Статья по теме: "Современные образовательные технологии. Метод проектов на уроке немецкого языка. УМК И.Л.Бим"
статья по немецкому языку по теме
Данная статья содержит материал, который может быть использован на уроках немецкого языка, определяет актуальность темы образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._vasileva_v.n.docx | 34.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по теме:
«Современные образовательные технологии. Метод
проектов на уроках немецкого языка
в общеобразовательной школе.
УМК И.Л.Бим»
План.
- Вступление. Актуальность темы.
- Основная часть.
- Метод проектов по Е.С.Полат
- Применение метода проектов на уроках немецкого языка
- Применение метода проектов во внеурочной деятельности. (Из опыта работы)
- Заключение.
I. Вступление
29.12.2012 года принят ФЗ РФ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Для целей настоящего ФЗ применяются следующие понятия:
В соответствии со ст.2 части 6 ФГОС- это совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. Общие положения
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию[1].
Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья[2] и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.
2. Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования.
3. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
4. Стандарт направлен на обеспечение:
формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
доступности получения качественного основного общего образования;
преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;
развития государственно-общественного управления в образовании;
формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.Примерная программа по иностранному языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности:
работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования с учетом особенностей развития региона Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса;
В требованиях к структуре основная образовательная программа общего образования впервые рассматривается как целостный документ, задаются ее структурные компоненты и определяются требования к каждому из них. Специфика требований к структуре состоит в том, что в Стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, тем, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и, наконец, тем, что задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.
II. Основная часть.
- Метод проектов по Е.С.Полат
В современном образовании существует достаточное количество образовательных технологий.
- 1. Технология личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская)
- 2. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)
- 3. Компъютерные технологии.(Г.Р.Громов)
- 4. Метод проектов (Е.С.Полат)
5.Технология критического мышления.(Л.С.Выготский)
Каждый может подобрать для себя ту, с помощью которой он достигнет наилучших результатов.
Применение проектной методики на уроках немецкого языка
Уже несколько лет я использую новую педагогическую технологию: метод проектов на уроке иностранного языка. Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, т.е. реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку. Основной принцип этого направления заключается в том, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Идея этого подхода для меня очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления). С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов, обучение в сотрудничестве позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой учащихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни.
Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения иностранному языку при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе.
Проектная методика, включает практические творческие задания, требующие применения иностранного языка в реальных условиях, предполагающие индивидуальную, групповую, коллективную деятельность, речевой такт с обязательным выходом на публику, т.е. требуют как бы социальной оценки. Использование проектной методики в процессе обучения иностранному языку позволяет применять речевые навыки и умения на практике.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления" (Е.С. Полат). Метод проектов как педагогическая технология-это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути".
К использованию метода проектов существуют общедидактические требования:
1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
5. Использованиеи исследовательских методов; определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Проектный метод как никакой другой повышает качество обучения, активизирует истинное учение учеников, потому что этот метод
личностно ориентирован ;
использует много дидактических подходов;
самомотивируем, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения;
поддерживает педагогические цели на всех уровнях;
позволяет учиться на собственном опыте;
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда .
В нынешней практике обучения иностранным языкам есть несколько типичных проблем, характерных для традиционной методики обучения. К ним, в частности, относятся:
1. Низкий авторитет предмета. При значительных затратах времени и сил на обучение иностранному языку, при высоком образовательном уровне учителей, при делении класса на группы результаты этого обучения в целом не выдерживают критики.
2. Низкая интенсивность речевой деятельности учащихся.
3 Высокая степень забывания учебного материала.
4. Поверхностность в формировании базовых умений и другие.
Желание устранить эти трудности заставляет нас обращаться к опыту коллег, к новаторским идеям, науке. В связи с тем, что в наши дни явно усиливается исследовательская функция учителя, для него появляется возможность апробировать и внедрять в практическую деятельность инновационные педагогические технологии, проводить собственное педагогическое исследование.
В процессе изучения иностранного языка метод проектов является комплексным видом учебной деятельности, он интегрирует различные виды иноязычного речевого общения в целях решения определенных конструктивно-практических, информационных, исследовательских, сценарных и друг проблемных и творческих задач.
Эти задачи могут быть ориентированы на создание учащимися различных видов конструктивных творческих продуктов.
Проектная работа ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности и включает процесс освоения иностранным языкам в продуктивную творческую деятельность.
По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:
1. Конструктивно-практические проекты: (коллаж, дневник наблюдений, игра и её описание).
2. Игровые-ролевые проекты (разыгрывание игр, драматизация или сочинение пьесы).
3. Информационные и исследовательские проекты.
4. Проекты конкретного социологического обследования.
5. Издательские проекты.
6. Сценарные проекты.
7. Творческие работы.
2.Применение метода проектов на уроках немецкого языка.
Для каждой ступени обучения характерны свои типы проектов.
Прежде всего, следует пересмотреть учебный материал, проанализировать значимость тем, а также способность учащихся в усвоении данного тематического материала. Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на “проектирование”. Далее нужно сформулировать некоторое количество как индивидуальных, так и групповых примерных тем на класс, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирование обходимого творческого опыта. На начальном этапе обучения также можно использовать прикладные проекты по соответствующей тематике и в соответствии с уровнем владения языком
Например в 3 классе это могут быть проекты по темам «Времена года», «Зимние праздники». В 4 классе это могут быть проекты по темам «Летние развлечения», «Как мы проводим время на каникулах», «Школа», «Дом»
Уже во втором полугодии 5-го класса имеются темы, при прохождении которых уместно использовать проектный метод. При изучении тем “ Eine alte deutsche Stadt”, “Wir malen, bauen, basteln”, “Wir bauen unsere Stadt”, “Bei unseren Freunden zu Hause” предлагаю учащимся принять участие в проектах прикладного характера. Дети с удовольствием рисуют, мастерят, планируют и строят “свой город”, свою квартиру, свою комнату. Этот приём активизирует деятельность ребят, так как соответствует их интересам и возрастным особенностям, развивает их творческие способности.
Начиная с 6-го класса в учебнике “Deutsch. Zweite Schritte” И. Бим до 9-го класса включительно, в каждой теме учебника есть раздел “Projekte, ProjekteРаботе над проектом предшествует кропотливый труд. Прежде чем начать любую тему в любом классе, я знакомлю ребят с содержанием параграфа, с задачами, с тем, чему они должны научиться, что нового они узнают. Они сами находят страницу со словом «Projekte», тут же обсуждают тему проекта и выдвигают свою идею. Далее идет работа по овладению лексическим и грамматическим материалом, обучению аудированию, чтению текстов, активизации материала в тренировочных упражнениях. Учащиеся ищут ответы на вопросы проблемного характера в материалах учебника.
Следует отметить, что проекты в 5-6 классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста. В 5 классе ребята с удовольствием работают над мини-проектами «средневековый замок», «Моё любимое домашнее животное», «Мой дом», «Профессия, о крторой я мечтаю», «Моя семья». В начале основного курса я нацеливаю ребят на то, что в конце года они будут защищать свой проект «Мой город»., В течение же года они должны накапливать материал. И я не перестаю удивляться, когда в конце года пятиклассники защищают свои проекты в форме чертежа или рисунка. Кроме того, они предоставляют истинные шедевры архитектурного искусства, мастеря из картона и коробочек настоящие макеты городов, достойно защищая их при этом.
В 6 классе дети продолжают заполнять «Книгу о себе» Они описывают своё любимое время года, мастерят овощи и фрукты, а затем используют их в речевой ситуации «на рынке». Защищают проект расписания уроков, школу будущего, свой распорядок дня, при чём начинают появляться уже проекты в электронном варианте.
В 7 классе школьники описывают своё любимое место, защищают проекты по темам: «Любимый город», «Моя Родина», «Немецкий город», «Транспорт большого города», «Деревня будущего», «Охрана природы».
Общеизвестно, что к концу 7-го, началу 8-го класса интерес учащихся к иностранному языку резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету. Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считаю, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к немецкому языку именно в этом возрасте. Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными. При работе над темами “Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor” (8 кл.), Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland” (8кл.) ученики представляют свои проекты в различных формах на немецком языке.
Интересны работы учащихся 9 класса, которые сочиняют свои книги на немецком языке.
В 10-11 классах ребята представляют проекты по темам: “Das Leben der Jugendlichen”, “Die Rolle des Theaters”, “Die Wissenschaft”, “Musik – eine Sprache, die jeder versteht”
3.Применение метода проектов во внеурочной деятельности.
Но, как уже было сказано выше, необходимо сочетать урочную и внеурочную деятельность. И пример такой работы я хочу предложить вашему вниманию.
В конце 2012 года в нашей школе состоялось открытое внеурочное мероприятие на иностранном языке по теме «Нашей школе 35 лет». Это был большой социальный проект, в котором приняли участие и учителя, и ученики, и родители
1 этап. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
Руководитель МО школы поставил перед учителями ин. яз. цель – подготовить презентацию о нашей школе
2 этап. Организационный- 4 учителя получили задания в рамках подготовки к данной презентации своё задание. Перед каждым учителем была поставлена задача.
- презентация о работниках ОУ: администрации и коллективе школы
- презентация о структуре самой школы
- презентация о библиотеке и музее
- презентация о жизни класса как главного составляющего элемента школы
В связи с поставленными задачами каждый учитель ставил задачу перед учащимися.
3 этап. Самостоятельная деятельность учащихся.
Учащиеся разбивались в группы и определяли пути решения поставленной задачи.
Одна группа учащихся занималась подбором фотоматериала.
Другая группа учащихся занималась подбором комментариев к данному фотоматериалу
4 этап. Предъявление материала каждым педагогом и анализ полученных материалов
5 этап. Обобщение материала в одну большую презентацию и предъявление в качестве конечного продукта.
6 этап. Анализ проведённой презентации учениками, приглашёнными гостями – администрацией, учителями, родителями.
III. Заключение.
Считаю, что большинство детей учатся с полной отдачей, а разумная требовательность, рабочая атмосфера, благоприятные условия для общения вырабатывают у учащихся устойчивую положительную мотивацию к урокам немецкого языка. Я стараюсь создать в классе такую атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки, которая:
- помогает детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность;
- позволяет им действовать с максимально возможной степенью свободы, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей и чувств других детей;
-дает возможность понимать самих себя, делиться с другими своими идеями и чувствами, а также развивает способность понимать других;
-создает условия для развития социальных навыков в ходе различных ролевых игр.
Таким образом, создавая на уроке условия познания и осмысления самого себя через средства иностранного языка, я добиваюсь активной деятельности учащихся, и метод проектов мне очень в этом помогает.
Список литературы:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.
3. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
4.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: 2002.
5. Владыко О.А. Проектная методика -эффективное средство организации учебной деятельности на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2007. - № 4.
6.ФЗ РФ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Современные образовательные технологии. Метод проектов"
Проектная деятельность учащихся – это новая технология обучения. В отличие от традиционной, она позволяет перейти от учения как процесса запоминания к самостоятельной познавательной деятельности; от о...
Методическая разработка по теме: "Современные образовательные технологии. Проектная деятельность на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе."
Данная разработка содержит рекомендации в применении метода проектов на уроке...
"Современные образовательные технологии.Метод проектов на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе. УМК И.Л, Бим"
Выступление на МО учителей иностранных языков...
доклад:Формирование универсальных учебных действий через технологию метода проектов на уроках английского языка в начальной школе.
Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю»....
Обобщение опыта работы по теме: " Метод проектов на уроке немецкого языка в общеобразовательной школе"
Методический материал на тему: " Метод проектов на уроках немецкого языка"...
Метод проектов на уроке немецкого языка в 5 классе
Презентация является зачетной работой на курсах ПК по теме " Современные технологии преподавания иностранного языка" и содержит теоретический материал о проектной методике и практическую раз...
Статья на тему: «Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий (метод проектов)»
В настоящее время происходит процесс переориентации системы школьного образования со «знаниевой» к преимущественно компетентностной модели. Необходимыми становятся не только сами знания, а...