Реализация метапредметного подхода на уроках информатики
материал на тему
Предварительный просмотр:
«Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС ООО»
Метапредметность не может быть оторвана от предметности.
Хуторской А.В.
Вопросы метапредметного обучения проявлялись всегда. Со времен появления процесса обучения существовали вопросы проникновения одного предмета в другой. Но сам процесс формирования понятий метапредмет и метапредметный подход в обучении проходил на протяжении всего XX века. В его основу легли учения психологов и педагогов, направленные на создание условий для психического развития и обучения учащихся. Развитие психолого-педагогической науки привело к созданию положений деятельностного обучения, являющегося основным в реализации метапредметного подхода. И так родился «метапредмет» то, что по словам Хуторской А.В. «стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними».
Но раньше этому вопросу не уделялось столько внимания. И только в новых ФГОС были утверждены метапредметные требования к результатам обучения. Которые сейчас составляют основу реформирования системы образования.
В современной системе обучения метапредметный подход выходит на ключевые позиции, занимая главенствующее место. Уже нельзя преподавать ни один предмет без опоры на метопредмет. И в этой связи информатика занимает центральное место. Ведь информатика, стоящая на стыке естественно научных и общественно научных дисциплин включает в себя все основные принципы построения этих наук. Информационные процессы вытекают из описания природных и социальных процессов. Ни один другой предмет не имеет более мощного аппарата, чем информатика. Применение его на практике означает переход от объяснительно-иллюстративного подхода в обучении к активно-деятельностному, что и предполагают ФГОС.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Активизация интереса и мотивации обучения учащихся осуществляется с использование образовательных технологий:
-технология совместного обучения;
-технология исследовательской деятельности;
-проектная деятельность;
-проблемно-диалогическая технология;
-игровая технология.
Применение интегрированного подхода в обучении информатики наиболее широко дает возможность реализации принципа метапедметности в информатике и добиться от учеников не только глубоко понимания предмета, но и, умения применять полученные и закрепленные знания на практике при изучении других предметов. Учащиеся осознают, что получаемые знания из различных предметных областей тесно взаимосвязаны, переплетаясь между собой, формируют целостную картину мира. Могут пригодиться и в повседневной жизнедеятельности. Уроки информатики — это универсальное связующее звено, позволяющее «объединить» практически все школьные дисциплины.
Я хочу поделиться опытом некоторых тем курса информатики и ИКТ, где я использую метапредметный подход. Тему «Информационное моделирование» связываем с темами, которые ученики изучали в 6 классе на уроках географии. Это строение вулкана, круговорот воды в природе, географические карты. Словесные модели реализуем с помощью стихов на английском языке, например HampsteadHeath: A BreathofFreshAirinLondon. Многоуровневые списки выглядят как самостоятельные части речи из русского языка. Математические модели изучаем на основе формул на движения из курса математики за 5–6 класс. Табличные информационные модели представляем в виде таблиц истории образования городов Золотого кольца России.
Работа в группах. В 6 классе изучая тему «Знаковые информационные модели» акцентирую внимание детей на таком литературном жанре, как басня, который можно рассматривать как своеобразную модель человеческих отношений. Организуя групповую работу (2-4 человека) с заранее подготовленными текстами басен И.А. Крылова. Каждая группа получает текст одной из басен, проводит его обсуждение и говорит ответ на вопрос «Какие черты характера людей и отношения между людьми смоделировал в этой басне автор?». Представитель группы выносит общую точку зрения на публичное выступление. В результате урока у учащихся формируются такие метопредметные результаты, как владение знаково - символическими действиями; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Обращение к жизненному опыту ребенка. Например, изучая тему «Классификация. Основание классификации» в качестве примера можно использовать деление обучающихся в школе по классам. Детям нетрудно понять, как распределяются все обучающиеся по классам в школе; что берется за основание такого распределения объектов.
При изучении темы «Таблица» можно в качестве практической работы взять создание телефонной книги. Детям это знакомо – у всех есть мобильные телефоны.
Использование занимательного материала. При изучении темы «Кодирование информации» знакомим детей с шифрованием и с различными шифрами. Для домашней или самостоятельной работы детям можно дать задание: придумать самим свой шифр. Выполняя задание учащийся развивает такие метапредметные умения как использование знаково-символических средств представления информации для решения практических задач; умение работать с разными видами информации: текстом, рисунком, числом, знаком. После представления своего конечного продукта, ребятам предлагается представить себя в роли шпионов и разведчиков и применить свои кодовые таблицы для шифрования важных сообщений.
Творческие задания.
Раздел: «Текст как форма представления информации». Творческое задание: Написать реферат по учебному предмету. Конечный продукт: Реферат по учебному предмету в MS Word. Выполняя такое творческое задание обучающийся совершенствует приобретённые навыки работы с информацией и пополняет их, он работает с текстами, преобразует и интепретирует содержащуюся в них информацию, формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует её, осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов электронных библиотек и Интерента. Фиксирует результаты в текстовом редакторе в соответствие с установленными требованиями к оформлению реферата.
На уроках информатики использование ИКТ-технологий позволяет учащимся реализуя активно-деятельностноый подход в обучении заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей. При этом они должны научиться чётко формулировать задачу, решать ее и оценивать результат.
Проектно-исследовательская деятельность. Проект «История письменности». При выполнении проекта учащиеся 5 класса изучая историю Древнего мира на уроках истории, найдут верные ответы на приведенные вопросы о развитии письменности у разных народов.
Выполняя проект учащийся развивают такие метапредметные умения -структурировать свои знания, умения поиска информации и выделения необходимой информации, ИКТ-компетентность.
Исследовательская работа «Самая востребованная буква алфавита»
Исходными данными послужили отрывки произведений Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо» и О. Генри «Вождь краснокожих», каждый из которых содержал ровно 1000 знаков. В выбранных фрагментах произведены подсчёт каждой буквы. Для дальнейшего анализа результаты были сведены в таблицу.
Согласно цели исследования необходимо было соотнести полученные результаты с расположением букв на клавиатуре.
Буквы, наиболее часто встречаемые в русском языке, сосредоточены в центре клавиатуры.
Буквы менее востребованные размещены по левому и правому краю клавиатуры.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что буквы на клавиатуре действительно расположены по принципу «наибольшей повторяемости».
Метапредметные результаты обучения предполагают освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий, овладение способностями их использования в социальной, познавательной и учебной практике. Их усвоение подразумевает самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками и построение индивидуальной образовательной траектории. Данные требования реализуются через применение в обучении метапредметного подхода, создании межпредметных проектов.
В традиционной системе обучения использовались элементы метапредметности, системное внедрение началось, только с введения ФГОС. А информатика, имея свой уникальный аппарат, позволяет наиболее наглядно и всесторонне реализовать метапредметный подход, обосновывая его необходимость, многогранность, востребованность.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования №1897 от 17 декабря 2010 года.
- Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2, 2010.
- Перминова Л.М. Образовательные стандарты в контексте школьного обучения. Педагогика. 10, 2011.
О.А. Платон «Метапредметный урок и метапредметные компетенции» (http://skachate.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий для реализация метапредметного подхода на уроках естественнонаучного цикла
Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти ...
Мастер-класс «Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы. Японские хокку.»
Краткое обоснование основных идей опыта. Сегодня с вашей помощью я смогу продемонстрировать те способы работы, которые ежедневно использую в своей педагогической практике. Её основу составляют ...
Педагогический проект "Реализация компетентностного подхода на уроках информатики"
Содержание проекта: Сочетание традиционных и современных подходов к преподаванию информатики, которое позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащи...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Реализация метапредметного подхода на уроках физики.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. М...
Доклад «Реализация метапредметного подхода на уроках информатики».
laquo;Реализация метапредметного подхода на уроках информатики»....
Метапредметный подход на уроках музыки в условиях реализации ФГОС второго поколения
Выступление на педсовете...
- Мне нравится (2)
Комментарии
!
!