Программа "Одаренные дети"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 16»
города Смоленска
Программа выявления и развития у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности в урочной и внеурочной деятельности
Составитель: учителя начальных классов, учителя предметники
2014 -2018 гг.
Пояснительная записка
Программа выявления и развития творческих способностей обучающихся разработана на основе Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г., Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
Актуальность программы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Одаренными детьми будем считать тех учащихся, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ребенка и его способностей.
Выделим три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки.
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Цель программы: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей.
Задачи:
- применять систему целенаправленного выявления детей с высоким уровнем творческого потенциала;
- стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.
- создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности.
- развивать индивидуальные творческие способности школьников в процессе учебной и внеурочной деятельности;
- обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.
- оказать педагогическую поддержку талантливым детям
Основные направления программы:
- подготовка к участию в предметных олимпиадах;
- исследовательская деятельность учащихся;
- интеллектуальные и творческие конкурсы;
- внеурочная деятельность
Сроки реализации: 2014-2018 г.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Этапы реализации программы
Этапы реализации | Формы деятельности | Сроки исполнения |
I. Подготовительный | -разработка диагностических материалов для определения метапредметных результатов обучения (стартовый контроль). -выбор педагогом-психологом диагностического инструментария для мониторинга - формирование познавательного интереса; -выявление способных учащихся; -направлений ученических исследований -формирование навыков научной организации труда -вовлечение в активные формы познавательной деятельности -формирование познавательного интереса | Сентябрь-октябрь |
II. Диагностический | -проведение диагностик учителем (стартовый контроль), педагогом-психологом. 1. Методика "Изучение переключения внимания" 2. Тест П.Торренса на творческое мышление 3.Методика экспертных оценок по определению одаренности детей (Лосева А.А.) 4.Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж. Рензулли и соавторы в адаптаци Л.В. Попова) 5.Методика «Карта одаренности» ( А.И. Савенков) 6.Определение уровня познавательной потребности ребенка (Юркевич В.С) 7.Уровень творческой активности обучающихся (методика М.И. Рож-кова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича) -выявление высоких стартовых возможностей; | Октябрь-декабрь |
III.Развивающий | -проектирование уроков с учетом возможности создания среды, способствующей вовлечению обучающихся в творческую деятельность посредством использования современных педагогических технологий. в течение учебного года; -организация коллективной проектной работы учащихся на уроке -своевременное информирование о творческих конкурсах различного уровня, создание условий для активного и результативного участия в них; -организация и проведение коллективных творческих мероприятий (выставок, конкурсов, участие в предметной неделе, неделе открытых уроков); | в течение года |
IV Аналитический | -проведение диагностических мероприятий и анализ их результатов (промежуточная аттестация по предметам, диагностика педагога-психолога); -подведение итогов участия в конкурсах и анализ результативности; -оценка достигнутых результатов Определение направлений работы на следующий учебный год. | Апрель-май |
Формы работы с одаренными учащимися
-олимпиады;
-творческие выставки;
-групповые занятия с сильными учащимися;
-исследовательские работы;
-предметный кружок;
-творческие мастерские;
-конкурсы различного уровня;
Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей.
Задачи работы с родителями включают:
-совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности
-расширение возможностей в понимании своего ребенка, развитие рефлексии своих взаимоотношений с сыном или дочерью;
-личностный рост родителей, развитие их самосознания, самоконтроля;
-укрепление сотрудничества родителей с учителем;
Формы работы с родителями
-творческие и проблемные родительские собрания;
-групповые и индивидуальные консультации;
-творческие отчеты;
-привлечение родителей к проведению уроков и мероприятий;
Ожидаемые результаты
-формирование системы работы с одаренными учащимися;
-формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
-выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы;
-увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
-повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
-творческая самореализация выпускника начальной школы;
-повышение качества образования;
-развитие умений применения знаний в нестандартных ситуациях.
Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися
-программное обеспечение (программы кружков)
-наличие методических материалов (рекомендации, литература, публикации)
-издание материалов, иллюстрированных отчетов, участие в методической выставке
-организационно – методическое обеспечение
-повышение квалификации учителя
-разработка программ и проектов по предмету
-изучение обобщения опыта работы других учителей
-мониторинг системы работы с одаренными детьми
-выявление способных учащихся
Критерии оценки результатов
-уровень освоения образовательной программы по предметам по результатам мониторинга;
-количество участников и результативность творческих конкурсов и олимпиад;
-результаты диагностики творческого потенциала;
-наличие выпускников начальной школы имеющих креативное мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование образовательной среды для развития одаренных детей, в рамках ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Салтыковского детского дома.
Доклад для областного семинара...
Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)
В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...