Методы и приемы работы по устранению недоразвития речи детей в национальной школе
методическая разработка на тему

Донгак  Долума Кужур -ооловна

Методы и приемы предназначенные для обучения детей с недоразвитием речи в национальной начальной школе на уроках логопедии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     C:\Documents and Settings\MasterTS\Мои документы\100SSCAM\S7300441.JPG

Учитель-логопед  МБОУ СОШ № 14 г. Кызыла

Донгак  Долума  Кужур – ооловна.


                                           

                            Методы  и   приемы  работы   по   устранению

                        недоразвития  речи детей  в  национальной   школе

               Развитие   речи   учащихся с  родным   языком   обучения   требует  от   педагога  свои   методы   и  приёмы. Всё, что происходит на уроке логопедии, что изучается, о чём    говорится, о чём приходится ребёнку думать, что нужно понять, усвоить, требует высказывания  на русском языке. Чтобы   научить  детей  с  нарушениями  речи  важно   предусмотреть   возможности   детей  по   выбору  вариантов  речевых  высказываний,  так  как  многие   ошибки  обусловлены   структурными  особенностями   двух   языков,  и   учащимся  с  родным   языком  обучения   не   удается  их   избежать. Очень  часто  система  склонения и  спряжения    нарушается  в   их   самостоятельной   речи,  виды  глагола   смешиваются, прилагательные   и   существительные  с   числительными  в   роде,  числе,  падеже  не   согласовываются.  Поэтому   нарушение  согласования  прилагательных,  числительных  и   притяжательных   местоимений    с   существительными   можно   отнести   к   ошибкам,   обусловленным   интерференцией.

Учащимся    с   нарушениями  речи   трудно  вычленить    морфемы,                     не   могут   понять,  каким  способом  образовано  то  или  иное   слово,   неверен    порядок  слов   в   предложении,   мало    средств   связности  между  членами   предложений.  Преобладающей   формой  связной  речи  у  детей  с  ОНР    с  родным    языком   обучения  выступают   ситуативная   и   вопросно–ответная  форма. Поэтому  при   составлении   пересказов,  рассказов  у   детей   с  ОНР отмечаются   нарушения  логической    последовательности  событий.  

            Планируя работу на предстоящий день, учителю-логопеду необходимо  предусмотреть, на  каком уроке  и  в какой форме  прозвучит речь ученика,  будет ли это пересказ или устное сочинение, свободное высказывание или развёрнутый ответ. Каждый связный устный ответ ученика  является  упражнением  в устной речи  и, следовательно, он  должен отвечать требованиям  к  содержанию, построению и оформлению речевого высказывания. Общим требованиям,   предъявляемым к речи, должна отвечать как устная, так и письменная речь. Это  логика,  точность  и   правильность  речи.

  1.   Логика – обоснованность  изложения, отсутствие пропусков и повторений, наличие выводов, вытекающих  из  содержания. Логически правильная          речь – это умение не только начать, но и завершить высказывание.
  2. Точность. Предполагает умение не просто передать факты, наблюдения,      чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства.
  3. Правильность. Её соответствие литературной норме. Различают правильность  грамматическую, орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для  устной – произносительную,  орфоэпическую.

              Обычно  в  логопедические   группы   зачисляются   дети  с   отставанием             в   речевом   развитии.  Дети  с   родным   языком  обучения  и  к  тому                            же  с  недоразвитием   речи  начинают   изучение  грамматических    правил  русского   языка   в   условиях   несформировавшейся  устной  связной  речи.     Это   резко    затрудняет  усвоение   учащимися  с  недоразвитием  речи  правила   русской   орфоэпии  и  орфографии. Сейчас,  в   результате  многолетнего   общения с  неуспевающими  учениками  по  русскому  и  тувинскому   языку   становится  совершенно   ясно,  что   многие   дети   приходят  в   школу  с  недоразвитием  речи  в  разной   степени   выраженности. Иными   словами,  основная   причина  неуспеваемости   многих   учащихся  по  родному  и   русскому   языку  и  по   другим   предметам   кроется  в   том,  что   ещё  до   прихода   в   школу   у   них   не    была  сформирована   та  база,  на   которой  в  дальнейшем  основывается  усвоение   элементарных правил  по  языку.                              У  многих  детей  недостаточный   запас   слов   даже   на   родном   языке,  который  создает    дискомфорт  в   общении   со   сверстниками  и  взрослыми. Таким   детям быстро   и   правильно   подбирать   и   выбирать,   например,  однокоренные   проверочные    слова   просто   не  из   чего,   поэтому  даже  хорошо   выученные   правила   не   умеют    применять   на   практике.    Таким  образом,  при  недостаточно  сформированной   устной   речи   невозможно овладевать     письменной  речью,   потому   что    вся   изучаемая  в  школе   теория   будет   находиться  в   постоянном   противоречии  с  неправильной   практикой   устной   речи.  

 Для  того  чтобы   читать,   писать  по-русски,  ещё   недостаточно   знать  буквы. Одни  и  те   же   буквы  в   родном   и   русском    языках   обозначают                   в   большинстве    случаев   хотя  и   сходные,  но   не   совсем  одинаковые,   значительно   различающиеся  звуки   и   звукосочетания.    

Я,  как   учитель-логопед  занятия  с  детьми  начинаю  выполнением  дыхательных,  артикуляционных  упражнений,  также    речевых  зарядок  в   виде   чистоговорок.

     Нехарактерные   по   своей   структуре  тувинскому   языку     букво- и звукосочетания: -нее,  -няя,  -нюю,  -ья, -ьев, и  т.д.   очень  часто   вызывают  трудности   при   чтении  и  письме   у  учащихся с  отставанием  в   речевом   развитии  и  с  родным   языком   обучения.  В   целях   облегчения не  только при   чтении  и   письме,  но  и   при   произнесении  специально я   подбираю  для    речевых    зарядок   все  типы   окончаний  имен  существительных  с именами   прилагательных,  также   основные   формы    глаголов.

      Для   воспитания   правильных  и   прочных   речевых    навыков   при   чтении  и   письме  у   учащихся   с  недоразвитием  речи должны  быть   необходимо  большое   количество  повторений  в  виде  чистоговорок.

Речевой   материал  в   виде    чистоговорок   поможет   организовать   с  детьми  с   родным   языком   обучения  отработать  дикцию,  языковое   чутьё  и  вообще  развития   речи.  Слоговые   цепочки   и  рифмованные   строчки   способствуют      развитию    слухового  внимания, памяти,  расширения   пассивного  и   активного  словаря,  коррекции  и  развития  грамматического   строя   языка, то  есть   согласования   с   другими   частями   речи.

  1. Чистоговорки   на   согласование  существительных  с  прилагательными.

Выполнение  таких   упражнений   способствует  не   только  формированию   навыков  согласования   имени   прилагательного   с   именем   существительным  в   роде,   числе,   но    и  навыков   чтения  буквосочетаний: -нее, -няя,  -нюю, которых  в   тувинском   языке  не   значатся,  например:

     Ний –ний –ний – воздух  утренний.

          Няя –няя –няя – заря   утренняя.

          Нее –нее –нее  –  время   утреннее.

          Ние –ние –ние – часы   утренние.

          Ний –ний –ний –  день зимний.

          Няя –няя –няя – стужа   зимняя.

          Нее –нее –нее –  утро  зимнее.

          Ние – ние –ние – дни  зимние.

Или   можно    составить  такие   же  чистоговорки   по –своему  предусмотрению   самого  учителя – логопеда   только  на  один   вид  окончаний  прилагательных,  так   как  обычно  дети   с  нарушениями   речи   после  букваря   затрудняются  при   чтении  и   письме  подобные  буквосочетания:

                          Нее –нее –нее – время  летнее,

                          Нее –нее –нее – утро  осеннее,

                          Нее –нее –нее – небо  весеннее,

                          Нее –нее –нее – солнце  утреннее   и т.д.  

(с буквосочетаниями   -няя,   -нюю  тоже  можно  потренироваться   аналогично.)  Такие  чистоговорки   также  помогают  в   составлении  словосочетаний.  

Также  можно  сформировать   внимание   к   языковым    явлениям  и  речевой    произвольности  у   национальных  детей   чтением  и   заучиванием    стишков   таких  как,  например:

                                                 Если   вдруг   вопрос: «Какие?»,

                                                 Говорим   мы: «-ые,  -ие»:

                                                 Голубые,  синие,

                                                 Серые,   красивые.

                     Если   же    вопрос: «Какая?»,

                     Говорим   мы: «-ая,  -яя»:

                     Светлая,  весенняя,

                     Темная,   осенняя.

                                                     

                                                     Если    вдруг  вопрос: «Какой?» ,

                                                     Говорим    мы: «-ий,  -ый,  -ой»….

                                                     Синий,   зелёный,   большой,

                                                     Маленький,  тёплый,  смешной.  

     

  1. Как   по   вышеописанному  к  интерферентным  ошибкам   относятся:  нарушение  согласования   существительного   с   глаголами    единственного  числа   прошедшего   времени.  Например:  «девочка   упал»,  «пальто   висел»  и т.д.  По   предотвращению  таких  ошибок   можно   применять следующие тренировочные   упражнения:

Ла –ла –ла – Оля   бегала.

Ла –ла –ла – Оля  читала.

Ал –ал –ал –Денис   бегал.

Ал –ал –ал – Денис   читал.

Ла –ла –ла – Мила  маме   помогала.

Ла –ла –ла – Мама   рада  была.

Ал –ал –ал – Вова   папе   помогал.

Ил –ил –ил – Папа   Вову   похвалил.            

Шла –шла –шла –  девочка   пришла.

Шёл –шёл –шёл –  мальчик  пришёл.

Шла –шла –шла –  девочка   ушла.

Шёл –шёл –шёл –  мальчик  ушёл.

Шли –шли –шли –  они   пришли.

Шли –шли –шли –  они  ушли.   И    так  далее…

  1. Речевая    зарядка  в  сочетании  окончаний  прилагательных   и   глаголов:

Нюю –нюю –нюю – в   жару  летнюю,

Лись –лись –лись –  на  речке   мы   купались.

Нюю –нюю – нюю – в  погоду  осеннюю,

Тели –тели –тели –  птицы  улетели.

Нюю –нюю – нюю – в  стужу  зимнюю,

Ли –ли –ли  –  птиц   мы   кормили.  И  так  далее….  

4.  Упражнения  на   изменения  падежных   форм  имен  существительных.

Такая  речевая  зарядка   делается  с   целью  развития  языкового  чутья  и  фонематического   восприятия,  чтобы  ощутили  на  слух  парадигму  изменения  слова.

                     Сна – сна – сна – наступила  весна.

                                Сне –сне –сне   – мы  рады   весне.

                                Сну –сну –сну  – мы  рисуем  весну.

                                Сны – сны – сны –вот   приметы  весны:

                                Увидел   грача —   встречай   весну.

Следовательно, речевое   упражнение  с  троекратным   повторением  буквосочетаний   подобрано  специально,  чтобы  отработать  с   детьми  все   типы   окончаний  имен   существительных, имен   прилагательных  и  их   согласований.  Подобные    упражнения   позволяют   повысить   языковое   чутье   и   интерес  у    детей  с   низкой   языковой   интуицией,  т.к.  из –за    отсутствия  на   родном    языке  категорий   рода   имен   существительных  и  согласований  детям  с  недоразвитием  речи  просто  необходимо  их  закреплять  как  на  этапе   автоматизации в  чистоговорках.

Такие  приёмы способствуют   развитию   концентрации   внимания  и его  устойчивости,  наблюдательности  к   языковым   явлениям,  также   способности  к   запоминанию.

.  

      Литература:

  1. Логопедия   в   школе: Практический   опыт /Л.А. Барсукова и  др;                       под  ред.  В.С.Кукушкина  Изд. «МарТ»  Ростов –на –Дону ─ 2010.
  2. Профилактика  дизорфографии  Л.Г. Парамонова Санкт–Петербург  Издательство «Детство –ПРЕСС», 2008
  3. Методические   указания  к «Азбуке»  для   тувинской   школы

Ф. М.  Бартан,  Х.Б. Ооржак    Кызыл -1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методыи приёмы формирования звуковой культуры речи

Консультация для воспитателей: "Эффективные методы  и приёмы формирования звуковой культуры речи"...

Типы ошибок в устной и письменной речи учащихся национальной школы и работа по их устранению

Статья "Типы ошибок  в устной и письменной речи учащихся национальной школы и работа по их устранению"...

Устранение конфликтных ситуаций в школе.

Корректное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессиональной педагогической деятельности учителя....

Научно - популярная статья по педагогике «Причины и способы устранения конфликтных ситуаций в школе»

Научно -  популярная  статья  по  педагогике                                     ...

Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии в 5-м классе школы VIII вида

Логопедическая тема: родственные слова.Лексическая тема: Зима. Цель: закрепить понятие о родственных, однокоренных словах, корне слова; учить выделять главную смысловую часть слова - корень; учит...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Устранению нарушений чтения» для школ VIII вида.

Овладение навыками чтения является одним из основных условий успешности  обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида....