"Компетентностно - ориентированный подход как эффективное средство обучения русскому языку"
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути…» /Б.Л.Пастернак/ Я услышал,и я забыл, Я увидел,и я запомнил, Я сделал,и я понял. Китайская притча 01.03.2018 2 http://aida.ucoz.ru
Методическая разработка раздела образовательной программы «Сложноподчиненные предложения» 9класс « Рабочая программа для 5-9 кл Русский язык».: . Ладыженская Т.А Баранов М.Т.., ТростенцоваЛ.А. и др. – М., «Просвещение», 2011. «Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений» /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Из «Аналитического отчета (ГИА-9)_2012» НИРО Намеченный в федеральном компоненте государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования и реализованный в материалах единого государственного экзамена компетентностный подход отразился в содержании экзаменационной работы по русскому языку для ГИА в 9 классах. Работа проверяет лингвистическую компетенцию обучающихся – знания о языке и речи, умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки; языковую компетенцию – умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных); коммуникативную компетенцию – уровень владения обучающимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности. 01.03.2018 4
Актуальность Практическая значимость : Свободное владение родным русским языком –надёжная основа каждого русского человека в его жизни , труде ,творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень , соответствующий условиям и потребностям современного общества , усилить практическую направленность обучения русскому языку. Личностно – ориентированная направленность: Компетентностный подход более соответствует условиям рыночной экономики, так как предполагает формирование, наряду со знаниями, умениями и навыками, еще и ключевых компетенций, востребованных рынком труда: учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, гражданско-политических. (Зимняя И.А.) Учебная значимость: трудности учащихся в освоении данного раздела грамматики; частые ошибки в письменной и устной речи; неумение учащихся создавать сложные синтаксические конструкции – рассуждения; наличие заданий по данной теме в ГИА и ЕГЭ. 01.03.2018 5
ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Цели обучения: освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры; Задачи обучения: приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; • овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка; • формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи; • освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой . 01.03.2018 6
Проблема: В процессе работы по программе возникла проблема низкого уровня развития творческих способностей и самостоятельности обучающихся,отсутствие логического мышления при выполнении заданий ГИА/В7,В8,В9;С2/и ЕГЭ/А6,А10,А25,А26,В6/ . 01.03.2018 7
Цели и задачи раздела Цель : формирование у обучающихся лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций через изучение сложноподчинённых предложений Задачи: формировать навыки работы с текстом; развивать пунктуационную грамотность; учить использовать в речи сложноподчинённые предложения; развивать интерес к родному языку, познавательную активность, ассоциативное мышление; совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом; воспитывать любовь к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к духовной ценности; внедрить в образовательный процесс альтернативные формы и способы ведения образовательной деятельности; развить умения, влияющие на учебно-познавательную деятельность ;переход на уровень продуктивного творчества; тщательный отбор материала и способов его подачи. 01.03.2018 8
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. Данный раздел разработан с учётом возрастных и психологических особенностей детей 14-15 лет. Они являются старшими подростками и находятся на этапе перехода в раннюю юность. В этот период у детей повышается коммуникабельность, появляется самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль. Но у большинства старших подростков наблюдается низкая мотивация и преобладает больший интерес к общению со сверстниками, нежели к учёбе. Поэтому необходимо повысить мотивацию школьников и организовать учебную деятельность так, чтобы она удовлетворяла их познавательные потребности, способствовала их самореализации. Огромное значение в этом возрасте имеет признание их умений и достижений, способствование формированию уверенности в результативности своей деятельности. 01.03.2018 9
Ожидаемые результаты освоения раздела программы Предметные: обучающиеся должны уметь находить главное и придаточное предложения, определять средство их связи; различать виды придаточных предложений; правильно ставить знаки препинания; составлять схемы с разными придаточными предложениями, с их параллельным или последовательным подчинением; использовать в речи сложноподчинённые предложения; создавать тексты учебно-научного и официального стилей . Личностные: уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; иметь способности к самоопределению, самосовершенствованию и самооценке; уметь организовывать свою деятельность. Метапредметные : уметь решать учебные задачи, работать с различными источниками информации, использовать компьютерные технологии, овладеть способами решения проблем творческого и поискового характера 01.03.2018 10
Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся 01.03.2018 11 В данной методической разработке все образовательные технологии, методы и формы организации деятельности выбраны, исходя из поставленных целей и задач в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов и использованы с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся.
01.03.2018 12 Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого ученики усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения –это большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления . Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности. Фундаментальные работы, посвященные теории и практике проблемного обучения, появились в конце 60-х — начале 70-х гг. XX столетия. Большой вклад в разработку технологии проблемного обучения внесли ученые Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмудов, В. Оконь и др. По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах : проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998). Фундаментальные работы, посвященные теории и практике проблемного обучения, появились в конце 60-х — начале 70-х гг. XX столетия. Большой вклад в разработку технологии проблемного обучения внесли ученые Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмудов, В. Оконь и др. Фундаментальные работы, посвященные теории и практике проблемного обучения, появились в конце 60-х — начале 70-х гг. XX столетия. Большой вклад в разработку технологии проблемного обучения внесли ученые Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмудов, В. Оконь и др. По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.
01.03.2018 13 Элементы здоровьесберегающей технологии: на этапе контроля усвоения знаний обучающимся предлагаю тестовые задания, снимая с ннх тем самым эмоциональное напряжение и чувство боязни озвучить вслух неправильный ответ. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, на мой взгляд, позволяет : развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения; расширить возможности предъявления учебной информации; сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности; усилить мотивацию учения; активно вовлекать учащихся в учебный процесс; дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала; расширить наборы применяемых учебных задач; качественно изменить контроль за деятельностью учащихся; позволяют приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному поведению в нем. 01.03.2018 14
Система знаний данного раздела включает : - знания из предметной области сведения о синтаксическом строе речи; знания о построении сложных синтаксических конструкций, использовании в них сложноподчиненных предложений; сведения о сложноподчиненных предложениях и их особенностях; знания видов придаточных предложений, средствах их связи; сведения о синтаксических синонимах сложноподчиненных предложений ; знания пунктуационных норм русского язык а; общенаучные знания знание терминологии/ синтаксис;пунктуация /;образное мышление; знания из определенной научной области литература,язык,речь,текст,эстетическая функция русского национального языка; знания профессионального характера, учитывающие способности и интересы учащихся, их подготовку к будущей профессии общие теоретические представления о языке,его функциях . 01.03.2018 15
Система деятельности 01.03.2018 16 Это способность самостоятельной постановки учебной цели, планирование учебной деятельности, оценивание себя с учётом своих возможностей. В методической разработке самоорганизующей деятельности способствуют: работа в паре, группе,индивидуальная работа,овладение способом постановки цели, навыками планирования, самоконтроля, самоанализа,работа по алгоритмуу Самоорганизующая
При изучении раздела «Сложноподчиненные предложения» учитель должен учитывать несколько аспектов: 1. Изучение материала должно строиться на внутрипредметных связях, с учетом уровня усвоения предшествующего материала, поэтому нужно четко представлять, на какие знания накладывается изучаемый материал. 2. Изучение материала должно строиться с учетом подготовки к итоговой аттестации, поэтому нужно использовать задания КИМ. 3. Дидактический материал к уроку отбирается таким образом, чтобы на каждом уроке происходило развитие речи. Целесообразно использовать тексты разных стилей и функционально-смысловых типов. Это позволяет развивать и совершенствовать языковую интуицию, орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся. 01.03.2018 17
01.03.2018 18 Поурочное планирование по разделу № Дата Тема урока Тип урока Информационно-методическое обеспечение,ИКТ 1. Сложноподчиненное предложение. Строение сложноподчинённых предложений(СПП). Урок усвоения новых знаний. Презентация, раздаточный материал. 2. Подчинительные союзы и союзные слова в СПП. Комбинированный урок. Презентация 3,4 Р.р. Сжатое изложение. Урок развития речи. 5. Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. Комбинированный урок. Презентация, раздаточный материал 6,7 СПП с несколькими придаточными. Тренинг заданий ГИА. Комбинированный урок. Презентация 8. Р.р. Рецензия на книгу. Подготовка к домашнему сочинению-рецензии. Урок развития речи. 9,10. Виды придаточных предложений. Определительные придаточные. Урок усвоения новых знаний. Презентация 11,12. Придаточные изъяснительные. Комбинированный урок. Презентация
Поурочное планирование по разделу №урока дата № урока по теме Тема урока Ди- дакти- ческая модель обучения Методы, средства Форма деятель- ности Планируемый результат и уровень усвоения Информ- методическое обеспечение 1 Понятие о сложноподчинённом предложении. Проблемная, ИКТ, здоровьесберегающая Объяснительно-иллюстративный,репродуктивный,частично-поисковый Индивидуальная, парная Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП. ( Я ) Таблица, Презентация,в/ф «Синтаксис и пунктуация» 01.03.2018 19
Разработка урока Тема : Виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения. Задачи урока: Обучающие задачи: закрепить полученные знания о СПП; тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении; обучать школьников лингвистическому анализу текста. Развивающие задачи: формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность; развивать навыки исследовательской деятельности. Воспитательные задачи: воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка; воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей; воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие. Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний). Форма проведения урока: урок-практикум ( с элементами лабораторной работы исследовательского характера). Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал – буклеты, презентация в программе « PowerPoint », разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения» 01.03.2018 20
План урока: 1.Оргмомент 2.Постановка темы и цели урока 3.Видеофильм 4.Повторение изученного: а) теоретическое; б) практическое (работа с буклетом) Цифровой диктант Заполнение «слепой» схемы Соединение предложений 5.Решение кроссворда 6.Исследовательская работа по группам 7.Комплексный анализ текста 8.Домашнее задание (дифференцированное) 9.Рефлексия 10.Подведение итогов урока 11.Исполнение песни под гитару 01.03.2018 21
Ход урока 01.03.2018 22 4. Повторение изученного: а) Теоретическое: Определение сложноподчиненного предложения, привести пример/слайд презентации/ б) Практическое: Работа с буклетом. Задание №1 Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте горизонтальные схемы . Человек должен быть наделен фантазией ________ творить. (В. Высоцкий. Монологи) Я наблюдал свысока _______ волны головы ломают. (В. Высоцкий) Живешь в заколдованном диком лесу __________ уйти невозможно. (В. Высоцкий) Все равно я отсюда тебя заберу во дворец __________ играют свирели. (В. Высоцкий, 1970г) Соглашайся хотя бы на рай в шалаше _________ терем с дворцом кто-то занял. (В. Высоцкий, 1970г) Мне теперь не понять_________же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя» Мне не стало хватать его только сейчас, _____________ он не вернулся из боя. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя») Ответы: ( Чтобы; как; откуда; где; если; кто; когда)
Цифровой диктант "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках". Верно ли утверждение, что: Союзы что, если, где – подчинительные? Определение не отвечает на вопрос чей ? Предложение – это синтаксическая единица? Местоимение себя не имеет именительного падежа? Союз однако – подчинительный? Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным? Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей? В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение? [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения. После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101 01.03.2018 23
Заполните слепую схему определительные ? обстоятельственные ? падежные вопросы ? 01.03.2018 24
Решение кроссворда Давайте назовем основные виды СПП по значению и союзам? Для этого мы с вами отгадаем кроссворд. (Даны примеры предложений для анализа, учащиеся должны определить вид придаточного, а термин записать в кроссворд) . Примеры предложений: Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует. Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг. Петухи дерутся, так что перья летят. Там, где растут розы, растут и шипы. Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку. Пушки были ещё очень далеко, разрывы звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку. Мне грустно, потому что я тебя люблю. Сова кричала, словно плакал маленький ребёнок. Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи! Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник. 01.03.2018 25
Исследовательская работа по группам Класс делится на 5 групп. Каждая группа анализирует текст на карточке. Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП. (Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей). Научный стиль Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований. ( Б. Б. Буховцев и др. Физика.). 01.03.2018 26
Комплексный анализ текста Текст на карточках у каждого учащегося. (1)Так кем же он все-таки был? (2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю. (8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением. (10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось: Если друг оказался вдруг И не друг и не враг, а так… (13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение! Р. Рождественский. Задания: Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком. Составьте схему 8 предложения. Объясните значение слова бард. Выпишите частицы из предложения №12. Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование. Составьте словарный диктант по тексту, выбирая слова и словосочетания, правописание которых вы считаете для себя полезным повторить. 01.03.2018 27
Домашнее задание Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас». Решение кроссворда ( см. буклет) 01.03.2018 28
Рефлексия «Давайте пошушукаемся». Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете. Запишите ваши отзывы на карточке: Я сегодня узнал(а), научился(ась) Что понравилось на уроке? Что не понравилось ? 01.03.2018 29
Литература Владимир Высоцкий «Я был душой дурного общества», М., «Эксмо», 2006. И. В. Шустина Кроссворды для школьников. Русский язык. Ярославль. «Академия развития», 1997. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение,2011 Григорьев Д.В., Степанов П.В. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М.:Просвещение, 2011. « Рабочая программа для 5-9 кл Русский язык».: . Ладыженская Т.А Баранов М.Т.., ТростенцоваЛ.А. и др. – М., «Просвещение», 2011. 01.03.2018 30
01.03.2018 31
Учительство - не труд, а отреченье, Умение всего себя отдать, Уйти на долгий подвиг и мученье, И в этом видеть свет и благодать. Учительство - когда в глазах холодных Зажжется понимания заря, И ты поймешь: старался не бесплодно И знания разбрасывал не зря. Осыпанный цветным дождем букетов И озаренный блеском сотен глаз, Прими, учитель, не слова привета, А часть души от благодарных нас! 01.03.2018 32
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 01.03.2018 33
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Компетентностно-ориентированное образование учащихся в процессе обучения английскому языку»
Работа представляет собой обобщение педагогического опыта учителя английского языка, реализующего компетентностный подход. Цель работы - показать, каким образом создаются условия для становления компе...
Дидактический материал и ИКТ как эффективные приёмы обучения русскому языку
Описание системы работы на уроках русского языка...
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
В статье представлен материал из опыта работы по применению ЛОП (личностно ориентированного подхода в обучении). На сегодняшний день актуальной потребностью нашего времени, времени сотворчества ...
Личностно-ориентированный подход в современной методике обучения иностранным языкам
Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Учащиеся в школах обучаются по индивидуальным планам (worksheets), которые они составляют сначал...
Энциклопедия «Britannica» как одно из эффективных средств обучения английскому языку
Научно-экспериментальная апробация, в которой представлено практическое использование современной информационной технологии,а именно электронной версии энциклопедии "Britanica" на уроках анг...
Пословица- одно из эффективных средств обучения английскому языку
Данная статья может быть использоана учителями при подготовке уроков и внеклассных мероприятий...
Песня как эффективное средство обучения английскому языку.
В данной статье рассказывается о значении песни на уркоах английского языка....