«Компетентностно-ориентированное образование учащихся в процессе обучения английскому языку»
методическая разработка по английскому языку на тему
Работа представляет собой обобщение педагогического опыта учителя английского языка, реализующего компетентностный подход. Цель работы - показать, каким образом создаются условия для становления компетентно-ориентированной личности школьника в процессе языкового образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_pedagoga.doc | 534 КБ |
Предварительный просмотр:
«Компетентностно-ориентированное образование учащихся
в процессе обучения английскому языку»
Важным законом да будет:
учить и учиться всему через примеры,
наставления и применения на деле.
Ян Амос Коменский
Если обратиться к истории становления моего педагогического опыта, можно выделить четыре фактора, которые оказали влияние на формирование новых педагогических идей и изменение моего педагогического стиля. Во-первых, это общие требования к школьному образованию. Сегодня нам нужны ясные, земные цели, совпадающие с реальными устремлениями развивающегося человека. Второй фактор – это требования, предъявляемые к предмету. Как невозможно научиться плавать, не входя в воду, так нельзя сформировать межкультурную коммуникативную компетенцию, не используя компетентностного подхода в обучении. Третий фактор – моя работа в коллективе гимназии. Наши учителя сплочены эмоционально и интеллектуально, а инновационные идеи коллектива оказывают сильное влияние на становление индивидуальных педагогических концепций учителей. В течение четырёх лет коллектив гимназии реализует Программу развития, каждая из семи подпрограмм которой направлена на формирование ключевых компетенций учащихся. И, наконец, моя личная позиция учителя английского языка оказала влияние на становление опыта.
В гимназии английский язык преподаём по УМК авторского коллектива И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной, О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой. В рамках работы над реализацией Программы развития, я стала ощущать противоречие между меняющимися требованиями к качеству школьного образования и содержанием и структурой УМК. Каким образом соотнести формируемые компетенции с целями и содержанием урока? Какие методы и приёмы наиболее эффективно формируют компетентного школьника? Какие компетенции используемый в гимназии УМК формирует, а какие – нет? Как зафиксировать успешность продвижения ученика по «компетентностному маршруту»? И возможно ли, обучая предмету «Английский язык», способствовать достижению образованности, предметной и общепредметной компетентности школьника, которая заключается в способности самостоятельно решать проблемы, опираясь на языковой опыт?
Постановка практической проблемы привела меня к проблеме исследовательской: какое научное знание применить, чтобы обеспечить качество образования, соответствующее требованиям времени? В качестве фундаментальной основы для своей педагогической концепции я выбрала компетентностный подход, при котором знания полностью подчиняются практической деятельности.
Таким образом, педагогический опыт актуален на четырёх уровнях: в российском образовании, предметной области, образовательном учреждении и в конкретной педагогической ситуации учителя.
Компетентностный подход не является чем-то чуждым для отечественной педагогики и может рассматриваться как развитие наших лучших педагогических идей и концепций, а также передовой педагогической практики 1960-х–1990-х годов. Он опирается на идею о единстве обучающих, развивающих и воспитывающих задач урока, получивших в 1980-е годы наиболее полное обоснование в работах Ю.К. Бабанского об оптимизации учебного процесса. Основы компетентностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, И.А. Зимней, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Нельзя не отметить, что многие отечественные учёные часто выходили на уровни компетенций в своих исследованиях по проблемам формирования умений и навыков учащихся, только не употребляли этого термина. Так, например, И.С. Якиманская фактически даёт определение профессиональной компетенции, описывая те интеллектуальные качества, которыми должен обладать специалист, чтобы быть способным использовать теоретические знания, навыки и умения, полученные им в процессе обучения, в конкретных, быстро меняющихся условиях деятельности.
Понятие «компетенция» было введено Н.Хомским применительно к лингвистике, как система правил функционирования языка, присущих говорящему. Позднее оно было дополнено термином «коммуникативная компетенция». В 70-е годы идея и термин «компетентности» широко использовались в США и ряде стран Европы в связи с проблемой индивидуализации обучения. Тогда эта идея была достаточно проста: в обучении невозможно ограничиваться основами наук, необходимо развивать все уровни межличностных отношений. Взяв за основу модель, предложенную В.В. Сафоновой, И.Л. Бим определяет языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную и учебную компетенции. В 1996 году в Страсбурге был принят документ под названием «Современные языки: изучение, преподавание, оценка. Общеевропейская компетенция», в котором структура коммуникативной компетенции была представлена следующим образом: лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная, социокультурная, социальная и стратегическая компетенции. В материалах симпозиума «Ключевые компетенции для Европы» Совет Европы выделил пять групп ключевых компетенций, необходимых сегодня для жизни и деятельности в современном обществе:
политические и социальные компетенции, то есть способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, в функционировании и в улучшении демократических институтов;
компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе, которые должны способствовать пониманию различий, способности и готовности жить с людьми других культур, языков и религий;
компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, владение несколькими языками;
компетенции, связанные с возникновением «общества информации», то есть с владением новыми технологиями, пониманием их применения, их силы и слабости;
компетенции, реализующие способность учиться всю жизнь как основу непрерывной подготовки, как в профессиональном плане, так и в личной и общественной жизни.
Итак, сегодня совершенно очевидно, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Сами знания, без определённых навыков и умений их использования, не могут решить проблему образования школьника и подготовки его к реальной деятельности. Следовательно, целью образования становятся не просто знания и умения, а определённые качества личности, формирование компетенций. «Компетенцию» можно определить как совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения, что составляет содержательный компонент обучения. По мнению А.В. Хуторского, компетенция – это отчуждённое, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определённой сфере. Термин «компетентность» я буду использовать в значении «владение, обладание учеником соответствующей компетенцией», «состоявшееся качество личности ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере», а также «результат обучения». Задача формирования у учащихся компетенций, уровень овладения которыми будет свидетельствовать о его компетентности, готовности к дальнейшему обучению и самоопределению, ставилась в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Сегодня педагогическое сообщество придерживается точки зрения А.В. Хуторского, который в соответствии со спецификой содержания образования предлагает трёхуровневую иерархию компетенций:
ключевые, имеющие общий (метапредметный) характер и способствующие адаптации личности в социальной среде, самоопределению в социальной сфере;
общепредметные, применимые к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей и носящие интегративный характер;
предметные, имеющие частный характер и возможность формирования в рамках отдельных учебных предметов.
По мнению А.В. Хуторского, российское образование не может стоять в стороне от общих процессов развития, в том числе от усиления роли компетенций. Учитывая реальную ситуацию, цели общего образования, основные виды деятельности ученика, позволяющих ему овладевать опытом и получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе, А.В. Хуторской определяет следующие группы ключевых компетенций:
ценностно-смысловые компетенции;
общекультурные компетенции;
учебно-познавательные компетенции;
информационные компетенции;
коммуникативные компетенции;
социально-трудовые компетенции;
компетенции личностного самосовершенствования.
Проанализировав различные точки зрения, я выявила те компетенции, в формирование которых может внести свой вклад предмет «Английский язык». Так выглядит перечень компетенций, являющихся основой представленного мной педагогического опыта:
коммуникативная (языковая, речевая, компенсаторная);
социокультурная;
ценностно-смысловая;
учебно-познавательная;
информационная;
кооперативная;
компетенция личностного роста и самосовершенствования.
В качестве ключевых формируются ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационная, компетенция личностного роста и самосовершенствования, кооперативная и экспертная. А.В. Хуторской рассматривает коммуникативную компетенцию как ключевую. Учитывая специфику предмета «Английский язык», я отношу её к группе предметных компетенций и, опираясь на Программу по английскому языку», представляю её как совокупность трёх составляющих: речевой, языковой и компенсаторной. Кроме того, вместо общекультурной ключевой компетенции я рассматриваю социокультурную предметную компетенцию, которая в английском языке переходит в разряд предметной. Какой смысл я вкладываю в каждую из них?
Коммуникативная (речевая) компетенция – развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме).
Коммуникативная (языковая) компетенция – овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения; освоение знаний о языковых явлениях английского языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках.
Коммуникативная (компенсаторная) компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.
Социокультурная компетенция – познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека, человечества и отдельных народов; основы семьи, роль науки и религии в жизни человека; представление о систем ах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном и поликультурном обществе; владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей (семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя); умение действовать в ситуациях семейно-бытовой сферы умение действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой; владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, и зрителя.
Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, от них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Учебно-познавательная компетенция – самостоятельная познавательная деятельность ученика, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приёмами учебно-познавательных действий в нестандартных ситуациях; функциональная грамотность: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
Информационная компетенция – навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владение современными средствами информации и информационными технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача.
Кооперативная компетенция – готовность ученика к эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей.
Компетенция личностного роста и самосовершенствования – освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки; непрерывное самопознание, развитие необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения; правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Итак, цель моего педагогического опыта – создание условий для становления компетентно-ориентированной личности ученика в процессе языкового школьного образования.
Задачи.
1. Разработать комплекс условий в методике преподавания английского языка:
а) соотнести компетенции, формируемые в ходе изучения английского языка, с целями обучения и типологией уроков;
б) разработать и внедрить в учебный процесс «Компетентностно-ориентированное тематическое планирование» курса «Английский язык»;
в) сформировать «банк» методов и методических приёмов для реализации компетентностно-ориентированного образования;
Включить школьников в практическую работу по решению задач, относящихся к актуальным проблемам жизнедеятельности.
Внедрить в учебный процесс «Портфолио школьника, изучающего английский язык» как одну из форм фиксации личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
В таблице видно, каким образом образовательная цель соотносится к формируемыми компетенциями. Достигая образовательной цели, мы получаем результаты на трёх уровнях: личностный – в ходе реализации воспитательной цели, метапредметный – в ходе реализации развивающей цели и предметный – как отражение познавательной цели.
Воспитательная цель: учащиеся должны убедиться в необходимости серьёзного отношения к изучаемой проблеме и быть готовым к формированию в себе комплекса личных качеств (личностный результат). |
Компетенции | Ценностно-смысловая Кооперативная |
Развивающая цель: учащиеся должны владеть навыками речемыслительной деятельности и уметь работать с информацией (метапредметный результат). |
Компетенции | Учебно-познавательная Информационная Компетенция личностного роста и самосовершенствования |
Познавательная цель: учащиеся должны знать языковой и страноведческий материал и адекватно применять его в коммуникативных ситуациях (предметный результат). |
Компетенции | Коммуникативная (речевая, языковая, компенсаторная) Социокультурная |
По мнению А.В. Хуторского, перечень компетенций дан российским учителям в общем виде и нуждается в детализации, как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Итак, мой педагогический опыт решает проблему проектирования компетентностного обучения. Я предлагаю использовать возможности предмета «Английский язык» и богатый ресурс УМК для создания условий компетентностно-ориентированного образования школьников. Каким же образом формируемые компетенции находят воплощение в образовательном процессе? Перечислю основные функции, которые учитываются при конструировании компетенций:
компетенции отражают социальную востребованность молодыми гражданами в повседневной жизни;
компетенции реализуют личностные смыслы ученика в обучении, являются средством преодоления его отчуждения от образования;
компетенции задают реальные объекты окружающей действительности для комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
компетенции задают опыт предметной деятельности ученика, необходимой для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;
компетенции являются частью содержания учебного предмета и содержат метапредметные элементы;
компетенции соединяют теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
компетенции представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служат средствами организации комплексного образовательного контроля.
Для того чтобы выстроить содержание компетенций и соотнести их с традиционными образовательными параметрами, я использовала структурные компоненты компетенции, предложенные А. В. Хуторским.
Название компетенции.
Тип компетенции (ключевая, общепредметная, образовательная).
Круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция.
Социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме).
Смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции (в чём и зачем ученику быть компетентным).
Знания о данном круге реальных объектов; умения и навыки, относящиеся к данному кругу объектов; способы деятельности и минимальный необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции.
Индикаторы компетентности ученика (контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности ученика).
Традиционное календарно-тематическое планирование я дополняю «Компетентностно-ориентированным тематическим планированием». Планирование темы (раздела) включает следующие компоненты: объекты реальной действительности, социальную и личностную значимость формируемой компетенции, учебные задачи и задание - «измеритель» компетентности ученика. Хочется сказать о том, какие задания используем в качестве контрольных. Это может быть: а) готовое задание из УМК; б) задание из другого источника, выполняющее контролирующую функцию и соответствующее содержанию изучаемого раздела; и) практико-ориентированные контекстные задачи.
В качестве примера привожу компетентностно-ориентированное планирование темы «Семь чудес света» для 11 класса.
Тема: «Seven Wonders of the World”.
Класс: 11. Количество часов: 20.
Компетенция | Объект реальной действительности | Социальная значимость компетенции | Личностная значимость компетенция | Учебные задания УМК | Контрольные задания |
Коммуникативная (языковая) | Лексический материал (новые слова и выражения) и грамматический материал (синтаксис: придаточные причины и следствия) | Осуществление грамотной иноязычной коммуникации на основе использования всего богатства английского языка. | Использование адекватных языковых средств и возможность быть понятым и услышанным в ходе личного иноязычного общения. | “Use of English” “New Vocabulary” (Ex. 19-28) “Words not to be confused” (Ex. 29) “Phrasal verb to tear” (Ex. 31) “New Grammar” (Ex. 33-39) “Vocabulary and Grammar Revised” (Ex. 45, 46, 48-50) “Topical Vocabulary” (Ex. 51-52) Ex. 12 (B), ex. 15 | Ex. 31 Complete the sentences. Ex. 40 Complete the texts with derivatives from the words in the right-hand column. Ex. 41 Complete the sentences using if or unless. Ex. 42 Use the right tenses in the clauses of the following sentences. Ex. 43 Change the words in brackets or form new words on their basis to make the text grammatically and logically correct. Ex. 44 Choose the right items and complete the text. Ex. 47 Express the same in English. Page 126: Create a Word Formation Exam Test using the article “Introduction”. |
Коммуникативная (речевая) | Коммуникативная задача как стимул для порождения иноязычной речи. Устная и письменная речь как реальный процесс коммуникации. | Владение способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями. Владение приёмами действий в ситуациях общения. Умение находить компромиссы в ходе совместной деятельности в группе. | Реальная возможность осуществлять устное и письменное общение с людьми, живущими в других странах как для решения жизненных проблем, так и для построения личной жизненной траектории. | Ex. 3-6, 8 Ex. 9-10 Ex. 13-14, ex.17-18 Ex. 53-56 “Speaking”: Ex. 57-58 | Ex. 7 Listen to the text “Two Natural Wonders” and complete the statements. Ex. 11-12 (A) Read the text “St Basil’s Cathedral” and complete the following statements. Ex. 16 Discuss the problems raised in the text “Homecoming”. Ex. 59 Say what you think about these opinions. Ex. 60 Read the text about language change. Comment on it using some of the ideas after the text. Give your own examples. Ex. 62 Make up a dialogue about the way young people speak and about slang words used by them. One of you is very much “anti-slang” but the other thinks that it is very natural for young people to speak in their own way. Try to sound convincing. Ex. 63 Write an argumentative essay on one of the statements given below. Use the following plan. |
Коммуникативная (компенсаторная) | Лексические единицы, словосочетания, предложения, тексты. | Расширение потенциального словарного запаса учащихся при помощи языковой догадки, знания интернациональной лексики, правил словообразования. | Умение выходить из трудных ситуаций общения на английском языке при ограниченном словарном запасе. | Контекстная задача «Курсы английского языка». . |
Учебно-познавательная | Тексты, дополнительные ресурсы (библиотека, Интернет, мнения людей), упражнения из УМК, проектные и исследовательские задания. | Потребность человека в умении ставить цель и организовывать её достижение, задавать вопросы к изучаемым явлениям, объектам реальной действительности, отыскивать причины явлений. | Умение эффективно пользоваться ресурсами и способами действия для освоения языка и культуры. | “Introduction” “Listening Comprehension” ”Reading” “Use of English” “Miscellaneous” | Самооценка учащихся по теме «Seven Wonders of the World” в «Портфолио ученика, изучающего английский язык». |
Ценностно-смысловая | Тексты, видеоматериалы, иллюстрации. Мнения людей о памятниках природы и искусства. Проекты. | Позиция гражданина и способность сформулировать свои ценностные ориентиры по отношению к наследию человечества: памятникам, созданным природой и человеком. | Самовоспитание с опорой на вечные ценности и ключевые смыслы жизни современного человека. | Тексты УМК Дополнительные тексты Проекты | Project “Seven Wonders of Russia”. Project “Seven Wonders of Shakhunya”. |
Информационная | Интернет сайты. Тексты. Языковые и речевые упражнения. Географические карты. Словарные статьи. Проекты. | Необходимость владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебником, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, сайтами Интернета. | Удовлетворение потребности в информации, умение самостоятельно искать, извлекать и отбирать информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Умение ориентироваться в информационных потоках и выделять в них главное и необходимое. | Тексты УМК Дополнительные тексты Аудиоматериалы Видеоматериалы Справочная литература | Project “Seven Wonders of Russia”. Project “Seven Wonders of Shakhunya”. |
Кооперативная | Проекты. | Сотрудничество с членами коллектива (общества) для совместного эффективного решения общественно-значимых задач. | Решение учебных и жизненных проблем во взаимодействии с окружающими людьми. Поиск партнёров для осуществления учебной и профессиональной деятельности. Способность добиваться лучших результатов за счёт эффективной работы в коллективе. | “Project Work”: Think of a list of things you can call “Seven Wonders of Russia”. Prepare a talk on one of these wonders. Introduce slides, photos and illustrations to make your presentation more colourful. Of all nominations presented choose seven which you all consider the best and display them in your classroom. | Project “Seven Wonders of Russia”. Project “Seven Wonders of Shakhunya”. |
Социокультурная | Информация о достопримечательностях-визитных карточках стран и городов. Правила речевого поведения в ситуациях устного и письменного общения. | Знания и опыт выполнения социальных ролей: гражданина страны, представителя местного сообщества. Культурные нормы и традиции современного человека. | Умение передать опыт уважительного, бережного отношения к культурным ценностям планеты (страны, родного города) своим детям. | Project “Seven Wonders of Russia”. Project “Seven Wonders of Shakhunya”. | Project “Seven Wonders of Russia”. Project “Seven Wonders of Shakhunya”. |
Компетенция личностно роста и самосовершенст-вования | Материалы «Портфолио ученика, изучающего английский язык». Личные достижения в ходе изучения темы. | Владение навыками саморазвития. Непрерывное самопознание, саморазвитие личностных качеств. Формирование культуры мышления и поведения. | Способность адаптироваться к требованиям времени (учёба, работа, меняющиеся условия жизни). | Рефлексия «Мишень», «Секрет моего успеха», «Ступени», «Лабиринт». | Рефлексия в «Портфолио ученика, изучающего английский язык». План изучения следующей темы “Areas of Improvement”. |
Контекстная задача «Курсы английского языка».
One of the most incredible wonders of the world is definitely language. Knowing English has recently become an important part of modern people’s life. Many students learn foreign languages with great pleasure not only at the lessons, but they also take language courses outside school. What course to choose? What result are we likely to get after you finish it? How much will it cost to the family? How long will it take you to get the certificate?
Igor wants to master his English. He is reading the advertisements. The main demand for Igor is high quality of teaching and total immersion in the English language. Unfortunately his family can’t afford to spend a large sum of money for the course. One day you have received an e-mail from “Alfa-Dialog” School from St Petersburg. Look at the advertisement. Could it be useful for Igor? What makes you think so?
Act out the dialogue with Igor. Try to persuade him to take the course «Intensive English session in Finland». Give arguments to sound convincing.
Write an e-mail to other friends who could get interested in the idea to go to Finland and master the English language.
«Intensive English session in Finland»
+ путешествие в Стокгольм (дополнительный модуль по окончании обучения)
(недельные курсы в период 11 апреля по 29 мая 2011)
(Даты заезда: 11.04; 18.04, 25.04, 02.05, 09.05, 16.05, 23.05)
Цель программы – отработка и совершенствование у учащихся языковых навыков в сфере иноязычной коммуникации.
В программе
«Английский язык» – 30-36 часов (грамматика, фонетика, практикум разговорной речи); Межкультурная коммуникация (на английском и русском языках); экскурсии в Турку и Хельсинки (на английском языке). В начале и в конце программы проводится диагностика.
Общий объем программы – 42-48 часов.
Программа реализуется преподавателями учебных заведений Финляндии и университетов Санкт-Петербурга. По успешном прохождении программы учащимся выдаются сертификаты европейского образца, подводятся итоги и выделяется 1 бесплатное место на участие в следующей программе.
Другие мероприятия: Вечера Творчества; дискотеки; посещение бассейна и аквапарка (по желанию, не входит в стоимость программы); экскурсия в Турку, Хельсинки.
Стоимость программы
Основной модуль: 510 евро (дорога, обучение, проживание, питание в столовой колледжа, пользование Интернетом, сауной; педагогическое сопровождение). При отсутствии шенгенской визы участники оплачивают дополнительно расходы, связанные с оформлением документов.
Дополнительный модуль (путешествие в Стокгольм): 230 евро.
Проект: “Seven Wonders of Russia”.
Page 180 “Project Work”: Think of a list of things you can call “Seven Wonders of Russia”. Prepare a talk on one of these wonders. Introduce slides, photos and illustrations to make your presentation more colourful. Of all nominations presented choose seven which you all consider the best and display them in your classroom.
Supplementary project task: present the wonders of Russia participating in the project to the pupils of Pushkin Gymnasia. Let the audiences vote for the wonder they consider to be the real natural or man-made wonder of Russia. Of all the nominations choose seven and display them at school, in the information panel on the ground floor.
Коллективный проект: “Seven Wonders of Shakhunya”.
Продукт проекта – экскурсия на английском языке по маршруту «Семь чудес Шахуньи». Выбор «чудес»–объектов проекта обусловлен, во-первых, многозначностью слова “wonder” в английском языке:
wonder is something that causes a feeling of strangeness, surprise, usually combined with admiration, especially a wonderfully made object;
wonder is a wonderful person, especially one who is(was) able to do things that need great skill, cleverness or effort.
Во-вторых, выбор производится путём голосования, организованного в школах города.
Мы видим, каким образом данный педагогический опыт позволяет спроектировать компетенции в деятельностной форме и выстроить логическую цепочку: цели, результаты на трёх уровнях, формируемые компетенции, объекты реальной действительности, социальная и личностная значимость компетенции, учебные и контрольные задания. В итоге цель обучения принимает конкретный, достижимый, «осязаемый» облик, а компетенция становится диагностируемой или измеримой.
Опыт компетентностно-ориентированного образования школьников предполагает использование различных типов и видов уроков.
Формируемая компетенция | Тип урока | Вид урока |
Коммуникативная | Урок выстраивания стратегий общения | Урок-собеседование Урок-диалог Урок-«круглый стол» |
Социокультурная | Урок приобретения социального опыта | Урок-экскурсия Урок-аукцион Урок-исследование объекта Клубный урок Видео-урок |
Информационная | Урок работы с информационными источниками | Поисковый урок Исследовательский урок |
Компетенция личностного роста и развития | Урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью | Урок нормотворчества Урок рефлексии Урок самооценки Урок-соревнование |
Кооперативная | Урок-кооперация | Урок работы в парах сменного состава Урок организации работы в малых группах Урок-проект |
Какие же методы и приёмы я использую для формирования компетенций?
Устная коммуникация:
диалог;
доклады и сообщения;
ролевые и деловые игры;
учебные проекты;
учебные исследования;
обсуждения, дискуссии.
Письменная коммуникация:
письменная коммуникация:
учебные проекты;
учебные исследования;
подготовка заметок и статей;
написание писем личного характера;
написание сочинений, эссе.
Поиск и сбор информации:
задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путём опросов, интервьюирования, чтения литературных источников;
задачи с избытком информации;
задачи с недостатком информации;
задания на упорядочивание информации;
составление планов к тексту;
подготовка вопросов к тексту;
составление схем, таблиц к тексту;
обобщение материалов дискуссии, обсуждения.
Передача информации:
подготовка сообщений, докладов по теме;
подготовка плакатов, презентаций к учебному материалу;
подготовка учебных пособий по теме.
Поскольку в моём опыте требуется оценивание сложных и «не видимых глазу» результатов – компетенций, в системе оценивания учебных достижений появляются существенные изменения.
Объект оценивания. Знания и умения выступают не сами по себе, а как показатели компетенций учащихся. В этих условиях критерии «знает» и «умеет» не стоят на одном уровне. Ученик может знать теоретический материал, но не умеет применить знания в практической ситуации. Возможен и другой вариант: ученик не смог выполнить задание по причине слабой теоретической подготовки. Однако при этом у него хорошо развиты компенсаторная и информационная компетенции, что позволило ему самостоятельно найти необходимый учебный материал и применить его для решения поставленной проблемы. Таким образом, субъектом оценивания становятся компетенции школьника.
Субъект оценивания. При компетентностном подходе возможно делегирование полномочий по оценке результатов: данную задачу могут выполнять педагогический коллектив, ученическая группа, сам обучающийся. Самооценке придаётся особое значение, так как это считается необходимым условием и признаком компетентности школьника.
Форма оценивания. В моём опыте наряду с традиционной системой контроля (задания УМК по 5-балльной шкале, ЕГЭ по 100-балльной шкале, критерии оценки проекта или учебно-исследовательской работы) используется аутентичная: измерение комплексных умений при помощи контекстных задач и оценка индивидуальных достижений учащихся с помощью «Портфолио школьника, изучающего английский язык».
Объект оценивания (формируемые компетенции) | Диагностический инструментарий | Субъект оценивания |
Ценностно-смысловая | Критерии оценки «Портфолио ученика, изучающего английский язык» | Ученик Учитель |
Коммуникативная (речевая) | Контекстные задачи Задания формата ЕГЭ | Учитель Учитель совместно с учеником Независимые эксперты |
Коммуникативная (языковая) | Упражнения УМК Задания формата ЕГЭ (раздел «Грамматика и лексика») | Ученик Учитель Независимые эксперты |
Коммуникативная (компенсаторная) | Упражнения УМК Задания формата ЕГЭ Контекстные задачи | Ученик Учитель Одноклассники |
Информационная | Критерии оценки проекта Критерии оценки учебного исследования | Одноклассники Ученик Учитель |
Социокультурная | Критерии оценки проекта Критерии оценки учебного исследования Задания УМК Контекстные задачи | Учитель Ученик |
Учебно-познавательная | Задания УМК Контекстные задачи Критерии оценки проекта Критерии оценки учебного исследования | Ученик Учитель |
Кооперативная | Критерии оценки проекта | Одноклассники Учитель Ученик |
Компетенция личностного роста и самосовершенствования | Критерии оценки «Портфолио ученика, изучающего английский язык» | Ученик Учитель Одноклассники |
Подробнее остановлюсь на оценке компетентности учащихся с помощью ситуационных (контекстных) задач. Это такие задачи, содержание которых отражает ситуации, часто встречающиеся в реальной жизни. Их контекст создаёт условия для использования имеющихся у школьников теоретических знаний. Они включают подробное описание ситуации, содержат несколько вопросов. Описание ситуации включает изложение условий и желаемого результата. Одной из дидактических функций контекстного задания является мобилизация знаний, полученных в процессе образовательной деятельности. При этом вполне возможна ситуация, когда для решения задачи нужно использовать знания и умения, полученные при изучении разных учебных предметов. Ситуационные задания часто ориентированы не только на интеграцию «разнопредметных» знаний, но и знаний «школьных» и «внешкольных» (полученных в процессе дополнительного образования, самообразования, практической деятельности). При составлении контекстных заданий я учитываю следующие принципы:
задание имеет личностную значимость для школьника, поэтому рассматриваемые задачи имеют прикладной характер;
ситуация предусматривает комплексную проверку уровня подготовленности ученика, так как контролируются не изолированные знания, а интегрированные качества личности;
контекст задачи не должен содержать подсказку.
Пример контекстных заданий для 4 класса.
1) Ты провёл вечер за чтением рассказа “At My Grandfather’s”. Мы знаем, что ты тоже проводил свои каникулы в деревне. Найди в семейной коллекции снимков фотографию и составь короткий рассказ о своём летнем отдыхе. Как ты думаешь, интересно было бы пригласить иностранного друга в деревню? Сделай это, написав другу открытку и вложив в неё выбранную фотографию.
2) Однажды ты получил SMS-сообщение от своего друга из Великобритании. Сообщение состояло из одних вопросов, так как друг очень долго не писал и не звонил. Его семья отдыхала в Испании. Другу хочется узнать всё о твоих летних каникулах. Отошли ему SMS, состоящее из одних ответов. Разыграй получившийся «виртуально-мобильный» диалог с тремя одноклассниками.
Пример контекстного задания для 7 класса.
На заседании одного из клубов речь зашла об автомобилях и их влиянии на нашу жизнь. Среди членов клуба были как заядлые автомобилисты, так и те, кто предпочитал «зелёные» виды транспорта. Прослушай аудиотекст “Why Don’t We Stop Him?” Прочитай вопросы на странице 66 (упр. 37) и ответь на них:
1 вариант (… как человек, стоящий на позициях охраны окружающей среды, приводя аргументы);
2 вариант (… как человек, не представляющий своей жизни без автомобиля).
Приглашаю всех «зелёных» и «автомобилистов» занять места в противоположных местах класса и принять участие в коротком обмене мнениями по проблеме “Cars: For or Against?”
Пример контекстного задания для 10 класса.
Для чего люди, совершенствуя свой иностранный язык, так много времени тратят на изучение и отработку временных форм глагола? Некоторые считают, что главное – понимать других и уметь говорить, а правильно или с грамматическими ошибками – не столь важно в иноязычной коммуникации. Другие уверены, что говорить и писать нужно грамотно, и каждое неверно использованное время глагола может нарушить коммуникацию. Кто прав, а кто нет, вам предстоит выяснить самостоятельно. Для этого решите следующие задачи, опираясь на знания в области грамматики.
Ситуация 1. You have just come back from an international programme “Intensive English Session in England”. All your classmates and teachers are interested in what you have achieved and what you haven’t managed to do. Tell them about has and hasn’t been done.
Ситуация 2. Imagine that you are participating in an on-line conference using “Skype” programme. Unfortunately, your foreign friends can’t see and hear all that is happening in your class. Describe what your peers and teachers are doing at the moment.
Ситуация 3. You have been learning English for nine years. Tell your peers what you have been doing to master the language.
Ситуация 4. Being an English learner, you do different things to improve accuracy and fluency. You are used to doing a lot of useful things. Describe your English learning “routine”.
Перед выполнением задачи ознакомься с планом действий.
Внимательно прочитай ситуацию.
Определи время глагола, необходимое для подготовки высказывания.
Используя приём «мозговой атаки», вспомни как можно больше слов и устойчивых выражений по ситуации.
Для активизации словарного запаса по ситуации воспользуйся словарём (постером, тематической страничкой).
Поставь все глаголы в выбранное тобой время.
Выстрой план высказывания по плану, не забывая использовать выбранное время.
Выступи перед аудиторией (группой).
Объясни, почему использование другой временной формы было бы ошибочным и могло бы привести к нарушению коммуникации.
Выполнение контекстных заданий предусматривает самостоятельный поиск знаний, работу с различными источниками информации (письменный текст, звучащий текст, словарь и т.д.), что позволяет оценивать и предметные, и ключевые компетенции школьников. Оценивание выполнения контекстных заданий осуществляется при помощи шкалы от 2 до 5 баллов. Для оценки успешности решения контекстных задач используем такие критерии оценки выполнения контекстных задач.
2 балла – учащийся не может сформулировать проблему, представленную в задании, не видит способов решения задачи.
3 балла – ученик видит проблему, выдвигает предположения по её решению, но в результате низкого уровня предметных знаний и ключевых компетенций не умеет осуществлять самостоятельный поиск необходимой для решения задачи информации; при выполнении допускает ошибки и получает неверный ответ.
4 балла – учащийся демонстрирует хорошую теоретическую подготовку, сформированность умения осуществлять самостоятельный поиск знаний, однако деятельностная составляющая компетенций развита слабо, не сформировано умение использовать образцы деятельности для решения практико-ориентированных задач, отсутствует опыт решения таких задач. В результате задание выполнено, но ответ неполный или имеются ошибки в решении. Кроме того, ученик испытывает затруднения в демонстрации способов решения задачи или в их обосновании.
5 баллов – ответ полный и правильный, учащийся демонстрирует сформированность как знаниевой, так к деятельностной стороны предметных компетенций, имеющийся опыт выполнения практических задач, умение самостоятельно находить пути их решения.
В условиях организации компетентностно-ориентированного образования школьников актуальным становится вопрос расширения представлений обучающихся о целях обучения – не только усвоить то, что предлагает УМК и будет проверять ЕГЭ, но и приобрести опыт использования полученных на уроках знаний и умений. Реализуя свой педагогический опыт, считаю целесообразным говорить на одном языке с детьми: объяснить, «расшифровать», что такое «компетенция» и что значит «быть компетентным учеником», используя понятное каждой возрастной группе объяснение. Все особенности такого подхода учтены в «Портфолио школьника, изучающего английский язык». Портфолио состоит из следующих разделов:
«Информация об ученике».
«Портрет компетентного ученика» (составлено совместно с учителем).
«Какие компетенции ты может сформировать на уроках английского языка»
«Компетентностный маршрут»: Класс. Тема. Формируемые компетенции.
«Полезные материалы на все случаи жизни» (памятки, схемы, рисунки, образцы).
«Проектные, исследовательские, конкурсные и олимпиадные работы школьника».
«Достижения ученика в изучении английского языка»: грамоты, благодарности.
Педагогическая философия портфолио предполагает смещение акцента с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету. В портфолио происходит интеграция количественной и качественной оценок, перенос педагогического акцента с внешней оценки на самооценку.
Я представляю страницы Портфолио, где учащимся разъясняется, какие компетенции можно сформировать, изучая английский язык, и что значит быть компетентным школьником. Портфолио даёт учащимся 5-7 и 8-11 классов объяснение с учётом возрастных особенностей.
5-7 классы. Если к моим знаниям и умениям добавить опыт практического использования английского языка, то появятся «компетенции».+
Одних знаний в современном мире недостаточно. Ими необходимо активно пользоваться! Процесс накапливания знаний «впрок», на будущее, можно сравнить со строительством дома. Человек купил много-много кирпичей, но так ничего и не построил…
Изучая английский язык, я строю высказывания (монологи и диалоги), пишу творческие работы, делаю проекты, участвую в конкурсах и олимпиадах, провожу учебные исследования, общаюсь с людьми на английском языке, а также помогаю всем, кто хочет выучить английский. Я приобретаю ценный опыт жизни и формирую компетенции!
Какие компетенции я могу сформировать, изучая английский язык?
Название компетенции | В чём выражается моя компетентность? |
Языковая | Я знаю английские слова по всем изученным темам. Я разбираюсь в основных грамматических явлениях английского языка. Я стараюсь сделать свою устную и письменную речь разнообразной. |
Речевая | Я умею понимать письменные тексты, понимать звучащую речь, выражать свои мысли на письме и в устной речи. |
Компенсаторная | Я не отказываюсь работать с текстом, если в нём есть некоторое количество незнакомых слов. Я могу догадаться о значении незнакомого слова. Я могу понимать устную речь по используемым собеседником жестам и мимике. |
Социокультурная | Я имею представление о культуре и особенностях жизни в странах изучаемого языка. Я знаю всемирно известные достопримечательности и выдающихся людей. Я знаю правила поведения в своей стране и англоговорящих странах и могу применять эти знания в общении. |
Ценностно-смысловая | Я ориентируюсь окружающем мире. Я умею оценивать действия и поступки, могу принимать решения. |
Информационная | Я умею работать с информацией (книги, пресса, Интернет, аудио, справочная литература и др.) |
Учебно-познавательная | Я умею ставить цель, планирую свою работу. Я могу провести рефлексию своей деятельности, выделив успехи, ошибки и их причины. Я умею оценивать свою работу. |
Кооперативная | Я могу быть не только лидером, но и работать в группе. Я нахожу со всеми общий язык, подчиняюсь мнению группы, выполняю свои обязанности для достижения общего результата. |
Компетенция личностного роста и самосовершенствования | Я постоянно развиваю себя физически и интеллектуально. Я могу регулировать свои чувства и стараюсь познать свои возможности. |
8-11 классы. Что такое «компетенция»? Это знания, умения и навыки + опыт практического использования английского языка.
+
Какие компетенции я могу сформировать в процессе изучения английского языка?
Название компетенции | В чём выражается моя компетентность? |
Языковая | Я владею английской лексикой по изученным темам. Я знаю правила и разбираюсь в основных грамматических явлениях английского языка. Я стараюсь использовать разнообразные языковые средства в своей устной и письменной речи. |
Речевая | Я умею понимать письменные тексты, понимать звучащую речь, выражать свои мысли на письме и в устной речи. |
Компенсаторная | В условиях ограниченного запаса языкового материала я умею проявлять языковую догадку, пользуюсь моделями словообразования. Я могу догадаться о значении незнакомого слова по контексту, при помощи синонимов, антонимов, толкования. Я могу понимать устную речь по используемым собеседником жестам и мимике. |
Социокультурная | Я имею представление об особенностях образа жизни, быта и культуры стран изучаемого языка. Я знаю всемирно известные достопримечательности, выдающихся людей и их вклад в мировую культуру. Я знаю особенности речевого и неречевого поведения в своей стране и англоговорящих странах. Я могу применять эти знания в ситуациях межличностного и межкультурного общения. |
Ценностно-смысловая | Я принимаю окружающий мир и ориентируюсь в нём. Я умею оценивать действия и поступки, могу принимать решения. |
Информационная | Я умею работать с информацией (книги, пресса, Интернет, аудио, справочная литература и др.) |
Учебно-познавательная | Я умею ставить цель, планирую свою работу. Я могу провести рефлексию своей деятельности, выделив успехи, ошибки и их причины. Я умею оценивать свою работу. |
Кооперативная | Я могу быть не только лидером, но и работать в группе (команде). Я нахожу со всеми общий язык, подчиняюсь мнению группы, выполняю свои обязанности для достижения общего результата. |
Компетенция личностного роста и самосовершенствования | Я владею способами физического, духовного и интеллектуального саморазвития. Я могу регулировать свои эмоции и стараюсь познать свои возможности. |
Так выглядит страница Портфолио «Мой компетентностный маршрут». В качестве примера приводится тема «Чудеса света» в 11 классе. Учащиеся проводят самооценку, отмечая, что они могут делать хорошо, в чём они не очень успешны и что пока не могут делать. Учащиеся отмечают, какие проекты и учебные исследования они выполняли в ходе изучения темы «Чудеса света».
What I can do | Self-Evaluation |
I can do well | I can’t do well | I can’t do |
I can answer the questions about wonders of the world. | + |
I can name famous buildings, natural objects and sights I know the information about natural and handmade wonders. | + |
I can listen to the text and match the statements with the proper names. | + |
I can listen to the text and mark the sentences true, false or not mentioned. | + |
I can listen to the text and complete the sentences choosing the right answer. | + |
I can read the text and complete the sentences below choosing the appropriate answer. | + |
I can read the text and decide which picture belongs to the description. | + |
I can read the text and choose the right answers to the questions. | + |
I can use encyclopedias and Internet links to speak about natural and handmade wonders. | + |
I can use the topical vocabulary properly in exercises and communicative situations. | + |
I do not confuse the words from ex. 29 (p.p. 150-151). | + |
I can use the phrasal verb “”to tear”. | + |
I can use adverbial, purpose and reason clauses properly. | + |
I understand that people think of the unique character of the planet remembering wonders of art, architecture, nature, engineering and tourism and I can express my personal attitude to the point. | + |
I can speak about wondrous things. I can discuss languages which are the most incredible wonders of the world. | + |
I can write an argumentative essay. | + |
I can translate poems and texts into Russian. | + |
I can cooperate with my peers while working out the project. | + |
I am able to organize an opinion poll “Seven Wonders of Shakhunya” and present the results to those who are interested in the sights of Shakhunya. | + |
My Class Project Experience: «Семь чудес России».
My School Project Experience: «Большой туризм в маленьком городе».
Real Communication: организация голосования «Семь чудес Шахуньи».
Результативность моего педагогического опыта представлена на трёх уровнях.
Личностные результаты в стандартах второго поколения стоят на первом месте.
В соответствии с данными социометрического исследования, 77 % учащихся с удовольствием изучают английский язык, главный мотив – «уверенность, что АЯ будет необходим после школы (для дальнейшей учёбы, работы и воспитания собственных детей)» – 70 %.
81 % учащихся отметили, что АЯ даёт им возможность для самореализации: 53 % участвуют в олимпиадах, 51 % реализуют себя в проектной деятельности, 49 % участвуют в конкурсах, 29 % оказывают реальную практическую помощь друзьям, знакомым, членам семьи, не владеющим английским языком.
91 % моих учеников стремится к совершенствованию собственной речевой культуры: учатся грамотно выражать мысли на письме, получают навыки устной презентации.
73 % учащихся заявили о стремлении лучше познать культуру России и готовности содействовать ознакомлению с ней представителей других стран.
По результатам самооценки учащихся, процесс языкового образования развивает следующие личностные качества:
59 % учеников 10-11 классов считают необходимым хорошо владеть английским языком для осуществления будущей профессиональной деятельности.
Метапредметные результаты:
Метапредметное содержание образования отражено в ключевых компетенциях учащихся. Метапредметные образовательные результаты измеряются при помощи критериально-уровневовой оценки. Оценивание проводится совместно всеми учителями-предметниками по каждому классу и отдельно каждым учеников в «Портфолио». Результаты за три года представлены в диаграмме.
Предметные результаты:
Для текущей оценки предметных компетенций школьников использую контекстные задачи. В качестве итогового контроля использую контрольно-измерительные материалы ЕГЭ, которые также составляются с учётом требований компетентностного подхода и направлены на проверку умений применять имеющиеся знания в ситуации, отличающейся от стандартной, т.е. на проверку уровня компетентности выпускника школы. В диаграмме представлены средние результаты моих учащихся на Едином государственном экзамене 2010 года в сравнении с результатами района и области.
Предметные результаты в новых стандартах отнесены на третье место, хотя, безусловно, остаются очень важными, так как именно благодаря занятиям предметом «Английский язык» школьники получают возможность получить определённые личностные и метапредметные «приращения».
Возвращаясь к словам эпиграфа, хочется сказать, что процесс образования вмещает многое: и примеры, и наставления. Но самое главное в моём педагогическом опыте – это «применение на деле»! Компетентный школьник готов к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. В условиях языкового образования такой ситуацией становится проектная, учебно-исследовательская деятельность школьников, а также участие детей в конкурсах и олимпиадах.
Подробнее остановлюсь на организации проектной деятельности. Огромное достоинство проектного метода связано с тем, что школьник выступает в качестве активного субъекта деятельности, что мобилизует потенциал всех его способностей.
Опыт показывает, что проектная деятельность может научить детей многому:
добывать информацию, критически оценивать её, ранжировать по степени значимости, ограничивать по объёму, использовать различные источники информации, в том числе людей, их мнения, суждения, жизненный и профессиональный опыт;
распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
оценивать имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределять их;
выполнив работу, оценивать её результат, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
видеть ошибки и не допускать их в будущем.
Включение школьников в проектную деятельность становится хорошей основой для формирования у школьников организаторских качеств: инициативности, умения налаживать контакты и предлагать план общего действия, решать конфликтные ситуации, проявлять самокритичность, дружелюбие и уверенность в своих силах. В целом проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющих преобразовывать академические знания в реальный жизненный опыт учащихся. Работа над проектом позволяет учащимся подготовить и поставить оригинальный опыт, проявить собственное творческое видение процесса и результата изучения учебной темы, создать проектный продукт, которым могут воспользоваться другие. Рассмотрим, какое место проектная деятельность занимает в компетентностно-ориентированном образовании школьников.
В 2009-2010 учебном году мы начали готовить проект «Большой туризм в маленьком городе».
Описание ситуации и проблема проекта
Шахунья – типичный провинциальный город средней части России. В нашем городе нет крупных промышленных предприятий. Город достаточно молод (годом рождения Шахуньи считается 1943 год), поэтому на территории города нет старинных особняков и церквей. Тем не менее, мы имеем большие преимущества перед крупными городами. Уклад жизни нашего города неповторим: есть возможности для пеших прогулок, так как работа, дом и школа для большинства из жителей находятся в нескольких минутах ходьбы; весной и летом многие жители города (и пожилые, и молодые) спешат на дачу или в деревню; шахунцы любят спорт (лыжная трасса в парке никогда не пустует); летом мы собираем грибы и ягоды в лесах и отдыхаем на природе. В Шахунье и её окрестностях много живописных мест, у нас хорошая экология, развиты народные промыслы (среди них есть уникальные – ткачество и изделия из бересты). Приехав в Шахунью, каждый может ощутить тёплую атмосферу гостеприимного города. Как в любом провинциальном городе, население Шахуньи заметно увеличивается в летнее время. И это не удивительно – в период отпусков и каникул всех тянет на малую родину: и пожилых людей, покинувших Шахунью много лет назад, и молодёжь, уставшую от шумных мегаполисов. В последние несколько лет Шахунья стала популярна и в зимнее время. Так, жители южных районов нашей страны (Сочи, Дагомыс) приезжают сюда на все зимние каникулы, чтобы насладиться снежными просторами и морозной погодой, научиться кататься на коньках и лыжах. Иностранцы в Шахунье были тоже: кто проездом, путешествуя по России, кто по работе (для встреч с учителями английского языка), иностранные студенты приезжают в гости к своим друзьям – ребятам из нашего города. Однако туристический потенциал города раскрыт недостаточно. Несмотря на удобное (с точки зрения транспорта) расположение Шахуньи, на туристической карте Нижегородской области нет маршрута, ведущего в наш город. На сайте города размещены красивые фотографии с замечательными видам Шахуньи, однако никто не знает, как можно посетить наш город и познакомиться со всеми достопримечательностями. Продукция Шахунских предприятий («Северная долина» и «Тканые узоры») известна далеко за пределами области. Но никто не знает, где и как рождается эта продукция – визитная карточка Шахуньи. В городе живёт много замечательных, интересных людей, мастеров своего дела, работают творческие коллективы учреждений культуры, сохраняющие российские традиции, однако нет возможности продемонстрировать их искусство людям, посещающим наш город. Итак, главная проблема, которая привела нас к разработке проекта, заключается в следующем: город не готов к тому, чтобы показать все свои преимущества гостям.
В городе и районе есть условия для развития экологического туризма – нового направления в туриндустрии. Основываясь на положительном опыте других провинциальных городов, мы выяснили, что объектами экотуризма могут быть как природные ландшафты, так и объекты культурного наследия, где традиционная национальная культура составляет единое целое с окружающей средой. Ключевые отличия экологического туризма заключаются в том, что он прививает почтительное отношение к природе, повышает экологическую культуру путешественников и хозяев города, уважает интересы местного населения и заставляет туристический потенциал служить на благо родного города. Экотуризм является одним из наиболее развивающихся секторов туриндустрии. Из-за меньшего объёма необходимой туристической инфраструктуры (отелей, ресторанов, увеселительных заведений), данный туризм характеризуется меньшей ресурсоёмкостью. Это не только полезно, но и выгодно. Итак, развитие туризма могло бы оживить жизнь провинциального города: создать новые рабочие места, привлечь внимание к экологии и охране природных богатств, поддержать малый бизнес.
Миссия нашего проекта – привлечение внимания жителей города Шахуньи и Шахунского района к природным богатствам, культурному и историческому наследию, духовному, творческому и интеллектуальному потенциалу людей. Пришла пора открыть свой город для представителей других стран и культур.
Идея проекта – рассмотреть возможности Шахуньи как центра международного провинциального туризма. Интеллектуальный потенциал учеников и учителей города, владение английским языком позволяет оказывать экскурсионно-туристические услуги иностранным туристам и обеспечить межкультурное взаимодействие. При организации туризма в городе акцент следует сделать на создании основ экологического туризма, так как именно здесь Шахунья занимает более выигрышную позицию по сравнению с уже существующими туристическими центрами и может занять свою нишу на туристическом рынке.
Цель проекта – подготовить содержательные и организационные основы для осуществления туристической деятельности в Шахунье.
Задачи проекта:
Изучить понятия «туризм», «провинциальный туризм», «экотуризм», «международный туризм» и цели, которые преследуют туристы.
Собрать информацию о городе Шахунья и исследовать факторы, позволяющие рассматривать город как потенциальный центр туризма.
Разработать материалы на английском языке для организации пребывания иностранных туристов в Шахунье: транспортные маршруты, маршрут экскурсии по городу, программу пребывания в Шахунье в зимнее и летнее время.
Установить партнёрские связи с творческими коллективами города, представителями предприятий, учреждений культуры и образования, природоохранными организациями.
Выявить возможные социальные эффекты от развития туризма в городе.
Новизна проекта
Используя проектную методику в обучении английскому языку, мы выполняем проекты разного характера: краткосрочные (неделя), среднесрочные (3-5 недель) и долгосрочные. Проект «Большой туризм в маленьком городе» является долгосрочным или «годовым» и предполагает систематическую работу всех учащихся проектной группы в течение одного учебного года.
Проект «Большой туризм в маленьком городе» удачно встраивается в учебно-воспитательный процесс, являясь эффективным способом приобретения учащимися социального опыта. Проектная деятельность осуществляется учащимися на уроках, на занятиях кружка и самостоятельно в индивидуальной и коллективной формах.
Планирование разделов учебной программы в 6 «А», 7 «А», 9 «А», 10 «А» и 11»Б» классах составлено с учётом проектной деятельности школьников. В таблице представлены разделы образовательной программы, изучение которых вносит значительный вклад в разработку проекта «Большой туризм в маленьком городе». Учебные темы выступают как содержательная основа проектной деятельности. Задания, выполняемые школьниками, нацелены на решение задач долгосрочного проекта.
Задача проекта | Класс Раздел Программы | Учебное задание, выполняемое учащимися в рамках освоения программы |
Разработать материалы на английском языке для организации пребывания иностранных туристов в Шахунье. | 11 класс «Город и его архитектура». | Описание зданий гимназии, церкви, Дома культуры, ФОКа. |
Исследовать факторы, позволяющие рассматривать город как потенциальный центр туризма. | 11 класс «Рукотворные и нерукотворные чудеса планеты Земля». | Проведение исследования «Может ли Шахунья стать туристическим объектом?» |
Разработать материалы на английском языке для организации пребывания иностранных туристов в Шахунье. | 11 класс «Рукотворные и нерукотворные чудеса планеты Земля». | Проведение социологического опроса «Семь чудес Шахуньи» и выявление достопримечательностей для городского экскурсионного маршрута. |
Разработать материалы на английском языке для организации пребывания иностранных туристов в Шахунье. | 11 класс «Рукотворные и нерукотворные чудеса планеты Земля». | Разработка экскурсионного маршрута по городу. Составление текстов экскурсий на английском языке. |
Установить партнёрские связи с творческими коллективами города, представителями учреждений культуры. | 11 класс «Личность человека в её лучших проявлениях». | Рассказ о выдающихся, известных людях и их вкладе в развитие культуры, образования, промышленности города и района |
Установить партнёрские связи с творческими коллективами города, представителями учреждений культуры. | 10 класс «Изобразительное искусство». | Посещение выставочного зала и встреча с самодеятельными художниками клуба «Истоки». Описание картин. Рассказ о жизни и творчестве членов клуба. |
Разработать материалы на английском языке для организации пребывания иностранных туристов в Шахунье. | 10 класс «Основные мировые религии» | Характеристика православия и основных православных праздников. Рассказ о представителях других конфессий, проживающих на территории города (мусульмане). |
Установить партнёрские связи с представителями природоохранных организаций города. | 10 класс «Основные экологические проблемы современности». | Написание доклада «Основные экологические проблемы Шахуньи». Исследование: «Какие проблемы города Шахуньи может решить развитие экологического туризма?» |
Собрать информацию о Шахунье и исследовать факторы, позволяющие рассматривать город как центр туризма. | 9 класс «Моя Родина – Россия». | Описание географического положения Шахуньи. Характеристика природных ресурсов. Население города и района. |
Разработать материалы на английском языке для организации пребывания иностранных туристов в Шахунье. | 9 класс «Спорт в моей жизни». | Рассказ о ФОКе «Атлант» и видах спорта, получивших своё развитие в Шахунье. |
Изучить понятия «туризм», «провинциальный туризм», «экотуризм», «международный туризм» и цели, которые преследуют туристы. | 9 класс «Выбор профессии». | Выявить профессии и сформулировать основные требования к людям, работающим в сфере туризма. |
Собрать информацию о городе Шахунья и исследовать факторы, позволяющие рассматривать город как потенциальный центр туризма. | 9 класс «Великобритания». | Описание географического положения Шахуньи. Характеристика природных ресурсов. Население города и района. |
Изучить понятия «туризм» и «турист». | 6-7 классы «Великобритания», «Америка», «Австралия». | Исследования: «Кого мы называем туристом?» «Виды туризма». |
Личностные результаты проекта:
Участники проекта смогли реализовать свои потребности в общении. В рамках проектной деятельности школьники овладели нормами взаимоотношений с разными людьми, умением переходить от одного вида общения (со сверстниками), к другому (с представителями предприятий, учреждений культуры).
В ходе проектной деятельности были созданы условия для формирования таких личностных качеств школьников, как инициативность, самостоятельность, креативность, целеустремлённость, дисциплинированность.
Отмечено более внимательное отношение к природе, истории, культуре, повседневной жизни родного города, учащиеся осознали необходимость представить свой город на межкультурном уровне.
В ходе подготовки проекта школьники получили возможность для самореализации: были востребованы любые способности участников проекта (коммуникативные, презентационные, творческие, организаторские) и реализованы пристрастия детей к тому или иному виду деятельности (перевод с русского языка на английский, составление текстов экскурсий на английском языке, умение рисовать, делать компьютерные презентации, проводить социологические опросы, проводить спортивные мероприятия т.д.)
Метапредметные результаты проекта:
Учащиеся сформировали умения работы с информацией: научились эффективно осуществлять поиск и выделение нужной информации о родном городе, обобщать и фиксировать полученные данные.
Участники проекта научились планировать своё речевое и неречевое поведение в ходе проведения экскурсий.
Участники проекта приобрели практический опыт анализа ситуации, выделения проблемы и предложения путей её решения.
Школьники сформировали навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Предметные результаты проекта:
Освоение в проектной деятельности образовательной программы по английскому языку (учебные темы выступают как содержательная основа проектной деятельности).
Формирование социокультурной компетенции учащихся, понимание роли и практического смысла владения английским языком в современном мире.
Школьники научились использовать возможности английского языка для представления своего города.
Продукт проекта «Большой туризм в маленьком городе»
В ходе проведения «Проектной недели» в апреле 2010 года были представлены проектные продукты: презентации Power Point и рекламный буклет.
Проект оценивается внешними экспертами и участниками проекта по уровням сформированности компетентности обучающихся:
2 – выше среднего 1 – средний 0 – ниже среднего
Показатели проявления компетентности | Балл |
Предметно-информационная составляющая (максимальное значение – 6) |
1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта | 2 |
2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения | 2 |
3.Знание источников информации | 1 |
Деятельностно-коммуникативная составляющая (максимальное значение –14) |
4.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность | 2 |
5.Умение формулировать цель, задачи | 2 |
6.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы | 2 |
7.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами | 1 |
8.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью | 2 |
9.Умение находить требуемую информацию в различных источниках | 2 |
10.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью | 2 |
Ценностно-ориентационная составляющая (максимальное значение – 8) |
11.Понимание актуальности темы и практической значимости работы | 2 |
12.Выражение собственной позиции, обоснование ее | 2 |
13.Умение оценивать достоверность полученной информации | 1 |
14.Умение эффективно организовать индивидуальное информационное и временное пространство | 2 |
Общий балл: | 25 баллов |
Максимально возможное количество баллов: 28
Оценка “удовлетворительно”: от 12 до 17 баллов (42%)
Оценка “хорошо”: от 18 до 24 баллов (65%)
Оценка “отлично”: от 25 до 28 баллов (90%)
Участвуя в олимпиадах и конкурсах, школьники также приобретают ценный практический опыт использования знаний, умений и навыков иноязычной деятельности в условиях обучения иностранному языку в неязыковой среде. В следующей таблице я представила компетентностное содержание олимпиад, в которых традиционно участвуют мои ученики.
Название олимпиады (конкурса) | Формируемые компетенции | Деятельностное проявление компетенции |
Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку (школьный, муниципальный и региональный этапы) | Коммуникативная (речевая) Коммуникативная (языковая) Коммуникативная (компенсаторная) Учебно-познавательная Кооперативная (конкурс диалогической речи) Информационная | Выполнение заданий по аудированию, чтению, письму, заданий устного тура. Выполнение заданий раздела “Use of English”. Выполнение заданий на письмо и говорение с использованием имеющегося запаса языковых и речевых средств. Учащиеся планируют выполнение олимпиадных заданий исходя из отведённого времени. На этапе олимпиады (Диалогическая речь) участники вступают в неподготовленное речевое взаимодействие с партнёром. Школьники работают с информацией: внимательное чтение и адекватное понимание инструкций к олимпиадным заданиям, выполнение заданий разделов “Reading”, “Use of English”. |
Олимпиада «Ломоносов» | Коммуникативная (речевая) Коммуникативная (языковая) Учебно-познавательная | Выполнение письменного задания: сочинение. Выполнение лексико-грамматического теста. Планирование своей деятельности: создание «Личного кабинета», регистрация на сайте Олимпиады, выполнение и отправка заданий в соответствии со сроками, наблюдение за рейтингом участников Олимпиады. |
Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по английскому языку «Эйдос» | Социокультурная Коммуникативная (компенсаторная) Учебно-познавательная Информационная Экспертная | Эвристические задания открытого типа. Выполнение эвристических заданий в условиях дефицита языковых и речевых средств с учётом актуального языкового уровня учащихся. Участники олимпиады планируют свою работу, перед началом выполнения олимпиадных заданий ставят цели. Учащиеся пользуются различными источниками информации: текстами художественных произведений на русском и английском языках, словарями, справочниками, ресурсами Интернет, рекомендованными организаторами ДЭО «Эйдос». В конце выполнения – проводят рефлексию и оформляют её в письменном виде. Рефлексия участника направляется вместе с выполненными заданиями Олимпиады в отдельном файле. |
Международный игровой конкурс «Британский бульдог» | Коммуникативная (языковая) Коммуникативная (компенсаторная) Экспертная | Участники конкурса выполняют тестовые задания на чтение и владение лексико-грамматической стороной речи. Учащиеся выполняют задания конкурса в условиях дефицита языковых и речевых средств с учётом своего актуального языкового уровня. По условиям конкурса прибегать к помощи справочной литературы запрещается. Самопроверка по ключу на сайте и самокоррекция результатов. |
Молодёжный чемпионат по английскому языку Цента развития одарённости г. Пермь | Социокультурная Учебно-познавательная Коммуникативная (языковая) Информационная | Учащиеся выполняют задания, связанные с культурой (литературой, искусством), историей, географией, политическим устройством стран изучаемого языка. Учащиеся планируют выполнение олимпиадных заданий исходя из отведённого времени с учётом особенности конкурса – один или несколько верных заданий. Учащиеся выполняют задания на функционирование лексики и грамматики. Учащиеся анализируют имеющуюся информацию и выбирают от 1 до 5 возможных вариантов ответов. |
Лексико-грамматическая олимпиада «Оксфордское качество» | Коммуникативная (речевая) Коммуникативная (языковая) Коммуникативная (компенсаторная) Учебно-познавательная Информационная | Учащиеся выполняют задания, связанные с чтением и письмом как видами речевой деятельности. Учащиеся выполняют задания на функционирование лексико-грамматического материала. Выполнение заданий олимпиады с использованием имеющегося запаса языковых и речевых средств. Планирование своего участия в Олимпиаде, регистрация на сайте Олимпиады, выполнение и отправка заданий по электронной почте в соответствии со сроками. Получение информации об Олимпиаде, следование инструкциям в ходе выполнения заданий. Умение пользоваться справочными материалами. |
Из таблицы видно, что вклад олимпиад и конкурсов в формирование компетенций велик. Анализ позволяет выявить те компетенции, которые формируются недостаточно, и самостоятельно спроектировать их в деятельностной форме. Например, для достижения результатов в ценностно-смысловой сфере я прошу учащихся составить рейтинг полезных качеств (умений), приобретённых в процессе участия в олимпиаде или конкурсе или использую задание «Реклама олимпиады», в котором ученик в форме слогана призывает участвовать в олимпиаде или конкурсе, используя 1-2 веских аргумента. Ученикам 10-11 классов часто задаю вопрос: каким образом участие в олимпиаде (конкурсе) может им помочь в дальнейшей учёбе. Для развития кооперативной компетенции на «послеолимпиадном» этапе мы организуем повторное (часто выборочное) выполнение заданий олимпиады в парах и группах. Поскольку задания олимпиады уже выполнены и чувство соперничества уходит на второй план, школьники делятся своими версиями выполнения задания, идеями, вместе пользуются справочными материалами, спорят, советуются с учителем, преодолевают трудности. Кроме того, участие в олимпиадах и конкурсах создаёт условия для проявления компетенции личностного роста и самосовершенствования. Мы используем такие приёмы, как «Рефлексия участника олимпиады (конкурса)». Готовясь к олимпиаде или конкурсу, изучаем стратегию выполнения всех видов заданий, обращая особое внимание на овладение рациональными способами деятельности. Мы рассматриваем олимпиаду или конкурс как средство интеллектуального саморазвития в собственных интересах и в интересах гимназии.
Для тиражирования педагогического опыта я стараюсь использовать различные площадки: районные (семинары РМО учителей английского языка, мастер-класс «Проектная и исследовательская работа учащихся на уроке»), мероприятия областного уровня (областной семинар учителей начальной школы 2009 года, конкурс «Учитель года – 2010»). В 2010 году я представила свою педагогическую концепции на Приволжском учительском Форуме в г. Пенза.
Педагогический опыт, описанный в данной работе, является перспективным для любого учителя-предметника. Умение выстраивать технологическую цепочку «цель»–«компетенции»–«объект реальной действительности»–«социальная значимость компетенции»–«личностная значимость компетенции»–«урок»–«технология»– «методический приём»–«учебное задание»–«индикаторы успешности»–«результаты» в данный момент востребовано в каждой педагогической ситуации. Опираясь на идеи моего опыта, каждый учитель-предметник сможет проектировать компетенции, формируемые средствами его предметной области.
Что же даёт компетентностный подход учителю и ученику? Он позволяет:
согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе, колледже, а также к непрерывному профессиональному росту в будущем;
повысить степень мотивации учения, прежде всего, за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;
облегчить труд учителя за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности школьников в учении. По словам Л.С. Выготского, «учитель-рикша», который тянет весь учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя-вагоновожатого», который только управляет процессом учения;
разгрузить учащихся не за счёт механического сокращения содержания, а за счёт повышения доли индивидуального самообразования, переноса внимания к способам работы с информацией, групповому распределению нагрузок и изменению мотивации;
обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, при котором учащийся понимает значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.
У меня формируются компетенции
(Я становлюсь компетентным учеником)
Знания, умения
Опыт практической деятельности
Сформированные компетенции
(Я компетентный ученик)
Знания, умения, навыки
Опыт практической деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"
Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе" ....
Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"
Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"...
"Компетентностно - ориентированный подход как эффективное средство обучения русскому языку"
Разработка раздела программы...
План работы городской творческой лаборатории для учителей английского языка "Использование ИКТ в процессе обучения английскому языку".
Цель работы лаборатории - повышение профессионального уровня педагогов....