«Проект урока по химии».
методическая разработка на тему
Аттестационное задание № 21. Проект урока по химии «», 9 класс, учебник «Химия» 9 класс по редакцией О.С. Габриеляна. Дрофа, 2012 г. В мире химии (обобщение знаний за курс химии основной школы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestatsionnoe_zadanie.docx | 172.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание № 21
«Проект урока по химии».
Выполнил:
Васильева Ирина Александровна
(ФИО)
учитель химии и биологии
(должность)
МАОУ «СОШ № 1 г. Белоярский»
(место работы)
Пояснительная записка
Проблема развития познавательной активности всегда была в центре внимания педагогической практики и теории. Развиваясь адекватно потребностям общества, сегодня она особенно значима, так как современное общество требует от человека не только исполнительности, но и самостоятельности, инициативности в решении учебных и жизненных проблем. Ведущей деятельностью школьника является учение. Именно оно оказывает решающее влияние на его эмоциональное самочувствие, психическое и социальное развитие. Компоненты деятельности учения формируются постепенно, поэтому, важное значение имеет использование форм, которые являлись бы эмоциональной опорой деятельности учения, облегчали бы адаптацию учащихся к новой деятельности.
Урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляются сотни различных требований. Вполне естественно, что единой модели для всех без исключения уроков нет и быть не может. Преподавание - это искусство, и наука. Это не навык, однажды усвоив который, можно перестать совершенствоваться. Общество и дети постоянно меняются, общий объем технологических знаний удваивается за несколько лет.
Понимание того, что творческое мышление формируется в учебном процессе как результат активного участия в познавательной коллективной деятельности, заставляет нас, педагогов, постоянно искать новые пути дальнейшей активизации этой деятельности. Поиск методов и форм обучения, способствующих воспитанию творческой личности, привел к появлению некоторых специфических способов обучения, названных учебными играми.
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" представляет собой сборник комплектов проверочных заданий по неорганической , органической и общей химии , по экологии , составленных в виде разнообразных тестов и индивидуальных заданий (с применением химического эксперимента). Они позволяют игрокам (учащимся) самостоятельно проверить свои знания по химии и определить уровень своей подготовки. Игра выполняет двойную функцию – контролирующую и обучающую.
Новизна предлагаемой игры заключается в том, что в качестве проверочных подготовлены комплексные задания, включающие в себя ряд вопросов из разных разделов химии, экологии. Они включают задания как с конструктивным типом ответов, так и с выборочным, а также задания с практическим проведением химического эксперимента.
Особенность игры в расширении гуманитарного кругозора учащихся – это включение в задания вопросов, касаемых кратких сведений о выдающихся учёных-химиках, а также жизненно важных экологических вопросов.
Для того чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания, воздействующие на возможные способности личности: интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические, коммуникативно- творческие. Посредством чего в процессе игры формируются качества творческой личности: любознательность, наблюдательность, развивается воображение и фантазия, мышление становится индивидуально-неординарным.
Основная часть
Проект урока по химии «», 9 класс, учебник «Химия» 9 класс по редакцией О.С. Габриеляна. Дрофа, 2012 г.
Тема урока | В мире химии (обобщение знаний за курс химии основной школы) | |||||||||||||||||
Цель урока | Обобщение полученных знаний за курс химии 9 класса; включить ученика в активный процесс познания, через урок-игру. | |||||||||||||||||
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД | Предметные: − формировать устойчивый интерес к классической музыке; умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям. − формировать представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Метапредметные: Познавательные УУД: 1. Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, и расширять представления о составе неорганических и органических веществ 2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач. 3. Продолжить формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе качественного анализа состава веществ; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности. Коммуникативные УУД: 1.Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. Регулятивные УУД: 1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии. 2. Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 3. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки, умение мыслить логически. Личностные УУД: 1. Создание условий (дифференцированные задания) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. 2. Развитие чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к окружающей среде, понимании функций веществ в жизни человека и общества. | |||||||||||||||||
Основные понятия | Фотосмог, ксенобионты, алхимия | |||||||||||||||||
Межпредметные связи | Экология | |||||||||||||||||
Ресурсы | Карточки-задания, бланки для ответов, химическое оборудование для эксперимента, дополнительный материал с информацией, рабочая тетрадь. | |||||||||||||||||
Этапы урока | Планируемый результат | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||||||||||||||
Организационный момент | Положительный эмоциональный настрой на совместную работу | Учитель играет роль ВЕДУЩЕГО. ВЕДУЩИЙ: приветствие, представление жюри Дети рассаживаются по группам (по 8 человек; в группе обучающиеся с разным уровнем учебной мотивации, обсуждают роли в группе) | Дети образуют группы, представляют своё название, девиз и эмблему. Распределяют роли между собой (консультант, генератор идей, слушатель и т.д.) | |||||||||||||||
Мотивация и целеполагание. Организация команд | Сформировать внутреннюю позиции школьника | ВЕДУЩИЙ мотивирует детей на закрепление знаний. Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем урок в виде интеллектуальной игры «Умники и умницы». Определите, чем вы сегодня будете заниматься, что вас ожидает. | Формулирование целей. | |||||||||||||||
Творческое применение знаний в новой ситуации | Развитие умения строить рассуждения, Систематизация полученных знаний и умений. Развитие умений преобразовывать информацию, представлять в обобщенном виде. Обосновывать полученные результаты | ВЕДУЩИЙ: А начнем мы с вами нашу игру с разминки (заслушав вопрос, напиши ответ). I тур «Разминка» Вопросы: 1).Их занятия включали в себя мистику, веру в чудеса. Они были учениками арабов. Ученые стремились превратить неблагородный металл в золото. Знаменитый врач Теофраст Парацельс был одним из них. Кем были эти люди? 2). Как называется вещество, получающееся при смешивании какао и ванилина. 3). Какой камень сыграл выдающуюся роль в истории науки, хотя в действительности никогда не существовал и "камнем" не был? 4). Два неорганических вещества являются самыми распространёнными на нашей планете. Назовите эти два вещества. 5). Назовите органическое вещество, с помощью водного раствора которого можно удалить с яйца скорлупу, не разбивая её. | Команды заслушивают вопросы и записывают ответы в бланке для жюри. | |||||||||||||||
II тур «Фотовопросы» Задание: ответь на фотовопрос | Команды обсуждают фотовопросы и дают название рисункам. | |||||||||||||||||
III тур Химия и экология: Задание: внимательно прочитав вопросы, обсуди их в своей команде и, подумав, дай правильный ответ 1). Как называется загрязнение воздуха, наблюдаемое над крупными городами (Лондоном, Нью-Йорком, Токио, Парижем, Берлином, Москвой и другими), образующееся в результате воздействия солнечной радиации на смесь углеводородных газов и оксидов азота, которые выбрасываются в атмосферу с выхлопными газами автотранспорта? 2). Как называются вещества, чуждые биосфере, и не входящие в число природных соединений, полученные человеком в результате искусственного синтеза? | Обсуждают вопросы в команде и выдвигают ответы. | |||||||||||||||||
IV тур Узнай ученого по его заслугам Задание: узнай учёного по его заслугам и выбери правильно только один ответ в каждом из вопросов теста в виде буквы. При затруднении можно воспользоваться дополнительным материалом. 1). Немецкий химик-органик, применил теорию валентности к органическим веществам. а) Фридрих Август Кекуле б) Фридрих Вёлер в) Йенс Якоб Берцелиус г) А.М. Бутлеров 2). Русских химиков, учёный-пчеловод , общественный деятель, ректор Императорского Казанского университета в 1860—1863 годах Этот учёный … а). Фридрих Вёлер; б). Фридрих Август Кекуле; в). Йенс Якоб Берцелиус; г). А.М. Бутлеров. 3). Великий русский ученый – энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог, метеоролог, управляющий Главной палаты мер и весов, основатель Русского химического общества. Этот учёный … а). Д. И. Менделеев; б). А.М. Бутлеров; в). Н. Н. Семёнов; г). Б. А. Казанский. | Решают тест. Если есть необходимость используют дополнительный материал | |||||||||||||||||
V тур Решите задачу Задание: необходимо решить задачу на вычисление массовой доли вещества в растворе. У кого имеются затруднения выполняют решение задачи на вычисление массовой доли элемента в веществе.
| Решают задачи и сдают их жюри. | |||||||||||||||||
VI тур Химический эксперимент Задание: реши задачу на способ распознавания растворов веществ с помощью качественных реакций на них. «Сильные» ребята после проведения эксперимента пишут уравнения проведенных реакций, кто затрудняется, заполняет таблицу. ВЕДУЩИЙ: проводит инструктаж по технике безопасности I ВАРИАНТ В 4 пронумерованных пробирках выданы бесцветные растворы веществ: KCl , H3PO4 , K2SO4 , Ba(OH)2 . II ВАРИАНТ В 4 пронумерованных пробирках выданы бесцветные растворы веществ: Na2SO4 , NaOH , BaCl2 , H2SO4. III ВАРИАНТ В 4 пронумерованных пробирках выданы бесцветные растворы веществ: Na2CO3, FeCl2, FeCl3, NH4Cl В каждом варианте требуется определить, в какой из пронумерованных пробирок, находится каждый из названных растворов веществ. Для этого нужно использовать только выданное оборудование и реактивы. Описать анализ выполнения работы в определённой последовательности и все наблюдающиеся при этом явления. Уравнения химических реакций записать в молекулярном, полном и сокращённом ионном видах. Таблица (указывается признак проведенной реакции – цвет осадка, газ) Для каждого варианта своя таблица:
| Команды игроков получают задание (по карточкам) на анализ распознавания выданных растворов веществ по трем вариантам (каждая команда игроков выполняет только свой вариант). Команды игроков подходят к определённым столам с химическим оборудованием и реактивами и каждая из них после проведения ведущим преподавателем инструктажа по технике безопасности, с его разрешения, приступает к выполнению своего задания (варианта). Ребята, которые затрудняются в написании химических реакций заполняют таблицу. Отчет сдает жюри. | |||||||||||||||||
Подведение итогов | Воспитание эмоционально- ценностного отношения | ВЕДУЩИЙ: Ребята подведите итоги вашей работы на уроке, обсудите в группе работу каждого и выставите оценки. Ведущий и жюри подводят итог урока. Объявление результатов, награждение команд | Подводят итоги своего участия и участия одноклассников в работе на уроке. Выставляют оценки. | |||||||||||||||
Рефлексия | Формирование умение формулировать собственное мнение, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивать правильность выполнения действий. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Развитие умений анализировать собственные действия в соответствии с полученным результатом | ВЕДУЩИЙ организует индивидуальную и коллективную рефлексию деятельности обучающихся на уроке. - Наш урок подошел к концу, и мне важно знать какой вывод вы сделали для себя по уроку? Постройте свой ответ по заданной схеме: • сегодня я узнал… • было интересно… • было трудно… • я выполнял задания… • я понял, что… • теперь я могу… • я научился… - Поставленная вами в начале урока цель достигнута? - Кто на ваш взгляд хорошо работал на уроке? В группе? (взаимооценка в группах) ВЕДУЩИЙ дает оценку работы каждой группы и всего класса. | Сопоставляют достигнутые результаты с целью урока, делают выводы, оценивают достигнутые результаты своей (индивидуальной) деятельности на уроке, деятельности отдельных участников группы и в целом всей группы, класса. | |||||||||||||||
Домашнее задание | Обеспечение индивидуальной образовательной траектории | Домашнее задание. Повторить темы, которые вызвали затруднения на сегодняшнем уроке. |
В ходе данного урока происходит частичное повторение пройденного материала за курс 9 класса (составление ионных реакций, определение качественного состава вещества, решение задач, вклад ученых-химиков в науку и др.). Также прослеживается связь полученных знаний по химии и применении их в жизни (при решении заданий на этапе «Химия и жизнь»). Применяются дифференцированные задания в зависимости от уровня подготовки учащихся (во время проведения химического эксперимента и характеристики заслуг ученого).
В зависимости от действий игроков (быстром или медленном темпе), или подготовлены дополнительные задания (ребусы, загадки и др.), или корректируются задания во время проведения игры (например, отчет после выполнения эксперимента представляется в форме таблицы, а уравнения реакции остаются на домашнее выполнение).
Список источников
- Евстафьева Е. И. , Титова И. М. Начальное профессиональное
образование: развитие внутренней мотивации учения // Химия в школе , №7 , 2002. – с. 20 – 25.
- Ким Е. П. Химия 8 – 9 классы: внеклассные мероприятия (игры , шоу-
программы , театрализованные представления) / Е. П. Ким. – 2-е издание –Волгоград: Учитель , 2011. – 134 с.
- Кузнецова Н. Е. , Лёвкин А. Н. Задачник по химии для учащихся 9 классов
общеобразовательных учреждений. – Москва: Вентана-Граф , 2005. –128 с. , ил.
- Курский С.М..Интеллектуальные игры по химии. – М., 2006.
- Радецкий А. М. Дидактический материал по химии для 8 – 9 классов.
Пособие для учителя / А. М. Радецкий , В. П. Горшкова. – 5-е издание. Москва: Просвещение , 2006. – 84 с.
- Хомченко Г. П. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. – 3-е изд. ,
исправленное и дополненное. – Москва: "Новая волна" , 2013. – 464 с. , ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока химии в 10 классе "Физические и химические свойства алканов"
Цели урока:Образовательные: 1. Обеспечить усвоение особенностей физических и химических свойств у алканов;2. Отработать навыки составления уравнений химических реакций, характеризующих свойства алкано...
Проект урока химии в 10 классе "Нефть, состав, свойства, переработка"
Цели урока:Образовательная:1)Познакомить учащихся с составом, свойствами нефти, фракционной перегонкой и областями применения нефтепродуктов; 2)Изучить понятие «октановое число бензинов», «...
«Проект урока химии в 8 классе с использованием интерактивного оборудования и Интернет-ресурсов»
«Проект урока химии в 8 классе с использованием интерактивного оборудования и Интернет-ресурсов». Тема: Типы химической связи....
Проект урока по химии в 8 классе "Химические реакции "
Проект урока по химии с использованием интерактивного оборудования и Интернет-ресурсов...
Проект урока химии в 9 классе с использованием интернет - ресурсов
Конспекты уроков с использованием интерактивного оборудования...
ПРОЕКТ УРОКА ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ “ГЛЮКОЗА – АЛЬДЕГИДОСПИРТ”
Цель: создать условия для формирования представлений учащихся о группе органических веществ, обладающих двойственными свойствами (на примере глюкозы).Задачи: Совершенствовать знания о связи между стро...
Педагогический проект на тему: «Особенности организации уроков по химии в нетрадиционной форме»
Среди общих для всего мира проблем есть такие, возникновение и рост которых обусловлены самим развитием цивилизации. Они с трудом поддаются решению. Такой стала экологическая проблема – пр...