Исследовательская деятельность учащихся (из опыта работы)
творческая работа учащихся на тему

Федотова Маргарита Владимировна

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями, на другую – формировать у учащегося общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Самые ценные, глубокие и прочные знания это те, которые добыты самостоятельно, поэтому так важна исследовательская деятельность обучающихся. Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. Введение ФГОС НОО и осуществление системно-деятельностного подхода в образовании повышают интеллектуально-творческий потенциал школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа  школьников

      Государственные стандарты  общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями, на другую – формировать у учащегося общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Самые ценные, глубокие и прочные знания это те, которые добыты самостоятельно, поэтому так важна исследовательская деятельность обучающихся. Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. Введение ФГОС НОО и осуществление системно-деятельностного подхода в образовании повышают интеллектуально-творческий потенциал  школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.


           Целью своей педагогической деятельности с детьми я ставлю актуализацию и совершенствование исследовательской деятельности  школьников.
Моя задача как учителя при этом:
• помочь детям освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований через организацию специальных занятий и игр;
• развивать умение работать с различными источниками информации и представлять результаты своих исследований на публичных выступлениях;
• развивать творческие и интеллектуальные способности школьников.
Неизбежно первыми моими помощниками в данном направлении будут
родители.


     Исследовательской проектной деятельностью я заинтересовалась с 2010 года в ходе курсовой подготовки повышения квалификации, где нас познакомили с созданием исследовательских проектов. Изучив различные статьи, методики, с небольшой группой ребят  мы создали несколько исследовательских проектов и два из них презентовали на щкольной НПК. Я обратила внимание, что дети более активно стали усваивать материал, чувствуя его необходимость, актуальность для себя. Немаловажным в исследовательской деятельности данных детей является организация публичных выступлений, создание ситуации успеха и самореализации для каждого ребёнка. Поэтому целью работы по самообразованию в данном направлении стали
вопросы актуализации и совершенствования исследовательской деятельности школьников. Материалы по организации исследовательской деятельности школьников, публикуемые в педагогической и методической литературе, опыт работы отдельных учителей  помогли мне создать свою систему урочной и внеурочной деятельности в данном направлении с учётом мотивированности, создания творческой атмосферы как для детей, так и родителей. Очень важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения.
Рамки системно-деятельностного урока дают возможность использовать различные источники при работе с информацией. Урочная деятельность способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Значительно расширить поле исследовательской деятельности позволяют дополнительные занятия с учащимися во внеурочное время, которые строятся по нескольким направлениям:


– индивидуальная работа:
индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, наблюдений, помощь в подборе литературы;
работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем.
– групповая работа:
работа над организацией исследований, совместных исследовательских
проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей
– массовая работа с детьми:
организация встреч с интересными людьми, экскурсии, походы.
Индивидуальную и групповую работу с детьми по формированию у них исследовательских умений и навыков, по развитию их творческих способностей, выработке самостоятельности выстраиваю в виде следующей технологической цепочки, состоящей из нескольких этапов.


На первом этапе выявляю группу детей, желающих целенаправленно заниматься исследовательской деятельностью, либо детей, в которых я увидела искру исследовательского интереса и таланта. При этом немаловажную роль играет желание родителей поддержать своего ребенка в исследовательском поиске, так как опыт детей младшего школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться. Но при этом важно, чтобы помощь взрослых была деликатной, невидимой для ребенка, не заменяла исследовательскую деятельность детей исследованиями и выводами взрослых, а лишь направляла детей по нужному руслу. Такая работа приносит огромную пользу в наше время дефицита семейного общения.

На втором этапе большая роль отводится учителю, помощнику, наставнику ребенка. Совместное решение проблемы исследования является мощной движущей силой процесса дальнейшего исследования. Важно, чтобы ребенок с помощью взрослого понял, осознал проблему, но не обязательно требовать ясного словесного оформления этой проблемы. Для того чтобы у ребенка формировать умение видеть проблемы, провожу с детьми тренировочные занятия и упражнения в ходе индивидуальной и групповой работы. Эти задания и упражнения, как и многое другое по организации исследовательской деятельности школьников я позаимствовала из книги А. И. Савенкова “Содержание и организация исследовательского обучения школьников”.

Третий этап работы – постановка целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования.


Четвертый этап работы с будущими исследователями – организация непосредственной работы самого ребенка над выбранной темой. При этом работа осуществляется как под моим руководством, так и при помощи консультантов, в роли которых часто выступают родители.
Пятый этап - отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации. На этом этапе я работаю с ребенком в тесном сотрудничестве. С помощью наводящих вопросов, следуя плану исследования, вместе с детьми выстраиваем текст, предстоящего выступления. При этом встает необходимость работы с новыми словами, использующимися в научной литературе. Такой вид работы более всего помогает ребенку построить свое выступление, подготовиться к предстоящему выступлению и защите.


На шестом этапе учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классе. Как правило, ребята, не участвующие в исследовании, с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Они задают множество вопросов, вступают в споры с исследователями. Одновременно авторы получают практику общения с классным коллективом, имеют возможность спорить со сверстниками, отстаивая свою точку зрения. Публичные защиты позволяют ребятам раскрыть свои возможности и способности. Они с удовольствием представляют свои работы. И не только перед ребятами своих классов - на различных конкурсах, в том числе и на родительских собраниях.


Седьмой этап – итог исследовательской деятельности учащихся – участие в конкурсах, разного уровня.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

«Национальное Достояние России» Детский дом отдыха Управления делами Президента РФ « Непецино » 2011 год, г.Москва – секция Медицина

Слайд 4

« Национальное Достояние России» Детский дом отдыха Управления делами Президента РФ « Непецино » 2012 год, г.Москва – секция Геграфия - Краеведение (участники из Бурятии)

Слайд 5

ВИД - 2012

Слайд 7

Районная НПК -2015

Слайд 8

Школьная НПК-2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе

Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе (на примере подготовки и проведения предметной недели, посвященной Дню открытия Царскосельского Лицея)...

Организация исследовательской деятельности учащихся на примере работы "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению"

В статье подробно расписаны этапы подготовки и выполнения исследовательской работы по теме "Влияние культуры заний на отношение к табакокурению". Данная работа оценена Дипломом II степени  на X р...

Организация исследовательской деятельности учащихся на примере работы "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению"

В статье подробно расписаны этапы подготовки и выполнения исследовательской работы по теме "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению". Данная работа оценена Дипломом II степени на X респуп...

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

НОУ – КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЁННЫХДЕТЕЙ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Бочкарева Татьяна Валентиновна Учитель математики, БОУ г.Омска «Гимназия №159», г. Омск

НОУ – КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЁННЫХДЕТЕЙ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Бочкарева Татьяна ВалентиновнаУчитель математики, БОУ г.Омска «Гимназия №159», г. Омск...

Проектная и исследовательская деятельность школьников (из опыта работы)

В своей статье хочу привести некоторые результаты, а также анализ работы по использованию проектной деятельности на уроках химии, биологии и во внеурочное время за три года. Вместе с учащимися мы пров...