Методическое пособие для учащихся по учебному предмету "Музыкальная литература" 2 года обучения
материал на тему
Краткое содержмние предмета "Музыкальная литература" 2 года обучения для авторской программы Светловой С.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzlit-ra_i_god_ob._metod_posobie.doc | 54 КБ |
muzlit-ra_ii_god_ob._metod_posobie.doc | 51.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Элементы музыкальной речи.
Мелодия – законченная музыкальная мысль, выраженная
одноголосно.
Лад – (мажор, минор), звуки ладят между собой.
Ритм – чередование различных длительностей.
Размер (метр) – чередование сильных и слабых долей в такте.
Аккомпанемент – сопровождение.
Темп – скорость движения.
Динамика – громкость звука.
Тембр – краска звука.
Гармония – правильное (красивое) сочетание звуков в аккордах и
аккордов между собой.
Фактура – все звуки вместе.
Регистр – деление звуков по высоте.
Характер музыки.
Мужские (условно)
Твёрдый
Злой
Грозный
Грубый
Гордый
Грустный
Боевой
Маршевый
Воинственный
Суровый
Задорный
Мужественный
Решительный
Торжественный
Танцевальный
Женские (условно)
Мягкий
Добрый
Ласковый
Нежный
Кроткий
Весёлый
Лёгкий
Плавный
Изящный
Сказочный
Игривый
Грациозный
Взволнованный
Душевный
Песенный
Строение мелодии.
Мелодия – законченная музыкальная мысль. Мелодия состоит из предложений, предложения делятся на фразы.
Самая короткая часть мелодии называется – мотив.
Кульминация – самая громкая и самая высокая точка в развитии мелодии (произведения).
Контраст – это противоположность в музыки. Виды контраста:
производный – оттеняющий, дополняющий,
коренной – яркий контраст, основанный на противопоставлении.
Каданс – устойчивый оборот, который завершает мелодию.
Способы развития мелодии.
- Повтор.
- Секвенция – повторение мелодии или мотива от разных нот.
- Вариация – повтор мелодии с какими-либо изменениями.
- Вариантность – незначительные изменения.
Музыкальный образ – это то, что мы себе представляем,
слушая музыкальное произведение.
Характер музыки – это то, что мы чувствуем и переживаем,
слушая музыкальное произведение.
Виды аккомпанемента.
- Аккордовый.
- Арпеджио – разложенные аккорды.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
КЛАВЕСИН (франц. clavecin), струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепьяно.
Известен с 16 века. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в том числе чембало, верджинел, спинет, клавицитериум.
КЛАВИКОРД (от лат. clavis — ключ и греч. chorde — струна), струнный клавишно-ударный музыкальный инструмент. Известен с 15 века. Как и клавесин, был распространен во всех европейских странах. В начале 19 века вытеснен фортепьяно.
ФОРТЕПЬЯНО (итал. fortepiano, от forte — громко и piano — тихо), общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в нач. 18 в. Кристофори в Италии и Шретером в Германии.
ОРГАН, клавишный музыкальный инструмент класса аэрофонов. Современный вид приобрел с 16 в. Состоит из воздухонагнетательного механизма (электрический, до середины 19 в. ручной), набора деревянных и металлических труб разных размеров, клавиатур — ручных (мануалы) и ножной (педаль), помещенных в специальной кафедре. Посредством рычагов, кнопок органист может менять тембр (регистр) органа.
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР, большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения. Симфонический оркестр включает 3 группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые. Классический (парный, или двойной) состав малого симфонического оркестра сложился в творчестве Й. Гайдна. В большом симфоническом оркестре (с нач. 19 в.) расширены группы духовых, ударных, введены арфы, иногда рояль; группа струнных смычковых численно увеличена. Название состава симфонического оркестра определяется по числу инструментов каждого семейства духовых (парный, тройной и т. д.).
Группа деревянно-духовых инструментов.
ФЛЕЙТА (от нем. Flote), деревянный духовой музыкальный инструмент. Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности. Распространившаяся в Европе в 17 в. продольная флейта (блокфлейта) была вытеснена поперечной, которая с 18 в. стала сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом. Современный тип поперечной флейты (с клапанами) изобретен немецким мастером Т. Бёмом в 1832 г.
ГОБОЙ (от франц. hautbois, букв. — высокое дерево), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 в. Разновидности: малый гобой, гобой д'амур, английский рожок.
КЛАРНЕТ [от лат. clarus — ясный (звук)], деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в нач. 18 в.
ФАГОТ, деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый), басовый гобой, длинная трубка которого согнута пополам и связана, что и дало этому инструменту название (fagot по-франц. — связка, пучок). От верхней части инструмента идет тонкая металлическая трубочка в виде S, к концу которой прикреплен двойной мундштук из двух тесно сложенных пластинок,. Возник в 1-й пол. 16 в. Басовая разновидность — контрафагот.
Группа медно-духовых инструментов.
ТРУБА, духовой медный мундштучный музыкальный инструмент, известен с древних времен. Современный тип вентильной трубы сложился к сер. 19 в.
ВАЛТОРНА (от нем. Waldhorn, букв. — лесной рог), духовой музыкальный инструмент. Появился в конце 17 века в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с вентилями создан в первой четверти 19 века.
ТРОМБОН (от tromba — труба), духовой медный музыкальный инструмент (главным образом оркестровый), имеющий вид большой, согнутой овалом металлической трубы. В верхней ее части помещается мундштук, т. е. чашечка в виде полушария, через которую исполнитель вдувает воздух. Высота звука регулируется специальным приспособлением — кулисой.
ТУБА (лат. tuba — труба), самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Сконструирована в 1835 в Германии.
Инструменты не образующие группу.
АРФА, многострунный щипковый музыкальный инструмент, струны которого приводятся в движение пальцами. Современная педальная арфа изобретена в 1801 году С. Эраром во Франции.
ЧЕЛЕСТА (итал. celesta, от celeste — небесный), ударно-клавишный музыкальный инструмент, по форме похож на пианино. Используется в симфоническом оркестре. Отличается нежным звуком, напоминающим звучание колокольчиков.
Ударные инструменты.
Без определённой высоты звука: тарелки, треугольник, тамбурин, там-там, кастаньеты, малый и большой барабан.
С определённой высотой звука: ксилофон, вибрафон, литавры, колокола, колокольчики.
Струнно-смычковые инструменты.
СКРИПКА, 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Классический тип создали крупнейшие североитальянские скрипичные мастера 16-18 веков. С 18 века один из главных сольных инструментов.
АЛЬТ (итал. alto, букв. — высокий). Струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства, больше скрипки.
ВИОЛОНЧЕЛЬ (итал. violoncello), музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. Появился в 15—16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17—18 веках: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари.
КОНТРАБАС (итал. contrabbasso), самый большой по размеру и низкий по звучанию струнный смычковый музыкальный инструмент. Создан в сер. 17 в. на основе контрабасовой виолы да гамба.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ
Период – простая одночастная музыкальная форма (одна музыкальная мысль). Состоит, как правило, из двух равных предложений (4+4, 8+8, 16+16 тактов):
- повторного (а+а), или неповторного строения (а+в).
- Бывает однотональный или модулирующий (переход в другую тональность с закрепление в ней).
Простая 2-х частная форма – состоит из двух периодов (две музыкальные мысли). Как куплет с припевом в песне. По своему тематическому строению бывает :
- 2-х частная репризная форма (когда в конце второй части повторяется предложение из первой части)-(а+а)+(в+а).
- 2-х частная безрепризная форма (а+а)+(в+в).
Простая 3-х частная форма - это такая репризная форма, в которой III часть повторяет I-ю, а II часть – новая музыкальная мысль (слабо отличающаяся от I–ой части). АВА
Сложная 3-х частная форма - состоит из 3-х простых форм. Отличается от простой 3-х частной формы резко контрастной серединой. АВА + АСА + АВА = АСА
Рондо (круг) – сложная форма, основанна на чередовании рефрена с эпизодами, по типу чередования припева с куплетами АВАСА
А – рефрен, В, С – эпизоды
Вариации – сложная форма, представляет собой тему и ряд изменений на неё А А1 А2 А3 А4 А5 …
Разновидности вариаций:
- классические А А1А2 А3 А4 А5 …, или фактурные (тема «прячется» среди других нот)
- двойные вариации, или, вариации на две темы:
а) АВ А1В1 А2В2 А3В3…
б) А А1 А2 А3…В В1 В2 В3…
3) вариации на неизменную мелодию – сопрано остинато (сопрано – верхний голос, мелодия, остинато – неизменный)
4) вариации на басовую тему (бас – нижний голос) – бассо остинато.
ОПЕРА
ОПЕРА - музыкально-театральное произведение, основанное на соединении слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков.
УВЕРТЮРА (франц. — открытие, начало), оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю.
АРИЯ (итал.), законченный сольный номер в опере, выражающий чувства и переживания героя. (Разновидности арии: ариетта, ариозо, каватина).
РЕЧИТАТИВ (итал. — декламировать), род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи.
ЛИБРЕТТО (итал. — книжечка). Текст, на который пишется опера. (Изложение содержания оперы, балета.)
ПРОЛОГ (от греч. — вступление), вступительная часть музыкально-сценического произведения, рассказывается о событиях, предваряющих основное действие, или разъясняется художественный замысел автора.
ЭПИЛОГ — заключительная часть произведения, в которой кратко сообщается о судьбе героев после изображенных в нем событий.
ХОР (греч.),
1) певческий коллектив (от 12 человек; женский, мужской, детский или смешанный).
2) Музыкальное произведение для хорового исполнения.
МЮЗИКЛ (англ.), ОПЕРЕТТА, ВОДЕВИЛЬ – музыкальная комедия – музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, хореография. Сюжеты часто берутся из литературных произведений, из мировой драматургии
Предварительный просмотр:
ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ЖАНР
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА, произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные со словом, поэтическим текстом.
ПЕНИЕ (вокальное искусство), различается по видам (сольное, ансамблевое, хоровое), жанрам (оперное или концертное исполнение арий, романсов, песен), стилям (певучее — кантилена; декламационное — речитатив; колоратурное).
ВОКАЛИЗ (франц.), музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук, или упражнение для развития вокальной техники.
ПЕСНЯ, жанр вокальной музыки (народной и профессиональной). Музыкальная форма песни обычно куплетная или строфическая. Песни различаются: по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по исполнительному составу — сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. Песней иногда называют инструментальное произведение певучего характера.
РОМАНС (исп.), музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Название «романс» носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера.
СЕРЕНАДА (от итал. serenata, от sera — вечер), песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной. Позднее стала жанром камерной вокальной музыки
БАЛЛАДА (от франц.— танцую), жанр английской народной поэзии и аналогичный ему жанр поэзии романтизма. Романтические баллады — 1) имеют сюжет, 2)построены на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом. В музыке баллада - вид сольных вокальных сочинений в сопровождении фортепиано. В народной музыке — песенный жанр.
КАНТАТА (от лат. canto — пою), крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Состоит, как правило, из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. Близка к оратории, отличается от нее меньшим масштабом.
ОРАТОРИЯ (от лат. oro — говорю, молю), музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но более монументальна. Сложилась к кон. 16 в. как жанр духовной музыки, позднее появились и светские оратории.
МЕССА (от глагола mitto — отпускать, отсылать), в терминологии западных христиан — Божественная Литургия, сложилось в первые века нашей эры в Римской Церкви. Совершалась исключительно на латинском языке. С 11 в. стала фактически единственным чинопоследованием Литургии на Западе
«Мессой» называется также музыкальный жанр, представляющий собой собрание основных песнопений Римской Мессы. Музыкальная основа средневековой мессы — григорианское пение (хорал), с 14 в. — хоровое полифоническое многоголосие а капелла.С 16 в. в русле протестантской традиции отдельные разделы мессы исполняются на органе. В 18-19 вв. музыка мессы состоит из сольных вокальных, хоровых и оркестровых номеров.
РЕКВИЕМ (по начальному слову лат. текста «Requiem aeternam dona eis, Domine» — «Вечный покой даруй им, Господи»), заупокойная месса.
ХОР (греч. choros), 1) певческий коллектив (от 12 человек; женский, мужской, детский или смешанный).
2) Музыкальное произведение для хорового исполнения. 3) В древнегреческом театре обязательный коллективный участник, собирательное действующее лицо спектакля.
ОПЕРА
ОПЕРА (итал. opera, букв. — сочинение), музыкально-театральное произведение, основанное на соединении слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог.
Некоторые виды оперы тесно связаны с определенной национальной культурой и эпохой — итальянская опера-сериа(серьезная), опера-буффа(комическая), французская большая опера, опера-комик, лирическая опера, немецкая и австрийская зингшпиль, английская балладная опера. Первые русские оперы появились во второй половине 18 века.
Оперные жанры
УВЕРТЮРА (франц. — открытие, начало), оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю.
АРИЯ (итал.), законченный сольный номер в опере, выражающий чувства и переживания героя. (Разновидности арии: ариетта, ариозо, каватина).
РЕЧИТАТИВ (итал. — декламировать), род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи.
ЛИБРЕТТО (итал. — книжечка). Текст, на который пишется опера. (Изложение содержания оперы, балета.)
ПРОЛОГ (от греч. — вступление), вступительная часть музыкально-сценического произведения, рассказывается о событиях, предваряющих основное действие, или разъясняется художественный замысел автора.
ЭПИЛОГ — заключительная часть произведения, в которой кратко сообщается о судьбе героев после изображенных в нем событий.
ХОР (греч.),
1) певческий коллектив (от 12 человек; женский, мужской, детский или смешанный).
2) Музыкальное произведение для хорового исполнения.
МЮЗИКЛ (англ.), ОПЕРЕТТА, ВОДЕВИЛЬ – музыкальная комедия – музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, хореография. Сюжеты часто берутся из литературных произведений, из мировой драматургии
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА - предназначена для исполнения на музыкальных инструментах: сольная, ансамблевая и оркестровая.
МИНИАТЮРА (франц.) - В литературе, театре, музыке, цирке, на эстраде — жанр «малых форм», небольшое по размеру произведение (рассказ, пьеса, хореографическая, вокальная или музыкальная сценка).
ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ - музыкальные формы, складывающиеся из самостоятельных частей, раскрывающих в совокупности единый художественный замысел. (Соната, симфония, сюита, концерт, квартет, вокальный и инструментальный цикл).
СЮИТА (франц.— ряд, последовательность), инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей. От сонаты и симфонии сюиту отличает отсутствие строгого количества, характера и порядка частей, тесная связь с песней и танцем. Сюита 17-18 вв. состояла из аллеманды, куранты, сарабанды, жиги и др. танцев. В 19-20 вв. создаются оркестровые нетанцевальные сюиты. Встречаются сюиты, составленные из музыки опер, балетов, а также музыки к театральным постановкам.
СТАРИННАЯ СЮИТА – представляла собой музыкальное произведение, которое состояло из ряда самостоятельных пьес-танцев. Основу сюит составляли четыре танца: Аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Между сарабандой и жигой обычно вставлялись дополнительные танцевальные пьесы: менуэт, гавот, бурре и др. Несмотря на самостоятельность каждой части, сюита воспринимается как единое музыкальное произведение. Объединяет все пьесы одна и та же тональность. Неменьшее значение имеет и расположение танцев. Умеренные и медленные по движению танцы чередуются с быстрыми.
Аллеманда – старинный немецкий четырёхдольный танец, известный ещё в XVII веке. Аллеманда была торжественным групповым танцем.
Куранта – подвижный французский трёхдольный танец. В старину он исполнялся парой танцоров.
Сарабанда – старинный трёхдольный испанский танец в характере медленного торжественного шествия. Иногда сарабанды имели траурный характер и даже исполнялись при погребениях героев, знатный людей.
Жига – старинный танец английских моряков, грубоватый и весёлый. Идет в самом быстром темпе по сравнению с другими частями. Размеры жиги: 3/8, 6/8.
ПОЛИФОНИЯ - вид многоголосия, основан на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий.
ИНВЕНЦИЯ (от лат.— изобретение, выдумка), небольшая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо оригинальная находка в области мелодического развития.
ФУГА (итал., букв. — бег), музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; наиболее сложная форма полифонической музыки (имитация – подражание).
Фугетта – маленькая фуга.
ПРЕЛЮДИЯ - вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий.
ТОККАТА (итал., букв. — прикосновение), виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме.
ФАНТАЗИЯ (от греч.— воображение), музыкальная пьеса свободной формы, часто виртуозного импровизационного характера.
«Х.Т.К.» - «Хорошо темперированный клавир» - Среди клавирных произведений И.С.Баха огромную художественную ценность представляют 48 прелюдий и фуг, составляющие два тома (по 24 прелюдии и фуги в каждом). Количество пьес было неслучайным. Бах писал для клавира новой в то время конструкции. Клавиатура этого инструмента была поделена на равные интервалы – полутоны, то есть равномерно темперированна. Октава стала вмещать 12 равных полутонов. Это дало возможность образовать 12 мажорных и 12 минорных тональностей. Бах поставил себе целью практически доказать, что равномерно-темперированном строе все 24 тональности равноправны и звучат одинаково хорошо. Он доказал это дважды, написав 48 прелюдий и фуг во всех тональностях мажора и минора.
СОНАТА (в переводе - звучать), музыкальный жанр, произведение для одного или нескольких инструментов, написанное в форме сонатного цикла. Классический тип сонаты сложился в кон. 18 в. в творчестве Й. Гайдна и В. А. Моцарта. Сонатина – маленькая соната.
СИМФОНИЯ (от греч.— созвучие), музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 — нач. 19в. В творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена.
СОНАТНАЯ ФОРМА- наиболее развитая крупная нециклическая форма инструментальной музыки. Сонатная форма состоит из трёх разделов: 1-й - экспозиция – посвящена изложению основных тем (Главная, связующая, Побочная, заключительная), 2-й - разработка – посвящена развитию тем экспозиции (секвенционное, тембровое, тональное), 3-й – реприза – повторение тем экспозиции в том же порядке в основной тональности). К основным разделам сонатной формы могут присоединяться вступление и кода – (дополнение ко всему произведению).
КОНЦЕРТ (от лат. concerto — состязаюсь, соревнуюсь) - музыкальное произведение для солирующего инструмента и оркестра. Характерны: виртуозная сольная партия, состязание солиста с оркестром. Обычно состоит из 3 частей (сонатный цикл ). Встречаются концерты для одного инструмента без оркестра, для оркестра без солистов, концерты для хора.
КВАРТЕТ (от лат. — четвертый), музыкальный ансамбль из 4 исполнителей, а также музыкальное произведение для этого ансамбля.
КВИНТЕТ (от лат. — пятый), музыкальный ансамбль из 5 исполнителей, а также музыкальные произведения для этого ансамбля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственные учебно-методические пособия в помощь начинающим учителям: "Опорные конспекты в обучении иностранному языку"
В начальной школе требуется больше наглядных средств для раскрытия лексических знаний. Именно в начальной...
Учебно-методическое пособие для учащихся "Аттестационный материал для учащихся коррекционной школы по столярному делу"
Материал для итоговой аттестации для учащихся коррекционной школы по столярному делупредставлен в виде электронных документов, выполненных в технологии мультимедиа (презентации). Внед...
Учебно-методическое пособие для учащихся 5 – 11 классов ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ по теме «Ролевая игра на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся»
Данный материал предназначен для учащихся 5-11 классов....
Методическое пособие для преподавателя по учебной дисциплине «физическая культура» для занятий с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе.
в данном пособии отражены рекомендации для педагогов физической культуры при работе с детьми подготовтельной специальной медицинской групп....
Русский язык. Подготовка к сочинению на ЕГЭ (учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов
Учебно-методическое пособие предназначено тем, кто готовится к сочинению на проблемную тему: школьникам старших классов и учителям-словесникам, испытывающим необходимость в помощи проектирования алгор...
Методическое пособие для учащихся 7-х классов по теме: «Развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх (футбол)».
Материал содержит методику занятий, направленную на развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх на базе футбола....
Учебно-методическое пособие для учащихся "Основные структуры для написания эссе "Мое мнение"
Данная разработка содержит перечень основных структур, необходимых для написания эссе "Мое мнение" на английском языке. Рекомендована к использованию как учащимися, так и учителями профильны...