Коленченко Е.М. Профориентация на уроках обществознания как эффективный способ достижения личностных результатов учащихся
методическая разработка по обществознанию (11 класс)
Представлены практические способы профориентации на уроках обществознания. особое внимание уделено проектам в 9-11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_proforientatsii_na_urokah_obshchestvoznaniya_kolenchenko_e_m.docx | 32.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация профориентации в практике обществоведческого образования
Коленченко Е.М. учитель истории и обществознания высшей категории, МАОУ «Гимназии№1» п. Мулино Нижегородской области.
Важнейшей задачей современного российского образования является подготовка конкурентноспособных выпускников и подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей профессиональной ориентации обучающихся. Профориентация - непростой и длительный процесс, поэтому при реализации важно учитывать возрастные особенности учащихся, специфику обучения на разных ступенях школьного образования, особенности и возможности преподаваемого предмета.
Огромным потенциалом в профессиональном самоопределении обучающихся обладают уроки и внеурочная деятельность по обществознанию. На уроках обществознания закладываются основы мировоззренческой, нравственной, правовой, экономической, социальной культуры; они содействуют взаимопониманию и сотрудничеству, реализации права учащихся на свободный выбор взглядов, убеждений и деятельности. Предмет помогает учащимся адаптироваться к переменчивой и сложной социальной действительности, способствует успешной социализации личности, оказывает профориентационную помощь.
В каждом учебнике обществознания ряд конкретных тем предлагают ученикам задуматься о будущей профессии. Эффективность зависит от интересной подачи материала учителем, использования активных технологий и проведения практикумов. Сочетание традиционных (рассказ, беседа и др., усложненные тестами, кроссвордами, занимательными вопросами и т.п.) и инновационных форм уроков (заочная экскурсия, игра-путешествие, интеллектуальная игра, круглый стол, решение проблемных ситуаций и др.) - залог эффективной профориентационной работы.
Общая задача и направления профориентации на уроках обществознания выражается в формуле ХОЧУ+МОГУ+НАДО = МОЙ ВЫБОР. «Хочу» - определение интересов обучающегося, «Могу» - выявление и развитие его способностей. «Надо» - осознание личностных предпочтений и соотношение с востребованностью интересующей профессии, «Мой выбор» - осознанный выбор учениками профессиональной направленности.
Уроки обществознания позволяют начать профориентацию уже с 5 класса. В 5-7 классах игра, являясь естественной формой обучения, стимулирует познавательную активность учащихся, формирует интерес к знаниям, расширяется информационное поле учащихся, способствует формированию характера, развитию воли и интеллекта. Так в 5 классе на уроке-игре «Мир профессий" класс делится на команды, каждая тянет одну букву алфавита, придумывает на эту букву профессию и показывает её особенности (пантомимой, жестами, мимикой). По картинкам и портретам презентации команды называют профессии, узнают их выдающихся представителей, называют их главные качества. Интерес вызывает задание составить список 10 необходимых профессий для выживания на необитаемом острове, вспоминая Робинзона Крузо и капитана Немо. В 6 классе в теме «Труд» учащиеся получают задания подробно узнать о профессиях своей семьи, готовят творческие работы, составляют портреты профессии с точки зрении необходимых качеств. В 7 классе в теме «Золотые руки мастера» учащиеся выполняют задание составить объявление «Ищу работу», где они описывают свои приобретённые значимые качества, отмечают, какие еще качества необходимо в себе развивать, чтобы в будущем получить желаемую профессию. Так происходит развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии.
В 8-9 классах идет формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу своих способностей и склонностей. В 8 классе мы проводим часть предпрофильных тестов с целью как можно раньше выявить интересы профессионального самоопределения. В 8 классе работа по профессиональному самоопределению проходит активно в ходе изучения двух тем «Быть личностью» и «Образование». При изучении первой темы ребята получают задания на выбор: составить буклет или эссе «Моя будущая профессия», алгоритм которых дан в учебнике, подготовить творческие работы «Выдающиеся люди моей будущей профессии». В ходе изучения тем прослеживается связь профессий со школьными предметами. Изучение темы «Образование» проводится в формате круглого стола, в ходе которого обсуждаются пути обучения в разных направлениях, в том числе и профильное школьное, а также участвуют выпускники, получающие ВПО и СПО. Для участия в обсуждении приглашаются успешные представители различных профессий, готовые поделиться с обучающимися интересной информацией из своей профессиональной деятельности, о секретах профессионального успеха и обсудить вопросы важности выбора будущей профессии. В результате у обучающихся формируется понимание о знаниях и умениях, необходимых для профессионального выбора, желание осуществить профессиональные пробы и определиться с выбором дальнейшей траектории.
В 9 классе идет формирование у подростков профессиональных предпочтений, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. осуществляется определение обучающимися личностного смысла в выборе направления профессионального образования. На этом этапе в ходе изучения разделов «Политика», «Право» обучающиеся соотносят общественные цели со своими идеалами, представлениями о ценностях, составлять профессиональные планы с учетом реальных возможностей продолжения обучения по выбранному направлению. Большую роль играет участие в конкурсах и олимпиадах, таких как Всероссийские конкурсы сочинений, эссе и творческих работ «Необычные профессии», «Моя будущая профессия», региональный конкурс «Голос ребенка» номинация «Работа, которую мы выбираем», фестиваль-конкурс «Гордость и слава Земли нижегородской». Дипломы и сертификаты пополняют портфолио наших учеников и вселяют уверенность в своих силах и выборе. Важную роль играет электив «Твой выбор», в рамках которого проходят профориентационные тренинги и практикумы. Одним из результатов такой работы являются портфолио и эссе, в котором учащийся оценивает себя и свое место в дальнейшем обучении, какие качества его отличают, что поможет в будущей профессии.
В 10-11 классах идет определение дальнейших образовательных и профессиональных планов учащихся, развитие способностей через углубленное изучение профильных предметов. Уроки обществоведческого курса с элементами профориентации: «»Профессиональный выбор», «Деятельность людей и ее многообразие», «Трудовая деятельность», «Многообразие современного мира», «Глобализация и ее последствия» и др. способствуют коррекции и реализации образовательно-профессиональных планов, в том числе углублению необходимых знаний и компетенций, осознанию и выбору способов оценки своих образовательных достижений для освоения той или иной сферы профессиональной деятельности.
Урочная деятельность в сфере профориентации носит проблемный, дискуссионный, диалоговый характер и осуществляется через разнообразные формы: урок-дискуссия, урок-деловая игра, урок-исследование, моделирование ситуации профессиональной деятельности, урок-конференция и др., нацеленные на аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу. Важное место занимают уроки – практикумы, дающие возможность попробовать себя в выбранной профессии. Предлагаю технологическую карту одного из профориентационных уроков обществознания в 10классе.
| |
2. | Место урока: в системе профориентационной работы |
Коррекция профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со своими способностями и возможностям; получение знания о возможностях для самореализации в разных видах деятельности, условиях достижения жизненного успеха; оценка готовности к избранной деятельности | |
3. | Профессиональные ориентиры |
Урок способствует ориентации на профессиональное самоопределение в условиях сельского поселения и с учетом требований регионального рынка труда, современной экономической ситуации, ориентирует на предпринимательство | |
4. | Цель и задачи авторского урока |
Цели: - закрепить и практически применить знания в новых условиях способствовать осознанному профессиональному выбору, формированию конкурентноспособной жизненной позиции. Задачи: - привлечь внимание и исследовать предпринимательскую деятельность и качества предпринимателя - показать значение обществоведческих знаний в профессиональном самоопределении, развивать возможности их применения в жизни, в самообразовании - формировать умения анализировать и оценивать моральные и экономические проблемы предпринимательской деятельности, свои возможности и перспективы | |
5. | Используемые приемы, методы, образовательные технологии |
Проблемное, личностно-ориентированное, дифференцированное обучение Мозговая атака, диспут, деловая игра, кейс-технология, компьютерные технологии; Метод эвристических вопросов; метод активного диалога, прием создания проблемных ситуаций | |
6. | Предполагаемые результаты |
Продуктивное усвоение знаний, анализ фактов, информации, умение применять знания на практике, формулирование собственного мнения, творческий подход к учебному материалу и решению учебных задач, проявление своей индивидуальности. Формирование профессионально-значимых качеств, ценностно-смысловых компетенций. Реальная социализация учащихся через интерес к будущей профессии. | |
7. | Содержательная часть |
Предварительная подготовка к уроку: 1.Задание группам учеников: а) анкетирование учащихся 9-11 классов об образовательном и профессиональном самоопределении б) создание презентации «Моя малая Родина - Мулино: достижения и проблемы» Структурный план урока. 1.Мобилизующий этап урока – включение обучающихся в активную интеллектуальную деятельность: Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму. Навстречу спускался хозяин таверны: вот ты гордишься своими учениками, Сократ, но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной”. Мудрец же ответил так: “Да, но ты зовёшь их вниз, а я веду их вверх, к вершинам.» Вот и мы с вами сегодня поднимемся еще на одну ступеньку вверх. 2.Мотивационный этап: создание учебной ситуации. 1.Выступление 1 группы с презентацией результатов социологического опроса. 2. Выступление 2 группы с презентацией «Моя малая Родина – Мулино: достижения и проблемы. 3. Эвристический диалог с учениками: 1).Какие выводы мы можем сделать из анализа соцопроса? 2.)Какие проблемы нашего поселения вы считаете самыми актуальными сегодня? 3).Как вы думаете, кто должен их решать? 4).Какая проблема актуальна лично для вас сегодня? Какие ваши образовательные планы? Профессиональные ориентиры? 5). А кто должен дать работу и сделать людей обеспеченными? Государство? Местные предприниматели? 6)какую проблему вы видите? 4)Выделение проблемы и целеполагание: Проблема: некоторые выпускники хотели бы остаться в родном поселении, но не видят условий для профессионального выбора. Цель урока выяснить, есть ли в нашем поселении возможности для предпринимательства. 3.Информационно-деятельностный этап. 1)Активный диалог, используя презентацию, раздаточный материал, задания 25, 27 ЕГЭ по обществознанию, отработка понятий : деятельность и ее виды, мотивы и потребности, образование, профессия, квалификация, профессионализм, предпринимательство, его формы и виды, правовые основы предпринимательства Самопроверка, рефлексия, сверяясь с презентацией. 4.Этап деятельности и коммуникации: исследование и решение проблемы. Ученики делятся на группы и приступают к работе с заданиями, результаты представляют на всеобщее обсуждение. 1группа: Предпринимательская деятельность привлекательна для многих молодых людей. Но нет такой профессии «успешный бизнесмен». Дайте оценку деятельности предпринимателей нашего поселения : успешна, неуспешна. Что помогло им добиться успеха. Выделите главные черты, которыми должен обладать успешный предприниматель? Какими из них обладаете вы? 2группа: Современные предприниматели большой любовью в народе не пользуются. В какой-то степени тут сказывается наш уровень сознания и просто зависть к успеху других. Но во многом для таких отзывов есть основания: некоторые предприниматели часто ведут свое дело, используя нечестные методы. В связи с этим интересно обратиться к опыту «старых предпринимателей» - тех, кто строил капитализм до 1917 года. «Семь принципов ведения дел в России» - документ, выработанный промышленниками в 1912 году. Изучите документ и на его основе выработайте кодекс современного российского предпринимателя. 5.Рефлексия.1) Тест на определение способностей к предпринимательской деятельности соотнесения со своими возможностями 6.Итоги Учитель: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Миллионы юношей и девушек, оканчивая школу, пытаются найти свой жизненный путь. Предпринимательская деятельность – один из интересных вариантов. Д.З.1.Разработать бизнес-идеи . 2.Собрать информацию, какие меры предпринимаются в Нижегородском крае для поддержки малого предпринимательства в сельской местности. |
«Реализация РРР жизни — это понять, что вам предназначено делать, и |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Моделирование ситуации успеха на экологическом кружке как способ достижения личностных результатов обучающихся»
метод. разработка...
ДОКЛАД на методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме «Технологическая карта урока как один из способов достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС».
В условиях перехода на ФГОС ООО согласно требованиям стандарта второго поколения мы должны отказаться от привычного нам (традиционного) построения урока. Если раньше ведущая роль на уроке (за исключ...
Система оценки достижения личностных результатов учащихся
Презентация содержит информацию о системе оценки достижения личностных результатов учащихся....
Интегрированный урок как эффективный способ достижения метапредметных результатов
Метапредметное обучение, как результат, представляет собой овладение универсальными учебными действиями, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активно...
Выступление на педсовете «Исследовательская деятельность обучающихся как один из способов достижения личностных результатов»
Выступление на педсовете на тему: «Исследовательская деятельность обучающихся как один из способов достижения личностных результатов»...
Технологии достижения личностных результатов учащихся через проектную деятельность на уроках технологии.
Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитаниясвободной , творческой. образованной. культурной и активной личности. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно большиц...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
В статье представлен ряд заданий для развития умения видеть проблему и определять понятия. В основе их приёмы технологии ТРИЗ, направленные на развитие исследовательских умений обучающихся, овла...