Доклад по теме самообразования "Групповые и парные формы работы студентов на учебных занятиях"
статья на тему
В разработке указаны основные формы групповой и парной работы студентов на учебном занятии, их цели, задачи, преимущества и недостатки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_metodsovet_po_teme_samoobrazovaniya.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Выселковский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Кропоткинский медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Квалификация – Медицинская сестра
ДОКЛАД
ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
«ГРУППОВЫЕ И ПАРНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ»
Подготовила:
Преподаватель физики и информатики
Валькова И.И.
Выселки
2017 год
Введение.
В нашем обществе изменяется взгляд на процесс обучения, идет поиск новых форм и методов обучения, которые бы наиболее полно и правильно помогали решать задачи, стоящие перед преподавателем. От системы образования требуется значительно повысить качество образования, обеспечив высокий уровень преподавания предметов, совершенствование всего учебно-воспитательного процесса. Чем глубже развивается этот процесс, тем более явно выступают индивидуальные различия обучаемости студентов, и тем очевиднее становится невозможность создания единой системы обучения, равно оптимальной для каждого из них.
Все это изменяет расстановку приоритетов обучения: главным становится личность студента, ее развитие, совершенствование, реализация права выбора.
В настоящее время общество в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современное информационное общество ставит перед образованием задачу подготовки выпускников, способных:
- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Теоретическая часть: о групповой форме работы на занятии.
При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую требованиям современного общества. Современное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт студентов. При этом перед преподавателем встают новые задачи:
- Создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе группы
- Стимулирование студентов к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.
- Использование в ходе занятия дидактического материала, позволяющего студентам выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
- Оценка деятельности студентов не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
- Поощрение стремления студентов находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других студентов в ходе занятия, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии. Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
Технология обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии в значительной мере могут быть реализованы при групповой работе. Групповая работа – одна из форм активизации обучающихся. В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест студентов и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
- Развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;
- Актуализируются полученные опыт и знания;
- Повышается ответственность за результат коллективной работы;
- Улучшаются навыки последовательного изложения, материала.
Главными признаками групповой работы студентов на занятии являются:
- коллектив на данном занятии делится на группы для решения конкретных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или преподавателя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; - состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав групп меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять студенты, способные успешно заниматься самостоятельной работой. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу людей.
Однородная групповая работа предполагает как выполнение небольшими группами студентов одинакового для всех задания, так и дифференцированное выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
При групповой форме работы студентов на занятии в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней студенту как со стороны преподавателя, так и студентов-консультантов.
Групповая форма работы студентов на занятиях наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных работ, различных форм опроса и при повторении и закреплении материала. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.
Исключительно эффективна групповая организация работы студентов при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки занятия. В этих условиях степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы.
Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых студентов. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке преподавателя, его помощи.
Групповая деятельность студентов на занятии складывается из следующих элементов:
1. Предварительная подготовка студентов к выполнению группового задания, формирование групп, назначение студентов-консультантов, постановка учебных задач, краткий инструктаж преподавателя.
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
3. Работа по выполнению учебного задания.
4. Наблюдение преподавателя и корректировка работы группы и отдельных студентов.
5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
6. Сообщение студентов по вызову преподавателя о полученных результатах, общая дискуссия в коллективе под руководством преподавателя, дополнение и исправление, дополнительная информация и формулировка окончательных выводов.
7. Индивидуальная оценка работы групп и коллектива в целом.
Успех групповой работы студентов зависит прежде всего от мастерства преподавателя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали поддержку преподавателя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением преподаватель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых студентов, вселять им уверенность в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым студентам. Достоинства групповой организации учебной работы студентов на занятиях очевидны.
Результаты групповой работы студентов весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Каждая из форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.
Среди недостатков групповой формы работы наиболее существенными являются: трудности комплектования групп, т.к. студенты в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать оптимальный путь его изучения. В результате, слабые студенты с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы студентов приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется преподавателем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики коллектива и отдельных студентов, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений преподавателя и студентов, их отношений между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в коллективе, постоянной готовности оказывать друг другу помощь.
Используемая литература и ресурсы
1. Ю.Н. Кулюткин. Психология обучения взрослых. -М.,1985, с.119.
2. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.
3. Краткий справочник по педагогической технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Одаренные дети и формы работы с ними"
Раскрывается работа с одаренными детьми...
Организация индивидуальной и самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История
Раздел 1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики.Раздел 2. Общая характеристика России и мира в ко...
Организация индивидуальной и самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине "История"
Настоящее учебное пособие предназначено для организации индивидуальной и самостоятельной работы студентов Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа по учебной дисциплине «История»...
Ролевая игра как форма организации познавательной деятельности студентов на учебных занятиях по английскому языку
Сегодня такая форма проведения учебного занятия по английскому языку как ролевая игра является наиболее эффективным методом в развитии коммуникативных компетенций. Ролевая игра, будучи наиболее точной...
Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплины ОУД.07 «ИНФОРМАТИКА» по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ
Методические рекомендациипо организации и проведению самостоятельной работы студентовпо учебной дисциплины ОУД.07 «ИНФОРМАТИКА»по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ...
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине Информатика
При проведении внеаудиторных самостоятельных работ осуществляется комплексная проверка умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций....
Учебные игры и конкурсы стали самыми востребованными формами работы российских педагогов на занятиях по развитию бытовых навыков обучающихся
Мониторинг использования инструментария формирования и развития бытовых навыков обучающихся позволил выявить самые востребованные формы работы на занятиях российских педагогов общеобразовательных орга...