Разработка рабочей программы по математике (презентация)
презентация к уроку на тему
Презентация даёт ответы на вопросы: должен ли учитель создавать рабочую программу(РП), какова цель РП, её задачи и функции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_rabochey_programmy_uchitelya.pptx | 239.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» (№309-ФЗ от 01.12.2007)Статья 9 (п.1 ). Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности , является основная образовательная (общеобразовательная) программа (ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)
ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» (№309-ФЗ от 01.12.2007)Статья 9 (п.6). Образовательные программы Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного)общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения , образовательных потребностей и запросов обучающихся , воспитанников и включают в себя учебный план , рабочие программы учебных курсов, предметов , дисциплин (модулей) и другие материалы , обеспечивающие духовно-нравственное развитие , воспитание и качество подготовки обучающихся.
Статья 28 (п.19). Компетенция РФ в области образования Информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции БУП и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), учебной литературы и учебных пособий Статья 32. Компетенция и ответственность ОУ использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Должен ли учитель создавать РП ? РАЗДЕЛ "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ" (извлечения) III . ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Учитель Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение , включая цифровые образовательные ресурсы . Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения , разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь наличность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов , способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, ….
Какие программы (образовательные) могут быть в образовательном учреждении ? Образовательная программа ОУ как общественный договор – принимается высшим органом управления ОУ. Разрабатывается совместно с общественным (управляющим) советом . Основная образовательная программа (ступени) – программа совместных действий всех участников ОП в соответствии с возрастными возможностями школьников . Рабочая программа учебного курса, модуля и т.п. - программа действий учителя для достижения образовательных результатов Индивидуальная образовательная программа учащегося – персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании Программа развития ОУ - документ, усиливающий прежде всего конкурентные позиции конкретного образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, определяет вектор движения ОУ.
Образовательные программы ОУ Основная образовательная программа начального общего образования Образовательная программа основного общего образования Основная образовательная программа среднего общего образования Программа дополнительного образования Программа развития школы
Рабочая программа по учебному курсу –программа действий учителя для достижения образовательных результатов • ПРО – вперед • Грамма – пишу • Программа – проект педагогической деятельности
Что такое программа ? Рабочая программа учебного предмета (модуля) –это совокупность учебно-методической документации , которая самостоятельно разрабатывается педагогом(педагогами) ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных МОиН РФ, а также авторских программ с учетом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования школы. РП должна показывать конкретный путь достижения целей через разворачивание- реализацию содержания учебного предмета
РП должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП ОУ Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание, изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины , основывающийся на примерной программе по учебному предмету. Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине . Задачи учебной рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.
Функции рабочей программы Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся
Функции программы определяют следующие требования к ней : 1.Наличие признаков нормативного документа . 2.Учет основных положений образовательной программы школы. 3.Полнота раскрытия ценностей и целей обучения . 4.Системность и целостность содержания образования . 5.Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы . 6.Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ . 7.Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.
Исходные документы для составления рабочих программ учебных курсов Закон РФ «Об образовании » ФГОС ОО примерная программа по математике основного общего образования, созданная на основе ФГОС ОО( Разработка примерных учебных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»). Носит рекомендательный характер ) базисный учебный план общеобразовательного учреждения Федеральный перечень учебников, утвержденных , рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях , реализующих программы общего образования требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов (ФГОС ОО)
Рабочая программа ? = ? Примерная программа Примерная программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в ФГОС ОО. (В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий, даются общие рекомендации методического характера). Разработка рабочей программы по учебным предметам проводится на основе ФГОС ОО и примерных программ учебных курсов, рекомендованных (допущенных) компетентными органами.
С чего начать ? Изучить материалы ФГОС: внимательно прочитать; проанализировать содержание ФГОС и программы по предмету; проанализировать требования к уровню подготовки обучающихся. Проанализировать специфику класса, качество результата образования обучаемых . Продумать пути учёта специфики класса в преподавании предмета . Определить , какой вариант тематического планирования подходит к условиям Вашей школы . Разработать учебно-тематическое планирование, определив объём практической составляющей курса . Определить контрольные параметры, позволяющие выявить уровень освоения ФГОС обучающимися; определить конкретно по каким разделам, темам программы необходимо доработать, обновить, пополнить банк контрольно-измерительных материалов.
Проанализировать имеющиеся программно-методическое , материально-техническое обеспечение по предмету в соответствии с Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования , определить его достаточность для реализации ФГОС . Проанализировать фонд имеющейся в библиотеке ОУ ( в необходимом количестве) основной и дополнительной литературы по предмету. Оформить рабочую программу в соответствии с требованиями , представить её на рассмотрение ШМО, согласование с заместителем директора по УВР, утверждение директором школы.
Наиболее типичные недочеты в рабочих программах : • не учитываются цели и задачи образовательной программы школы ; • недостаточно обосновывается необходимость их разработки ; • отсутствуют некоторые обязательные разделы ; • не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым УМК ; • не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.
Титульный лист рабочей программы (вариант ) Полное наименование учредителя и ОУ в соответствии с уставом Где, когда и кем утверждена РП Наименование учебного предмета (курса ) Указание на принадлежность РП к ступени, уровню общего образования Срок реализации данной программы Ссылка на примерную авторскую программу, на основе которой разработана данная РП Авторы РП (составители)
Структура рабочей учебной программы Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели ООО с учетом специфики учебного предмета, курса. Общая характеристика учебного предмета, курса, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. Содержание учебного предмета, курса. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Описание материально-технического, информационного обеспечения образовательного процесса. К рабочим учебным программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса.
1 . Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели ООО с учетом специфики учебного предмета, курса. Источник информации : • ФГОС ООО • Фундаментальное ядро содержания общего образования • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Серия «Стандарты второго поколения», научный руководитель Кондаков А.М . • Примерная программа основного общего образования по математике Назначение пояснительной записки кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников ; дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
Содержание пояснительной записки место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми ) сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания, новизна и отличие рабочей программы от примерной УМК, на основе которого ведется преподавание предмета в данном классе (обязательно из федерального перечня и утвержденного приказом директора ОУ)
2.Общая характеристика учебного предмета, курса, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Источник информации : • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Серия «Стандарты второго поколения», научный руководитель Кондаков А.М . • Примерная программа основного общего образования по математике Содержание математического образования в 5-6 классах представлено в виде следующих содержательных разделов:«Арифметика», «Числовые и буквенные выражения. Уравнения»,«Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин»,«Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи»,«Математика в историческом развитии».
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин , способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления , формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел. Содержание раздела «Числовые и буквенные выражения. Уравнения» формирует знания о математическом языке. Существенная роль при этом отводится овладению формальным аппаратом буквенного исчисления. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений.
Содержание раздела «Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин» формирует у учащихся понятия геометрических фигур на плоскости и в пространстве, закладывает основы формирования геометрической «речи», развивает пространственное воображение и логическое мышление . Содержание раздела «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах . Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно- исторической среды обучения.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Источник информации : Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения . Базисный учебный план основного общего образования . Примерные программы основного общего образования. Математика. Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 5-6 классах основной школы отводит 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 175 часов. Учебное время может быть увеличено до 6 часов в неделю за счёт вариативной части Базисного плана.
4.Личностные , метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса Источник информации : ФГОС ООО : Личностные результаты освоения ООП ООО[C. 7-9 ]. Метапредметные результаты освоения ООП ООО [C. 9 ]. Предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» [C. 15-16]. Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных , предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования . • Личностные результаты : • Метапредметные результаты : • Предметные результаты:
Планируемые результаты освоения программ основного общего образования Источник информации : • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Серия «Стандарты второго поколения», научный руководитель Кондаков А.М. 1.2.3 . Планируемые результаты освоения учебных и междисцилинарных программ [C. 22-36]. 1.2.3.11 Математика. Алгебра. Геометрия [C. 66-72 ]. • Программы курса математики для УМК различных авторов
Планируемые результаты обучения математике в 5-6 классах Арифметика По окончании изучения курса учащийся научится : • понимать особенности десятичной системы счисления ; • использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел ; • выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации ; • сравнивать и упорядочивать рациональные числа ; • выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора ; • использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты ; • анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т.п .). Учащийся получит возможность : • познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10 ; • углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости ; • научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения По окончании изучения курса учащийся научится : • выполнять операции с числовыми выражениями ; • выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых ); • решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом . Учащийся получит возможность : • развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях ; • овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых так и практических задач
Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин По окончании изучения курса учащийся научится : • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы ; • строить углы, определять их градусную меру ; • распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса ; • определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот ; • вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба . Учащийся получит возможность : • научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов ; • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах ; • научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи По окончании изучения курса учащийся научится : • использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных ; • решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций . Учащийся получит возможность : • приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы ; • научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач . Математика в историческом развитии По окончании изучения курса учащийся научится : Учащийся получит возможность:
5. Содержание учебного предмета, курса Источники информации : • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. [C. 205-210 ]. • Примерные программы основного общего образования. Математика [C. 11-17 ]. • Программы курса математики для УМК различных авторов Например, содержание курса математики 5-6 классов . Арифметика.Натуральные числа . • Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел . • Координатный луч . • Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения . • Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем . • Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10 .• Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители . • Решение текстовых задач арифметическими способами .
6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Календарно-тематическое планирование . Базовая часть: содержание курса тема урока характеристика деятельности ученика. Вариативная часть : дата планируемая, фактическая, тип урока, цель урока, планируемые результаты, домашнее задание, страницы учебника, рабочей тетради, материалы к уроку, словарные слова, основные понятия, другое
При заполнении учебно-тематического плана следует помнить, что формулировки тем в разделах «Основное содержание», «Учебно-тематический план» и записи в классном журнале должны обязательно совпадать . Форму учебно-тематического планирования автор может выбрать самостоятельно или, если в ОУ есть локальный акт о рабочей программе, то в соответствии с ним.
Контроль и система оценивания Диагностика: с тартовая текущая итоговая к омплексная контрольная работа Критерии оценок: стандартный уровень – « 3 » выше стандартного уровня – «4», «5 » ниже стандартного«2 »
7. Описание материально-технического, информационного обеспечения образовательного процесса
Составитель рабочей программы может самостоятельно : расширять перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных Примерной программе учебного курса конкретизировать и детализировать темы устанавливать последовательность изучения учебного материала распределять учебный материал по годам обучения распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОУ конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися включать материал регионального характера по предмету, выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся
Процесс утверждения рабочей программы Рассматривается на методическом объединении или нанаучно-методическом совете (см. Устав). Решение ШМО или НМС оформляется протоколом. Возможна предварительная внешняя экспертиза (добровольно, по желанию школы).Срок: май-июнь Директором школы издается приказ об утверждении каждой учебной программы. На каждой программе должна быть отметка о принятии программы ШМО или НМС, результаты экспертизы(если была), отметка директора школы об утверждении программы (дата и номер приказа ). Срок : до 31 августа . Один экземпляр учебных программ являются частью ООП и находится у администрации в соответствии с номенклатурой дел. Второй экземпляр у педагога.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Разработка рабочей программы по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования"
Схема построения рабочей программы по математике для 5 класса...
Методическая разработка "Рабочая программа по математике. 5 класс, Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин"
Рабочая программа по математике. 5 класс, Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин....
разработка рабочей программы по математике для 10 класса углубленный уровень
Рабочая программа по математике для 10Т класса составлена на основе:-закона РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г;-федерального государственного образовательного стандарта средн...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ 7 КЛАСС
СОБРАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО МАТЕМАТИКЕ ПО УЧЕБНИКАМ А.П. МЕРЗЛЯК...
разработка рабочей программы по математике 5 класса по требований обновленного ФГОС ООО
разработка рабочей программы и календарно-тематический план по математике 5 класса по требований обновленного ФГОС ООО...
Разработка рабочей программы по математике в соответствии с требованиями новых ФГОС СОО
Протокол заседаний ШМО по разработке рабочей программы по математике в соответствии с требованиями новых ФГОС СОО...
Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочей программы по математике в 6 класс
Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района...