Публичное представление собственного педагогического опыта учителя мордовского (эрзянского) языка
учебно-методический материал на тему

Киреева Ольга Юрьевна

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя мордовского (эрзянского) языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40» Калинкиной Ольги Юрьевны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_opyt.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя мордовского (эрзянского) языка

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

Калинкиной Ольги Юрьевны

        В МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40» работаю учителем мордовского (эрзянского) языка с 2014 года. В 2013 году окончила Мордовской государственный университет имени Н.П. Огарева по специальности «Филолог преподаватель по специальности «Филология». Стаж моей педагогической работы 4 года. Общий трудовой стаж 4 года. Соответствие занимаемой должности.

        Педагогическая проблема, над которой работаю – «Формирование и развитие творческих способностей учащихся на уроках мордовского (эрзянского) языка».

1. Обоснование актуальности и  перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Формирование и развитие творческих способностей учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Ее актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приемов и средств обучения.

Развитию творческих способностей содействует стиль проведения уроков: творческий подход, доброжелательный микроклимат, взаимоуважение, сотрудничество учителя и учащихся, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха.

Изучение мордовского языка в русскоязычной школе - это не что иное, как вхождение детей в культуру мордовского народа, а при освоении культуры формируется языковой компонент. Изучение языка, культуры, истории своего народа - святая обязанность каждого из нас.

Многоязычное образование в российской школе рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре, традициям, даёт основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.

Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение знаниями, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Эффективность их успешного изучения в школах с полиэтническим контингентом обучающихся предполагает формирование уже в начальной школе ознакомление с лексико-семантической системой мордовского языка. Мордовский (эрзянский) язык наряду с русским должен быть активно включены в структуру сознания и деятельности учащихся, активно использоваться в учебной и внеучебной деятельности. В процессе ознакомления учащихся с новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности, формируется положительный эмоциональный настрой.

Моя проблема актуальна тем, что за последнее время наблюдается снижение общей культуры учащихся, интереса к национальному языку и национальной культуре, отсутствие национального ориентира. Но мы вместе с детьми не просто изучаем эрзянский язык, а подходим к данному делу творчески. Ни для кого не секрет, что нынешние школьники очень загружены учебным процессом и порой у них не хватает времени, чтобы изучить весь объем домашних или школьных заданий, которые выполняем в классе. Дабы облегчить работу ученикам, я пытаюсь на своих уроках  не загромождать детей материалом, новой лексикой, а помогать  детям,  познавать что-то новое, но в тоже время творить. Получается, не  учитель заставляет детей учить слова, знакомиться с культурой, традициями, а ребенок сам к этому приходит, через развитие его творческих способностей.

Воспитание бережного отношения к национальному языку, обычаям своего народа, формирование духовного и физически здорового человека, любящего свой родной язык, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края – вот задачи, которые стоят передо мной, как учителем эрзянского языка. Эти задачи необходимо решать таким образом, чтобы каждый ученик проникся любовью, гордостью за свой национальный язык, чтобы он смело мог сказать о том, что он мордвин и что он гордится тем, что родился, вырос и живет на этой замечательной мордовской земле, которая дала миру столько умных и талантливых людей.

2. Условия формирования ведущей идеи педагогического опыта.

Речевое, интеллектуальное и нравственное развитие учащихся на уроках мордовского (эрзянского) языка – ведущая идея моей педагогической деятельности. Работая над данной проблемой, я поставила перед собой такие цели: формировать коммуникативно-речевые умения и навыки обучающихся осознанным путем, развивать их творческое воображение, логическое мышление, внимание и память.

Цель моих уроков - в ярком многоцветии других языков и культур показать уникальность, богатство своего эрзянского языка, древность в истории мордвы, своеобразие культур. Учащийся должен увидеть и почувствовать красоту и многообразие языков, культур, литературы. Ведь чем больше человек познает языки, тем богаче становится его духовный мир.

Задачи, которые стоят предо мной, как учителя мордовского языка - это  приобщение к  языку и культурным традициям своего народа,  истории, духовным ценностям, воспитание у них культуры межнациональных отношений. Язык и культура – неразделимое единство,  язык есть часть культуры народа. При изучении языка стараюсь решать не только задачи культурно-национальной самореализации личности, но и формировать качества гражданина. А это, на мой взгляд, служит основой цивилизованного диалога представителей различных культур.

3. Теоретическая база опыта

Теоретическая база опыта основывается на положениях ученых-лингвистов (А. П.Феоктистова, М. В.Мосина, М. Т.Бибина, Д. В.Цыганкина,

Д. В.Бубриха), методистов-исследователей, учителей-практиков.

Так через все труды Д. В.Цыганкина проходит мысль о том, что «родной язык так сросся с личностью каждого, что изучать его - значит вместе и развивать духовные способности учащегося».

Проблемам развития творческих способностей учащихся посвящены следующие труды: А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Н.К. Винокурова «Развитие творческих способностей учащихся».

В течение всего времени преподавания эрзянского языка мной осуществлялся анализ многочисленных методических материалов. На своих уроках постоянно пользуюсь статьями и разработками журналов «Народное образование», «Сятко», «Чилисема».

Разработаны поурочные планы-конспекты уроков, рабочие программы по предмету, большое количество дидактического материала, в том числе к проверочным и тестовым работам, планы-конспекты открытых уроков и внеклассных мероприятий.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

        Я считаю, что учитель должен видеть в каждом ребенке его неповторимость, подбирать приемы и методы, которые способствуют раскрытию и развитию его способностей и возможностей. Такая система взаимодействия позволяет моделировать ситуацию успеха как для «слабого» ученика так и для более успешного. Применение активных и интерактивных методов обучения делает урок более «живым» и результативным. Обучение эрзянскому языку должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять их усваивать учебный материал. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Развитие познавательной активности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Такого рода деятельность захватывает всю личность: напрягается ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы. Отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Например, дети с большим интересом выполняют мультимедийные презентации. Это еще один стимул к развитию интереса учащихся к изучению эрзянского языка и культуры мордовского народа.    Такие задания ученики начинают выполнять с 4 - го класса. Интерес представляют такие темы как «Знаменитые люди Мордовии», «Путешествие по городам Мордовии», Мой любимый вид спорта»,   «Достопримечательности Саранска»» и др. Во 2 классе детям интересно играть с игрушками по теме «Мои любимые игрушки», рассказывать о своей семье по фотографиям родственников и т.д.  

         На занятиях, посвященных повторению, целесообразно использовать игры, проводившиеся в течение учебного года.

        Для овладения языком даже в небольшом объеме ребенку недостаточно заучить ряд типовых фраз, он должен научиться самостоятельно строить фразы данного типа из знакомых слов. Игровая ситуация является основным методическим приемом отработки грамматических умений. Надо только вызвать интерес к заданию и тем самым повысить речевую активность детей, вызвать потребность в общении на мордовском (эрзянском) языке.

         Многократное повторение небольших стихотворений, инсценировка мордовских и переводных русских сказок, заучивание загадок, прибауток, песенок из мордовского и русского фольклора (перевод), считалок помогает научить детей говорить на эрзянском языке в пределах программы.

          Различные формы уроков дают возможность выявить способности каждого ученика, вызвать интерес к предмету, реализовать идею сотрудничества учителя и ученика, стать активными участниками учебного процесса, не боятся высказать свое мнение.

       5. Анализ результативности

       На уроках эрзянского языка создаю комфортную психологическую атмосферу, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Плодотворная работа с детьми позволила мне достичь определенных результатов:

- у многих учащихся сформировалась положительная мотивация изучения эрзянского языка;         

- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;

- развиваются творческие способности учащихся.

В период с 2014 по 2017 год качественный показатель обучения 100%.

Ежегодно ученики принимают участие в предметных школьных и муниципальных олимпиадах по эрзянскому  языку:

- Гудков Максим стал призером муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по мордовскому (эрзянскому) языку в 2015, 2016, 2017 гг.,

- Обмайкина Лилия стала призером муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по мордовскому (эрзянскому) языку в 2017 гг.

Принимаю активное участие в работе методического объединения учителей этноязыкового направления нашей школы, участвовала в республиканском семинаре (Республиканский семинар-практикум Школы молодого педагога «Особенности организации воспитательного процесса в условиях ФГОС ОО» (фрагмент классного часа «Культура и быт мордовского народа»).

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Применение методов и приемов, способствующих формированию и развитию творческих способностей учащихся, требует большего количества времени, чем обычное изложение школьного материала. От  учителя требуется знание предмета, а также гибкость и оперативность в работе на уроке. Следовательно, уроки по развитию творческих способностей учащихся проводить труднее, чем работать в объяснительно-иллюстративном плане.

Обучение эрзянскому языку  должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять их усваивать учебный материал.

Сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности школьников, формирует умения и навыки учебного труда и умение пополнять и обновлять свои знания.

Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, группируют, классифицируют, благодаря представленной им свободе для самовыражения. Однако различная подготовленность детей не позволяет у всех выявить скрытые способности. Необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их творчество и воображение.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

В  целях обмена опытом с коллегами, я провожу  открытые уроки,  выступаю  на заседаниях методического объединения учителей школы. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов школы,  города, республики, а также использую интернет-ресурсы, где представлен опыт педагогов других регионов. 

Материалы из опыта работа размещены на личной страничке сайта школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя  истории  МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа»  Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя английского языка МОУ «Центр образования "Тавла" - Средняя общеобразовательная школа №17» г. о. Саранск Викторовой Надежды Дмитриевны.

laquo;Использование информационно-коммуникационных технологий и материалов сети Интернет на уроках английского языка для повышения эффективности обучения»...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя физической культуры МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Седойкина Анатолия Владимировича

laquo;Приобщение учащихся к здоровому образу жизни,  физическому развитию посредствам уроков физической культуры  и внеурочной деятельности ». Цель: содействие всестороннему...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя математики Хохловой ИА

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя математики Хохловой ИА...