человека в определенный период времени
Измерители экономической деятельности ОБЪёМНые КАЧЕСТВЕННые Сумма рыночных цен всех конечных продуктов 1. ВНП Валовой национальный продукт Сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных на территории страны 2. ВВП Валовой внутренний продукт Какая часть ВВП приходится на долю одного гражданина 3. ВВП душу населения РЕАЛЬНЫЙ НОМИНАЛЬНЫЙ В текущих ценах С учетом инфляции
Экономический рост Долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчете на одного жителя страны Для развитых стран Экономическое развитие Преобразование в структуре экономики Для развивающихся стран
Экстенсивный рост Увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов Земельные угодья Новые месторождения П/И Новые предприятия
Увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности НТП (Электронная Революция) Новые технологии сырье и т.д. Повышение квалификации работников Рациональное распределение ресурсов Интенсивный рост
Экономический цикл Чередование Спадов Подъёмов Кризисов Оживления Депрессии Рецессии
Экономический цикл - Войны , -Внешние факторы («Нефтяной шок ») -Крупные нововведения (Затраты), Причины -Монетарная политика (печатный станок), -Перераспределение структуры спрос\предл ., -Перепроизводство (низкий спрос при высоком предложении)
Государственное регулирование экономики ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Регулирование денежного хозяйства Антимонопольное регулирование Помощь социально незащищенным слоям Создание правового поля Охрана интересов потребителей
Государственное регулирование
Бюджет роспись доходов и расходов ЗАКОН, принимает Государственная Дума, разрабатывает и исполняет Правительство профицит Д > Р бюджетодефицит Д < Р Сбалансированный бюджет ДОХОДЫ = РАСХОДАМ
Пути преодоления дефицита уменьшение расходов, эмиссия (выпуск печатных денег), государственный долг, продажа облигаций
Налоги ВКЛЮЧЕНЫ В ЦЕНУ ТОВАРОВ И УСЛУГ Налог на ДС Акциз (ФЛ) С продаж (ЮЛ) Таможенные пошлины(ЮЛ) НА ЛЮБОЙ ВИД ДОХОДА Налог на прибыль (ЮЛ) На имущество (ЮЛ) Подоходный (ФЛ) На наследство (ФЛ) ПРИЗНАКИ Добровольность Безвозмездность Обязательность прямые Косвенные Обязательные платежи государству физических и юридических лиц
Мировая экономика совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений Экспорт вывозятся Импорт ввозятся Сальдо торгового баланса стоимость ЭКСПОРТА- стоимость ИМПОРТА
Предпринимательство Предпринимательская деятельность Самостоятельная инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли . Субъекты: Юридические и Физические лица Менеджмент Организация и управление Маркетинг Изучение рынка
Условия развития предпринимательства
Субъекты предпринимательской деятельности и формы предприятий
Потребитель для своих бытовых личных нужд РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ > покупок при < затратах ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ обязательные и произвольные
Виды доходов з /плата социальные выплаты доходы с капиталов, вложенных в банк рента дивиденды наследство
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода
Описание способов создания и организации условий, инициирующих познавательные действия обучающихся...
Урок англ.яз. на основе системно-деятельностного подхода по теме "Present Continuous Tense" (5 кл.,УМК Биболетовой)
Урок введения нового грамматического материала...
Конструирование и анализ урока математики на основе системно-деятельностного подхода
Конструирование и анализ урока математики на основе системно-деятельностного подхода...
Построение урока на основе системно - деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС
Данный материал необходим учителям, которым в скором будущем придётся принимать учеников, обучающихся по новому образовательному стандарту 2-го поколения.Новый стандарт устанавливает новые требования ...
Построение урока на основе системно-деятельностного подхода
Построение урока на основе системно-деятельностного подхода...
«Подготовка к устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе на основе системно-деятельностного подхода»
Программа опытно-экспериментальной работы...
Программа подготовки обучающихся 9 классов к устному собеседованию на основе системно — деятельностного подхода.
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образоват...