Приемы технологии развития критического мышления на уроках
статья на тему
Представлены приемы ТРКМ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_tehnologii_razvitiya_kriticheskogo.docx | 15.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы технологии развития критического
мышления на уроках
Критическое мышление - это мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Д.Халперн
Цели: Развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых для учебы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения)
Задачи:
Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, решить, в какой последовательности их изложить. Упорядоченность мысли - признак уверенности.
Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда сам не сможет стать генератором идей, мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока учащийся не будет обладать разнообразной информацией.
Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы решаем отложить её решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьётся гораздо лучших результатов в обучении.
Готовность исправлять ошибки. Критически мыслящий человек будет стараться не оправдать свои неправильные решения, а сделать правильные для себя выводы, воспользоваться этой ошибкой для продолжения обучения.
Осознание. Д. Халперн считает, что это очень важное качество, которое предполагает умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения могли воспринять другие люди, иначе эти решения так и останутся на уровне высказываний.
Качества, необходимые обучающемуся, для овладения критическим мышлением:
- готовность к планированию;
- гибкость: готовность воспринимать идеи других;
- настойчивость;
- осознание: отслеживание хода своих рассуждений и рассуждений других;
- поиск компромиссных решений;
- коммуникативность.
В чём же специфика технологии « Развитие критического мышления» на уроках русского языка и литературы?
Во-первых, учебный процесс строится на научно - обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.
Во-вторых, фазы технологии (вызов, осмысление, рефлексия) обеспечены таким образом, что учитель может быть максимально гибким в учебной ситуации, например, в работе с текстом, организации дискуссий, процесса реализации проектов.
В-третьих, приёмы технологии позволяют обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысления.
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую умения и навыки работы с информацией на уроках русского и литературы:
- ориентироваться в источниках информации;
- понимать прочитанное;
- оценивать информацию с точки зрения её важности;
- выделять главное в информации;
- убирать второстепенную информацию;
- критически оценивать новые знания;
- делать выводы и обобщения.
Технология «Развитие критического мышления» направлена на формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
Особенности организации структуры урока по технологии развития критического мышления:
Первая стадия - «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление», в ходе которой происходит осмысленная работа ученика с текстом. Главными задачами данной фазы являются активное получение информации, соотнесение нового материала с известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.
Третья стадия- стадия «рефлексии». На этом этапе ученик формирует собственное отношение к изучаемому материалу, формулирует вопросы для дальнейшего продвижения в обучении. Происходит выведение знания на уровень понимания и применения, рефлексия своего процесса учения.
Базовая модель «Вызов - Осмысление – Рефлексия» задаёт определённую логику построения урока, последовательность и способы сочетания конкретных методических приёмов, которые помогают осмыслить содержание текста, преодолеть трудности восприятия информации, формулирования целей, обнаружить личностный смысл в материале.
Список литературы
1. Адамский А.Н. Идеи манифеста. Четверть века спустя/Газета «Первое сентября» № 15/2011
2. Леонтьева О.А. Интернет – стихийная школа сотрудничества/ XV Соловейчиковские чтения, 2011
3. Русаков А.А. Педагогическая классика. Новые открытия/Газета «Первое сентября» № 15/2011
4. Тубельский А.С. Школа будущего, придуманная вместе с детьми/Газета «Первое сентября» № 15/2011
5. Шулешко Е.Е. Понимание грамотности. Книга вторая. Метод обучения, - М.: Речь, 2011. – 416 с. ID товара: 306847 ISBN: 978-5-98368-080-7
6. Яновицкая Е.В. Тысяча мелочей Большой дидактики (Минимальные затраты, максимальные результаты.) Пособие для учителей/ Е.В. Яновицкая. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Баласс, 2011. – 480 с. ISBN 978-5-85939-8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...
Технология развития критическогомышления через чтение и письмо
Даны примеры использования на уроках русского языка и литературы различных приёмов технологии критического мышления....
Методическая разработка "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"
Методическая разработка "Использование приемов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы" была представлена на муниципальном конкурсе "Инноватика в о...
Презентация "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы"
Презентация, представленная на VIII педагогических чтениях "Интеграция гуманитарных дисциплин: традиции и инновации", содержит основные положения методической работы "Использование приемов техно...
Доклад "Приемы технологии развития критического мышления на уроке географии"
Использование приемов развития критического мышления на уроках географии....
Использование приемов технология развития критического мышления на уроках биологии, на примере урока в 8классе по теме6 "Кожа - наружный покров оганизма"
Использование технологии развития критического мышления позволяет человеку решить множество интеллектуальных проблем.Технология критического мышления дает ученику: - повышение эффективности восприяти...