Статья "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках экономики".
статья по теме
Предварительный просмотр:
С. В. Горицкова,
учитель экономики
МБОУ «СОШ № 10»
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках экономики.
О технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) я впервые узнала, побывав на курсах НИРО в Нижнем Новгороде. Эта технология меня заинтересовала, и я начала работать, применяя ее на уроках экономики.
Технология «Развитие критического мышления» была разработана в конце XX века в США американскими педагогами Чарльзом Темплом, Джинни Стил, Куртис Мередит. С 1997 года о технологии заговорили и российские педагоги: С. И. Заир- Бек, И. В. Муштавинская, А. С. Байрамов, А. И. Липкина, Л.А. Рыбак, С. И. Векслер.
Термин «критическое мышление» предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
По мнению Д. Клустера критическое мышление имеет 5 характеристик.
Во-первых – это мышление самостоятельное.
Во-вторых – это мышление осмысленное, непрерывное и продуктивное.
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное.
В-четвертых – это мышление аргументированное.
В-пятых – это мышление социальное.
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в реальной жизни. Данная технология направлена на развитие творческой деятельности ученика, способного самостоятельно искать ответы на вопросы, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений при работе с информацией.
Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Критическое мышление формируется быстрее, если дети на уроках являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, становятся главными действующими лицами урока, думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Базовая модель технологии критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трех последовательных стадий:
- вызов
- осмысление новой информации
- рефлексия.
Хочу более подробно остановиться на тех методических приемах, которые я использую на уроках экономики, развивая критическое мышление и формируя культуру работы с текстом.
Первая стадия «вызов» настраивает ученика на получение новой информации. На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний у учащихся, формирование личной заинтересованности в получении знаний, систематизация информации. Для пробуждения «вызова» я использую следующие методические приемы.
Прием «Ассоциация».
5 класс. Тема урока: Конкуренция, конкуренты, цены.
Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «конкуренция»?
Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель записывает на доске:
- борьба;
- соперничество;
- столкновение;
- рынок;
- покупатель (потребитель);
- продавец (производитель);
- цена;
- реклама;
- хорошее качество товаров;
- экономия ресурсов при производстве товаров.
Затем учащиеся разбирают определение по учебнику.
Прием «Веер».
5 класс. Тема урока: Источники доходов семьи.
Начиная с первой парты каждого ряда, учащиеся записывают на листочке известный вид дохода и складывают лист так, чтобы следующему не было видно записи. Например:
- зарплата;
- прибыль;
- премия;
- выигрыш;
- наследство;
- гонорар;
- процент в банке;
- пенсия;
- пособие;
- стипендия.
Выигрывает тот ряд, в котором меньше всего повторов.
Прием «Верные – неверные утверждения».
8 класс. Тема урока: Производительность труда и факторы, влияющие на ее рост.
На стадии «вызова» учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Тем самым они настраиваются на изучение новой темы. На стадии «рефлексии» возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Утверждения | Стадия «Вызов» | Стадия «Рефлексия» |
1. Правительство может способствовать росту производительности путем вложения средств в медицинские исследования, космические программы и исследования в других областях, использующих современную технологию, вместо инвестиций в образование, культуру, здравоохранение. | + | _ |
2. Можно увеличить производительность, работая за меньшую плату. | _ | _ |
3. Можно увеличить производительность труда, вкладывая деньги в приобретение новых машин и оборудования, сокращая маркетинговую деятельность, даже если доходы при этом временно снизятся. | + | + |
4. Правительство может способствовать росту производительности труда путем ликвидации правил и законов о безопасности потребителя и загрязнении окружающей среды. | + | _ |
5. Рабочие постарались бы сделать все для роста производительности труда, если бы могли участвовать в принятии решений. | + | + |
На второй стадии «осмысления» ученик получает новую информацию, которую он должен осмыслить и соотнести с уже имеющимися знаниями. Эта стадия предусматривает активную самостоятельную работу с разнообразными источниками информации, прослушивание выступлений или просмотр фильма. На данной стадии я применяю следующие приемы.
Прием «З – Х - У» («Знаю – Хочу знать - Узнал»).
6 класс. Тема урока: Торговля как посредник между производителями и потребителями. Оптовая и розничная торговля.
Один из способов графической организации и структурирования материала. Прием составления маркировочной таблицы предусматривает заполнение трех колонок.
1. До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый столбик «Знаю».
2. Далее заполняется второй столбик «Хочу узнать».
3. По ходу знакомства с текстом учащиеся заполняют графу «Узнал».
Данный прием позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.
На стадии «вызова» учитель задает вопросы:
- Что такое торговля?
- Как организуется розничная торговля?
- Как организуется оптовая торговля?
- Есть ли в нашем городе центры оптовой торговли?
Ответы учащихся заносятся в таблицу.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
- это деятельность по купле-продаже товаров и услуг; | ||
- это торговля товаров поштучно; | ||
- это торговля товаров крупными партиями; | ||
- есть: оптовые склады на станции Арзамас-3, оптовая база «Хладокомбинат» |
- Что бы вы хотели узнать по этой теме?
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
- это деятельность по купле-продаже товаров и услуг; | - Кто открыл оптовую торговлю? | |
- это торговля товаров поштучно; | - В чем выгода оптовой торговли? | |
- это торговля товаров крупными партиями; | - Откуда берутся доходы оптового торговца? | |
- есть: оптовые склады на станции Арзамас-3, оптовая база «Хладокомбинат» | - В чем различие оптовой и розничной торговли? |
Чтение текста для обсуждения на стр.111-112 рабочей тетради и заполнение третьей графы.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
- это деятельность по купле-продаже товаров и услуг; | - Кто открыл оптовую торговлю? | - В открытии оптовой торговли участвовали известные купцы: Христофор Колумб, Васко да Гама, Афанасий Никитин. |
- это торговля товаров поштучно; | - В чем выгода оптовой торговли? | - Возможность быстрее получить больше прибыли. |
- это торговля товаров крупными партиями; | - Откуда берутся доходы оптового торговца? | - При оптовой закупке по низкой цене. |
- есть: оптовые склады на станции Арзамас-3, оптовая база «Хладокомбинат» | - В чем различие оптовой и розничной торговли? | - Отличие заключается в объемах сделки и ценах за единицу товара. |
Прием «Лист решения проблем».
6 класс. Тема урока: Цена как сумма затрат на производство единицы продукции и прибыли от единицы проданной продукции.
Очень хорошие результаты дает использование приема «Лист решения проблем» при решении задач, особенно со слабыми учениками. В этом виде деятельности идет детальная поэтапная разработка материала. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели.
Решение задачи №6 на стр.75 из рабочей тетради «Экономика. 6класс».
Проблема | Что есть для решения | Чего не хватает | Решение |
1.Найти количество яблок | Q = TR : P | Неизвестен доход | |
2.Найти доход Ежика | TR = TC + Pr | Неизвестны общие затраты | |
3.Найти общие затраты Ежика | TC = TCбелки + +TCволку + +TCкроту | TC = 150 + 100 + + 70 = 320(руб.) | |
4.Найти доход Ежика | TC = 320 руб. Pr = 880 руб. | TR = 320 + 880 = = 1200 (руб.) | |
5.Найти количество яблок | TR = 1200 руб. P = 30 руб. за 1 кг | Q = 1200 : 30 = =40 (кг) |
На третьей стадии «рефлексии» происходит осмысление и обобщение полученной информации. Возвращение учащихся к первоначальным записям способствует активному переосмыслению собственных представлений. При систематизации знаний наиболее эффективны следующие формы работы.
Прием «Кластер».
7 класс. Тема урока: Организационно-правовые формы организации бизнеса в РФ.
Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Кластер – графический способ представления материала, отображающий информационное поле той или иной темы. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу данной темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими и так далее. Кластер может быть использован на разных стадиях урока для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.
После изучения материала ребятам предлагается составить кластер по рабочей тетради «Экономика. 7класс» на стр. 42.
Прием «Синквейн».
8 класс. Тема урока: Собственность.
Синквейн (от французского слова «cing» - пять) – стихотворение, состоящее из пяти строк. Составление синквейна требует от ученика изложения учебного материала в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Алгоритм создания синквейна:
1 строка – экономическое понятие, определяющее содержание синквейна.
2 строка – два прилагательных, характеризующее экономическое понятие.
3 строка – три глагола, обозначающих ключевое понятие в действии.
4 строка – фраза (предложение из 4-ех слов), раскрывающая суть понятия.
5 строка – существительное-синоним к экономическому понятию.
Образец синквейна:
- Собственность.
- Экономическая, правовая.
- Владеет, распоряжается, пользуется.
- Собственность – основа индивидуального и общественного богатства.
- «Плодоношение».
Педагогическая технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие.
Литература.
- Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб. 2000.
- Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005.
- Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое пособие. М.: Мирос, 2002.
- Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб.2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...
Доклад "Приемы технологии развития критического мышления на уроке географии"
Использование приемов развития критического мышления на уроках географии....
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках географии
Данная технология позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным, способствует формированию социально значимых качеств личности и, прежде всего, ...
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка
В данной статье автор описывыет основные методы и приемы технологии развития критического мышления и рассказывает о том, как можно их применять на уроках русского языка....
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Использование приемов технология развития критического мышления на уроках биологии, на примере урока в 8классе по теме6 "Кожа - наружный покров оганизма"
Использование технологии развития критического мышления позволяет человеку решить множество интеллектуальных проблем.Технология критического мышления дает ученику: - повышение эффективности восприяти...