Метапредметный подход на уроках технологии
учебно-методический материал на тему
Современная задача преподавания предмета «Технология» – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Значит нужно, чтобы учащихся были компетентными, инициативными, творчески думающими, активно действующими, легко адаптирующимися к современном экономическим реалиям жизни. Лучшим способом развития мыслительной активности и творческих способностей личности является разработка чего-то субъективно или объективно нового - это деятельность по созданию продуктов, обладающих личностной или общественно значимой потребительской стоимостью. Именно поэтому с целью формирования у учащихся метапредметных навыков в процессе обучения технологии уделяется большое внимание проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_gmo_-_metapredmetnyy_podhod.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №1
Методические материалы выступления на заседания городского методического объединения учителей технологии г. о. Краснознаменск на тему: «Метапредметный подход на уроках технологии»
Составитель: учитель технологии
Прошкина
Наталья Геннадьевна
Краснознаменск
2018 г.
Мне бы хотелось начать свое выступление словами великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто». Удивительно, что еще в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в наше время, в условиях реализации ФГОС.
Современный этап педагогической практики – это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка.
Все это обеспечивает метапредметный подход в преподавании В контексте предмета «Технология» ученик учится интегрировать знания из различных областей, осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность, выходящую за рамки предмета – это включение ребенка в разные типы деятельности, связанные с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста.
Основная задача использования метапредметного подхода в обучении – формирование у обучающихся культуры работы со знаниями (прежде всего – с теоретическими знаниями).
Современная задача преподавания предмета «Технология» – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Значит нужно, чтобы учащихся были компетентными, инициативными, творчески думающими, активно действующими, легко адаптирующимися к современном экономическим реалиям жизни. Лучшим способом развития мыслительной активности и творческих способностей личности является разработка чего-то субъективно или объективно нового - это деятельность по созданию продуктов, обладающих личностной или общественно значимой потребительской стоимостью. Именно поэтому с целью формирования у учащихся метапредметных навыков в процессе обучения технологии уделяется большое внимание проектной деятельности.
Каковы признаки метапредметного урока?
Обязательным элементом такого урока является целеполагание. Далее требуется присутствие исследовательской, проектной, коммуникативной, дискуссионной, игровой деятельности, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. Очередным элементом является создание проблемных ситуаций, требующих личностного самоуправления (т.е. регулятивных универсальных действий): учитель создает условия, в которых дети могут самостоятельно найти решения тех или иных поставленных задач;
На уроке происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов. Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть применимыми к различным предметным областям.
При обучении технологии метапредметные навыки формируются через создание определенного изделия, при изготовлении которого ученица самостоятельно интегрирует знания, умения, навыки. Это способствует формированию метапредметных умений и навыков, которые лежит в основе изготовления любого изделия, способности человека действовать по алгоритму и инструкции.
В процессе конструирования и моделирования изделий у учениц формируется понимание того, что по одной основе можно сшить разные швейные изделия, создаются ситуации для определения учащимися адекватных имеющимся организационным и материально – техническим условиям способов решения задачи на основе имеющихся алгоритмов. У учениц развивается рефлексивная способность действовать в соответствии с позициями (что я делаю? для чего я это делаю? как я буду это делать? что я получу в результате?). Этот этап работы сопровождается так же формированием общеучебных умений и навыков, обеспечивающих школьницам нахождение, переработку и использование информации для решения поставленных задач. Большую роль играют эксперименты по выявлению свойств материалов, особенностей технологических операций, что так же является источником получения достоверной информации. На основе полученной информации учащиеся подбирают аргументы, формулируют выводы по обоснованию технико-технологического и организационного решения, отражают в устной и письменной форме результаты своей деятельности.
В течение всего учебного времени ведется одновременно и обучение, и выполнение учебного творческого проекта. Уже с первых уроков начинается формирование метапредметных навыков (ключевых компетентностей).
Практическая деятельность учениц при обучении разделу «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» осуществляется по схеме: эскиз (идея) – конструкция – готовое изделие. Учебный материал в каждом классе осваивается методом проектирования. По мере взросления учениц проекты усложняются как за счет добавления новых компонентов проектной деятельности, так и за счет усложнения конструкции и технологии обработки изделий.
Для достижения поставленных программой подготовки задач используется дифференцированный подход благодаря разноуровневым целям. Например при проектировании и изготовлении на наших уроках плечевого изделия:
I уровень - спроектировать и изготовить халат по образцу на основе ночной сорочки, но продумать художественное оформление (вышивка, аппликация и т.д.);
II уровень - спроектировать и изготовить халат на основе ночной сорочки с усложняющими элементами (рукавами, воротником, карманами, поясом, застежкой);
III уровень - спроектировать и изготовить халат по замыслу ученицы.
Ученицы мотивируются на тот вид работы, с которым они справятся, не разочаровавшись, Такая методика позволяет мне учитывать индивидуальные особенности, темп работы каждой ученицы, что гарантирует их мотивацию деятельности и успешность.
Продуктивность формирования надпредметных навыков прямо зависит от эффективности педагогического руководства проектной деятельностью учащихся, что требует от меня, как учителя соблюдения следующих правил:
1) Прямой зависимости между успеваемостью и достижениями творческой деятельности нет, поэтому каждый ученик имеет право на участие в ней. Нельзя внушать ученику мысль о том, что он берет работу не по силам.
2) Учитель не должен принимать решения за ученика, напротив, нужно делегировать ученику ответственность за принятие решений.
3) Нужно владеть методикой педагогического консультирования в процессе проектной деятельности, которая выражается в умении учителя слушать высказывания ученика.
Когда сформирован определенный уровень метапредметных навыков, учащиеся способны выстроить собственную траекторию выполнения проекта. И здесь особенно ярко проявляется их инициатива, творчество и самостоятельность.
Дальнейшим развитием метапредметного подхода в преподавании предмета технологии мне видится использование информационных технологий. Компьютер дает сегодня процессу обучения большое количество преимуществ, в том числе наглядную графику и доступ к поистине бездонным хранилищам информации. Демонстрация цифровых объектов (уроков, презентаций, мастер-классов) через мультимедийный проектор. Домашние задания, задания для исследовательской и проектной деятельности выкладываются в электронном журнале. На школьный сайт для пользования выкладываются интересные ученические проекты, инструкционно-технологические карты по изготовлению изделий, рефераты, проекты, исследовательские работы учащихся для проверки принимаются по электронной почте. Вот так сегодня должен выглядеть современный подход к обучению. Поэтому сегодня предъявляются достаточно серьезные требования к компьютерному оснащению школ и наличию свободного доступа в Интернет.
Работа с компьютером повышает интерес учащихся к предмету за счет новой формы общения и помогает ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и в удобное для него время.
Необходимо также обучать школьников работе с источниками информации. Сегодня многие из учеников используют Интернет исключительно для общения в социальных сетях. Информационные ресурсы школьники чаще всего используют лишь самые простые и доступные. Поэтому важнейшей заботой для учителя должно стать обучение детей способам поиска информации с целью решения тех задач, которые ставятся в образовательном процессе.
В заключение моего выступления я хочу акцентировать внимание на следующем: чтобы реализовывать метапредметный подход, не нужно вносить в учебный процесс что-то дополнительное. Стоит лишь переструктурировать содержание учебных предметов и грамотно организовать деятельность школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметный подход в преподавании технологии.
Связь других предметов в обучении технологии....
Использование современных педагогических технологий для реализация метапредметного подхода на уроках естественнонаучного цикла
Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти ...
Метапредметный подход на уроках математики как средство повышения результатов образования
Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В люб...
Метапредметный подход на уроках музыки
О метапредметном подходе...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Реализация метапредметного подхода на уроках информатики
Выступление для педсовета...
Метапредметный подход в обучении технологии (презентация)
Метапредметный подход в обучении технологии (презентация)...