Проект От техники понимания текста - к творчеству
проект на тему

Лисицына Татьяна Николаевна

Педагогический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогический проект129.56 КБ

Предварительный просмотр:

 Инновационный педагогический проект

«От техники понимания текста  – к творчеству»

 (Развитие творческих способностей  обучающихся  средствами урочной и  внеурочной формы)

Паспорт проекта.

Структура

Содержание проекта

Тема

«От техники понимания текста – к творчеству»

 (Развитие творческих способностей  обучающихся  средствами урочной и  внеурочной формы)

 Руководитель проекта

Лисицына Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы

Адресация проекта

Проект адресован учителям русского языка, литературы и других предметов гуманитарного и естественнонаучного цикла,  руководителям элективных курсов, педагогам дополнительного образования. Может быть реализован во внеурочной деятельности за рамками предмета при подготовке   к олимпиадам и  проектно-исследовательским, творческим   конкурсам различного уровня.

Участники проекта

  • Учитель – осуществляет координационную работу по взаимодействию всех участников проекта, организует познавательную, творческую, проектно-исследовательскую   деятельность, консультирует учащихся во время выполнения работ, проводит анализ результатов;  
  • учащиеся выполняют все виды творческой и проектно- исследовательской работы, представляет продукты своего труда на конференциях, заседаниях «Школы эрудитов»  и научного общества учащихся, фестивалях,  конкурсах и олимпиадах  различного уровня;
  • библиотекари школьной и поселковой библиотек помогают  учащимся  при работе с различными информационными источниками;
  • родители учащихся принимают активное участие в совместно-продуктивной деятельности, оказывают материальную поддержку проекта (спонсирование издания сборников); оказывают моральную поддержку во время презентации продуктов проекта, осуществляют фото и видеосъёмку, отражающие реализацию проекта;
  • Совет школьного музея  помогает в организации и проведении творческих встреч, литературных гостиных и презентаций  сборников,  творческих фестивалей.

Возраст учащихся

 Учащиеся 5-11 классов

Особенности типа проекта

  • По характеру создаваемого продукта – творческий, проектно- исследовательский
  • По количеству участников – индивидуально-групповой.
  • По продолжительности – долгосрочный.
  • По профилю знаний – метапредметный.

Цель проекта

Создание условий  для  творческой самореализации личности  

Задачи проекта

1.  Создать систему наиболее продуктивных форм  и методов развития творческого   потенциала обучающихся.

2.  Внедрить  систему   «От техники понимания текста – к творчеству».  

3.  Провести мониторинг творческой самореализации личности.

Прогнозируемые  результаты проекта

1. Продукты деятельности педагога:

  • Система развития творческого потенциала  обучающихся «От техники понимания текста – к творчеству»
  • Мониторинговая карта


2. Продукты деятельности обучающихся:

  • Сборники произведений
  • Сборники презентаций
  • Сборники синквейнов
  • Сборник литературно-музыкальных композиций

 

Сроки реализации проекта

1 этап – 2008 г -  разработка проекта

2 этап – 2009- 2012гг- реализация проекта

3 этап – 2013г - рефлексия

1. Актуальность психолого-педагогического опыта.

     Сегодня более очевидным становится тот факт, что социальный прогресс во многом зависит от того, какое количество творческих людей способны его осуществить.  Именно от степени развитости в человеке творческого потенциала зависит развитие науки, техники, производства. Человек с творческим началом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем, способен адекватно  оценивать свои результаты.

          Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека – творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

  Поэтому сегодня необходимо формировать такой педагогический опыт, который бы разрешил противоречие:

- между  образовательными результатами, предъявляемыми новыми государственными стандартами, и  используемыми средствами его достижения в школьной практике.

 Таким образом, названное противоречие находится  в поле проблемы – обеспечение школьников такими способами деятельности, которые позволят комплексно решать вопросы самообразования, самоопределения в профессиональной деятельности, жизни, выше названное противоречие является источником инновационных идей  представленного опыта.

   Востребованность инновационного опыта в реальной педагогической практике подтверждается интересом к авторским материалам,  положительными отзывами и рецензиями  учителей- единомышленников  в рамках участия в III-м Всероссийском дистанционном конкурсе «Моя статья» (Центр дистанционного образования «Эйдос»),(Диплом в номинации «Обобщение опыта»).

     Таким образом, актуальность педагогического опыта  определяется:

- социальным заказом общества остановить тенденцию простой трансляции  социокультурных   норм и готового научного знания, способствующей угасанию    неповторимой индивидуальности личности ребенка;

- потребностью реконструировать традиционную педагогическую систему, основу которой   составляет культура воспроизводства, мало соответствующая механизмам личностного  развития ребенка;

-  необходимостью оптимизировать механизмы педагогического воздействия на состояние     творческого интеллекта учащихся, необходимого для осуществления творческой     деятельности как наиболее значимого проявления творческого потенциала.        

1. Концепция проекта.

   

             Говоря о творческих способностях, необходимо  прийти к пониманию  того, какой смысл мы в это вкладываем.  Этот вопрос необходимо рассмотреть с точки зрения психологии, философии, педагогики. Разные авторы определяют их по-своему. Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, которые не сводятся к имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.

        Большакова Л.А. творческие способности определяет как личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям.

        Мотков О.И. под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие и способность к осознанию своего опыта.

    Творческая деятельность человека характеризуется созданием качественно нового, ранее не существующего продукта. Учащиеся же только в отдельных случаях, на определенном уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя могут создать новые ценности. Поэтому применительно к процессу обучения творчество понимается как форма деятельности ученика, направленная на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть, важных для формирования личности как общественного субъекта. (Педагогический энциклопедический словарь, 2003).

    Интересны  работы Л.С. Выготского. Он признаёт за всеми людьми склонность к творчеству, выявляющуюся по-разному,  в основном, в зависимости от культурных и социальных  факторов.

    Развитие творческих способностей - важнейшая задача   образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

    Определяя направление своей работы, многие педагоги начальной школы стремятся выбрать максимально эффективные виды деятельности для достижения данной цели. К сожалению, в современных научно-методических и практических исследованиях не определена эффективная модель образовательного процесса по развитию творческих способностей учащихся, не выявлены оптимальные механизмы ее реализации.

       Таким образом, стоящая перед образованием задача, а именно, обновление содержания образования, определяют выбор темы моего  педагогического проекта: «От техники понимания текста – к творчеству».

 

Цель:  создание условий,  для  творческой самореализации личности  

Задачи проекта:

1.  Создать систему наиболее продуктивных форм  и методов развития творческого   потенциала обучающихся.

2.  Внедрить  систему   «От техники понимания текста – к творчеству».  

3.  Провести мониторинг творческой самореализации личности.

    Объект исследования — процесс развития творческого потенциала  обучающихся.

     Предмет исследования — система специальных мер педагогического воздействия как комплекс условий и средств, стимулирующих развитие творческого потенциала учащихся.

      Гипотеза проекта основана на предположении о том, что творческий потенциал учащихся в современных условиях   определяется совокупностью педагогических условий и средств, способствующих личностному развитию при активном участии педагогов и самого учащегося.

       Новизна данного проекта   заключается в создании системы комплексного подхода к развитию личностных, коммуникативных, проектных компетенций обучающихся через совместную урочную и  внеурочную деятельность обучающихся и учителя.              

      Практическая значимость проекта заключается в том, что опыт  может быть использован:

 1)учителями гуманитарного и естественнонаучного циклов

- на уроках;

-при создании авторских элективных курсов, программ и учебных пособий по предмету, организации кружковой деятельности;

2) учителями при  организации работы с текстом и  в проектной деятельности;

3) исследователями, занимающимися  вопросом  развития  творческих способностей;

4) учащимися  при обучении на дому; при самостоятельной подготовке к олимпиадам и  научно – исследовательским и творческим  конкурсам, фестивалям, олимпиадам   различного уровня.

         Участники проекта:

  1. Учитель – осуществляет координационную работу по взаимодействию всех участников проекта, организует познавательную, творческую, проектно-исследовательскую   деятельность, консультирует учащихся во время выполнения работ, проводит анализ результатов.  
  2. Учащиеся выполняют все виды творческой и проектно- исследовательской работы, представляет продукты своего труда на конференциях, заседаниях «Школы эрудитов»  и научного общества учащихся, фестивалях,  конкурсах и олимпиадах  различного уровня.
  3. Библиотекари школьной и поселковой библиотек помогают  учащимся  при работе с различными информационными источниками.
  4. Родители учащихся принимают активное участие в совместно-продуктивной деятельности, оказывают материальную поддержку проекта (спонсирование издания сборников); оказывают моральную поддержку во время презентации продуктов проекта, осуществляют фото и видеосъёмку, отражающие реализацию проекта.
  5. Совет школьного музея  помогает в организации и проведении творческих встреч, литературных гостиных и презентаций  сборников,  творческих фестивалей. 

      Мой педагогический опыт опирается на следующие дидактические принципы:
- принцип комплексного воздействия на интеллектуальное и речевое развитие школьника;

- принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и ученика;
- принцип творческой активности;

-принцип уважительного, доброжелательного отношения к каждому ученику.

       Организация образовательного процесса  основана на индивидуальном и деятельностном подходе.

3. Средства реализации проекта.

   Творческая самореализация   личности  обучающегося возможна при  наличии четкой системы работы, охватывающей  как урочную, так и внеурочную деятельность.   Для получения  ожидаемого результата, учащийся должен быть вовлечен в системную, долгосрочную, комплексную работу.  И урочная, и внеурочная деятельность должна преследовать единую цель, иметь  единые подходы и принципы.  

                   Система работы представлена в виде модели.

3.1 Освоение алгоритма техники понимания текста «Ученик - читатель».

Сегодня, как никогда, велика роль литературы, ее ценностного потенциала. Мы живем в трудное время, в переломную эпоху переоценки ценностей, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, не различающего, где добро, а где зло, где красота, а где уродство, и живущего, по сути, в плену ложных ценностей. Как тут не вспомнить слова Ф. Тютчева: «Не плоть, а дух растлился в наши дни». Поэтому сегодня, как никогда, велика роль литературы, ее ценностного потенциала, так как процесс образования должен включать в себя не только получение знаний и умений, но и развитие культурного и духовного уровня. В изучении школьных дисциплин важными становятся формирование культуры отношения к миру, культуры мышления.

  И литература является тем универсальным учебником жизни, который позволяет понять окружающую действительность через обращение к художественным произведениям, через их внимательное, вдумчивое прочтение.

Литература помогает учащимся увидеть, что каждый писатель, сообразно своему мировоззрению и душевным склонностям, пытается выстроить модель гармоничного мира. Пытается указать путь этой гармонии, которая пока недостижима; помочь проникнуться с помощью произведений вопросами свободы и несвободы, любви и ненависти, личности и коллектива, индивидуализма и жертвенности, насилия и смирения, прошлого и настоящего, поставленными писателями. Вопросы эти ждут решения.

Все знают, как нелегко обучить ребенка технике чтения, но еще труднее воспитать полноценного читателя.                        

Проблема на сегодняшний день очень актуальна.

Мы все - и учителя, и родители - стремимся к тому, чтобы дети как можно больше читали, исходя из твердого убеждения, что «чтение- лучшее учение». Но эта истина верна только в том случае, если растущий читатель умеет понимать, оценивать читаемое.

Как этому научить?

Впервые об этом задумалась, когда пришедшие ко мне из начальной школы пятиклассники никак не могли «войти» и из предмета «Чтение» в «мир литературы».

Задаю вопрос, например: «В чем смысл названия произведения К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» - дети просто начинают пересказывать содержание. Именно пересказу особое внимание уделялось в начальной школе», - понимаю я.

Читаем текст: «Мал шел по улице и всё думал, почему Бог так несправедлив к нему, почему он так наказывает его? За что?... Малу было всего девять лет, но выглядел он намного младше. Он был очень худой, одетый в какие - то лохмотья...

Когда он шёл по улице, прохожие его сторонились»...

Предлагаю сформировать проблемный вопрос, который поможет понять главную мысль текста. Слышу такой ответ: «Сколько месяцев было Малу?».

Вопрос на сообразительность, но никак не проблемный. Значит, ребята не понимают, что такое главная мысль.

С чего начать?

Одним из средств формирования мировоззрения является работа над пониманием текста.

Понимаю, что руководить чтением учащихся смогу, если буду,  во-первых,  представлять себе читательскую деятельность, во - вторых, знать, как она формируется, и, в-третьих, иметь необходимый для этого тренировочный материал.

  Основой моих исследований  стала работа с методологами во время мониторинга, проводимого в Советском районе. Воспользовалась некоторыми рекомендациями, взятыми из книги Г.Г. Граник «Как работать с книгой».  

Под читательской деятельностью понимаю диалог, опосредованный текстом, между автором и читателем.

Как помочь читателю установить правильные взаимоотношения с текстом, чтобы изменилось сознание читателя?

Все мы понимаем, что  непонимание прочитанного, неумение общаться с книгой, нелюбовь к серьезному чтению порождают бездуховность, которая, как трясина, поглощает любые замыслы писателей, авторов учебников и учителей, делает их усилия бесплодными.

Именно поэтому воспитание настоящих читателей становится одной из основных  целей учителя.        

Цели введения техники понимания:

  • формирование умения учащихся самостоятельно учиться;
  • развитие рефлексивных способностей школьников;
  • воспитание вдумчивого читателя.

Техника понимания состоит из  четырех блоков:

  1. Методический блок – методическое руководство по достижению целей (алгоритмы обучения).
  2. Информационный блок (банк информации) – теоретический материал.
  3. Исполнительский блок (для формирования умений) – пакеты типовых, комплексных и ситуативных задач и упражнений, описания практических работ (конспекты занятий).
  4. Контролирующий блок – банк контрольных заданий, соответствующий целям, поставленным данным модулем.

Модули позволяют перевести обучение на субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменять формы общения учителя и ученика.

Учащиеся самостоятельно проходят в учебном процессе этапы:

цель          мотив           действие             средство            результат          оценка.

Каждый этап организации деятельности сопровождает рефлексия, так как при возникновении затруднений без самостоятельного выявления ошибок и их причин не будет обеспечен требуемый уровень достижения цели.

Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность. Ученик сам оперирует учебным содержанием, поэтому оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации.

Составила         «Паспорт  модуля по литературе для 5 – 11 классов  «Способы работы с  текстом»». (Приложения к проекту).

Многофункциональность художественного текста  определил три этапа  осуществления цели и задач образовательного модуля.

 Цель образовательного модуля:

Овладение учащимися  ключевыми компетенциями через технику понимания художественного текста.

      Задачи.

   На I  этапе: 

1.  Формировать способы погружения в художественный текст через алгоритм 1.

2. Воспитать вдумчивого читателя, умеющего выразить собственную позицию,  понимающего позицию автора.

3.  Развить потребность в самостоятельном чтении художественных произведений.

С чего начать?

Понимаю, что руководить чтением учащихся смогу, если буду, во-первых,  представлять себе читательскую деятельность, во - вторых, знать, как она формируется, и,  в-третьих, иметь необходимый для этого тренировочный материал.

Под читательской деятельностью понимаю диалог, опосредованный текстом, между автором и читателем.

                               

 

        

Итак, текст – это определенная реальность, и за ним всегда стоит

 автор, делающий открытие.

С чем связаны трудности понимания текста?

  В процессе, ведущем к пониманию, взаимодействуют две мысли: сам текст и  то, что происходит в сознании человека во время восприятия читаемого.

 

Предлагаю деятельность по алгоритму:

 

 

В ходе диалога («заочного») между автором и читателем через художественный текст решаются следующие задачи читателя:

1. Понять произведение так, как понимал его автор, постараться

увидеть картину мира, ситуацию, героев «глазами автора».

 2.Включить произведение в свой, отличный от авторского,  жизненный культурный контекст  (выработать свою точку зрения на то, что изображает и выражает автор,  согласиться с ним или вступить в спор,   увидеть условный мир произведения своими «глазами» - глазами читателя). Этот диалог - сотворчество понимающих.

     

       

Предлагается учащимся схема (алгоритм 1) понимания художественного текста  в следующей последовательности:  

В работе с техникой понимания важную роль играет выбор текста, который должен быть подлинным, чтобы разговор с автором проходил без посредников, метафоричным, должен вызвать вопросы у ученика; провоцировать непонимание.

Для этого осуществляется отбор художественных текстов, соответствующих названным критериям.

Составить список текстов  - значит составить программу. Программными в моей работе  на первом этапе работы (5 класс) с техникой понимания являются произведения следующих авторов:                

  • М. Зощенко. «Не надо врать»;
  • В. Драгунский. «Тайное становится явным»;
  • В. Осеева. Рассказы «Перышко»;
  • А.П.Чехов  «Моя она»;
  • Ю.Бондарев. «Отчаяние»;
  • Н. Сладков. Зарисовки о природе ;
  • К. Гарновский  «Солнечные зернышки»;
  • В.Бирюков «Какого цвета снег».

            В работе над этими произведениями проходил поиск и отбор эффективных средств – алгоритмов  и техник  для организации диалога с автором и постижения его позиции.

Вот некоторые из них:

  • поиск исчезнувшего названия (М.Зощенко «Не надо врать», Ю. Бондарев «Отчаяние»);
  • обманутое ожидание (В. Драгунский  «Тайное становится явным»);
  • предположение концовки рассказа (А.П.Чехов «Моя она)»;
  • восстановление текста с пропусками (Н.Сладков «День рождения Елочки»);
  • пересказ, провоцирующий непонимание текста;
  • выбор удачного варианта названия (Н.Сладков «Черным по белому» или «Белым по черному»?);
  • один вопрос к двум разным текстам (В.Голявкин «Я пуговицу себе сам пришил» и И. Токмакова «Я могу и в углу постоять»);
  • пересказ голосом автора;
  • постановка вопросов автору (А.С.Пушкин  «Ворон к ворону летит»).

В 5 классе (особенно  в самом начале изучения предмета литературы) не нужно бояться вводить в программу другие  произведения («кроить» программу).

Составила технологическую карту модуля «Техника понимания художественного произведения» (5 класс). (Приложения к проекту).

Вот некоторые примеры работы с текстом по предложенному алгоритму:              

1.Чтение произведения.

2.Определение собственного отношения (эмоциональное восприятие).

3. Выявление странного, непонятного. Формирование вопроса.

4. Диалог с текстом:

    - возникновение вопроса;

    - прогнозирование возможных ответов;

    - подтверждение или опровержение текстом.

5. Проникновение в текст  (путь от  влияний формы и конкретных особенностей к его глубинной сути). Понимание прочитанного как единого целого. Все элементы текста смыкаются в единую систему, дающую ответ: как? для чего? О чем рассказывает текст? Выделение главной мысли текста – авторской мысли.

6. Что я принимаю, а что опровергаю, что изменилось во мне после знакомства с текстом.

1. Я могу и в углу постоять.

Я могу и в углу постоять,

Час могу, два могу или пять.

Я не брал эту запонку красную.

Ну зачем говорите напрасно вы?

Я могу и в углу постоять,

День могу, два могу или пять.

Я не брал эту запонку красную,

Ну зачем говорите напрасно вы?

                                     (И. Токмакова)

Вопрос: Что ты можешь сказать об этом мальчике?

2.Я пуговицу себе сам пришил!

   Я пуговицу себе сам пришил. Правда, я ее криво пришил, но ведь я ее сам пришил! А меня мама просит убрать со стола, как будто бы я не помог своей маме – ведь пуговицу я сам пришил! А вчера вдруг дежурным назначили в классе. Очень мне нужно дежурным быть! Я ведь пуговицу себе сам пришил, а они кричат: «На других не надейся!» Я ни на кого не надеюсь. Я все сам делаю – пуговицу себе сам пришил…

                                                                                         (В. Голявкин)

Вопрос: Что ты можешь сказать об этом мальчике?

                                     3.  Какого цвета снег?

   Заспорили медведь с волком о цвете снега.

 - Белый, белый, - в десятый раз повторял волк.

- Нет, серый, серый, - твердил медведь.

  Долго спорили. Дело чуть не до драки дошло. Вдруг из-за кустов заяц вывернулся. Увидел зверей и застыл на месте.

 - Эй, зайка, - позвал медведь. – Иди сюда. Спор у нас тут вышел: какой цвет у снега?

Заяц покосился на волка:

 - А вы как думаете?

 - Я говорю серо – черный,- сказал медведь.

 - Нет, - сказал волк. – Белый он.

 Посмотрел заяц на огромные лапы Потапыча, глянул на волчьи клыки и выпалилд:

   - А он…

И стреканул в кусты.

                                                            (В. Бирюков)

Вопрос: Что ответил заяц?

4. Ворон к ворону летит. (А.С.Пушкин).

Ворон к ворону летит,

Ворон ворону кричит:

«Ворон! Где б нам отобедать?

Как бы нам о том проведать?»

Ворон ворону в ответ:

«Знаю, будет нам обед;

В чистом поле под ракитой

Богатырь лежит убитый.

Кем  убит и отчего,

Знает сокол лишь его,

Да кобылка вороная,

Да хозяйка молодая».

Сокол в рощу улетел,

На кобылку недруг сел,

А хозяйка ждет  милого,

Не убитого, живого.

Вопрос: Сколько героев в     произведении?                              

5. Вопрос - задание: Прочитайте рассказ Н.Сладкова про елочку, вы видите, в нем не хватает кое – каких слов, подсказка – в виде вопросов, поэтому, чтобы понять авторскую мысль, нужно вписать нужные слова.

Весной елочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула (что?) ….,  ….  (что сделала?)…… из земли и (как?) …… осмотрелась. Деревья (что делали?)  ….. листья.      Много – много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья  (что делают?)   ….   О ней и  ….. ей подарки. Осина  дарит (какие?) …..  (что?) ….., клен (что делает?)  ….   оранжевые (что?)  ….,   а ива (что делает?)  …..  елочку (какими?) ……   ……. (чем?) ….  

                                                  (Н. Сладков)

6. Вопрос:  Перед вами  один из этюдов К. Гарновского. Чего в нем не хватает?

Попробуйте восстановить текст. Что для этого нужно?

(Нужно вчитаться в каждое слово, понять смысл текста, представить картину, вспомнить, если подобное нам приходилось видеть).

Морозная ночь, полнолуние. По сторонам дороги – (какое?) ................. поле.

   Иду, и под лунным светом то одна, то другая (что?) .................   вспыхивает передо мной (каким?) ........................,   .......................,        ...............................,  ................................ огнем. И бывает он такой (какой?) .............................. чистоты и красоты, что остановишься и смотришь на него, (как?) ............................

      Но только (что сделаешь?)......................... – и погаснут эти (что) .......................... А на смену им (что сделают ?) ......................  другие. (Что делают?) .............................,  ....................................

      (Сколько?)............................ снежинок прикрыли поле. Но только немногие из них (что делают?) ....................  (каким?) ........................... огнем.

      Так и иной человек бывает (каков?) .........................., и вдруг  (как?) .................................... увидишь в нем скрытую до времени (какую?) ................................  красоту.

                                                        (К.Гарновский)

                    7.  Моя «она».

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, - связь, стало быть, крепкая, прочная… За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Все, все пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю… Давно пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет…Хотите знать ее имя? Извольте…Оно поэтично и напоминает Лилию, Лелю, Нелли…

                                                                                (А.П.Чехов)

                                                                       

Вопрос: Вы догадались,  как  ее зовут?

8. (Какое?) …  озеро и (какие?) …  берега. Черные пни (в чем?)  … . Черные галки (над чем?)   … .

   (Какие?)  …  зайцы на ( какой?)   … земле. Белые муравейники у черных стволов. Белые кочки на черном болоте. Все (какое?)  …   и  … .

      Черный дом с белой крышей. Белый дым из черной трубы.

      Одно небо (какое?)   … - …  и …  .

      Ни (какого?)   … голоса, ни (какого?)   … эха. Все как-то шепотом, стороной. То (какая?) оттепель, то (какой?) …  мороз.

   Полузима – полуосень, полудень, полувечер.

                                                                (Н.Сладков)

Вопрос:  Как озаглавите текст: «Черным по-белому» или «Белым по черному»?

             Контролирующий блок

Модули - повторяющиеся задания используются на разных этапах

работы с текстом. Для диагностики деятельности учащихся с модулями следует провести тест, например, следующий:

ТЕСТ 1.

  1. Что ответил заяц на вопрос волка, у которого страшные зубы и который считает, что снег серого цвета, и на вопрос медведя, у которого страшные лапы и который считает, что снег черно-белый?
  2. Вот три строчки из стихотворения:

Велосипед меня понес,

Понес куда-то под откос.

Он там остался без колес... закончить четверостишие.

3. Рассказ Н.Сладкова называется «Черным по белому» или «Белым по черному»?

4. В стихотворении А.С. Пушкина «Два ворона» какое количество героев?

5. В рассказе А.П. Чехова «Моя она», она - это кто?

6. В рассказе В. Голявкина «Я пуговицу себе сам пришил» что можно сказать о мальчике?

7. В стихотворении И. Токмаковой «Я могу и в углу постоять» что можно сказать о мальчике?

                                                Тест 2.

Определите, из 4 слов – какое самое удачное. (К уроку «Как слово наше отзовется»).

  1. Осина дарит (какие?):

 А) зеленые;

 Б) белые;

 В) красные;

 Г) мятые.

2. Осина дарит (что?)

 А) Листья;

 Б) бумагу;

 В) фонарики;

 Г) шишки.

3. Клен (что делает?):

 А) кидает;

 Б) роняет;

 В) бросает;

 Г) швыряет.

4. Оранжевые (что?):

 А) шапки;

 Б) звезды;

 В) лапы;

 Г) листья.

5. Ива (что делает?)

 А) закидывает;

 Б) засыпает;

 В) забрасывает;

 Г) забивает.

6. (какими?)

 А) толстыми;

 Б) тонкими;

 В) неуклюжими;

 Г) уродливыми.

7. (чем?)

 А) палками;

 Б) рыбками;

 В) листьями;

 Г) иголками.  

Таким образом, активное использование в работе технологии критического мышления («Техника понимания произведения») позволяет  «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология характеризуется следующей структурой:

  • активизация познавательной деятельности;
  • осмысление материала через активное чтение и слушание;

через размышление и анализ к творческой интерпретации.

Текст художественного произведения многофункционален, и это можно выразить в следующей схеме:

       

                        3.2  II этап.   «Ученик – читатель-теоретик»

  На втором этапе  обучения акцент смещается на работу над идеей текста, различением в тексте фактуальной и смысловой информации (фабулы и идеи),  другими теоретическими понятиями.  

 Это, прежде всего, логически выстроенная цепочка анализа произведения, это материал, способный заинтересовать учащихся, вызвать желание сопереживать.

Ни для кого не секрет, что на сегодня остро стоит проблема экологического воспитания. В школе проводится работа, но разве должен стоять в стороне литератор? Какую помощь я могу оказать?

Таким образом, возникла идея написать адаптированную интегрированную программу факультативного курса «Мы учимся учиться» (техника понимания текста) (6 класс) с включением для анализа текстов экологического характера (вошли тексты К. Глазунова, Н. Сладкова, А. Стрижова, А. Михайлова, Е. Суровой, В. Бабенко, И. Константинова, а также тексты из различных справочных материалов).

И  вновь возникает идея: ведь есть литература, которая намного ближе и понятнее - это творчество местных писателей и поэтов. Проблемы у нас с ними общие, за окном дома видим одну и ту же картину. Подумала, что тексты местных авторов вызовут больший интерес у учащихся, желание сопереживать, сотрудничать. Открыла для себя ряд интересных авторов, связанных так или иначе с Советским районом: Кронид Гарновский, Анатолий Казанцев, Александр Губанов, Людмила Ветрова, Владимир Волковец, Евгений Вдовенко. Попробовала с  учащимися   проанализировать текст Кронида Гарновского «Снег». Работа вызвала огромный интерес у ребят, но, самое главное, желание самим приобщиться к творчеству. В результате такой работы появились замечательные зарисовки учащихся, в которых нашли отражение все проблемы, связанные с природой нашего района. Я поняла: работу нужно систематизировать, уверена, что  факультативный курс: «Мы учимся учиться» (Техника понимания текста) позволит учащимся приблизиться к проблемам района, и далее намерена настроить их на написание и защиту творческих и  социальных проектов (в рамках исследовательской работы).

Как правильно заметил известный педагог-словесник Евгений Ильин: «Изучать литературу - это воспитывать ею».

Результатом работы можно считать «Сборник текстов экологического характера», выпущенный по итогам учебного года,  умение анализировать текст и  «Сборник рассказов о природе родного края «Солнечные зернышки 6  «Б» класса»».

             3.3 III этап.  Учащийся – Творец, выступает в качестве создателя собственного текста. Учитывая особенности «Программы под редакцией Г.И.Беленького» и «Учебника литературы»  под редакцией Г.И.Беленького, а именно то, что, в основном, предлагаются для изучения тексты нравственного характера (Л.Н.Толстой «Детство», «Отрочество», Ф.М.Достоевский «Мальчики» (отрывок из романа «Братья Карамазовы»), М.Горький «Детство»), предполагающие вызвать учащихся на откровенный диалог, способствующие желанию       рассказать о себе,  работаю над формированием Ученика – Творца.  

        Использование этих современных образовательных технологий способствует раскрытию творческого потенциала, обеспечивает развитие и саморазвитие личности школьника.            

Мы считаем, что для получения нового образовательного  результата на этом этапе необходимо сформировать у учащихся, в первую очередь,  проектную компетенцию, которая  представляет собой готовность  к осуществлению целеполагания, поиску эффективных средств для воплощения проектной идеи, проведению рефлексии собственной деятельности. Базой для формирования проектной  компетенции являются такие, как проблемная, информационная, коммуникативная и кооперативная компетенции.

Технология проектной деятельности направлена на овладение учащимися комплексом способов деятельности:
- способность поставить цель и организовать её достижение;
- способность работать с информацией в разных форматах;
- способность взаимодействовать с другими людьми;
- способность выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Технология проектирования представляет собой алгоритмизированную деятельность, в её основе использована система работы над учебным проектом («Семь «П» учебного проекта»), разработанная   главным научным сотрудником ФИРО Сергеевым И.С.

Проектное мышление  представляется в виде последовательных «Мыслительных шагов» (по Иванову):

  • идея или замысел проекта – представление результата в форме рисунка, схемы с кратким описанием;
  • краткое обоснование идеи (почему возникла идея;
  • цели-результаты;
  • анализ существующей ситуации, условий достижения поставленной цели – выявление проблемных зон и рисков;
  • постановка задач – достижение промежуточных результатов;
  • определение конкретных действий, необходимых для решения поставленных задач;
  • определение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей и задач;
  • формирование команды исполнителей проекта, распределение обязанностей, определение функционалов;
  • определение системы мониторинга: разработка критериев и показателей, по которым можно установить как эффективность процесса реализации, так и его результатов;
  • рефлексия деятельности по реализации проекта и его результатов.

Технология проектной деятельности нами избрана в целях более эффективной подготовки обучающихся к  творческому применению знаний, поддержки в них самодостаточности, формирования привычки к обучению на протяжении всей жизни.

       Метод проектной деятельности всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Используются различные формы самостоятельной деятельности: исследование, изучение литературы, анализ произведения, подбор иллюстраций.      

     Исследовательский метод даёт возможность применить свои знания в новых ситуациях, формирует лидерские черты творческой личности и является условием формирования интереса к изучаемому предмету.

           Всё это позволяет повышать не только качество знаний учащихся и их интерес к предмету, но и развивать индивидуальные способности школьников.

        Таким образом, задачи на 3 этапе можно выделить следующие:

                  1. Научить учащихся применять усвоенный алгоритм №1 для прочтения текстов нравственного характера и написание собственных авторских текстов  в процессе проектной деятельности;

               2.  Помочь учащимся в подготовке к экзамену в новой форме в 9 классе и к ЕГЭ в 11 классе.

  Следовательно, использование технологии критического мышления, проектной технологии способствуют формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции, имеет важное значение не только в процессе подготовки к ЕГЭ, но и в решении задачи возвращения культуры массового читателя, пробы пера.       

          В развитии творческих способностей огромную роль играет внеклассная работа по русскому языку и литературе. Создание «Литературной гостиной»  способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и способна организовать досуг подростка. Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной.

«Школа эрудитов». В основе концепции образования важное место занимает включение учащихся в процесс активного творчества. Наиболее эффективно это осуществляется при помощи организации внеурочной деятельности через  объединение учащихся. Данная форма работы способствует развитию творчески одаренных детей.       

  Таким образом,  продолжение урочной во внеурочной, внеклассной деятельности  позволяет сделать школьное образование не строго академическим, но интересным, увлекательным и полезным, следовательно, формирующим компетентности.

    Все содержательные элементы заявленного опыта соотносятся с практикой  и соответствуют требованиям педагогической науки.

4.Результаты и мониторинг реализации проекта.

Прогнозируемые результаты.

Продукты деятельности педагога:

  • Система развития творческого потенциала  обучающихся «От техники понимания текста – к творчеству»;
  • Мониторинговая карта.

2. Продукты деятельности обучающихся:

  • Сборники произведений;
  • Сборники презентаций;
  • Сборники синквейнов;
  • Сборник литературно-музыкальных композиций.

Лист результативности работы учащихся 6 класса над проектом

« Создание сборника  рассказов «Солнечные  зернышки 6 б класса»».

Ф.И.учащегося

Идея, замысел проекта (рисунок, схема…),

краткое обоснование идеи

Цель-результат,

постановка задач-промежуточные результаты

План действий для решения задач

Определение ресурсов для достижения цели-задач

Распределение обязанностей, ролей

Выбор формы продукта проекта

Уровень усвоения техники понимания  текста.

1 этап

2 этап

3 этап

Ф.И.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1 уровень

2 уровень

3

уровень

Эффективность взаимодействия субъектов инновационного педагогического опыта

 просматривается в «Результатах педагогического опыта».          

Возможность профессиональной самореализации педагога, участвующего в реализации данного опыта очевидна.      

       Опираясь на классификацию основных педагогических компетенций Е.Е.Волковой, считаю, что участие в реализации данного опыта дает педагогу возможность формировать такие важные  профессиональные компетентности, как:

 1)   методическая (знания и умения конкретизировать общедидактические закономерности обучения и воспитания средствами учебных дисциплин для данной дисциплины и данного контингента уч-ся).

2) технологическая (знания и умения проектировочной деятельности, обеспечивающей технологическое видение содержания обучения, учебного процесса и его результатов, а также изменения, которые должны произойти в личности ученика в образовательном процессе.  В совместной деятельности и педагога и ученика  возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия в пространстве деятельности и общения. Данный педагогический опыт  помогает ребенку самореализоваться в жизни, адаптироваться к динамичной картине мира, эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, быть активным членом общества, аргументированно, убедительно и дружелюбно отстаивать свою позицию, делать позитивные выводы, вносить предложения, быть полезным обществу.  

Использование предложенной системы методов и приемов, а также применение инновационных методических разработок помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Реализация  данного опыта доступна многим педагогам, желающим участвовать в нем и повышать свою педагогическую квалификацию. Это беспроигрышная возможность  профессиональной самореализации педагога как участника реализации опыта.

         Воспроизводимость психолого-педагогического опыта:

Обобщение опыта адресовано  не только учителям русского языка и  литературы, а также руководителям элективных, факультативных  курсов, кружков, студий.

     Воспроизводимость  педагогического опыта другими педагогами возможна без проблем на любом уровне. Добавочных экономических затрат этот опыт не требует. Достаточно  изучить его технологию,  приспособить к своему мастерству, определить свою линию.

         Данный опыт работы может быть воспроизведен, так как его содержательный компонент  включает  разработанный с учетом представляемого опыта «Образовательный модуль по технике понимания художественного произведения», рабочую программу,  методические рекомендации по ее использованию, «Сборник заданий с алгоритмом использования».

      С  изложением отдельных аспектов проблемы и результатами работы  выступала на заседаниях педагогических советов, семинаров, школьных и  районных  методических объединениях, районных семинарах, на августовской  конференции.      Педагогический опыт был представлен в конкурсе на Грант губернатора ХМАО – Югры,(2011 год), в муниципальном  конкурсе «Урок года», на котором стала победителем (2008 год). Стала обладателем  Диплома (Свидетельство № 20313004) (2013) в номинации «Обобщение педагогического опыта», нашла единомышленников и получила  отзывы и рецензию коллег, участвуя в  III-м Всероссийском дистанционном конкурсе «Моя статья» (Центр дистанционного образования «Эйдос»).

Данный проект легко тиражируем:

      - техника понимания художественного произведения, освоенная   на уроке и во внеурочное время в 5 классе, как и технология проектирования, может быть перенесена на любое предметное содержание.

                            Ресурсное обеспечение педагогического опыта.

Требования и обязательные условия внедрения инновационного опыта:

  • Стремление педагогов к освоению нового опыта.
  • Стремление  учащихся к получению знаний, выходящих за рамки общеобразовательной программы.

Ресурсное обеспечение педагогического опыта

А) Нормативно-правовые ресурсы

1.         Конституция РФ.

2.         Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31).

3.        Закон РФ "Об образовании".

4.         Национальная образовательная инициатива   «Наша новая школа».

5.        Национальный проект «Образование»;

6.        Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

8.        Устав  школы

9.        Программа развития  МБОУСОШ п. Пионерский.

Б) Кадровые ресурсы

1. Повышение квалификации через систему курсов, тематических семинаров, планерок, мастерских, самообразования и т.д.

2. Изучение обобщения опыта работы педагогов по данному направлению.

В) Информационные ресурсы

1.Создание комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, списки литературы по направлениям, публикации, и т.д.).

2.  Создание банка данных проекта.

3.  Издание методических материалов, публикация.

      4.  Формирование банка достижений учащихся.

     Г) Программно-методические ресурсы:

1.        Корректировка рабочих образовательных программ по предмету с учетом индивидуального и деятельностного подхода.

2.        Разработка программ элективных курсов, факультативов, «Школы эрудитов», «Литературной гостиной».  

3.  Комплекс методических и дидактических материалов.

4.        Освоение технологии разработки учебных проектов.

5.        Планирование деятельности по самообразованию.

Д) Материально – технические  ресурсы:

  • наличие учебного кабинета с  оборудованием;
  • наличие необходимой литературы и электронных носителей;
  • наличие расходных материалов для выпуска     методических материалов и сборников;
  • наличие компьютерной и множительной техники в необходимом количестве;
  •  овладение педагогом  информационными и компьютерными технологиями.

Требования и обязательные условия внедрения инновационного опыта:

  • Стремление педагогов к освоению нового опыта.
  • Стремление  учащихся к получению знаний, выходящих за рамки общеобразовательной программы.

Ресурсное обеспечение педагогического опыта

А) Нормативно-правовые ресурсы

1.         Конституция РФ.

2.         Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31).

3.        Закон РФ "Об образовании".

4.         Национальная образовательная инициатива   «Наша новая школа».

5.        Национальный проект «Образование»;

6.        Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

8.        Устав  школы

9.        Программа развития  МБОУСОШ п. Пионерский.

Б) Кадровые ресурсы

1. Повышение квалификации через систему курсов, тематических семинаров, планерок, мастерских, самообразования и т.д.

2. Изучение обобщения опыта работы педагогов по данному направлению.

В) Информационные ресурсы

1.Создание комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, списки литературы по направлениям, публикации, и т.д.).

2.  Создание банка данных проекта.

3.  Издание методических материалов, публикация.

      4.  Формирование банка достижений учащихся.

     Г) Программно-методические ресурсы:

1.        Корректировка рабочих образовательных программ по предмету с учетом индивидуального и деятельностного подхода.

2.        Разработка программ элективных курсов, факультативов, «Школы эрудитов», «Литературной гостиной».  

3.  Комплекс методических и дидактических материалов.

4.        Освоение технологии разработки учебных проектов.

5.        Планирование деятельности по самообразованию.

Д) Материально – технические  ресурсы:

  • наличие учебного кабинета с  оборудованием;
  • наличие необходимой литературы и электронных носителей;
  • наличие расходных материалов для выпуска     методических материалов и сборников;
  • наличие компьютерной и множительной техники в необходимом количестве;
  •  овладение педагогом  информационными и компьютерными технологиями.

                          Результативность опыта.

                Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.

По данным мониторинга рост всех показателей  имеет устойчивую положительную динамику, что подтверждается высоким качеством показателей участия учащихся на олимпиадах муниципального и районного уровня:

    Рейтинг  успеваемости – абсолютная  

2008-2009уч.год -100%

2009-2010 уч.год – 100%

2010- 2011 уч.год – 100%

2011-2012 уч.год – 100%

    Рейтинг  успеваемости – качественная  

2008-2009уч.год -55%

2009-2010 уч.год – 58%,

2010-2011 уч.год -70%,

2011-2012 уч год – 71%.            

Средний балл по русскому языку

в формате ЕГЭ:

2008-2009 – 60,8;

2009 -2010 -61;

2010 -2011 – 65;

2011-2012 -66,4.

     9-й класс (2011-2012 уч. год) в форме ГИА показал 100% качественной успеваемости.

 

    Предметные олимпиады.

Муниципальный этап:

   2007 -08 учебный год - II место по литературе.

    2009 -2010 учебный год – I место по литературе,   III место по русскому языку.

  2010 -2011 учебный год –II место по русскому языку (10 класс), III место по литературе (10 класс)  III по русскому языку (6 класс)

2011-2012 учебный год – II  по русскому языку (11 класс)  II место по литературе (11 класс).

   Региональный этап.

2009-2010 – Межрегиональная предметная интернет-олимпиада для учащихся средних  образовательных учреждений Уральского округа и Пермского края – два Диплома I степени, один Диплом II степени, один Диплом III степени.

   На федеральном уровне

III  Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку (2012 год) I тур: один Диплом 1 степени (10 класс),  четыре  Диплома 2 степени (6,10 классы); шесть Дипломов 3 степени.  II тур: два Диплома 1 степени (6 класс), два Диплома 3 степени (8, 10 классы), два Диплома 3 степени (6, 8 классы), четыре Диплома участника (8,10 классы).

  Исследовательская и проектная деятельность  учащихся.

                 «Первые шаги»

Всероссийский этап:

              2008- учебный год

  Диплом лауреата 1 степени во Всероссийском открытом конкурсе «Первые шаги – 2008» за  работу «Проект поэтического сборника «Сиреневый хрусталь»»

        2009-2010 учебный год

Диплом лауреата 1 степени во Всероссийском открытом конкурсе «Первые шаги – 2010» за  работу «Проект сборника «Солнечные зернышки 6Б класса»».    

       2010- 2011учебный год -  

Диплом лауреата 1 степени во Всероссийском открытом конкурсе «Первые шаги – 2011» за  работу «Создание коллективного сборника рассказов «Первая любовь…Школьные года…»»»

Муниципальный этап

              2008- учебный год

   I место в районном  конкурсе проектных и исследовательских работ  «Первые шаги – 2008» за  работу «Проект поэтического сборника «Сиреневый хрусталь»».

III место в районном конкурсе проектных работ «Выпускник года - 2008»

        2008-2009 учебный год

III место в районном  конкурсе проектных и исследовательских работ  «Первые шаги – 2009» за  работу  «Проект сборника «Солнечные зернышки 6Б класса»».

I место в районном конкурсе «Первые шаги» «Сборника синквейнов»  Павла  Бодака (5 «А» класс) на тему «Мой мир».    

       2009- 2010учебный год –

 II место в районном  конкурсе проектных и исследовательских работ  «Первые шаги – 2010» за  работу  «Создание сборника рассказов «Здравствуй, племя младое…»»».

 

2010- 2011учебный год –

I место  в районном  конкурсе проектных и исследовательских работ  «Первые шаги – 2010» за  работу  «Создание литературного тира…»» (6 класс, Гуляйкина А)).

 II место - за  работу  «Создание сборника рассказов «Первая любовь…Школьные года…»» (9 класс, Тетерин И., Журавков Э)).

II место   - за  работу  «Создание сборника  стихотворений «Мой мир» (10 класс, Саидов Ф).

2011-2012.

I место в районном  конкурсе проектных и исследовательских работ  «Первые шаги – 2010» за  работу  «Создание сборника «Светлый человек»…»» (10 класс, Коротких Е.)

I место - за  работу  «Создание  сборника «Мои фильмики»» (5класс, Лисицина К.).

II место - за  работу  «Практико – ориентированный проект «Своя игра»  » (7класс, Бодак П., Ильин А.).

2012- 2013.

I  место – за работу «Создание сборника презентаций «Философия жизни»», (8 класс,Гуляйкина Алена).

III место - за  работу  «Практико – ориентированный проект «Создание учебной викторины «Забытые истины»»» (8 класс, Бодак П., Ильин А.).  

Конкурсы.

Всероссийский этап:

Игра-конкурс «Русский медвежонок».

2012 – 1 место в регионе (Лисицына Карина, 6б класс); 99,98 % выполнения, Диплом 2 степени – на Всероссийском уровне

          - 2 место в регионе (Упорова Ирина, 6б класс); 99,96 % выполнения, Диплом 3 степени – на Всероссийском уровне.

 Региональный этап:

Диплом  лауреата III степени во Всероссийском фестивале литературного творчества детей и юношества «Волшебная строка - 2009».

Муниципальный этап:

2012 г.- Конкурс сочинений, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года:  (Гуляйкина Алена 8 класс) – 1 место; Ильин Александр (8 класс) – 1 место.

    2007-2008 учебный год.  «Синяя птица»

1 победитель (Лисицына Ксения) и 1 призер (Коротеева Марианна) районного конкурса художественного чтения «Синяя птица».

   2009-2010 учебный год:

 1 призер (2 место) (Тетерин Иван – 7 класс) районного фестиваля художественного чтения «Синяя птица».

2010-2011 учебный год:

 1 призер  (2 место) (Невзоров Эрик – 8 класс) районного фестиваля художественного чтения «Синяя птица».

2011-2012 учебный год:

 1 призер (2 место) (Веселова Елена – 11 класс) районного фестиваля художественного чтения «Синяя птица».

2012-2013 учебный год:

 2 призера (2 место) (Пичугина Ю., Татарчук Д – 6 класс) и 3 место (Лисицина К. – 6 класс) районного фестиваля художественного чтения «Синяя птица».

           «Волшебная книга»

2007 – 2008 -  1 Диплом I степени районного конкурса «Волшебная книга» (Лисицына Ксения – 11 класс)

2008 – 2009 -  1 Диплом II степени районного конкурса «Волшебная книга» (в номинации «Проза») (коллектив 6Б класса)

2009 – 2010 -  1 Диплом I степени районного конкурса «Волшебная книга» (коллектив 7Б класса).

2010 – 2011 -  1 Диплом I степени районного конкурса «Волшебная книга» (коллектив 8Б класса).

2011 – 2012 -  1 Диплом I степени районного конкурса «Волшебная книга» (Гатеев Артем – 7А класс)

              Распространение педагогического опыта.

1. На уровне образовательного  учреждения:

2008 год

  • Победитель школьного конкурса «Урок года».
  • Выступление на школьном семинаре «Организация проектной деятельности».
  • Куратор участника конкурса «Выпускник 2008» (Диплом 3 степени)

2008-2009 учебный год

  • Лауреат школьного фестиваля «Создание электронного портфолио».
  • Выступление «Организация работы с одаренными детьми».
  • Мастер-класс «Удивительное - рядом» (Урок  по книге  К. Гарновского «Солнечные зернышки».

2009-2010 учебный год

   Обобщен опыт по подготовке учащихся к олимпиадам. (Пр.222 от 01. 2009)

  • Выступление: «Формирование  ключевых и предметных компетентностей и компетенций на уроках русского языка  и литературы через развитие творческих способностей».

2010-2011 учебный год

  • Выступление «Проектная и исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей».

2011-2012 учебный год

  • Мастер-класс по технике понимания произведения на тему: «Какого цвета снег?».

2. На уровне района и округа:

 2008 год – 1 место в районном конкурсе «Урок года 2008»

2008 – 2009 – участие в районном конкурсе «Лучший  Web – портфолио педагога».

2010-2011 - участие в составе районной команды в окружном телевизионном проекте «Говорун-Шоу», посвященном Году Учителя в России. (3 место).

-  Участие в  семинаре №3 районного методического объединения.

2012-2013гг. – обобщение опыта на районном семинаре по теме «Совершенствование навыков написания сочинения» (Задание С, ГИА, 9 класс) (Заседание № 5 от 15 февраля).

2008-2013 – на протяжении аттестационного периода – в составе предметной комиссии по проведению олимпиад и пробных экзаменов по русскому языку и литературе.

2012-2013 – член экспертной группы при аттестации учителей на 1 и высшую квалификационные категории.

    На  федеральном уровне:

     Представлен педагогический опыт на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок» (Издательский дом «Первое сентября»).  (2009-2010) (Диплом)

Участие в III-м Всероссийском дистанционном конкурсе «Моя статья» (Центр дистанционного образования «Эйдос»). (Свидетельство № 20313004) (2013). Дипломант в номинации «Обобщение педагогического  опыта»  

Размещение на сайте lisiztina/86-sch/pi/edusite/ru;

Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта.

Показатели, характеризующие эффективность педагогического опыта на протяжении нескольких лет:

Показатели, характеризующие эффективность опыта на протяжении нескольких лет:

  • Устойчивость положительных результатов обученности учащихся по предмету: при 100% абсолютной успеваемости за 5 лет качественная успеваемость  возросла  до 71% при стабильно высоком уровне познавательного интереса обучающихся.
  • За годы работы над проектом наметилась положительная динамика личностного роста учащихся, связанного  с развитием творческих способностей учащихся.
  • Ежегодно растет количество участников и победителей в  олимпиадах,  конкурсах, интеллектуальных играх.
  • Медалисты 2008-2009 – серебряная медаль; 2011-2012 – три золотых медали.

    Таким образом, работа по развитию творческих способностей  стала не отдельным элементом, а  одним из основных звеньев образовательной практики.

            Репрезентативность внедрения педагогического опыта.

Количественные показатели участия педагогов и воспитанников ОУ в осуществлении педагогического опыта:

  • Охвачено 100%  учащихся.
  • Методический материал изучен 100% педагогов.
  • Создан сборник текстов для работы по алгоритму по «Технике понимания произведения», что способствует  развитию творческих способностей учащихся.
  • Созданы сборники проектных работ учащихся,  мастер-классов, творческих работ.

Ежегодно возрастает число участников, призеров и победителей олимпиад как школьного, так и муниципального уровня.

Публикация педагогического опыта в печати.

  • Созданы УМК элективных курсов «Техника понимания художественного произведения», «Учимся учиться» и др.
  • Создан сборник текстов для работы по алгоритму по «Технике понимания произведения».
  • Созданы сценарии уроков и мастер-классов с использованием современных образовательных технологий, методов и приемов, направленных на развитие творческих способностей.
  • Размещена статья «Образовательный предметный модуль по технике понимания произведения» в «Живом журнале» в рамках дистанционного конкурса «Моя статья» (Центр дистанционного образования «Эйдос»). (Свидетельство №20313004) (2013).
  • В методическом сборнике Издательского дома «Первое сентября» статья «Удивительное - рядом» (сценарий урока по творчеству К.Гарновского).
  • Материалы отправлены для размещения на сайт:  

lisiztina/86-sch/pi/edusite/ru;

  1. Обмен опытом:
  2. Организация проектной деятельности»;

«Техника понимания художественного произведения»;

«Создание «Школы эрудитов»»;

 «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА»

2) Сценарии уроков:

«Удивительное - рядом» (по творчеству К Гарновского, 5 класс;

«Как слово наше отзовется» (урок развития речи в 5 классе);

«Воскрешение лиственницы» (по творчеству В. Шаламова, 11 класс).

«Какого цвета снег?» (урок по технике понимания  произведения в 5 классе).

Участие в дистанционной  лингвистической школе по русскому языку (15 учащихся 8, 10 классов). (Сертификаты).

  Методические материалы в рамках заявленного опыта  были представлены:

на конкурсе проектных и исследовательских работ «Первые шаги» (2008 – 2013), на конкурсе «Волшебная книга» (2008 – 2012), выставках методических материалов во время проведения районных методических дней и Дней открытых дверей.  

                                     Литература.

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: П/, 1999 г.
  2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка.-М., 1980.,
  3. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова
  4. «Практическое пособие по развитию речи». (Для начальной и средней школы) г. Москва «Аквариум», 1997 г.
  5.  С.И. Львова «Уроки словесности» 5-9 классы.  Изд. дом «Дрофа», 1996 г.
  6.  О.Н. Козак «Простые словесные игры». «Союз», С.-Петербург, 1998 г.
  7.  П.С. Троцкий, «Орфография без правил». «Просвещение», г. Москва, 1991 г.
  8. Г.Г. Граник, О.В. Соболева, карточки «Учимся понимать текст» (путеводитель для детей 5
    - 9 лет, учителей, воспитателей, родителей)
  9. Мин. «Образование», 1994 г.
  10. Г.Г. Граник, СМ. Бондаренко, «Как работать с книгой». Мин. «Образование», 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад - презентация "Обучение пониманию текста глухих учащихся

В докладе я рассказываю об особенностях развития глухих детей и моих методах работы на уроках. Доклад сопровождается презентацией....

развитие навыков чтения и понимания текстов на английском языке

данный методический материал предлагается для учителей английского языка, которые используют учебно-методический комлекс "English" - 2 и 3 ( под редакцией И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной). Также он...

Обучение приёмам понимания текста на уроках русского языка и литературы

Обучение приёмам понимания текста на уроках.СодержаниеI. Текст. Понимание текста.  Источники.II. Модель работы читателя с текстом. Источники.III. Виды и приёмы чтения. Источники.IV. Програм...

Уровни понимания текста

Статья посвящена проблеме обучения учащихся чтению иноязычных текстов. В статье рассматриваются уровни понимания текста, а также значение  каждого из этих уровней в процессе чтения и по...

Практические занятия к факультативу "Техника понимания текста" с использованием тестов югорских авторов на экологическую тему

Разработки практических занятий к факультативу по работе с текстом на материале произведений югорских авторов...

Программа факультативного курса "Мы учимся учиться. Техника понимания текста" 6 класс

факультативный курс  "Мы учимся учиться. Техника понимания текста" для работы с одаренными детьми....

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ДЕТИ. ТЕХНИКА. ТВОРЧЕСТВО"

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ДЕТИ. ТЕХНИКА. ТВОРЧЕСТВО"...