Дополнительная общеразвивающая программа "Золотая паутинка"
методическая разработка по теме
Дополнительная общеразвивающая программа "Золотая паутинка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotaya_pautinka.-prograamma_izmeneniya.docx | 95.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство - это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации.
С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Именно поэтому выработка у учащихся способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Данная общеразвивающая программа имеет художественную направленность, предназначена для учащихся от 7 до 14 лет.
Программа разработана на основе современных педагогических теорий и технологий воспитательной работы в условиях дополнительного образования: «Студия декоративно - прикладного творчества» (авторы Л. В. Горнова, Т. Л. Быкова), «Текстильный дизайн» студии «Почерк». Программа адаптирована к условиям работы в Детско-юношеском центре, в неё внесены разделы: роспись по стеклу, валяние шерстью, мыловарение.
Документы и материалы, с учётом которых составлена программа:
- Декларация о правах ребёнка;
- Конституция РФ;
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008;
- письмо №06-1844 Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006 г.;
- Устав и локальные акты ДЮЦ «На Комсомольской»;
- Программа развития ДЮЦ «На Комсомольской».
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности - нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
- Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей. Программа даёт ребёнку возможность занять с пользой своё свободное время, реализовать свои способности.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в студии «Золотая паутинка», учащийся укрепляет свою социальность, принадлежность к определённой системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку учащийся приходит к пониманию того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам.
Особенностью данной программы является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно- прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Цель программы: развитие личностного и творческого потенциала учащихся посредством декоративно-прикладной деятельности.
Достижению поставленной цели способствует выполнение задач:
Обучающие задачи:
- Знакомство учащихся с основными понятиями и навыками различных техник декоративно-прикладного искусства: бисероплетения, квиллинга, валяния шерстью, мыловарения, декупажа и др.
- Овладение различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- Создание композиций и изделий, выполняемых в изучаемых техниках.
Развивающие задачи:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное мышление;
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству;
- Формировать духовный мира ребёнка, его личностные ценности, эстетический вкус;
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
- Создавать условия, способствующие успешности каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями;
Развивать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Основные принципы построения программы:
- постепенность и последовательность;
- доступность и систематичность;
- наглядность и достоверность;
- активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы;
- комплексное освоение материала;
- преемственность;
- результативность;
- индивидуальный подход в условиях коллективного обучения.
Программа предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление опыта в художественно прикладной деятельности и понятийного аппарата, но и применение приобретённых знаний и навыков в жизни.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Оптимальное количество учащихся в группе-12-15 человек (1 год обучения), 10-12 человек (2-3 года обучения).
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Основная форма организации деятельности – групповое учебное занятие.
Ожидаемые результаты – получение теоретических знаний, умение работать различными техниками, приобретение навыков художественного творчества.
Способ отслеживания результативности - 2 раза в год тестирование по теории, выставки творческих работ.
Прогнозируемые результаты обучения
В конце 1 года обучения учащиеся должны знать:
а) правила техники безопасности при работе с бисером;
б) о месте и роли декоративно-прикладного творчества в жизни человека;
в) знать различные техники плетения.
г) самостоятельно составлять композиции.
Уметь:
а) работать нужными инструментами и приспособлениями;
б) самостоятельно работать изученными техниками;
в) по схемам плести различными техниками плоские и объёмные игрушки.
г) самостоятельно составлять композиции.
д) уметь формировать из ветвей – различные деревья;
В конце 2 года обучения должны знать:
а) об особенностях текстильных игрушек различных народных промыслов;
б) термины и понятия из области композиции, формообразования, цветоведения.
в) историю возникновения различных техник прикладного творчества.
Уметь:
а) уметь работать различными инструментами, при этом соблюдать технику безопасности;
б) лепить различные изделия из солёного теста;
в) изготавливать и оформлять работы техникой квиллинг;
г) создавать различные картины техникой шерстяная акварель, при этом использовать свою фантазию и смекалку;
д) при помощи утюга и восковых мелков наносить рисунки.
В конце 3 года обучения должны знать:
а) технику безопасности при работе с различными инструментами и оборудованием;
б) знать различные техники работы крючком;
в) историю возникновения техники валяния из шерсти;
г) знать символы оберегов и их предназначение.
Уметь:
а) повышать свое мастерство в различной технике вязания, валяния;
б) при помощи своих работ создавать уют в своем доме;
в) самостоятельно разрабатывать эскизы, модели, рисунки для изготовлении изделий.
Итогом реализации дополнительной общеразвивающей программы является участие в городских, областных, международных выставках, фестивалях, конкурсах декоративно-прикладного творчества.
В данную программу периодически вводятся изменения, дополнения, в связи с изучением новых технологий.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1. Календарный год включает в себя каникулярное время и делится на учебный год с 1 сентября по 31 мая (аудиторные занятия) и летний период с 1 июня по 31 августа (внеаудиторные занятия).
2. Продолжительность учебного года в МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской»
Начало учебного года: 1 сентября ежегодно
Окончание учебного года – 31 мая ежегодно
Продолжительность учебного года (аудиторные занятия) – 36 недель
3. Продолжительность летнего периода
Начало периода - 1 июня ежегодно
Окончание периода - 31 августа ежегодно
Продолжительность летнего периода (внеаудиторные занятия) – 12 недель
- Комплектование групп – с 1 сентября по 15 сентября ежегодно
5. Регламент образовательного процесса:
Продолжительность учебной недели – 7 дней с 9.00 до 20.00 час.
Количество учебных смен: 2 смены
- смена: 9.00 – 14.00 ч. 2 смена: 14.30 – 20.00 ч.
7.Объем образовательной нагрузки:
Год обучения | Количество часов в неделю | Количество часов в год | |
аудиторная нагрузка | внеаудиторная нагрузка | ||
1 | 4 | 144 | 60 |
2 | 6 | 216 | 90 |
3 | 6 | 216 | 90 |
ВСЕГО | 576 | 240 | |
816 |
Занятия проводятся – по группам, индивидуально или всем составом объединения. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, утверждённым директором МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской».
8. Режим работы учреждения в летний период (внеаудиторная нагрузка)
В летний период занятия детей в объединении проводятся в разных видах и формах: экскурсии в художественный музей, на выставки, в парковую зону, на море, участие в работе летнего лагеря, участие в организации праздников и развлечений, соревнований, выставках, самостоятельная работа.
9. Родительские собрания проводятся в детских коллективах Детско-юношеского центра по усмотрению педагогов дополнительного образования не реже двух раз в год.
Календарь аудиторных и внеаудиторных занятий
Год обучения | 1 полугодие | Зимние праздники | 2 полугодие | Промеж./ итоговая аттестация | Всего аудиторных недель | Летний период | Всего внеаудиторных недель | Продолжительность учебного года | |||
1 | 01.09-31.12 | 17 недель | 01.01.-08.01. | 9.01. -31.05. | 19 нед. | 15-25.05 | 36 нед. | 01.06. - 31.08. | 15 нед. | 51 неделя | |
2 | 01.09-31.12 | 17 недель | 01.01. -08.01. | 9.01. -31.05 | 19 нед. | 15-25.05 | 36 нед. | 01.06. - 31.08. | 15 нед. | 51 неделя | |
3 | 01.09-31.12 | 17 недель | 01.01. -08.01. | 9.01. -31.05 | 19 нед. | 15-25.05 | 36 нед. | 01.06. - 31.08. | 15 нед. | 51 неделя |
Примечание: к внеаудиторному периоду относятся праздничные дни (4 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая, 12 июня, в целом 2 недели); летний период (13 недель) - всего 15 недель.
Учебно — тематический план 1 года обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Инструктаж по технике безопасности. История возникновения бисера. Материалы и инструменты | 2 | 2 | - |
2 | Цикл занятий на тему: Изготовление цветов из бисера | 26 | 4 | 22 |
3. | Цикл занятий на тему: Изготовление плоских игрушек | 24 | 4 | 20 |
4. | Изготовление объёмных игрушек | 24 | 4 | 20 |
5. | Изготовление деревьев из бисера | 20 | 4 | 16 |
6. | Изготовление сувениров текстиля текстиля текстиля. Итоговое занятие | 26
| 2 | 24 |
7. | Подготовка выставочных работ | 20 | 2 | 18 |
8. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
| Итого за учебный год (аудиторные занятия) | 144 | 23 | 121 |
Самоподготовка (внеаудиторные занятия) | 60 | - | 60 | |
Итого за календарный год | 204 | 23 | 181 |
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Изготовление текстильных кукол | 27 | 3 | 24 |
2. | Техника квиллинг | 21 | 3 | 18 |
3. | Техника шерстяная акварель | 24 | 3 | 21 |
4. | Мягкая игрушка | 21 | 3 | 18 |
5. | Мыловарение | 12 | 3 | 9 |
6. | Подготовка работ к выставке | 51 | 3 | 48 |
7. | Техника папье-маше | 36 | 3 | 33 |
8. | Бумагопластика | 21 | 3 | 18 |
9. | Итоговое занятие. | 3 | - | 3 |
Итого за учебный год (аудиторные занятия) | 216 | 24 | 192 | |
Самоподготовка (внеаудиторные занятия) | 90 | - | 90 | |
Итого за календарный год | 306 | 24 | 282 |
Учебно-тематический план 3 года обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | всего | всего | ||
1. | Роспись по стеклу | 9 | 3 | 6 |
2. | Техника сухого валяния | 21 | 3 | 18 |
3. | Техника мокрого валяния | 12 | 3 | 9 |
4. | Домашние обереги, материалы и инструменты | 18 | 3 | 15 |
5. | Вязание крючком | 33 | 6 | 27 |
6. | Подготовка выставочных работ | 60 | 3 | 57 |
7. | Скульптурные куклы | 36 | 3 | 33 |
8. | Изготовление поделок из | 24 | 3 | 21 |
фоамирана | ||||
9. | Итоговое занятие | 3 | - | 3 |
Итого за учебный год (аудиторные занятия) | 216 | 27 | 189 | |
Самоподготовка (внеаудиторные занятия) | 90 | - | 90 | |
Итого за календарный год | 306 | 27 | 279 |
Содержание программы
1 год обучения
1) Инструктаж по технике безопасности.
Теория – история возникновения бисера, используемые материалы и инструменты- 2 ч.
2) Цикл занятий на тему: изготовление цветов из бисера - 26 часов.
Теория – изучение различных техник плетения, а также новых технологий плетения бисером – 4 часа.
Практика - изготовление различных цветов из бисера от простого к сложному, изучение различных техник плетения (параллельное, круговое, комбинированное, петельное, игольчатое), оформление композиций из цветов– 22 часа; (подснежники- 2 ч., василёк - 4 ч., ромашка – 4 ч., фуксия – 4 ч., роза – 4 ч., орхидея – 4 ч.)
3) Цикл занятий на тему- изготовление плоских игрушек - 24часа.
Теория – изучение различных схем плетения, литературы - 4 часа.
Практика - учимся правильно работать по схемам техникой параллельного плетения, создавая композиции для интерьера - 20 часов (ящерица – 2ч., рыбка -2ч., лисичка – 2 ч., девочка -2 ч., доктор Айболит -4 ч., Бармалей - 4 ч., Буратино – 4 ч.)
4) Цикл занятий на тему - изготовление объёмных игрушек из бисера
- 24 часа.
Теория – изучение различных схем плетения, литературы - 4 часа.
Практика-работая по схемам, техникой параллельного плетения, создаем объёмные игрушки, оформляем их в виде брелоков – 20часов. (крокодильчик – 2 ч., паук – 2 ч., паутина 2 ч., скорпион – 2 ч., кот – 2 ч., собака – 2 ч ., павлин – 4 ч., дракон – 4 ч.)
5) Цикл занятий на тему - изготовление деревьев из бисера - 20 часов.
Теория – изучение различных схем плетения, литературы - 4 часа.
Практика - учимся правильно изготавливать различные виды деревьев, правильно составлять композицию, используем дополнительные материалы, развиваем эстетический вкус, цветовое решение - 16 часов.
6) Изготовление сувениров для рукоделия и подарков – поделки из различных материалов, изученными техниками - 26 часов.
Теория – изучение техники декупаж, повторение пройденного материала - 2 часа.
Практика – изготовление сувениров и создание из них композиций,
из различного материала при помощи иглы и нити изготавливаем сувениры- домовята, кукол на пластиковых бутылках и т. д.- возможности комбинировать разными технологиями , помогает различная литература и интернет, а также используются различные свои идеи - 24 часа.
7) Подготовка работ к выставкам – 20 часов.
Теория - повторение всех изученных технологий - 2 часа.
Практика - изготовление композиций, соответствующих различным темам выставок. –18 часов.
8) Итоговое занятие - проверка качества освоения программы (теория), просмотр и оценка практических работ- 3 часа.
9) Летний период: экскурсии в художественный музей, на выставки, в парковую зону, на море, участие в работе летнего лагеря, участие в организации праздников и развлечений, соревнований, выставках, самостоятельная работа.
Содержание программы
2 год обучения
1. Текстильные куклы- 27 часов.
Теория- использование текстильных материалов для изготовления игрушек– 3 часа;
Практика - изготовление интерьерных текстильных игрушек - 24 часа.
( изготовление матрёшки – 6 ч., изготовление кота – 6 ч., изготовление куклы из носок – 3ч., изготовление куклы – погремушки 6ч., изготовление куклы-оберега - 3ч.)
2. Техника квиллинга- 21 час.
Теория - использование бумажных ленточек и приспособления для
кручения, материалы и инструменты – 3 часа.
Практика – изготовление цветочных композиций из ленточек;
- скручивание и придание формы лепесткам, листьям, выкладывание с помощью заготовок различные композиции - 18 часов.
( цветы – 3 ч., бабочки – 3 ч., дамы в шляпах – 6 ч., девочка -6 ч., )
3. Техника – шерстяная акварель - 24 часа;
Теория - материалы и инструменты, используемые при работе техникой живопись шерстяными волокнами, последовательность при выполнении работы - 3 часа;
Практика - выполнение простейших элементов при работе техникой
живопись шерстяными волокнами, выкладка фона для композиции, правильное направление и скрутка шерсти при рисовании силуэтов, цветов, различных рисунков - 21 час.
(Композиция с цветами -3 ч., композиция «Такса» - 3 ч., композиция «Сиамский кот» – 6 ч.,, композиция «Водопад» - 6 ч., композиция «Натюрморт» -3 ч.)
4.Мягкая игрушка - 21 час;
Теория – материалы и инструменты, используемые при пошиве мягкой игрушки, техника безопасности при работе с иглами, ножницами - 3 часа;
Практика – раскрой и пошив различных игрушек из ткани- 18часов.
5. Мыловарение -12 ч.. Теория – материалы и инструменты, используемые в мыловарении. Техника безопасности. Технология изготовления.
6. Подготовка выставочных работ - 51 час;
Теория - повторение пройденных тем и подготовка работ различными техниками к выставке - 3 часа.
Практика - подготовка композиций к выставке, с использованием пройденных тем – 48 часов.
7.Техника папье-маше- 36 часов;
Теория-история возникновение бумаги, техника папье-маше, материалы и инструменты. Техника безопасности при работе техникой папье-маше- 3часа.
Практика - папье маше, это простая и недорогая техника, которая даёт огромные возможности для творчества. Изготовление различных изделий, таких как, шкатулки, вазы, ларцы, подставки, театральная бутафория, куклы, фигурки животных, игрушки, украшенные росписью, лакировкой и тиснением – 33часа.
8.Бумагопластика – 21 час;
Теория - Бумагопластика –это художественное моделирование из бумаги объёмных композиций на плоскости и создания на основе моделей трёхмерных бумажных скульптур. Материалы и инструменты, техника безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом- 3часа.
Практика - Изготовление объёмных поделок из бумаги, создание цветов, деревьев, рыб, животных, птиц, плодов, упаковок, архитектурных и геометрических элементов.- 18часов.
9. Итоговое занятие - 3 часа -итогом работы изученного курса является мини выставка работ, проводится мониторинг (тестирование по теории).
10. Летний период: экскурсии в художественный музей, на выставки, в парковую зону, на море, участие в работе летнего лагеря, участие в организации праздников и развлечений, соревнований, выставках, самостоятельная работа.
Содержание программы
3 год обучения
1) Цикл занятий на тему: роспись по стеклу - 9 часов.
Теория – техника безопасности при работе по стеклу, материалы и инструменты, перенос рисунка на стекло – 3 часа.
Практика - изготовление различных картин при помощи переноса рисунка на стекло, обведение контуром, заполнение красками.– 6 часов;
(сказочные персонажи -3 ч., дерево плодородия – 3 ч., )
2)Цикл занятий на тему - техника сухого валяния - 21 час.
Теория – техника безопасности при работе с иглами для валяния, материалы и инструменты, изучение последовательного вваливания шерсти
- 3 часа.
Практика-изготовление различных игрушек- 18 часов.
( Нюша – 6 ч., заяц – 6 ч., далматинец - 6 ч., )
3) Техника мокрого валяния - 12 часов.
Теория – техника безопасности при работе с электрочайником, материалы и инструменты - 3 часа.
Практика – при помощи шерсти, горячей воды, мыла, плёнки и ткани для вваливания, изготавливаем различные поделки – 9 часов.
(косметичка -3 ч., чехол для мобильника- 6 ч., .)
4) Домашние обереги - 18 часов.
Теория – материалы и инструменты, история возникновения оберегов и их значение – 3 часа.
Практика - изготовить из различного текстильного материала при помощи иглы и нити - домовят, кукол, из макловиц - маслениц и т. д.- возможности комбинировать разные технологии помогает различная литература и Интернет, а также используются различные свои идеи – 15 часов.
( масленица – 3ч., обереги из ниток – 3 ч., батюшка домовой – 3ч., веничек-оберег - 3ч., оберег-плетень -3 ч.)
5) Вязание крючком - 33 часа.
Теория - вводное занятие, история возникновения вязания, техника безопасности при работе с инструментами - 3 часа.
Практика – научить правильно держать крючок, обучение различным техникам вязания крючком. Работа по схемам связать образцы по схемам разными видами вязания- 30 часов.
(СБН – 3 ч., , CCН - 3 ч., СС2Н - 3 ч., пышные столбики - 3ч., сокращенные столбики - 3 ч., вязание салфетки – 9 ч., прихватка – 6 ч.)-
6)Подготовка работ к выставкам – 60 часов.
Теория - повторение всех изученных технологий- 3 часа.
Практика - изготовление различных композиций, соответствующих различным темам выставок. – 57 часов.
7) Скульптурные куклы -36 часов;
Теория - история появления скульптурных кукол. Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с пластиком, ножницами- 3 часа.
Практика- изготовление различных видов портретных кукол- 33 часа.
8) Изготовление поделок из фоамирана- 24 часа.
Теория - Фоамиран — это всепенная резина, он бывает разной толщины и в зависимости от назначения будущего предмета, используется своя толщина. Материалы и инструменты, техника безопасности при работе с электрическими приборами- 3часа.
Практика – изготовление различных видов цветов, игрушек, украшений- 21час.
9) Итоговое занятие - повторение пройденного материала в виде мониторинга- 3 часа.
10) Летний период: экскурсии в художественный музей, на выставки, в парковую зону, на море, участие в работе летнего лагеря, участие в организации праздников и развлечений, соревнований, выставках, самостоятельная работа.
Методическое обеспечение программы
Организационно-педагогические условия
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Материалы: бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, гофрированная. Картон: цветной, тонкий, упаковочный; нитки: катушечные №10, №20, №30, мулине, капроновые нитки. Шерстяная пряжа, веревки, шнуры, тесьма, сутаж, цветные ленты, поролон, вата, ветошь для набивки; проволока; ткани, различные по цвету, фактуре и видам; бисер; природный материал; «бросовый» материал (коробки, пластиковые бутылки, кондитерские упаковки); поролон; пенопласт; солёное тесто, пластилин; клей «ПВА», Канва для вышивки. Тонкая медная проволока (для плетения фигурок, зверят и цветов из бисера).
Инструменты, приспособления: карандаши, фломастеры, ластик, линейки; иголки, крючки, спицы, пяльцы, ножницы, канцелярский нож, шило, салфетки из плотной ткани спокойной расцветки (для предотвращения рассыпания бисера по столу), сантиметровая лента, специальная фурнитура (замочки), прозрачные целлофановые пакетики или маленькие баночки с крышками для хранения бисера), прозрачная калька для перевода рисунков на ткань, схемы.
Микроволновая печь, белая и прозрачная мыльная основа немигрирующие красители ; отдушка, силиконовые формы для мыла, чашка для плавления, спирт, деревянная шпажка, нож- для темы «Мыловарение».
Методические рекомендации
Каждый раздел начинается со знакомства с теоретическим материалом, правилами работы, организацией рабочего места, освоение отдельных простейших трудовых процессов.
Далее вводятся элементы самостоятельной деятельности как во время практических работ, так и при анализе задания, его планирования, организации, контроля трудовой деятельности, т.е. на занятиях создаются условия, позволяющие учащимся (под руководством педагога) самостоятельно, творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи.
Для воспитания и развития навыков творческой работы программой используются следующие основные методы:
- объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации, работа по таблицам);
- репродуктивные (работа по образцам);
- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
- творческие (творческие задания, эскизы, проекты);
- исследовательские (чтение литературы по декоративно-прикладному искусству, поиск материалов в сети Интернет, проектная деятельность.
Реализация программы предполагает сочетание групповой формы проведения занятий и индивидуального подхода к обучению.
Дети с опережающим развитием легко справляются с заданиями, у некоторых учащихся могут возникнуть трудности при освоении той или иной техники. В связи с этим, для каждого занятия предусматриваются варианты заданий с тем же материалом (для кого-то они усложняются, для кого-то видоизменяются). Это необходимо, чтобы интерес к творчеству не угасал, избавляя ребёнка от ненужных переживаний из-за неудач.
Для занятий группы требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением. Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нем, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Все это дисциплинирует учащихся, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
Кабинет должен быть оборудован необходимыми инструментами и приспособлениями. В работе с детьми огромное значение имеет наглядность, поэтому каждое занятие сопровождается показом образцов готового изделия. При знакомстве с теоретическим материалом используются иллюстрации, пособия.
Ключевые понятия
Аппликация - вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из бумаги, ткани, природного материала на основу
Вышивка – старинный вид рукоделия, искусство «рисовать» на тканой основе нитками, комбинируя различные виды швов.
Вязание – создание вязаного полотна из ниток, пряжи с помощью специальных инструментов – крючка или спиц.
Дизайн – придумывание и создание человеком красивых и удобных вещей и всего окружения (Л.П.Малиновская).
Изонить – нитяная графика, создание рисунка на плотной основе нитями, переплетёнными в определённом порядке.
Квилт – ручная или машинная стежка лоскутной поверхности.
Квиллинг- (англ. quilling — от слова quill "птичье перо")— искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Композиция – взаимное расположение деталей изделия, создание единого целого из разных частей, гармоничное их сочетание.
Коллаж - слово французского происхождения и буквально означает «наклеивание» на какую-нибудь основу материалов, отличающихся по цвету и фактуре. Коллажом также называется произведения, целиком выполненные этим способом.
Канва – специальная ткань для вышивки.
Орнамент – ритмически построенный узор, составленный из повторяющихся элементов.
Пяльца – приспособление для натягивания полотна при вышивании.
Пэчворк – лоскутная пластика, шитьё из лоскутков.
Панно – картина, с выступающими, объёмными деталями.
Флористика – создание художественных изделий из объёмно- или плоско засушенных растений, с использованием семян, шишек, другого природного материала.
Литература
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597
4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р
5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года
6. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
- Деревянко, Н. С. Мягкая игрушка: Волшебный сад [Текст] Н. С. Деревянко. – М. : Изд-во Рипол классик; СПб. : Изд-во Валерии СПД, 2001.
- Литвинец, Э. Н. Низание бисером и ручное вышивание [Текст] / Э. Н. Литвинец. – Минск : Хэлтон, Харвест, ООО Изд-во АСТ, 2001.
- Лонтковская Р. Уют и комфорт в вашей квартире.- М.,2001.
- Лукашова И. А. Бисер для начинающих. ПРОММАСТЕР, 2008 .
- Марьина, Ю. Школа флористики. Коллажи и панно [Текст] / Ю. Марьина. – Изд. дом Ниола 21 век, 2006.
- Митителло, К. Чудо-аппликация [Текст] / К. Митителло. – М. : Изд-во Эксмо, 2006.
- Пономарев, С. Я познаю мир. История ремесел : энцикл. / Е. Пономарев, Т. Пономарева. – М. : ООО Изд-во АТС : ООО Изд-во Астрель, 2004.
- Тимченко Э. А. Бисерное рукоделие. Смоленск, 2005.
- Ткаченко Т. Б. Плетем рыбок из бисера. Ростов- на-Дону, 2007.
- Трибис, Е. Е. Школа вязания на спицах и крючком. Оригинальные вещи своими руками [Текст] / Е. Е. Трибис. – М. : ООО ТД Изд-во Мир книги, 2006.
- Черныш, И. В. Поделки из природных материалов. Основы художественного ремесла [Текст] / И. В. Черныш. – М. : Изд-во АСТ-пресс, 2000.
Литература для учащихся
- Зайцев, В.Б. Бумажные зверюшки. – М., РИПОЛ классик, 2012.
- Зайцев, В.Б. Модели для аппликации. –М., РИПОЛ классик, 2012.
- Зайцев, В.Б. Новогодние игрушки своими руками. – М., РИПОЛ классик, 2011.
- Зайцев, В.Б. Поделки к 8 марта. – М., РИПОЛ классик, 2012.
- Керимова Т. Волшебная цепочка. – М., 1994. Книга для девочек / сост. О.Н.Кагановская. – М., 1995.
- Мастерилка . Игрушки из природного материала. – Карапуз, 2007.
- Мистер Самоделкин. \\ж. №14,2012.
Цифровые образовательные ресурсы
http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm
http://do.gendocs.ru/docs/index-181874.html
http://sdr.lysva.biz/page27.html
http://63.018.ru/pages?id=3696
http://www.shimanovskadm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=
964:2012-02-14-05-40-44&catid=75:2011-05-18-06-12-17&Itemid=100
Приложение №1
Организация каникулярного отдыха, оздоровления и занятости учащихся в летний период
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (п.6) организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
Особенностью учреждения является реализация образовательной деятельности, организация мероприятий, отдыха и оздоровления детей в каникулярный период, которая организуется ежегодно в рамках реализации муниципальной услуги и деятельности, приносящей доход, по организации оздоровления, отдыха детей в каникулярное время.
Система летней образовательно-оздоровительной кампании - это комплекс разноплановой деятельности, объединяющей различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в летний период.
Организация каникулярного отдыха преследует следующие цели: обучение отдыхающих нормам здорового образа жизни через игровую, спортивную и другие виды деятельности; воспитание у них бережного отношения к своему здоровью; организация разнообразной общественно значимой и досуговой деятельности детей; развитие коммуникативных, познавательных и личностных качеств детей; содействие развитию личности, раскрытию его творческих способностей.
Летний период состоит из модулей:
- Образовательная, развивающая деятельность с учащимися с целью закрепления полученных знаний и навыков по отдельному плану.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Лагерь с дневным пребыванием детей «Творческое объединение «Сюрприз».
Цель: Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление, творческое развитие, формирование основных компетентностей.
Система работы в лагере с дневным пребыванием детей предусматривает следующие направления деятельности:
1) Оздоровительная деятельность:
- создание условий и проведение комплекса мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, восстановление и расширение их адаптационных возможностей;
- санитарно-гигиеническое обеспечение, профилактика заболеваний;
- соблюдение рационального распорядка дня.
2) Образовательная деятельность:
- развитие личности через личностно-ориентированный подход;
- разностороннее развитие физических, эмоциональных, личностных особенностей детей, в том числе путём удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании.
3) Воспитательная деятельность:
- воспитание нравственных и моральных качеств, гражданской активности, навыков волевой деятельности через систему мероприятий.
- Хобби-клуб (объединения по интересам). Хобби-клуб организует работу с детьми и подростками, посещающими лагерь дневного пребывания, а также с неорганизованными детьми Центрального района.
Цель: Создание условий для удовлетворения потребностей и всестороннего развития различных интересов и способностей учащихся.
Задачи:
- Обеспечить возможность выбора объединения по желанию, наклонностям и способностям.
- Создать условия для проявления нереализованных возможностей, нераскрытых способностей обучающихся;
- Создать необходимые условия для рационального использования каникулярного времени обучающихся.
Принципы:
Принцип Гуманизма, предполагающий отношение к каждому ребёнку как к самоценности.
Принцип Духовности, проявляющийся в формировании у детей и подростков гуманистических духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству культурных ценностей, соблюдению нравственных норм морали.
Принцип Толерантности, терпимости к мнению других людей, другому образу жизни.
Принцип Индивидуализации, заключающийся в том, что каждый получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере.
Принцип Вариативности, включающий многообразие форм работы, отдыха и развлечений, а также различные варианты технологии и содержания воспитания.
Основные формы работы:
- Конкурсы (интеллектуальные, спортивные, музыкальные, изобразительного и декоративно- прикладного творчества, развлекательные)
- Викторины
- Игры-путешествия
- Подвижные игры
- Интеллектуальные игры
- Спортивные соревнования в игровой форме (общеразвивающие, эстафеты и др.)
- Экскурсии
- Акции
- Турниры
- Дидактические игры
- Тренинги
- Праздники.
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютеры
- Мультимедиапроектор
- Музыкальное оборудование
- Фонотека
- Спортивный инвентарь
- Подарки, сувениры
- Костюмы
- Реквизит
- Игровая комната
- Столы
- Стулья
Методическое обеспечение:
- Сценарии
- Игры
- Конкурсы
- Викторины
Ожидаемые результаты:
- Приобретение навыков здорового образа жизни.
- Приобретение навыков общения в разновозрастных группах.
- Расширение кругозора детей.
- Раскрытие и развитие творческого потенциала каждого учащегося.
- Формирование и развитие личности, владеющей ключевыми компетенциями.
Приложение №2
1 год обучения.
- Какие виды бисера вы знаете?
- История возникновения бисера?
- Техники плетения при работе с бисером?
- Что можно изготовить из бисера?
- Можно ли из бисера изготовить объёмные игрушки?
- год обучения .
1.Какие техники мы изучили в этом учебном году?
2. Что такое квиллинг?
3. Из какой шерсти выполняются работы?
4. Ткань используемая для текстильных кукол?
5. Что такое грунтовка?
6.Дополнительные техники, используемые при изготовлении текстильных кукол?
7. Что такое техника папье-маше и какие материалы мы используем?
8. Что можно изготовить из бумаги?
9.Для чего нам нужно мыло и какие ингридиенты мы используем для его изготовления?
3 год обучения .
- Какие краски используются для росписи по стеклу?
- Материалы и инструменты при работе техникой сухого и мокрого валяния?
- Пропорции тела при изготовлении скульптурных кукол, материалы и инструменты?
- Что такое фоамиран и его использование?
- Какие столбики используются при вязании крючком?
- Какие домашние обереги вы знаете?
Итогом реализации дополнительной общеразвивающей программы является участие в городских, областных, международных выставках, фестивалях, конкурсах декоративно-прикладного творчества.
В данную программу периодически вводятся изменения, дополнения, в связи с изучением новых технологий.
Приложение №3
Темы и задания для самоподготовки.
1 год обучения.
Изготовить самостоятельно по разработанным схемам или из интернет-источников различные виды игрушек, цветов, деревьев.
- год обучения.
Придумать и изготовить из бросового материала техникой папье-маше различные виды фигурок.
3год обучения.
Любой из техник, изученных в течении года, разработать эскиз, изготовить изделие по эскизу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...