9 класс.рабочая программа.Литература
рабочая программа на тему
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. - Коровина В.Я., Журавлев В.П., Полухина В.П./ Под ред. Коровиной В.Я.- М.: «Просвещение», 2010г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_9_bklass_2014.doc | 321.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе 9 класс 2014/2015
учебный год
Управление образования Администрации
городского округа Электросталь Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №4»
(МОУ «Гимназия №4»)
УТВЕРЖДАЮ.
Директор МОУ «Гимназия №4»
______________/_И.И.Шеляпина/
Приказ № 081-о
от 29 августа 2014г.
Рабочая программа
по литературе
(расширенное изучение)
9 класс Б
Составитель Зиннатова Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2014 г.
Пояснительная записка к рабочей программе.
- Рабочая программа по литературе для 9 «Б» класса разработана
в соответствии с:
- требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» № 1089 от 05.03.2004года);
- федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Минобразования РФ №1312 от 9 марта 2004 года) с изменениями (Приказ Минобразования России № 889 от 30.08.2010);
- приказом министра образования Московской области от 04.07.2014 №3086 «Об утверждении регионального базисного плана для образовательных организаций Московской области на 2014-2015 учебный год»;
- учебным планом МОУ «Гимназия №4» на 2014-2015 учебный год (Приказ директора МОУ «Гимназия №4» от 29.08.2014 года);
- методическими рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области/ В.Ф.Солдатов, И.А.Фоменко-М.: АСОУ, 2014 г.
Рабочая программа разработана на основе:
- основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Гимназия №4»;
- содержанием примерной программы основного общего образования по литературе в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения;
- авторской программы по литературе:
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. - Коровина В.Я., Журавлев В.П., Полухина В.П./ Под ред. Коровиной В.Я.- М.: «Просвещение», 2010.
Программа ориентирована на работу по учебнику:
Литература. 9 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. / В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
Реализуемый учебник рекомендован (допущен) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»).
В соответствии с видом общеобразовательного учреждения, миссией, целями и задачами, социальным заказом гимназии предмет «Литература» изучается в 9 классе расширенно в объеме 102 ч. в год, недельная нагрузка – 3 ч., что обеспечено «приращением» в содержании изучаемого материала. Учебный материал распределен таким образом, который позволяет в максимальной степени подготовить выпускника к успешной самореализации в поликультурном информационном обществе, оснастив его коммуникативными и культуроведческими компетентностями. Навыки аналитической лингвистической деятельности и грамотной речи повторяются и совершенствуются на протяжении всего курса. Умение осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации обеспечивают успешность на рынке труда, а соответственно и встроенность в быстро меняющееся общество. Расширенный курс литературы в 9 классе «поддерживается» дополнительным учебником предметной линии «Алгоритм успеха» (Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова /под ред. Б.А.Ланина. Литература. 9 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений–М.: Издательский центр ВЕНТАНА ГРАФ,2014), который имеет практико-ориентированную направленность и создает дополнительные возможности для развития навыков литературно-творческой и читательской деятельности, ораторского мастерства учащихся и введения их в сферу деловой коммуникации еще на этапе обучения в школе.
1.2. Обоснование выбора и особенности реализации авторской программы под редакцией Коровиной В.Я. в МОУ «Гимназия № 4».
Выбор авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной связан с тем, что особое внимание в ней уделяется подготовке обучающихся в основной школе к профильному изучению предмета за счет расширения круга чтения «возвращенными» и ранее не входившими в программы произведениями, дополнительных историко-биографических сведений, материала по теории литературы; межпредметным связям литературы с другими видами искусства (в том числе через включение репродукций картин известных художников, интерпретирующих общие с литературными произведениями темы), развитию творческих способностей обучающихся. Более того, авторы настоящей программы предлагают не только базовое содержание предмета, соответствующее содержанию примерных программ, но и предлагают свой вариант «расширения материала» за счет включения дополнительных произведений и тем (в том числе и тех, которые в примерных программах предложены для изучения в следующих классах, но требуют неоднократного «прочтения» в силу культурологической знаковости - глубины и важности поднимаемых в них проблем), что является очень удобным для классов с расширенным изучением литературы.
Такой подход в наибольшей степени соответствует особенностям образовательного процесса МОУ «Гимназия №4», призванного воспитать гражданина и патриота современной России – инноватора, способного творчески преобразовывать действительность на основе высоких духовно-нравственных идеалов и общечеловеческих ценностей.
Привлекает методически выстроенная структура программы, включающая приложения с примерными списками произведений для заучивания наизусть, для самостоятельного чтения, а также примерное тематическое планирование. При этом программа не ограничивает творческого подхода учителя в определении содержания образования, позволяя в рамках списка «добавленных» произведений или их отрывков производить «приращения» в материале по теории и истории литературы; межпредметным связям.
Программа исходит из идеи преемственности основного и полного образования в области личностного развития обучающихся, формирования метапредметных и предметных компетенций.
Рабочая программа по литературе составлена на основе авторской программы, которая соответствует образовательной программе Гимназии. Данная программа прошла тщательную экспертизу на соответствие изучаемого материала возрастным особенностям учащихся.
Особенностями реализации программы является обращение к другим видам искусства, активное использование Интернета в процессе формирования читательской деятельности - не только в качестве источника информации, но и как средства развития интереса к изучению литературы. Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, разнообразную по формам и содержанию: от простейшего ученического исследования до создания собственных сайтов (в том числе литературных).
Привлечение интернета:
Написание отзыва о постановке «Горе от ума» для театрального сайта.
Современный взгляд на поэму Гоголя: поиск электронных ресурсов по произведению, составление библиографии с краткой аннотацией.
Создание тематических презентаций «Герои Чехова», «Герои Толстого» и т.д.
Создание видеороликов по творчеству С.А.Есенина.
Разработка и создание веб-страницы, посвященной А.Блоку. С.Есенину, В.Маяковскому или М.И.Цветаевой.
Создание электронной мини-библиотеки (размещение текстов с аннотациями).
Написание рецензий и отзывов с размещением на литературных сайтах.
Самостоятельная работа с ресурсами электронных библиотек.
- Цели и задачи изучения литературы
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы в 9 классе:
познакомиться с такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;
сформировать знания о программных произведениях, изучаемых в 9 классе;
научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;
развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.
1.4. Общая характеристика предмета литературы.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Принцип концентризма, осуществляемый авторской программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению с постановкой новых задач на каждом этапе. Сохраняя преемственность с программой начальной школы, программа концентра 5-9 классов, в который входит девятый класс, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
- Расширение основного содержания программы осуществляется по двум направлениям: за счет «приращения» в материале по сравнению с содержанием примерных программ, предложенном авторами программы по литературе, и за счет дополнительного содержания, реализуемого учителем с учетом особенностей образовательного процесса гимназии. В программе нашли отражение цели и задачи изучения предмета на ступени основного общего образования, изложенные в ООП ООО.
Кроме этого программа включает дополнительный объем теоретических сведений, тесно связанных с литературными произведениями, предложенными авторами программы по литературе и дополнительными произведениями, включенными учителем (что в итоге, помимо прочего, позволяет успешно подготовить учащихся к единому государственному экзамену по литературе); расширяет историко-литературный контекст, в том числе за счет привлечения литературной критики, различных историко-литературных работ, театральных и кинопостановок, музыкальных произведений, живописи.
Ниже приводится дополнительное содержание, предлагаемое для изучения сверх рекомендуемых примерными программами и расположенное по трем разделам: теория литературы, связь между видами искусств, дополнительные произведения.
Теория литературы.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Теория литературы. Баллада (углубление представлений).
Реализм (углубление понятия). Трагедия как жанр драмы (углубление понятия).
Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (углубление представлений).
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (углубление понятия).
Теория литературы. Повесть (углубление понятия).
Теория литературы. Углубление представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (углубление понятий).
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Теория литературы. «Мировая скорбь».
Теория литературы. Понятие о символизме. Символизм и реализм.
Теория литературы. Понятие о футуризме.
Теория литературы. Синквейн.
Теория литературы. Герой- праведник.
Теория литературы. Персонаж – мечтатель.
Связь между видами искусств.
Опера Бородина А.П. «Князь Игорь»
Вальсы А.С.Грибоедова. Театральные постановки и экранизации комедии. Телеверсии спектакля Академического малого театра: постановки С.Алексеева,М.Царева, С.Женовача, О.Меньшикова. Современные трактовки пьесы.
Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского. Экранизация романа «Евгений Онегин»
Музыка Сен-Санса, акварели Лермонтова. Экранизация романа: «Страницы журнала Печорина» (постановка А.Эфроса, 1975, постановка режиссера С.Ростоцкого, 1965-1966, режиссера И.Анненского, 1955, режиссера Александра Котта, 2006)
Экранизация и театральные постановки поэмы «Мертвые души». Художественные фильмы режиссера М.Швейцера (1984) и режиссера Л.Трауберга (1960)
Романсы на стихи А.А.Блока (музыка Ю.Борисова. А.Вертинского)
Романсы на стихи С.А.Есенина.
Экранизация повести М.Булгакова «Собачье сердце»
Дополнительные произведения.
М. В. Ломоносов. «Ода …на взятие Хотина», «Разговор с Анакреоном»
Г.Р.Державин. «Водопад», « Гром победы, раздавайся!», «Бог»
Дж. Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда» (фрагменты)
Владимир Солоухин. «Владимирские проселки»
А.А.Григорьев. «По поводу нового издания старой вещи «Горе от ума»
Ю.Айхенвальд. Заметка о «Герое нашего времени»
Д.Н.Овсянико-Куликовский. «Печорин»
Д.С.Мережковский. «Поэт сверхчеловечества»
Б.М.Эйхенбаум. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Н.С. Лесков «Демикотоновая книга» в «Соборянах»
Д.А. Фурманова «Чапаев»
И.С. Тургенева «Дневник лишнего человека»
Н.Огнева «Дневник Кости Рябцева»
Е.Я. Дороша «Деревенский дневник»
В.В.Набоков. «Николай Гоголь»
А.Белый. «Мастерство Гоголя»
В.В.Зеньковский. «Н.В.Гоголь»
В.В.Гиппиус. «Н.В.Гоголь»
Ф.М.Достоевский. «Хозяйка»
А.П.Чехов. «Крыжовник», «О любви», «Случай из практики», «Архиерей».
А.А.Блок. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме».
С.А.Есенин «Под венком лесной ромашки», «Свет вечерний шафранного края», «Глупое сердце, не бейся!»
В.С.Соловьев. Теория «Вечной Женственности» и ее отражение в ранней лирике Блока.
А.Камю. «Посторонний». Цитаты и афоризмы.
Э.Хемингуэй. «По ком звонит колокол».
Ю.В.Бондарев. « Берег»
Б.Л.Васильев. «В списках не значился».
К.Д.Воробьев. «Убиты под Москвой», «Крик».
Ю.В.Друнина. «Я только раз видала рукопашный»
М.Джалиль. «Смерть девушки»
О.Берггольц. «Я говорю с тобой под свист снарядов».
В.В.Маяковский. «Сергею Есенину».
Ю.М.Поляков. «Работа над ошибками».
В.Г.Распутин. «Последний срок»
Игорь Северянин «Очам твоей души», «Ноктюрн»
Осип Мандельштам «Мой тихий сон, мой сон ежеминутный», «Нежнее нежного»
Зинаида Гиппиус «Осенью», «Однообразие и др»)
Романсы на стихи русских поэтов:
Борис Пастернак «Зимняя ночь»
Иван Козлов «Вечерний звон»
Жанр русской песни:
Стромилов «То не ветер ветку клонит…»
И. Макаров «Однозвучно гремит колокольчик…»
А. Аммосов «Хас-Булат удалой…»
Д. П. Давыдов «Славное море, священный Байкал…»
A. Навроцкий «Есть на Волге утес…»
Д. Садовников «Из-за острова на стрежень…»
Баллады (Давид Самойлов «Ты моей никогда не будешь, Николай Гумилев «Баллада», Эдуард Асадов «О друге»)
Конфуцианские притчи («Быть другом», «Девять испытаний», «В ожидании учителя» и др.)
2.1. Основное содержание программы
Введение - 1ч.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 2 ч.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Опера Бородина А.П. «Князь Игорь»
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 10 ч.
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
«Водопад», « Гром победы, раздавайся!», «Бог»
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 54ч.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (углубление представлений). Баллады (Давид Самойлов «Ты моей никогда не будешь, Николай Гумилев «Баллада», Эдуард Асадов «О друге»)
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Вальсы А.С.Грибоедова. Театральные постановки и экранизации комедии.Телеверсии спектакля Академического малого театра: постановки С.Алексеева,М.Царева, С.Женовача, О.Меньшикова. Современные трактовки пьесы.
Эссе с использование критической литературы о комедии (А.А.Григорьев. «По поводу нового издания старой вещи «Горе от ума»)
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (углубление понятия). Трагедия как жанр драмы (углубление понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Музыка Сен-Санса, акварели Лермонтова. Экранизация романа: «Страницы журнала Печорина» (постановка А.Эфроса, 1975, постановка режиссера С.Ростоцкого, 1965-1966, режиссера И.Анненского, 1955, режиссера Александра Котта, 2006)
Споры вокруг романа М.Ю.Лермонтова в русской критике (Ю.Айхенвальд. Заметка о «Герое нашего времени»; Д.Н.Овсянико-Куликовский.«Печорин»; Д.С.Мережковский «Поэт сверхчеловечества»; Б.М.Эйхенбаум. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (углубление представлений).
Стилевые различия в описании Хлестакова и Чичикова.
Экранизация и театральные постановки поэмы «Мертвые души». Художественные фильмы режиссера М.Швейцера (1984) и режиссера Л.Трауберга (1960)
Споры вокруг поэмы Н.В.Гоголя в русской критике(В.В.Набоков. «Николай Гоголь»; А.Белый. «Мастерство Гоголя»; В.В.Зеньковский.»Н.В.Гоголь»; В.В.Гиппиус. «Н.В.Гоголь»).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (углубление понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (углубление понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. А.П.Чехов. Образы футлярных людей. «Крыжовник», «О любви», «Случай из практики», «Архиерей».
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Углубление представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 27 ч.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (углубление понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Ю.В.Бондарев. «Берег». Б.Л.Васильев. «В списках не значился». К.Д.Воробьев. «Убиты под Москвой», «Крик».
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Романсы на стихи А.А.Блока (музыка Ю.Борисова. А.Вертинского)
А.А.Блок. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Теория «Вечной Женственности» В.С.Соловьева и ее отражение в ранней лирике Блока.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Романсы на стихи С.А.Есенина.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
«Над поэтической строкой»: интерпретация стихотворений Блока, Маяковского, Есенина. В.Маяковского. В.В.Маяковский. «Сергею Есенину». Теория литературы. Понятие о футуризме.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Создание синквейнов на тему «На разных языках мира против войны»
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 7 ч.
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
А.Камю. «Посторонний». Цитаты и афоризмы. Особенности жанра.
Э.Хемингуэй. «По ком звонит колокол». Личность-история-судьба.
Учебно-тематическое планирование
Разделы | Количество часов по рабочей программе |
Введение. | 1ч. |
Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве». | 2ч. |
Литература 18 века. | 10ч. |
Общая характеристика русской литературы XVIII века. | 1ч. |
М.В.Ломоносов. Оды | 2ч. |
Г.Р.Державин. «Властителям и судиям», «Памятник» | 2ч. |
А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» | 2ч. |
Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза» | 3ч. |
Литература 19 века. | 53ч. |
В.А.Жуковский. Баллады | 3ч. |
А.С.Грибоедов. «Горе от ума» | 8ч. |
А.С.Пушкин. Поэзия. «Цыганы».«Евгений Онегин». «Моцарт и Сальери» | 14ч. |
М.Ю.Лермонтов. Поэзия. «Герой нашего времени» | 11ч. |
Н.В.Гоголь. «Мёртвые души» | 7ч. |
А.Н.Островский. «Бедность не порок» | 2ч. |
Ф.М.Достоевский. «Белые ночи» | 3ч. |
Л.Н.Толстой. «Юность» | 1ч. |
А.П.Чехов. «Тоска», «Смерть чиновника» | 3ч. |
Поэзия 19 века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет | 1ч. |
Литература 20 века. | 28ч. |
И.А.Бунин. «Тёмные аллеи» | 3ч. |
М.А.Булгаков. «Собачье сердце» | 2ч. |
М.А.Шолохов. «Судьба человека» | 2ч. |
Ю.В.Бондарев. «Берег». Б.Л.Васильев. «В списках не значился». К.Д.Воробьев. «Убиты под Москвой», «Крик» | 1ч. |
А.И.Солженицын. «Матрёнин двор» | 3ч. |
А.А.Блок | 2ч. |
С.А.Есенин | 2ч. |
В.В.Маяковский | 2ч. |
М.И.Цветаева | 2ч. |
Н.А.Заболоцкий | 1ч. |
А.А.Ахматова | 2ч. |
Б.Л.Пастернак | 1ч. |
А.Т.Твардовский | 2ч. |
Песни и романсы на стихи поэтов 19 и 20 веков | 3ч. |
Зарубежная литература | 8ч. |
Катулл, Гораций | 1ч. |
Данте Алигьери. «Божественная комедия» | 1ч. |
У.Шекспир. «Гамлет» | 2ч. |
И.-В.Гёте. «Фауст» | 2ч. |
А.Камю. «Посторонний» | 1ч. |
Э.Хемингуэй. «По ком звонит колокол» | 1ч. |
Итого | 102ч. |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки обучающихся соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования; примерных программ основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения; программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной.
В результате изучения литературы ученик должен знать и понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;
изученные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному произведению;
выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
писать сочинение на литературную или публицистическую тему;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Основные виды устных и письменных работ в 9 классе:
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных текстов, чтение наизусть.
Устный пересказ – подробный, выборочный, сжатый. Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое. Характеристика героя (групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, фильм, спектакль.
Подготовка сообщения, доклада, эссе, создание собственного текста.
Свободное владение монологической и диалогической речью. Использование словарей.
Письменно: письменный развернутый и точный ответ на вопрос, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему.
Создание письменного рассказа—характеристики одного из героев или группы героев, двух героев.
Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу.
Создание письменного плана будущего сочинения, доклада; письменного оригинального произведения.
Свободное владение письменной речью.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
Т Р Е Б О В А Н И Я К У РО В Н Ю П О Д ГО Т О В К И В Ы П У С К Н И К ОВ В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен знать/понимать
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;
• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
• основные теоретико-литературные понятия; уметь
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения; определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации; выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументировано формулировать свое отношение к прочитан ному произведению; составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема, содержание урока | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки(и/или коррекция) |
1. | Литература как искусство слова (углубление представлений) и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 01.09.14-06.09.14 | |
2. | Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника Русская история в «Слове...» | ||
3. | Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова...». Опера Бородина А.П. «Князь Игорь» | ||
4. | Классицизм в русском и мировом искусстве Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма | 08.09.14-13.09.14 | |
5. | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом М. В. Ломоносов — реформатор русского языка и системы стихосложения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения | ||
6. | М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова: «Ода …на взятие Хотина», «Разговор с Анакреоном» | ||
7. | Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе Жизнь и творчество Г. Р. Державина Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г. Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения | 15.09.14-20.09.14 | |
8. | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина: оды «Водопад», « Гром победы, раздавайся!», «Бог» | 15.09.14-20.09.14 | |
9. | А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения | ||
10. | Особенности повествования в «Путешествии...». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Владимир Солоухин. «Владимирские проселки» (обзор)Путевой дневник. | 22.09.14-27.09.14 | |
11. | Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей | ||
12. | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | ||
13. | Р.Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений) | 29.09.14-04.10.14 | |
14. | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература | ||
15. | Романтическая лирика начала XIX века. В. А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения | ||
16. | В.А.Жуковский. «Светлана». Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы Особенности жанра баллады (углубление представлений) Баллады (Давид Самойлов «Ты моей никогда не будешь, Николай Гумилев «Баллада», Эдуард Асадов «О друге») | 06.10.14-11.10.14 | |
17. | А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. Вальсы А.С. Грибоедова. | ||
18. | А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии Театральные постановки и экранизации комедии. Телеверсии спектакля Академического малого театра: постановки С.Алексеева, М.Царева, С.Женовача, О.Меньшикова. Современные трактовки пьесы | ||
19 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | 13.10.14-18.10.14 | |
20 | Р.Написание отзыва о постановке «Горе от ума» для театрального сайта. Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | ||
21 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей | ||
22 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей | 20.10.14-25.10.14 | |
23. | Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума») | ||
24. | И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению (эссе) с использование критической литературы о комедии (А.А.Григорьев. «По поводу нового издания старой вещи «Горе от ума») | ||
25. | А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А. С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина | 27.10.14-01.11.14 | |
26. | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар» | ||
27. | Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...». Адресаты любовной лирики поэта | ||
28. | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения | 10.11.14-15.11.14 | |
29. | Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина | ||
30. | А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко Дж. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда» (фрагменты) Байронический тип героя. Теория литературы. «Мировая скорбь». | ||
31. | Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа | 17.11.14-22.11.14 | |
32. | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути | ||
33. | Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга | ||
34. | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем | 24.11.14-29.11.14 | |
35. | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа | ||
36. | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа | ||
37. | Пушкинский роман в зеркале критики: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала XX века. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» | 01.12.14-06.12.14 | |
38. | А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества. Реализм (углубление понятия). Трагедия как жанр драмы (углубление понятия). | ||
39. | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва». «Парус», «И скучно и грустно...» | ||
40. | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали...», «Есть речи — значенье...» | 08.12.14-13.12.14 | |
41. | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий» | ||
42. | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии | ||
43. | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М. Ю. Лермонтова в романе Музыка Сен-Санса, акварели Лермонтова. Экранизация романа: «Страницы журнала Печорина» (постановка А.Эфроса, 1975, постановка режиссера С.Ростоцкого, 1965-1966, режиссера И.Анненского, 1955, режиссера Александра Котта, 2006) | 15.12.14-20.12.14 | |
44. | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | ||
45 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | ||
46 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»Дневник как литературный жанр (углубление понятия). Составление литературного каталога («Демикотоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова, «Чапаев» Д.А. Фурманова, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник Кости Рябцева» Н.Огнева, «Деревенский дневник» Е.Я. Дороша и др). | 22.12.14-27.12.14 | |
47. | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина | ||
48. | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М. Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению | 12.01.15-17.01.15 | |
49. | Споры вокруг романа М.Ю.Лермонтова в русской критике (Ю.Айхенвальд. Заметка о «Герое нашего времени»; Д.Н.Овсянико-Куликовский. «Печорин»; Д.С.Мережковский «Поэт сверхчеловечества»; Б.М.Эйхенбаум. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»; Н.Г.Чернышевский) Написание аннотаций на литературных чатах. | ||
50. | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н. В. Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы | ||
51. | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода Написание рецензий и отзывов с размещением на литературных сайтах. | 19.01.15-24.01.15 | |
52 | Экранизация и театральные постановки поэмы «Мертвые души». Художественные фильмы режиссера М.Швейцера (1984) и режиссера Л.Трауберга (1960) | ||
53 | Образ города в поэме «Мертвые души» Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (углубление представлений). | ||
54. | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы Стилевые различия в описании Хлестакова и Чичикова (проектная работа). | 26.01.15-31.01.15 | |
55. | «Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». | ||
56 | Поэма в оценках В. Г. Белинского. Споры вокруг поэмы Н.В.Гоголя в русской критике (В.В.Набоков. «Николай Гоголь»; А.Белый. «Мастерство Гоголя»; В.В.Зеньковский. «Н.В.Гоголь»; В.В.Гиппиус. «Н.В.Гоголь» «Мертвые души. Окончание поэмы»; В.Г.Белинский «Похождения Чичикова или Мертвые души»). Подготовка к сочинению | ||
57 | А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада | 02.02.15-07.02.15 | |
58. | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (углубление понятия). | ||
59. | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. Теория литературы. Повесть «Хозяйка» (углубление понятия). Персонаж –мечтатель. | ||
60 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира | 09.02.15-14.02.15 | |
61 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести | ||
62. | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л. Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя | ||
63. | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора Создание тематических презентаций «Герои Чехова», «Герои Толстого» и т.д. | 16.02.15-21.02.15 | |
64. | А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа А.П.Чехов. Образы футлярных людей. «Крыжовник», «О любви», «Случай из практики», «Архиерей». | 16.02.15-21.02.15 | |
65. | Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова)». (По выбору учащихся) | 16.02.15-21.02.15 | |
66. | Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Теория литературы. Углубление представлений о видах (жанрах) лирических произведений. | 24.02.15-28.02.15 | |
67. | Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений | ||
68. | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы | ||
69. | Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования | 02.03.15-07.03.15 | |
70. | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Экранизация повести М.Булгакова «Собачье сердце» Сатира на общество шариковых и швондеров | ||
71. | Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести (углубление понятий). | ||
72. | М. А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя | ||
73. | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Теория литературы. Реализм в художественной литературе. | 09.03.15-14.03.15 | |
74. | Реалистическая типизация (углубление понятия). Личность – история –судьба (Ю.В.Бондарев. «Берег». Б.Л.Васильев. «В списках не значился». К.Д.Воробьев. «Убиты под Москвой», «Крик»). | ||
75. | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема пра-ведничества в рассказе | ||
76. | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия).Конфуцианские притчи. | 16.03.15-21.03.15 | |
77. | Зачетное занятие: создание электронной мини-библиотеки (размещение текстов с аннотациями по произведениям второй половины XIX и XX века: Ю.М.Поляков. «Работа над ошибками», В.Г.Распутин. «Последний срок»). | ||
78. | Составление электронной библиографии по русской поэзии Серебряного века (Игорь Северянин «Очам твоей души», «Ноктюрн»,Осип Мандельштам «Мой тихий сон, мой сон ежеминутный», «Нежнее нежного»,Зинаида Гиппиус «Осенью», «Однообразие и др») | ||
79. | А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта Романсы на стихи А.А.Блока (музыка Ю.Борисова. А.Вертинского) А.А.Блок. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Теория «Вечной Женственности» В.С.Соловьева и ее отражение в ранней лирике Блока. | 01.04.15-04.04.15 | |
80. | С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано...», «Край ты мой заброшенный...» Романсы на стихи С.А.Есенина (по выбору). | ||
81. | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа лирики С. А. Есенина Создание видеороликов по творчеству С.А.Есенина («Под венком лесной ромашки», «Свет вечерний шафранного края», « Глупое сердце, не бейся!» и др). | ||
82. | В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта Теория литературы. Понятие о футуризме. В.В.Маяковский. «Сергею Есенину» | 06.04.15-11.04.15 | |
83. | «Над поэтической строкой»: интерпретация стихотворений Блока, Маяковского, Есенина. В.Маяковского (по выбору). | ||
84. | М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». • Особенности поэтики Цветаевой | ||
85. | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта Разработка и создание веб-страницы, посвященной А.Блоку. С.Есенину, В.Маяковскому или М.И.Цветаевой. | 13.04.15-18.04.15 | |
86. | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого | ||
87. | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике | ||
88. | Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики | 20.04.15-25.04.15 | |
89. | Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво...», «Во всем мне хочется дойти...». Философская глубина лирики Пастернака | ||
90. | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» Теория литературы. Синквейн (углубление понятия). Создание синквейнов на тему «На разных языках мира против войны» | ||
91. | А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне: Ю.В.Друнина «Я только раз видала рукопашный», М.Джалиль «Смерть девушки»,О.Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов». Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений). | 27.04.15-30.04.15 | |
92. | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX—XX веков (С. Стромилов («То не ветер ветку клонит…»), И. Макаров («Однозвучно гремит колокольчик…»), А. Аммосов («Хас-Булат удалой…»), Д. П. Давыдов («Славное море, священный Байкал…»), A. Навроцкий («Есть на Волге утес…»), Д. Садовников («Из-за острова на стрежень…») и другие). Русский романс (Борис Пастернак «Зимняя ночь» Иван Козлов «Вечерний звон» ) | ||
93. | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX—XX веков Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». | ||
94. | Зачетное занятие по русской лирике XX века | 04.05.15-08.05.15 | |
95. | Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии | ||
96. | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер | ||
97. | У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия). | 11.05.15-16.05.15 | |
98. | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы | ||
99. | И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни | ||
100. | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы. Теория литературы. Философско-драматическая поэма (углубление понятия) | 18.05.15-23.05.15 | |
101. | А.Камю. «Посторонний». Цитаты и афоризмы. Особенности жанра. Отзыв для литературного сайта. | ||
102. | Э.Хемингуэй. «По ком звонит колокол». Личность-история-судьба в зарубежной литературе. Подведение итогов. Задание на лето. | ||
ИТОГО: | 102 часа |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект учителя.
- Программа: «Программы общеобразовательных учреждений. Литература/5-11 классы. (Базовый уровень). Под ред. В.Я.Коровиной.- М.: «Просвещение», 2010».
- Золотарева И.В., Беломестных О.Б. Поурочные разработки по литературе 9 кл.- М.: Вако, 2003.
- Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 9 кл. Методические советы.- М.: Просвещение, 2012.
- Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций.-М.: Просвещение, 2013.
- Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов: стилистика. Стиховедение/ Л.В. Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.- 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2007.- 352 с.
- Литература. 8-11 кл.: Задачник-практикум/ Г.Г.Граник, С.А,Шаповал, Л.А.Концевая, С.М.Бондаренко.- М.: НПО «Образование от А до Я», 199.-352 с.
- Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. - М.: Просвещение, 1996. - 336 с.
- Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Сб. задач и упражнений. - М.: Просвещение, 1997. - 256 с.
- Чуковский К.И. Живой как жизнь. – М., 1963.
- Шанский Н.М. В мире слов.- М., 1978.
- Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом.- М., 1986.
Учебно-методический комплект для учащихся.
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. / В.Я.Коровина. В.П.Журавлев, В.И.Коровин-20-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
- Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе: 9 класс/Коровина В.Я.-М.: Просвещение, 2012;
КОМПЛЕКСНЫЕ СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ НА КОМПАКТ-ДИСКАХ (DVD, CD)
- Библиотека русской классики 3 диска
- Русская литература 8-11 классы мультимедийная библиотека
- Русская литература от Нестора до Маяковского
- Русская поэзия (17-20 вв.)
- Обучающая программа-тренажер. Фраза.
- А.С.Пушкин. Сказки.
- Антология русской литературы от Нестора до Булгакова
- А.С.Грибоедов. Горе от ума.
Перечень материально-технического обеспечения
- Печатные пособия:
Литература в таблицах. Школьная программа.
- Демонстрационные пособия:
Творчество А. С. Пушкина в школе. (Портреты писателя. Иллюстрации к
произведениям.)
Творчество М. Ю. Лермонтова в школе. (Портреты писателя. Иллюстрации к
произведениям.)
Портреты писателей.
- Экранно-звуковые пособия:
Фонохрестоматия.
Фильмы:
«Горе от ума», «Моцарт и Сальери», «Герой нашего времени», «Мёртвые души»,
«Судьба человека», «Собачье сердце», «Гамлет» и др.
- Фонохрестоматия к учебнику «Литература 9 класс» - М.: Аудио-школа, Просвещение, 2013.
Интернет-ресурсы.
- Все для учителя литературы. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»: http :// lit .1 september . ru
- Методика преподавания литературы: http :// metlit . nm . ru
- Разработки уроков, методический материал: http://www.eduhmao.ru/info/1/3790/
- Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО: http :// ruslit . ioso . ru
- Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала: http :// litera . edu . ru
- Виртуальный музей литературных героев :http :// www . likt 590. ru / project / museum /
- "Стихия" (литературный поэтический сайт: поэзия XVIII, XIX, XX вв.) http://www.litera.ru/stixiya/
- Филателистическая пушкиниана (сайт содержит следующие разделы: творчество А.С.Пушкина; жизнь и окружение поэта; Пушкин и музыка; памятники Пушкину; и пр.): http://asp200.narod.ru/index.html
- Библиотека Мошкова (художественная литература, включая фантастику, поэзию, исторические романы и пр.): http://lib.ru/
- "Вавилон" - современная русская литература (литературная жизнь Москвы; произведения современных авторов и пр.): http://www.vavilon.ru/
- Литература (сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы; содержит сетевой литературный журнал "Словесность"): http://www.litera.ru/
- Золотой стихофон - архив образцов искусства художественного чтения, виртуальная аудиокнига классической поэзии, в которой собраны голоса великих русских поэтов в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока, Бродского; профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и кино: gold.stihophone.ru/
- Стихи.ru" – коллекция современной русской поэзии: http://www.stihi.ru/
- Издательство «Школьная пресса». Режим доступа: http://www.schoolpress.ru
- Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Электронный документ. Режим доступа: http://www.wimdow. edu.ru
- Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: Электронный документ. Режим доступа: http://www.school-collection. edu.ru
Технические средства обучения.
- Системный блок
- Монитор
- Клавиатура
- Мышь
- Акустическая система
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Интерактивная доска
- Стойка под интерактивную доску
- Многофункциональное устройство
- Плеер
- Телевизор
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО учителей
русского языка и литературы
от 26. 08. 2014 № 1
СОГЛАСОВАНО.
Зам.директора по УВР
____________/Е.В.Чичиланова/
28.08. 2014
Учитель – Зиннатова Е.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
5 класс.Рабочая программа.Литература
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. - Коровина В.Я., Журавлев В.П., Полухина В.П./ Под ред. Коровиной В.Я.- М.: «Просвеще...
6 класс.рабочая программа.Литература
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. - Коровина В.Я., Журавлев В.П., Полухина В.П./ Под ред. Коровиной В.Я.- М.: «Просвеще...
7 класс.рабочая программа.Литература
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. - Коровина В.Я., Журавлев В.П., Полухина В.П./ Под ред. Коровиной В.Я.- М.: «Просвеще...
8 класс.Рабочая программа.Литература
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. - Коровина В.Я., Журавлев В.П., Полухина В.П./ Под ред. Коровиной В.Я.- М.: ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...