Статья по теме: «Хореографическое искусство, как метод инкультурации подростков»
статья на тему
Аннотация к статье: В статье изложены теоретико-методологические подходы к проблеме инкультурации подростков средствами хореографического искусства, рассматривается проблема социализация подростков и приобщения их к культуре, традициям и ценностям хореографического искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-hor.kollektiv_kak_metod_postizheniya_inkulturatsii.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по теме: «Хореографическое искусство,
как метод инкультурации подростков»
Составитель:
Гурова Светлана Витальевна
Annotation of scientific paper:
The article describes the theoretical and methodological approaches to the problem of inculturation of teenagers by means of choreographic art, the problem of socialization of adolescents and bringing them to the culture, traditions and values of choreographic art.
Keywords: nculturation, cultural space, art psychology, socialization, choreographic art.
Аннотация к статье: В статье изложены теоретико-методологические подходы к проблеме инкультурации подростков средствами хореографического искусства, рассматривается проблема социализация подростков и приобщения их к культуре, традициям и ценностям хореографического искусства.
Ключевые слова: инкультурация, культурное пространство, психология искусства, социализация, хореографическое искусство.
Социализация подростков путем приобщения к культуре и искусству – одна из актуальных тенденций в педагогике социально-культурной деятельности и может рассматриваться как проблема формирования культурного пространства личности. Рассмотрим теоретико-методологические подходы к проблеме социализации подростков в результате приобщения их к культуре, традициям и ценностям хореографического искусства.
Понятие «инкультурация» появилось в 1948 г., благодаря американскому культурантропологу М. Дж. Херсковиц, который предложил понятие "инкультурация" - процесс освоения человеком присущего культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. [3]
Инкультурация рассматривается как вхождение индивида в конкретную форму культуры через усвоение моделей поведения человека в социуме.
Социализация - процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого ребенок усваивает и избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе, в данной группе.
Социализация выступает базовым процессом включения человека в данное общество, элементами или частями которого могут быть воспитание, обучение, взросление, адаптация и возмужание, а разновидностями социализации применительно к культуре являются инкультурация, аккультурация и ассимиляция. Инкультурация- это продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры. В отличие от него, аккультурация означает частичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры. Полное погружение в чужую культуру, означающее, что индивид забыл традиции и ценности родной культуры, называется ассимиляцией.
В процессе социализации, воспитания, обучения, инкультурации формируется культурообусловленное поведение и сознание людей.
Представления о собственно культурной сфере деятельности связывают с художественной культурой, в процессе функционирования которой создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной. Искусством, по представлению Аристотеля, является в широком смысле осмысленный и обобщенный опыт, который с древних времен использовался и используется в тех или иных целях – для удовлетворения материальных потребностей (все виды ремесел, медицина, агрокультура) либо для досуга (например, художественные искусства: музыка, танцы, поэзия). В основе культурно-исторического подхода к проблеме формирования инокультурного пространства средствами культуры и искусства лежат идеи М. Бахтина о культуре как диалоге, В. С. Библера – о философской логике культур, Л. С. Выготского – о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу [2].
Основные положения, касающиеся формирования личности В. С. Библер определяет как переход от идеи образованного человека к идее человека культуры, результатом в данном контексте тановится базовая культура личности, определяющими в которой являются не знания, умения и навыки, а ценности, нормы, способы мышления и творческое начало, стимулирующее поисковую и исследовательскую деятельность.
Л. С. Выготский подчеркивал, что овладение культурными объектами невозможно вне социальной структуры, что социальная среда является необходимым, но не достаточным условием для усвоения культурного пространства индивидом. Личность, вступая в культурное пространство социума, должна пройти процесс социальной адаптации, т. е. соотнести свои интересы, жизненные установки, правила и ценности с этими атрибутами общества [1]. В работах Л. С. Выготского находим мысль об исключительной роли искусства: «... искусство систематизирует совсем особую сферу психики общественного человека – именно сферу его чувства» [1], которая социально обусловлена.
Следует согласиться с мнением ученого: «... действие искусства, когда оно совершает катарсис и вовлекает в этот очистительный огонь самые интимные, самые жизненно важные потрясения личной души есть действие социальное».
Процесс восприятия искусства человеком – процесс творческий, так как направлен на развитие, воспитание и самовоспитание личности, осуществляется благодаря нравственно-эстетическому потенциалу конкретного произведения искусства (музыки, живописи, хореографии и т.д.)
В рамках социологического подхода к процессу формирования инокультурного пространства средствами культуры и искусства, рассмотрим
социальную полифункциональность искусства, обратившись к социологическим исследованиям А. Н. Сохора,
Искусство, как считает А. Н. Сохор, выполняет многообразные функции в качестве «участника и организатора процессов социального общения». В искусстве проявляется: диалог автора и воспринимающего; автора и его страны, мира; автора и времени, в котором живет человек, воспринимающий его произведение. Таким образом, искусство содействует диалогу эпох, само участие в нем, «в конечном счете, способствует более тесному общению и сближении людей» [2].
Природа хореографического искусства создает реальные предпосылки развития различных качеств подростков, как художественно-эстетических, так и нравственных. Однако, гармоничное развитие возможно лишь при внутренней целостности художественно-педагогического процесса, когда каждый художественный прием педагогически инструментирован, а каждая педагогическая задача решается средствами, свойственными художественной специфике занятий.
Целенаправленная деятельность педагогов по формированию определенных черт и качеств ребенка должна быть всегда ориентирована на конкретную возрастную группу, в соответствии с возможностями и особенностями которой могут выдвигаться конкретные воспитательные задачи и выбираться определенные средства и методы воспитательного воздействия.
Основной целью воспитания является освоение социального опыта формирующейся личностью, ее всестороннее гармоническое развитие, которое в свою очередь несет на себе печать возрастных и индивидуальных особенностей. Их необходимо учитывать в педагогическом процессе и использовать соответствующие формы, методы и средства воспитания.
Хореография, как никакое другое искусство, способна гармоническому развитию подростка, формирует его художественное "я". Хореография ненавязчиво, мудро воспитывает и образовывает. Она развивает много способностей. Чувство ритма, координацию, пластику, выносливость, грацию, укрепляет волю. Помогает становиться организованным, целеустремленным человеком, с сильным характером и чувством долга. Способствует физическому развитию организма. Движения, прошедшие длительный отбор временем, безусловно, оказывает положительное воздействие на здоровье подрастающего поколения [4, с. 45].
Хореографическое искусство характеризует социокультурная полифункциональность, оно отвечает целому спектру досуговых потребностей подростка и общества. В связи с этим хореографическое искусство может быть рассмотрено как определенная форма культуры, посредством приобщения к которой личность усваивает социальные нормы и ценности. Уникальность хореографии как социально-культурного явления состоит в: гармоничном сочетании физического и интеллектуального развития человека; возможности самовыражения и самореализации, развитии
творческого потенциала личности средствами хореографического искусства; возможности удовлетворить интересы людей разного возраста и социального статуса, что объясняется разнообразием популярных стилей и видов хореографического искусства.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Психология. М., 2000.
2. Ионин Л. Г. Социалогия культуры: путь в новое тысячелетие: учеб. пособие. Изд. 3-е, перераб. И доп. М., 2000.
3. Херсковиц М. Культурная антропология М.,1955.
4. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Уч. пособие. Тамбов:Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: "Современные образовательные технологии. Метод проектов на уроке немецкого языка. УМК И.Л.Бим"
Данная статья содержит материал, который может быть использован на уроках немецкого языка, определяет актуальность темы образовательных технологий....
Статья на тему "Активные формы и методы формирования орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка"
Статья посвящена разнообразным формам и методам, способствующим формированию орфографической зоркости учащихся...
Статья на тему "Роль искусства в жизни общества. Люди искусства в литературе и музыке"
Статья на тему: " Роль искусства в жизни общества. Люди искусства в литературе и музыке"...
Статья по теме "Эффективные формы и методы подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ"
Из опыта работы...
Статья по теме «Профилактика аддиктивных форм поведения у подростков в условиях образовательной среды». Из опыта работы.
Статья будет полезна педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям. Из опыта работы....
Презентация «Хореографическое искусство как средство социализации подростков из неблагополучных семей»
Представлена презентация Программы «Новое Поколение» , в которой раскрыты: актуальность, новизна, цель и формы социально-культурной деятельности....
Методический доклад на тему: «Хореографическое искусство как этап формирования личностных качеств ребенка».
Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима...