Программа "Одаренные дети"
рабочая программа на тему
Одарённые дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей общеобразовательного учреждения.
Школа имеет некоторый опыт в этом направлении. Открыты классы повышенного уровня для наиболее способных учащихся, функционирует научное общество учащихся, которое развивает познавательную активность,
исследовательские умения и навыки, творческие способности учащихся. Обеспечению широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня учащихся в школе способствует дополнительное образование.
Осуществление программы развития одарённых детей создаст комплекс условий для интенсивного развития и самореализации личности школьников, позволит снять перегрузки, использовать время для саморазвития, творчества, семейного досуга, наиболее полной реализации способностей каждого, что даст основание прогнозировать и реально обеспечивать высокий результат и необходимую поддержку талантливым детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odaryonnye_deti_doc_2.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Улан – Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 46»
утверждаю
директор МАОУ СОШ № 46
_______Ринчиндоржиева Е.И.
ПРОГРАММА
«ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»
разработана заместителем
директора по учебно-
воспитательной работе
Кузнецовой Л.И.
Караваевой Т.П.
2017 г.
Тема исследования
Одарённые дети и особенности работы с ними
Актуальность темы
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, её направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности.
Постепенно в общественном сознании формируется понимание того,что переход в век наукоёмких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества, без программы сохранения интеллектуального генофонда, основу которого составляют одаренные дети.
Одарённые дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей общеобразовательного учреждения.
Школа имеет некоторый опыт в этом направлении. Открыты классы повышенного уровня для наиболее способных учащихся, функционирует научное общество учащихся, которое развивает познавательную активность,
исследовательские умения и навыки, творческие способности учащихся. Обеспечению широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня учащихся в школе способствует дополнительное образование.
Но данная деятельность не позволила в полной мере создать условия для эффективного развития и реализации потенциальных возможностей одарённых школьников.
В настоящее время становится очевидной необходимость разработки специальной программы, включающей создание индивидуальных учебных планов, обновление содержания, технологий образования, организационных форм учебно-воспитательного процесса, диагностической и мониторинговой системы, изменение учебно-методического комплекса и др.
Осуществление программы развития одарённых детей создаст, на наш взгляд, комплекс условий для интенсивного развития и самореализации личности школьников, позволит снять перегрузки, использовать время для саморазвития, творчества, семейного досуга, наиболее полной реализации способностей каждого, что даст основание прогнозировать и реально обеспечивать высокий результат и необходимую поддержку талантливым детям.
Цель исследования
Создать устойчивую систему работы с одарёнными учащимися на основе современных научных методик и технологий обучения, воспитания и развития
Задачи исследования:
1. построить диагностическую систему выявления одарённых детей;
2. разработать оптимальные варианты учебных планов и индивидуальных
программ обучения и развития одарённых школьников;
3. выявить наиболее эффективные организационно-педагогические
формы учебно-воспитательного процесса;
4. отобрать наиболее целесообразные методы, приёмы, средства, педагогические технологии обучения одарённых учащихся;
5. подготовить рекомендации по использованию наиболее целесообразных педагогических технологий обучения одарённых учеников;
6. разработать процедуры оценки;
7. сформировать требования к профессиональным качествам педагогов
для работы с одарёнными детьми
Объект исследования
Учебно-воспитательный процесс для одарённых учащихся
Предмет исследования:
Содержание, организационные формы, педагогические технологии и методики работы с одарёнными школьниками.
Гипотеза исследования:
Возможно обеспечить более эффективное развитие одарённых детей, если:
1.изменить содержание учебных планов и программ в соответствии с индивидуальными особенностями и потенциальными возможностями
школьников за счёт интеграции учебных курсов и изменения соотношений
набора обязательных и дополнительных учебных предметов и предметов по выбору на основе познавательных интересов учащихся, перераспределения часов на их изучение;
2. осуществить интенсификацию учебно-воспитательного процесса при
одновременном устранении перегрузки путём введения новых форм и способов организации обучения, рациональной организации труда, совершенствования учебных умений и навыков самообразовательной работы при условии эффективного использования времени индивидуальных консультаций, групповых форм сотрудничества;
3.определить для работы с одарёнными школьниками учителей, вводящих
учащихся в сферу учебного предмета и создающих атмосферу эмоциональной включённости, стимулирующих и поддерживающих интерес к предмету, закладывающих основы системы знаний, отрабатывающих с учениками технику исполнения видов деятельности при решении различных
учебных задач;
4. обеспечить единство учебной и внеучебной деятельности школьников, позволяющее удовлетворять их интересы и склонности;
5. обеспечить преемственно-перспективные связи в работе с одарёнными детьми.
Показатели результативности исследования:
Создание наиболее приближённых к оптимальным условий, обеспечивающих развитие способностей одарённых детей (индивидуальные
планы, программы, технологии, диагностические материалы и др.)
Наличие материалов, отражающих динамику развития одарённых учащихся.
План
действий по реализации программы «Одарённые дети»
1.Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одарённых детей
задачи | содержание деятельностии | исполнитель |
1создать эффективную и постоянно действующую систему выявления одарённости в школе 2. осуществлять методическое обеспечение процесса развития одарённости | 1.создание банка данных об одарённых детях в школе; 2. изучение способностей и возможностей педагогов управлять процессом развития одарённых учащихся; 3.подбор диагностического материала для изучения способностей учащихся; 4. создание творческой группы по проблеме работы с одарёнными учащимися; 5. формирование творческой группы по изменению содержания учебных планов и программ в соответствии с индивидуальными возможностями школьников; 6. проектирование организационно-педагогических структур и форм учебно-воспитательного процесса; 7. разработка процедуры оценки показателей характеристик одарённых детей; 8. формирование проблемно-поисковых творческих микрогрупп для нахождения оптимальных путей развития способностей учащихся; 1.разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одарённых детей; 2. составление программ индивидуального развития одарённых детей; 3.подбор учебных программ для углублённого изучения предметов, факультативов; 4.разработка практических рекомендаций по организации системно –деятельностного подхода в работе с одарёнными учащимися; 5. формирование банка ППО по работе с одарёнными учащимися; 6. использование передового опыта в работе с одарёнными детьми в практике работы учителей; 7. пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одарёнными детьми. | администрация школы психолог психолог заместители директора по УВР заместители директора по УВР творческая группа творческая группа администрация творческая группа творческая группа заместители директора по УВР творческая группа администрация учителя библиотекарь |
2. Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблемы по поиску, выявлению и обучению одарённых детей.
задачи | содержание деятельности | исполнитель |
1. способствовать повышению научно-теоретических знаний педагогов. | 1. организация работы постоянно-действующего семинара для учителей, работающих с одарёнными детьми: -«Понятие одарённости в педагогике и психологии»; -«Специфика работы учителя с одарёнными учащимися»; -«Особенности содержания учебных программ для одарённых детей»; -«Контроль за организацией познавательной деятельности одарённых учащихся»; -«Роль семьи в выявлении и развитии одарённых детей» и др. | заместители директора по УВР |
2. способствовать углублению и расширению знаний педагогов в области преподаваемых предметов. | 1.организация курсовой подготовки педагогических кадров, работающих с одарёнными детьми; 2. проведение практических семинаров по дополнительному образованию учителей на заседаниях методических объединений; 3. проведение межпредметных заседаний методических объединений по проблемам развития одарённых детей; 4. расширение границ проблемного подхода к обучению, широкое внедрение в практику методов творческого применения знаний и способов деятельности (поисковые, исследовательские, дискуссии, эвристические беседы), интегрированных уроков; | заместители директора по УВР методический совет методический совет педагоги |
3.пропагандировать и распространять передовой педагогический опыт по работе с одарёнными учащимися. | 1. проведение научно-практической конференции: «Проблемы детской одарённости: опыт и перспективы». | методический совет |
3. Создание условий для развития и самореализации одарённых детей
задачи | Содержание деятельности | Исполнитель |
1.способствовать получению дополнительного образования одарёнными учащимися | 1.организация обучения учащихся: -в МАН; -через факультативы; -через элективные курсы; -через кружки; -через студии; 2.организация индивидуально-групповых занятий для «сильных» учащихся; 3.создание общества интеллекту- алов; 4.организация участия в независимом тестировании с целью получения объективной оценки качества знаний; | заместители директора по УВР, учителя учителя
заместители директора по УВР заместители директора по УВР |
2. обеспечить условия для самореализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся | 1.максимальная реализация интеллектуальных и творческих способностей одарённых учащихся в городской и республиканской олимпиадах; 2.проведение школьной научно-практической конференции учащихся; 3. организация участия учащихся в городской, республиканской научно-практических конференциях; 4. организация участия учащихся в познавательных ителлектуальных играх «Медвежонок», «Кенгуру», Британский бульдог», «Золотое руно» и др. 5. организация участия учащихся в фестивалях детского творчества, выставках детского творчества юных дарований; 6. приобщение талантливых детей к самостоятельной интеллектуальной исследователь- ской деятельности через школьное НОУ; 7.организация школьного конкурса «Ученик года», участие в городском и республиканском конкурсе «Ученик года». | руководители МО, учителя-предметники заместители директора по УВР, НОУ заместители директора по УВР, НОУ руководители МО заместители директора по УВР руководители МО, заместители директора по УВР, ВР заместители директора по УВР, руководители МО заместители директора по УВР, ВР |
4. Осуществление контроля за процессом развития одарённых детей
задачи | Содержание деятельности | Исполнитель |
1.способствовать организации системно-деятельностного подхода в работе с одарёнными учащимися. | 1.изучение, анализ, экспертиза школьных программ по работе с одарёнными учащимися; 2.организация тематического контроля: - «Система работы с одарёнными учащимися»; -«Развитие общеучебных умений и навыков учащихся»; -«Управление познавательной деятельностью одарённых детей». | заместители деректора по УВР заместители директора по УВР |
2. осуществлять контроль за качеством учебно-методического обеспечения работы с одарёнными учащимися. | 1.экспертиза программ углублённого изучения предметов; 2. экспертиза программ факультативов, индивидуально-групповых занятий для работы с одарёнными учащимися; 3. уточнение процедуры и системы отслеживания уровня и темпов развития учащихся. | МЦОКО МЦОКО заместители директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование образовательной среды для развития одаренных детей, в рамках ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Салтыковского детского дома.
Доклад для областного семинара...
Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)
В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...