ПРОЕКТ УРОКА ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ “ГЛЮКОЗА – АЛЬДЕГИДОСПИРТ”
учебно-методический материал по химии (10 класс) на тему
Цель: создать условия для формирования представлений учащихся о группе органических веществ, обладающих двойственными свойствами (на примере глюкозы).
Задачи:
- Совершенствовать знания о связи между строением и свойствами органических соединений на примере глюкозы.
- Совершенствовать интеллектуальные умения (анализ, прогнозирование, умения устанавливать причинно-следственные связи)
- Продолжить формирование ценностного отношения к исследовательской деятельности как основному способу получения знаний в химии.
Тип урока: изучение нового материала.
Основной метод: частично-поисковый.
Форма урока: экспериментальная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glyukoza_10_kl.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ УРОКА ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ “ГЛЮКОЗА – АЛЬДЕГИДОСПИРТ”
Цель: создать условия для формирования представлений учащихся о группе органических веществ, обладающих двойственными свойствами (на примере глюкозы).
Задачи:
- Совершенствовать знания о связи между строением и свойствами органических соединений на примере глюкозы.
- Совершенствовать интеллектуальные умения (анализ, прогнозирование, умения устанавливать причинно-следственные связи)
- Продолжить формирование ценностного отношения к исследовательской деятельности как основному способу получения знаний в химии.
Тип урока: изучение нового материала.
Основной метод: частично-поисковый.
Форма урока: экспериментальная работа.
Средства обучения , оборудование: штатив с пробирками под номерами, пробирки, спиртовка, пробиркодержатель.
Реактивы: глицерин, глюкоза, аммиачный раствор оксида серебра, сульфат меди, гидроксид натрия, метаналь.
Предполагаемый результат: сформированное представление о двойственных свойствах органического вещества – глюкозы через построение структурной формулы вещества и установление взаимосвязи между строением и свойствами.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Целеполагание.
- Повторение ранее изученного материала.
- Организация эксперимента (правила ТБ, алгоритм действий).
- Эксперимент.
- Оформление результатов эксперимента (заполнение таблицы)
- Решение задачи на вывод формулы вещества.
- Составление структурной формулы вещества на основании результатов эксперимента и решения задачи.
- Обсуждение результатов и формулировка темы урока учащимися.
- Физические свойства глюкозы.
- Химические свойства.
- Получение глюкозы.
- Закрепление знаний.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Домашнее задание.
“Химик не такой должен быть,
который дальше дыму и пеплу ничего не видит,
а такой, который на основании опытных данных
может делать теоретические выводы”
М.В.Ломоносов
I. Целеполагание.
– Как вы думаете, почему я взяла эти слова эпиграфом к нашему уроку?
– Чем мы будем заниматься, исходя из этого эпиграфа?
– Сегодня у нас будет проведение не опытов, а проведение эксперимента.
– Чем на ваш взгляд различаются опыт и эксперимент?
На доске фиксируются ответы учащихся.
– Я вам напомню, что такое опыт. Опытом называется воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования, испытания.
Эксперимент предполагает выдвижение гипотезы, затем ее проверку с помощью опыта и, наконец, вывод, подтверждающий или опровергающий данную гипотезу. (Гипотеза – предположение, требующее подтверждения).
Так вот сегодня на уроке наша задача будет состоять в следующем: сделать вывод о природе неизвестного вещества на основании проведенного эксперимента. Давайте договоримся, что будем понимать под природой вещества. (Состав, строение, свойства – карточки с данными словами закрепляем на доске)
СОСТАВ |
| |
СТРОЕНИЕ |
| |
СВОЙСТВА |
II. Повторение ранее изученного.
– Чтобы грамотно провести эксперимент, необходимо вспомнить ряд теоретических вопросов, на которые мы будем опираться в ходе эксперимента. (Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова.)
– Вспомните классы органических соединений, которые содержат кислород? (Спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, эфиры).
– С помощью каких качественных реакций можно распознать альдегид и многоатомный спирт? (Качественный реактив на многоатомный спирт – взаимодействие со свежеприготовленным гидроксидом меди (II). Признак реакции – изменение цвета с голубого на ярко синий. Качественный реактив на альдегид-взаимодействие с аммиачным раствором оксида серебра. Признак реакции – образование осадка – “серебряного зеркала” на стенках пробирки).
III. Организация эксперимента.
– Теоретические вопросы вспомнили. Перейдем к практике. Помните, что проведение эксперимента требует точности, аккуратности, внимательности. Но прежде о правилах техники безопасности. Вспомним правила работы со спиртовкой при нагревании и закреплении пробирки, как работать с едкими веществами.
Итак, перед вами три пробирки с растворами веществ, все они кислородсодержащие.
С двумя из них вы уже встречались. Это альдегид и многоатомный спирт, а третье – неизвестное вещество. Задача данного этапа – обнаружить, к какому классу принадлежит неизвестное вещество, зная качественные реакции на альдегид и многоатомный спирт. Помните, что мы проводим эксперимент, а это значит – сначала выдвигаем гипотезу. Результаты наблюдений заносим в таблицу, которая находится у вас на столе.
IV. Оформление результатов и заполнение таблицы.
– Запишите наблюдения в таблицу. .
| Пробирка № 1 | Пробирка № 2 | Пробирка № 3 |
Проба № 1 | + |
| + |
Проба № 2 |
| + | + |
ВЫВОДЫ | альдегид | Многоатомный спирт | Многоатомный альдегидоспирт |
– Какие выводы можно сделать по данным экспериментальных наблюдений?
– Какие свойства проявляет неизвестное вещество, находящееся в третьей пробирке?
– Знаем ли вы формулу такого вещества?
V. Решение задачи.
– Чтобы узнать формулу вещества, решим задачу, зная его качественный состав.
Задача.
Вещество в пробирке №3 имеет следующий качественный состав:
W (C) = 40%
W (H) = 6,7%
W (O) = 53,3%
Молярная масса неизвестного вещества равна 180 грамм/моль.
Найти формулу неизвестного вещества.
Дано: W (C) = 40% М (вещества) = 180 грамм/моль ___________________________ Найти: Сх Ну Оz – ? | Решение: |
VI. Составление структурной формулы.
– Знаем формулу С6Н12 О6 и химические свойства вещества на основании экспериментальных данных. Так попробуйте составить его структурную формулу. Помните: 1 – атом углерода 4-х валентен, 2 – вещество содержит одну альдегидную группу, 3 – несколько гидроксильных групп. Это вещество называется глюкоза. Вы обратили внимание, что в начале урока не была сформулирована тема. Я предлагаю вам сделать это самостоятельно. Запишите варианты тем на рабочих листах. Наиболее четко и неординарно сформулированная тема записывается на доске – “Глюкоза – альдегидоспирт”.
VII. Физические свойства глюкозы.
(Рассматриваются в ходе демонстрации и фиксируются в тетрадях)
Вопросы учащимся: в чем причина хорошей растворимости глюкозы в воде? (способность образовывать водородные связи, из-за наличия гидроксогрупп).
VIII. Химические свойства глюкозы.
Химические свойства обусловлены наличием в молекуле альдегидной и гидроксильных групп. Учитель записывает УХР на доске, а учащиеся в тетрадях.
- Как многоатомный спирт
С6Н12О6 + Cu(OH)2 → синий р-р (при обычных условиях).
- Как альдегид
t0
СН2ОН-(СНОН)4-СНО + Ag2O → СН2ОН-(СНОН)4-СОOH + 2 Ag
t0
СН2ОН-(СНОН)4-СНО + 2 Cu(OH)2 → СН2ОН-(СНОН)4-СОOH + Cu2O + 2 H2O
- Реакции брожения
С6Н12О6 → 2 C2H5OH + 2 CO2 ( спиртовое )
С6Н12О6 →2 CH3-CHOH-COOH (молочнокислое)
- Полное окисление
С6Н12О6 + 6 О2 →6 CO2+ 6 H2O + Q
IX. Получение глюкозы
6 CO2+ 6 H2O → С6Н12О6 + 6 О2 - Q (глюкоза накапливается в растениях в процессе фотосинтеза)
X. Закрепление знаний в новой обстановке
Изомером глюкозы является фруктоза – кетоноспирт. Как экспериментально распознать р-ры глюкозы и фруктозы? (Ag2O аммиачный р-р при t0 ).
XI. Подведение итогов урока. Рефлекия.
– Вспомните, какая задача была проставлена перед вами в начале урока?
– Какой результат вы получили?
– Есть ли среди вас такие ученики, кто сделал сегодня на уроке для себя маленькое открытие?
XII. Домашнее задание (дифференцированное) по учебнику Габриеляна О.С. «Химия 10 класс. Базовый уровень.
1 группе учащихся: & 14 упр. 5,6
2 группе учащихся: & 14 упр. 5,6,8,9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по органической химии "Амины"
Цели урока:- знать строение предельных алифатических аминов;- уметь объяснять зависимость свойств органических соединений от их строения на примере аминов;- уметь объяснять основные свойства в с...
Углеводы. Моносахариды. Глюкоза. Урок по органической химии.
Урок химии в 10 классеТема урока:« Глюкоза, ее строение и свойства ».Урок проводится по технологии деятельностного обучения с использованием эвристического, объяснительно...
Методика проведения уроков по органической химии в 10 классе блоками и организация учебной деятельности учащихся в условиях адаптивной системы обучения.
В связи с нехваткой учебного времени для изучения материала органической химии в полном объеме и закрепления учащимися полученных знаний, я делюсь опытом преподавания органической химии блоками ...
Презентация к уроку: История органической химии
В материале рассмотрена история развития органической химии в хронологическом порядке. Разобрана сущность доструктурных теорий в органической химии и теории витализма. Указаны имена ученых, которые вн...
Проект по теме "Органическая химия в нашей жизни"
Проект предназначен для учащихся 10 классов, интересующихся органической химией. Цель проекта познакомиться с органическими соединениями и их значением в жизни общества....
Методическая разработка урока по органической химии «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединений"
В данной методической разработке представлена поэтапная работа на уроке химии в 10 классе....
Обобщающий урок по органической химии 10 кл " Кислородосодержащие органические соединения"
Запах цветов,вкус пряностей,запах духов,новогодние зеркальные игрушки, феромоны и многое другое о чем можно узнать на уроке связаны с кислородосодержащими веществами.Исследование качественного состава...