Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Рукодельница»
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Принята на заседании цикловой комиссии по ВР протокол №____ от «___» __________20__г. | Утверждаю: Директор ГБПОУ БРТСиПТ ____________/Б-Д.Г.Буянтуев/ Приказ №____от_______20__г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественно-эстетической направленности
«Рукодельница»
Для обучающихся 1-2 курсов
Срок реализации 1 год
Автор-составитель:
Щербачева Наталья Юрьевна социальный педагог
2017 год
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы:
1.1. Пояснительная записка
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Мы чудо сотворить сумеем сами
Вот этими умелыми руками.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений, а так же это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит ребенка анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Предлагаемая программа имеет художественно – эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для обучающихся, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у обучающихся художественного вкуса и творческих способностей.
Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из различного материала с использованием самых разнообразных техник.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого обучающегося и его самореализации. Она предусматривает развитие изобразительных, художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
В процессе конструирования помимо развития мелкой моторики развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из различных материалов учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным участникам будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Организационно – методическое обеспечение программы (возраст обучающихся, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп).
Программа кружка «Рукодельница» рассчитана на 1 год для обучающихся 1-2 курсов. Группа 10-15 человек Продолжительность занятия составляет 45 – 60 мин. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Условия реализации программы:
- Наличие материально – технического обеспечения;
- Систематичность посещения кружка «Рукодельница»;
- Отчетные выставки в конце года.
Формы работы:
- индивидуальная (каждый обучающийся должен сделать свою поделку);
- групповая (при выполнении коллективных работ каждый обучающийся выполняет определенное задание);
- коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции обучающиеся работают все вместе, не разделяя обязанностей)
1.2. Цель и задачи программы:
Цель программы: развитие и раскрытие у обучающихся художественных и творческих способностей в различных видах ручного труда. Организация досуга.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить способам работы с различными видами материалов;
- обучить строить композиции, выбирать рисунок, делать эскизы для будущих украшений, бижутерии;
- научить - правильно обращаться с инструментами в соответствии с правилами техники безопасности.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии.
- Развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук.
- Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности проживающих.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Учебно-тематический план
№ | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | в том числе | ||||
Теория | Практика | ||||
1 | Работа с фоамираном | 13 | 2 | 11 | |
2 | Работа с запекаемым пластиком. | 5 | 1 | 4 | |
3 | Работа с бисером | 13 | 2 | 11 | |
4 | Уроки вязания | 5 | 2 | 3 | |
ИТОГО | 36 | 7 | 29 |
1.Работа с фоамираном
Что такое фоамиран и как с ним работать. Происхождение фоамирана и его применение. Инструменты для работы, техника безопасности. Составление композиций.
Практика: Изготовление шаблонов простых изделий и более сложных. Изготовление бижутерии и аксессуаров.
- Работа с запекаемым пластиком.
Особенности работы с запекаемым пластиком. Инструменты и принадлежности для работы с этим материалом. Изготовление шаблонов композиций. Изготовление изделий из пластика (бижутерия, эмблемы, украшения для одежды).
- Бисероплетение
История создания и применения бисера. Обучение различным техникам плетения из бисера. Изготовление простых изделий. Рисование схем самостоятельно.
- Уроки вязания
Как подобрать пряжу и спицы нужного размера. Чтение описания и схем для вязания. Как набрать необходимое число петель для изделия. Вязание комплекта (шапка, шарф либо снуд, хомут).
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий:
Ожидаемые результаты.
В результате работы по данной программе:
– научатся различным приемам работы с материалами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.
Новизна и актуальность
Новизна программы состоит в том, что для обучающихся впервые будут рассматриваться вопросы об использовании в современном декоре и в своей внешности технику декоративно-прикладного искусства. Перед учащимися стоит задача: овладеть несколькими видами декоративно-прикладного искусства и научиться применять эти знания.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
- демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и обучающихся в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы) применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Методическое обеспечение программы кружка «Рукодельница»
Для занятий в кружке «Рукодельница» имеется комната для творчества
Материалы:
- фоамиран, пистолет с горячим клеем, ножницы, бумага, паетки, бусины, бисер, леска, проволока, пряжа, спицы, и т.д..
Методические материалы:
1. Инструкционные карты и схемы изготовления поделок.
2. Инструкционные карты сборки изделий.
3. Образцы изделий.
4. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний. Формы аттестации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».
В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...
дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Фитодизайн»
Программа знакомит детей с основами комнатного и садового цветоводства, искусством составления цветочных композиций с использованием различных материалов и техник изготовления....
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Щелкунчик» для детей 10-15 лет
«Щелкунчик» реализует дополнительную общеразвивающую программу художественно- эстетической направленности.Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образо...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Ритмика и танец"
Рабочая программа....
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ "БАЯН" для обучающихся по программе "Инструментальное музицирование" срок реализации 7 (семь) лет.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ПУРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» Обсуждена на заседании...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЗОЛОТЫЕ РУКИ»
В рабочей программе рассматриваются вопросы развития творческой личности учащихся средствами декоративно - прикладного творчества в области работы с джутовой нитью, фоамирано...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности "Топотушки"
В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмические движения, нетрадиционные виды упражнений для детей с ТМНР....