Проектная и исследовательская деятельность школьников (из опыта работы)
статья

Ильясова Олеся Хисаметдиновна

В своей статье хочу привести некоторые результаты, а также анализ работы по использованию проектной деятельности на уроках химии, биологии и во внеурочное время за три года. Вместе с учащимися мы проводили исследования как практического, так и теоретического характера. Современный социальный заказ к системе образования направлен на исследовательскую деятельность как важнейший ресурс личности. Реализация исследовательского подхода в обучении поможет достичь нового качества образовательных результатов современных выпускников. Другими словами, современное качество образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и образовательного проекта «ТЕМП» возможно обеспечить при активном использовании педагогами проектно-исследовательской деятельности. Новое качество знаний востребовано в связи с процессами глобализации, модернизации, информатизации, научными открытиями и быстрым обновлением информации. Современный этап развития образования диктует необходимость вовлечения обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность, поскольку при этом у них происходит формирование способностей самостоятельно мыслить, анализировать, добывать и применять знания, выдвигать гипотезы, планировать действия, сотрудничать в разнообразных группах, осуществлять самоанализ и самооценку –  то есть овладение универсальными способами деятельности и технологиями, которые им пригодятся в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Саринская средняя общеобразовательная школа» с. Сары Кунашакского района

Проектная и исследовательская деятельность школьников

(из опыта работы)

Ильясова Олеся Хисаметдиновна,

учитель химии и биологии первой категории

с.Сары, 2018

 

Актуальность проектной и исследовательской деятельности.

Современный социальный заказ к системе образования направлен на исследовательскую деятельность как важнейший ресурс личности. Реализация исследовательского подхода в обучении поможет достичь нового качества образовательных результатов современных выпускников. Другими словами, современное качество образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и образовательного проекта «ТЕМП» возможно обеспечить при активном использовании педагогами проектно-исследовательской деятельности. Новое качество знаний востребовано в связи с процессами глобализации, модернизации, информатизации, научными открытиями и быстрым обновлением информации. Современный этап развития образования диктует необходимость вовлечения обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность, поскольку при этом у них происходит формирование способностей самостоятельно мыслить, анализировать, добывать и применять знания, выдвигать гипотезы, планировать действия, сотрудничать в разнообразных группах, осуществлять самоанализ и самооценку –  то есть овладение универсальными способами деятельности и технологиями, которые им пригодятся в будущем.

Исследовательская форма работы дополняет учебно-познавательный процесс новыми способами получения и представления информации.

Учебно-исследовательская деятельность понимается как форма организации образовательного процесса, в которой обучающиеся сами овладевают способами решения проблем в процессе самостоятельного познания, организованного и направляемого педагогом, решают творческие, исследовательские задачи. Учебно-исследовательская деятельность ориентирует на решение школьниками учебных проблем, которые уже разработаны наукой [3].

Технология и результативность проектно-исследовательской деятельности

В процессе знакомства с материалами, представленными педагогами (статьи, проекты, исследовательские работы учащихся, работы НОУ), можно сделать вывод о том, что в настоящее время организацией исследовательской и проектной деятельности учащихся занимаются педагоги всех регионов нашей страны. Кроме того, исследовательская деятельность обучающихся сама по себе не нова, однако немного изменились требования к оформлению и содержанию самих работ. Особое внимание авторы статей уделяют рассмотрению проблемы создания эффективных условий для организации исследовательского и проектного обучения. Для организации качественной исследовательской и проектной деятельности важным условием является владение необходимыми компетенциями самим педагогом. Что особо актуально для начинающих специалистов.

В своей статье хочу привести некоторые результаты, а также анализ работы по использованию проектной деятельности на уроках химии, биологии и во внеурочное время за три года. Вместе с учащимися мы проводили исследования как практического, так и теоретического характера.

Исследовательская деятельность, как известно, представляет собой специфическую учебную деятельность и включает в себя следующие этапы:

1) формулирование темы,

2) формулирование цели и задач исследования,

3) теоретические исследования,

4) экспериментальные исследования,

5) анализ и оформление научных исследований,

6) внедрение и эффективность научных исследований,

7) публичное представление работы.

Начальным этапом работы является выбор темы. Выбор темы работы – очень важный этап, поскольку тема предопределяет весь дальнейший ход работы. Тема работы не должна быть ни слишком широкой, ни слишком узкой. В то же время понятно, что чем меньше слов в названии темы, тем она шире, охватывает более широкое поле деятельности (изготовление красок). И наоборот, – чем больше слов в названии, тем тема уже, охватывает более узкую область (изготовление красок на основе натуральных красителей).

Требования к теме научно-исследовательской работы:

  • актуальность и новизна (соответствие современному состоянию определенной науки);
  • научность (корректность употребления терминов, понятий, формулировок);
  • проблемность (тема должна иметь исследовательско-поисковый характер);
  • точность (соответствие объективно существующим в науке фактам);
  • оригинальность (тема не должна быть шаблонной).

Следующий этап проектной деятельности связан с выработкой структуры оформления содержания исследовательской работы. При этом необходимо придерживаться общих требований, в соответствии с которыми в структуру исследовательской работы входят: титульный лист; содержание; перечень условных обозначений (при необходимости); введение; основная часть; заключение; библиография (список литературы) [1].

На начальном этапе формирования навыков исследовательской деятельности возникали определенные трудности: на первом этапе встала проблема неумения учащихся работать с информационными источниками. Достаточно сложно выбрать главное из огромного количества информации, предоставляемой энциклопедиями, учебниками, научной литературой, а также компьютерной сетью Интернет. Кроме того, работа с литературой для учащихся менее привлекательна, нежели экспериментальная часть. Требуется определенное время, чтобы привить навыки работы с книгой, умение правильно оформить свои рассуждения и выводы в реферате, учится делать ссылки на использованные работы. Лучше всего с теоретической частью справляются старшеклассники (9,10,11 кл). Учащимся 7-8 классов требовалось больше времени и помощи со стороны педагога.

Определяющее значение имеют базовые знания учащихся. Для того чтобы сразу включиться в проектно-исследовательскую деятельность, ребенок должен иметь определенный багаж знаний по этому предмету, особенно это важно для экспериментальных наук – химии, биологии, физики и др. Поэтому большим плюсом в этом плане становятся пропедевтические курсы.  

Работу нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. Ребята, выступавшие впервые, даже перед своими одноклассниками порой терялись при возникновении у них вопросов. Поэтому для удачного представления работы необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.

Материально-техническая база образовательного учреждения, особенно небольшого населенного пункта, часто не удовлетворяет требованиям исследовательской деятельности (отсутствие реактивов, специального оборудования и т.п.), поэтому в свое время от некоторых проектов нам пришлось отказаться, либо выбирать исследования с менее насыщенной экспериментальной частью. На сегодняшний день администрация школы уделяет большое внимание развитию материально-технической базы и особенно заметна эта работа, как школа стала РИП (региональной исследовательской площадкой) по реализации образовательного проекта ТЕМП.

Вернемся к проектной деятельности обучающихся непосредственно нашей школы. За три года было выполнено много исследовательских работ. Но вашему вниманию хочу представить несколько более интересных и актуальных. На слайдах приведена часть проекта, который, можно сказать, формировался в течение нескольких лет «Состав сигарет и их влияние на организм человека». Почему именно эта тема: Россия – одна из самых курящих стран мира! А табакокурение среди подрастающего поколения – это бич нашего общества. После того, как мы определились с темой и целью работы, провели опрос среди школьников 6-11 классов: «Что ты знаешь о вреде сигарет?», на предмет употребления алкогольных напитков, сигарет (анонимно). Таким образом мы пытались повысить интерес к проектной деятельности среди обучающихся всей школы. Следующим этапом стал сбор информации: историческая справка, данные по химическому составу. Здесь проводился поиск данных о вреде тех или иных веществ на организм. Затем мы приступили к самой интересной части – практической.  После исследований Светлана неоднократно выступала на классных часах в старших классах, в рамках недели здоровья. Этот проект был представлен на II районной конференции НОУ в 2016 году. Ученица очно защитить работу, к сожалению, не смогла, т.к. попала в больницу. Но, знакомясь на конференции с работами обучающихся других школ, с уверенностью могу сказать, что наша работа имеет достаточно высокий уровень. А перед конференцией мы провели еще один опрос среди наших школьников: несмотря на то, что вырос % тех, кто пробовал, % курящих уменьшился вдвое. И для меня, как для классного руководителя, это достижение и воспитательных целей. Сколько мы боремся с вредными привычками. Наиболее эффективно, когда дети сами убеждаются, в том, что это опасно для здоровья и рассказывают об этом друг другу. В пропаганде здорового образа жизни также нам помогла еще одна работа, выполненная другой ученицей, Шагеевой Аделиной, под названием «Правда о пиве и последствиях его употребления». Также были организованы выступления в рамках недели здоровья.

Кроме того, что исследовательская деятельность помогает реализовать учебные, воспитательные цели, она даёт возможность ученикам проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности. Один из наших учеников задумывался о профессии стоматолога, поэтому я предложила ему выбрать исследование, связанное с его возможной будущей работой. В этом проекте о зубных пастах «Чем мы чистим зубы» практическая часть была осуществлена в домашних условиях: серия несложных опытов, которые легко воспроизвести и на уроке химии: учащихся попросили принести из дома зубную пасту, которой они пользуются, и с помощью опытов под руководством своего одноклассника ребята определили какие абразивные частицы есть в их зубных пастах, а насколько они безопасны им рассказал Артур с помощью своего проекта.  Так в практической части исследования мы задействовали весь класс.

Также весьма интересным стал проект «История темперных красок и их изготовление», в котором проводился сравнительный анализ красок из натуральных красителей и искусственных лакокрасочных изделий. В практической части этого проекта ученица изготовила несколько красок различных цветов и предложила воспользоваться ими другим учащимся, которые давали свою оценку краскам.

Еще один проект, который затронул всех участников образовательного процесса «Азбука питания».  В этой работе мы не только осветили вопрос рационального питания, но еще изучали меню школьной столовой в течение месяца, чтобы определить насколько восполняется потребность детей в калориях в зависимости от возраста. Для младшего школьного звена эта потребность полностью удовлетворяется за счет двухразового питания, для среднего и старшего, к сожалению, не в полной мере. Мы пришли к выводам, что было бы неплохо организовать двухразовое питание и в старшей школе, ведь старшеклассники находятся в школе до 2-3 часов дня, а то и больше. Ну а реализация этого предложения уже другой вопрос.

Не могу не отметить, что большую помощь в организации исследовательской деятельности мне оказал Лебедев Михаил Викторович, кандидат педагогических наук, ныне директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа № 2093 им. А.Н. Савельева", мой бывший сокурсник. Он помогал подбирать методическую литературу, делился своим опытом, т.к. работал в лицее г. Челябинска именно по направлению научных работ учащихся [4].

Организация проектно-исследовательской деятельности школьников

В целом, исследовательскую деятельность можно организовать на трёх уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика исследований при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а сама работа представляет собой поиск информации по первоисточникам.

Второй уровень помимо умения работать с первоисточниками предполагает также проведение экспериментов, накопление данных для построения таблиц, графиков, диаграмм.

Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в её разработке, т.е. логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п. И очень радует, что уже не первый год проводятся районные конференции НОУ, на которых обучающиеся могут показать свои достижения, поделиться опытом. Такие конференции нужно организовывать, активно поддерживать и поощрять талантливых ребят, показать, что их работы имеют значение не только в стенах родной школы, но и на более высоком уровне.  

Зачем заниматься научной работой школьникам? Этим вопросом, вероятно, задаются многие педагоги и сами обучающиеся.

Во-первых, научная работа наилучшим образом демонстрирует связь между теорией и практикой; во-вторых, развивает логику, интуицию, чёткость и последовательность мышления, речевые навыки; в-третьих, даёт шанс проявить себя талантливым детям; в-четвёртых, формирует умения, которые могут быть применены в реальной жизни.

Исследовательская работа школьников – первый шаг к получению качественно нового образования. Однако для успешной реализации проектно-исследовательской деятельности необходимо решение многих вопросов и создание условий для организации исследовательского и проектного обучения в современной образовательной практике. Поэтому дальнейшая работа будет направлена на решение этих вопросов и повышение заинтересованности учеников в исследовательской деятельности. В перспективе в наших планах проводить исследовательскую деятельность не только в стенах школы, но и за ее пределами, осуществляя связь с другими учебными заведениями.

Список литературы

  1. Ахрамович М.И. Условия организации исследовательской деятельности школьников // От проектной и исследовательской деятельности учащихся к научно-исследовательской работе: Материалы Международной научно-практической конференции. – Минск: АПО «Белорусская ассоциация «Конкурс», 2013.
  2. Богуш Н.Ф. Место и роль исследовательской деятельности учащихся в изучении учебного предмета «химия» (из опыта работы) // От проектной и исследовательской деятельности учащихся к научно-исследовательской работе: Материалы Международной научно-практической конференции. – Минск: АПО «Белорусская ассоциация «Конкурс», 2013.
  3. Волочко А.М. Основные характеристики научно-исследовательской работы учащихся // От проектной и исследовательской деятельности учащихся к научно-исследовательской работе: Материалы Международной научно-практической конференции. – Минск: АПО «Белорусская ассоциация «Конкурс», 2013.
  4. Гостев А.Г., Лебедев М.В. Научное общество учащихся в лицее: современные  представления и факторы развития. – Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность школьников как ресурс образовательного процесса в дополнительном образовании

Статья об организации проектной и исследовательской деятельности в условиях экологического объединения "Ритмы природы" МОУ ДОД ЗЦДЮТ...

Элементы краеведения в естественнонаучной проектной и исследовательской деятельности школьников: обучение и воспитание

laquo;C чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот, с той самой березки, что во поле, под ветром склоняясь, растет.." Любовь к Родине формируется постепенно в процессе накоплени...

Основы проектной деятельности школьника (из опыта работы)

Данный материал описывает некоторые вопросы построения курса "Основы проектной деятельности" в школе....

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов.

Разработка и реализация на практике методических рекомендаций для учителя географии по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

организация проектной и исследовательской деятельности школьников в разных возрастных группах в условиях реализации современных образовательных стандартов.

В данном материале дается  пример как необходимо организовать проектную деятельность, образец рабочей тетради. Имеется презентация....