Система оценки образовательных достижений школьников в соответствии с новыми требованиями ФГОС и критериями качества образования в практике
учебно-методический материал по теме
Новые образовательные стандарты изменили способы и организацию механизма контроля образовательного процесса и оценки его результатов. ФГОС второго поколения предусмотрено введение нового содержания контроля и оценки знаний учащихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. Организация мониторинга позволит отследить динамику показателей социальной успешности каждого ученика, каждого класса. Позволит получить информацию для определения изменений в системе школы.Система оценки, предлагаемая в новых ФГОС, включает в себя: описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения.Для эффективной организации учебного процесса учитель должен владеть комплексным подходом к изучению личности школьника, учебной ситуации. Такой комплексный подход направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей обучающихся: степени обученности, уровня развития познавательной сферы, мотивов учения, а также должен способствовать установлению причин слабой успеваемости. Реализовать в школе такой комплексный подход помогает мониторинг качества образования. Диагностический инструментарий, а также технологическая карта мониторинга позволят проследить динамику обученности, оценить эффективность работы, как учителя, так и образовательного учреждения в целом. Предложенные варианты инструментария мониторингов соответствуют образовательным стандартам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система оценки образовательных достижений школьников в соответствии с новыми требованиями ФГОС и критериями качества образования в практике
Новые образовательные стандарты изменили способы и организацию механизма контроля образовательного процесса и оценки его результатов. ФГОС второго поколения предусмотрено введение нового содержания контроля и оценки знаний учащихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. Организация мониторинга позволит отследить динамику показателей социальной успешности каждого ученика, каждого класса. Позволит получить информацию для определения изменений в системе школы.Система оценки, предлагаемая в новых ФГОС, включает в себя: описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения. Для эффективной организации учебного процесса учитель должен владеть комплексным подходом к изучению личности школьника, учебной ситуации. Такой комплексный подход направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей обучающихся: степени обученности, уровня развития познавательной сферы, мотивов учения, а также должен способствовать установлению причин слабой успеваемости. Реализовать в школе такой комплексный подход помогает мониторинг качества образования. Диагностический инструментарий, а также технологическая карта мониторинга позволят проследить динамику обученности, оценить эффективность работы, как учителя, так и образовательного учреждения в целом. Предложенные варианты инструментария мониторингов соответствуют образовательным стандартам.
Пояснительная записка
Цель мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
- Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
- Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
- Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
- Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
- Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
- Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
Объекты мониторинга:
- Универсальные учебные действия школьников;
- Психолого- педагогические условия обучения;
- Педагогические технологии, используемые в школе.
Данные, полученные в ходе мониторинга используются для коррекции учебно- воспитательного процесса.
Сбор информации осуществляется путём:
- анкетирования;
- тестирования;
- наблюдения;
- беседы
Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира.
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг.
Главными лицами в данном мониторинге являются сами учащиеся, то есть, мы получаем информацию о сформированности метапредметных УУД, предлагая диагностические задания ученикам. Исполнителями, проводящими основные этапы мониторинга, и одновременно основными потребителями информации являются педагоги школы. В качестве дополнительных адресатов выступают: заместитель директора по учебной работе, директор, а также родители учащихся.
Для оценивания образовательных результатов используются мониторинги направленные на отслеживание личностные, предметных, метапредметных и УУД.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ
(МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)
Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.
Возраст: 9- 14 лет
Форма проведения: фронтальный письменный опрос
Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация.
Ф.И.__________________________________________________
Класс____________________Дата_____________________________________
Инструкция: Прочтите внимательно каждое предложение и обведите одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, какого ваши обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы обычно себя чувствуете.
1.Почти никогда, 2. Иногда, 3.Часто, 4. Почти всегда
1. Я спокоен.
1
2
3
4
2. Мне хочется понять, узнать, докопаться до сути.
1
2
3
4
3. Я разъерен.
1
2
3
4
4. Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе.
1
2
3
4
5. Я напряжен.
1
2
3
4
6. Я испытываю любопытство.
1
2
3
4
7. Мне хочется стукнуть кулаком по столу.
1
2
3
4
8. Я стараюсь получать только хорошие и отличные отметки.
1
2
3
4
9. Я раскован.
1
2
3
4
10. Мне интересно.
1
2
3
4
11. Я рассержен.
1
2
3
4
12. Я прилагаю все силы, чтобы добиться успехов в учебе.
1
2
3
4
13. Меня волнуют возможные неудачи.
1
2
3
4
14. Мне кажется, что урок никогда не кончится.
1
2
3
4
15. Мне хочется на кого-нибудь накричать.
1
2
3
4
16. Я стараюсь все делать правильно.
1
2
3
4
17. Я чувствую себя неудачником.
1
2
3
4
18. Я чувствую себя исследователем.
1
2
3
4
19. Мне хочется что-нибудь сломать.
1
2
3
4
20. Я чувствую, что не справлюсь с заданием.
1
2
3
4
21. Я взвинчен.
1
2
3
4
22. Я энергичен.
1
2
3
4
23. Я взбешен.
1
2
3
4
24. Я горжусь своими школьными успехами.
1
2
3
4
25. Я чувствую себя совершенно свободно.
1
2
3
4
26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова.
1
2
3
4
27. Я раздражен.
1
2
3
4
28. Я решаю самые трудные задачи.
1
2
3
4
29. Мне не хватает уверенности в себе.
1
2
3
4
30. Мне скучно.
1
2
3
4
31. Мне хочется что-нибудь сломать.
1
2
3
4
32. Я стараюсь не получить двойку.
1
2
3
4
33. Я уравновешен.
1
2
3
4
34. Мне нравится думать, решать.
1
2
3
4
35. Я чувствую себя обманутым.
1
2
3
4
36. Я стремлюсь показать свои способности и ум.
1
2
3
4
37. Я боюсь.
1
2
3
4
38. Я чувствую уныние и тоску.
1
2
3
4
39. Меня многое приводит в ярость.
1
2
3
4
40. Я хочу быть среди лучших.
1
2
3
4
Обработка результатов.
Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считается в обратном порядке:
На бланке 1 2 3 4
Вес для подсчета 4 3 2 1
Такими «обратными» пунктами являются:
По шкале познавательной активности: 14,30,38
По шкале тревожности: 1, 9, 25, 33
По шкале достижения мотивации: 4, 20, 32.
Ключ
Шкала
Пункты, номер
Познавательная активность
2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
Мотивация достижения
4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
Тревожность
1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
Гнев
3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39
Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале- 10 баллов, максимальная – 40 баллов.
Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.
Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10=27,3, общий балл – 28.
При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.
Оценка и интерпретация результатов.
Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:
ПА + МД + (-Т) + (-Г), где
ПА- балл по шкале познавательной активности;
МД- балл по шкале мотивации достижения;
Т- балл по шкале тревожности;
Г- балл по шкале гнева.
Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.
Выделяются следующие уровни мотивации учения:
I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
IV уровень – сниженная мотивация, переживание “школьной скуки”, отрицательное эмоциональное отношение к учению;
V уровень – резко отрицательное отношение к учению.
Распределение баллов по уровням:
Нормативные показатели
Шкала
уровень
Половозрастные группы, интервал значений
10-11 лет
12- 14 лет
15-16 лет
Дев.
Мал.
Дев.
Мал.
Дев.
Мал.
Познавательная активность
Высокий
31-40
28-40
28-40
27-40
29-40
31-40
Средний
21-26
22-27
21-27
19-26
18-28
21-29
Низкий
10-25
10-21
10-20
10-18
10-17
10-20
Тревожность
Высокий
27-40
24-40
25-40
26-40
25-40
23-40
Средний
20-26
17-23
19-24
19-25
17-24
16-22
Низкий
10-19
10-16
10-18
10-18
10-16
10-15
Гнев
Высокий
21-40
20-40
19-40
23-40
21-40
18-40
Средний
14-20
13-19
14-19
15-22
14-20
12-18
Низкий
10-13
10-12
10-13
10-14
10-13
10-11
В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями.
Интерпретация данных
Шкала
Интерпретация
Познавательная активность
тревожность
гнев
Высокий
Низкий, средний
Низкий
Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению
Средний
Низкий, средний
Низкий
Позитивное отношение к учению
Низкий
Низкий, средний
Низкий,
средний
Переживание «школьной скуки»
Средний
Низкий, средний
Низкий,
Средний
Диффузное эмоциональное отношение
Средний
Низкий,
средний
Высокий
Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей
Низкий
Низкий,
средний
Высокий
Негативное эмоциональное отношение
Низкий
Низкий
Высокий
Резко отрицательное отношение к школе и учению
Высокий
Высокий
Высокий
Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей
Высокий
Высокий
Средний
Повышенная эмоциональность на уроке
Средний,
низкий
Высокий
Средний,
Низкий
Школьная тревожность
Высокий
Средний, низкий
Высокий
Позитивное отношение при фрустрированности потребностей
Высокий,
средний
Высокий
Низкий,
средний
Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту.
Метапредметные УУД
Представляет собой оценку достижения планируемых результатов за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов.
Объект оценки: сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий
Предмет оценки: уровень сформированности универсальных учебных действий
Процедуры оценки:
а) внутренняя накопительная оценка б) итоговая оценка
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени НОО строится вокруг умения учиться:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативу и самостоятельность
- умение осуществлять сбор и поиск информации
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установлению аналогий
- умение сотрудничать
Оценивание метапредметных УУД отслеживается по наблюдению учителя.
Индивидуальная диагностическая карта ученика _____________________________________ ____класса 20___-___ учебного года
Организаторские навыки:
Баллы, дата, виды работы на уроке.
- Получив задание:
3- планирует работу до её начала.
2 -планирует действия по ходу работы.
1 -вообще не составляет плана.
- Вопросы, уточняющие задание:
4 - не нуждается в дополнительных разъяснениях
3 - задаёт до начала работы
2- в ходе работы
1-не задаёт, хотя и нуждается в пояснениях
- Выполняя задание:
4 -точно придерживается плана
3- отступает от плана в деталях, сохраняя общую последовательность действий.
2 -начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий.
1 -работает хаотично, без плана.
- Завершая задание:
3 - обязательно добивается запланированного результата.
2 -не доводит работу до окончательного результата.
1 - довольствуется ошибочным результатом.
- Помощь в работе
4 -не нуждается.
3 -нуждается и принимает.
2 -нуждается, но не умеет пользоваться.
1 -результат проверяет, но ошибок «не видит».
общий балл:
Обрабатывая результаты диагностики организационных умений и навыков можно выделить три группы учащихся: слабая группа (от 6 до 10 баллов), средняя группа (от 11 до 16 баллов), сильная группа (от 17 до 22 балла.)
Группа, баллы. Статус. Рекомендации учителю
Слабая группа (6-10 баллов)
Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. При этом, даже проверяя результат, допущенных ошибок не видит. Не способен обратиться за необходимой помощью и, даже если такая помощь оказана, не умеет ею воспользоваться.
Необходимо обучать умению ставить цель собственной деятельности, разрабатывать шаги по ее достижению, пошагово сверять свои действия с имеющимся планом. По завершении работы следует побуждать ребенка сравнивать полученный результат с эталоном, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой основе давать самооценку. Желательно показывать ребенку, где можно.получить помощь и как ею воспользоваться.
Средняя группа (11-16 баллов)
В целом ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в его правильности или потому, что довольствуется любым результатом. В случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться.
Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать навыки планирования собственной деятельности и способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы. Также следует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки.
Сильная группа (17-22 балла)
Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои действия или успешно пользуется уже сформированными алгоритмами работы. В случае необходимости уточняет детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Закончив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости способен обратиться за необходимой помощью и воспользоваться ею.
Следует развивать самостоятельность в учебной работе, поощрять найденные ребенком оригинальные и рациональные способы организации собственной работы.
Интеллектуальные навыки:
Балл,дата,виды работы на уроке
восприятие информации: 1. Устная инструкция.
4- с первого предъявления
3- нуждается в дополнительных разъяснени
2 -нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения
1 -не воспринимает устную инструкцию
1. Письменная инструкция.
4 -самостоятельно
3 -нуждается в разъяснениях
2 -нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения
1 -не воспринимает письменную инструкцию
интеллектуальная обработка информации.
- Умение выделять главное.
3 -способен выделить самостоятельно.
2 -нуждается в помощи
1 -испытывает значительные затруднения
- Умение выделять новое в учебном материале:
3 -способен выделить самостоятельно.
2 -нуждается в помощи
1-испытывает значительные затруднения.
темп интеллектуальной деятельности.
3 -выше, чем у других учащихся класса.
2 -такой же, как и у других учащихся класса.
1 -значительно снижен.
результативность интеллектуальной деятельности.
- Результат получает
4 -успешно (рационально, эффективно); воспроизводит предложенный учителем алгоритм.
3 -оригинальным творческим способом
2 -нерациональным путём («длинным»)
1 -путём подгонки под ответ («методом тыка»)
- Предъявление результата работы
4 -способен дать развёрнутый и аргументированный ответ
3 -способен дать правильный ответ, но не может его аргументировать
2 -приходится «вытягивать» ответы
1 -необходимость отвечать, как правило, вызывает серьёзные затруднения.
самооценка результата работы:
3 -способен дать объективную оценку результату своей работы, т.к. понимает суть допущенных ошибок.
2 -не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки.
1 -не может объективно оценить свою работу, т.к. не понимает, что допустил ошибки.
соответствие учащегося требованиям программы обучения:
3 -способен усвоить программу по вашему предмету в нормативные сроки
2 -для освоения программы требуется система дополнительных занятий
1 -освоение программы по различным причинам затруднено.
общий балл:
В результате подсчета результатов диагностики интеллектуальных умений и навыков можно выделить три группы учащихся: слабая группа (от 9 до 15 баллов), средняя группа (от 16 до 23 баллов), сильная группа (от 24 до 31 баллов).
Группа, баллы. Статус. Рекомендации учителям
Слабая группа (9-15 баллов)
Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выраженно снижены. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ», а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено.
Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий.
Средняя группа (16-23 балла)
Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным, «длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки.
Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу.
Сильная группа (24-31 балл)
Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок.
Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив.
Коммуникативные навыки:
Баллы,дата,виды работы на уроке
Изложение собственных мыслей
3 -может самостоятельно донести свою мысль до других
2 -может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов
1-не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов
Ведение дискуссии
- Способность отвечать на вопросы:
4 -обычно отвечает, давая развёрнутый ответ
3 -обычно отвечает, давая краткий (неполный) ответ
2 -как правило, при ответе испытывает затруднения из-за волнения
2 -как правило, при ответе испытывает затруднения из-за ограниченности сло
1 -практически не может самостоятельно отвечать на вопросы
- Способность задавать вопросы:
3 -обычно самостоятельно формулирует корректные вопросы
2 -формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений
1 -практически не может формулировать вопросы, понятные собеседнику
- Способность корректно возражать оппоненту:
3 -обычно возражает своему оппоненту корректн
2 -не всегда возражает своему оппоненту корректно
1 -как правило, не соблюдает корректность, возражая оппоненту
взаимодействие в учебной группе (в группе сверстников)
- Способность аргументированно отстаивать собственную позицию
3 -обычно отстаивает свою позицию аргументировано
2 -не всегда отстаивает свою позицию аргументированно
1 -как правило, не может аргументированно отстоять свою позицию
- Способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию
4 -обычно может гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию в случае необходимости
3 -не всегда может в случае необходимости гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию
2 -как правило, не может гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию, даже если понимает необходимость этого шага.
1 -не может гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию, потому
что, как правило, не осознаёт необходимость этого шага
- Способность подчиниться решению группы для успеха общего дела:
3 -обычно может подчиниться решению группы
2 -не всегда может подчиниться решению группы
1 -как правило, не подчиняется решению группы
соблюдение социальной дистанции в ходе общения (способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения)
3 -обычно удерживает социальную дистанцию в ходе общения
2 -не всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения
1 -как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе общения
общий балл
В результате подсчета результатов коммуникативных умений и навыков можно выделить три группы учащихся: слабая группа (от 8 до 13 баллов), средняя группа (от 14 до 20 баллов), сильная группа (от 21 до 26 балла).
Группа, баллы .Статус. Рекомендации учителям
Слабая группа (8-13 баллов)
Не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументированно отстаивать собственную позицию и гибко 'менять ее, так как не понимает необходимость этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не способен строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения.
Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистанцию в ходе общения со взрослыми и сверстниками.
Средняя группа (14-20 баллов)
Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменять ее, а также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая оппоненту, бывает некорректен. В ходе общения может нарушать социальную дистанцию.
Необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на поставленные вопросы. Желательно помочь ребенку в развитии способности отстаивать свою позицию или разумно менять ее. Следует работать над умением соблюдать социальную дистанцию в общении.
Сильная группа (21-26 баллов)
Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения.Не нуждается в специальной работе по развитию коммуникативных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»
Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...
Построение системы оценки образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО
В статье содержится обобщение опыта работы по итогам реализации школьного инновационного проекта в 2013 - 2015 гг. в ходе подготовки школы к переходу на ФГОС ООО, предствлены апробированные подх...
Система оценки образовательных достижений учащихся по английскому языку в соответствии с ФГОС
Как организовать проверку знаний, чтобы она выполняла все возложенные на нее функции? Как правильно определить место и время проверки и оценки на уроке? Какие методы и методические приемы исполь...
"Система оценки образовательных достижений обучающихся 5-9 классов в соответствии с ФГОС ООО"
Система оценки достижения планируемых результатов является частью системы оценки и управления качеством образования в нашем лицее. В данной статье подробно рассмотрена структура системы о...
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО И КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ в РФ
Оценка образовательных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС ООО из опыта работы...
Формирование системы оценки образовательных достижений обучающихся в соответствии с ФГОС
В данном эссе предпринята попытка анализа изменений требований к педагогической деятельности учителя в связи с введением новых образовательных стандартов. Важным составляющим происходящих изменений яв...
Система оценки образовательных достижений учащихся по английскому языку в соответствии с ФГОС
Создание системы самоконтроля и самооценки знаний, умений и навыков является сегодня одной из важнейших проблем организации учебной деятельности на уроках английского языка....