8 класс.Рабочая программа.Литература
рабочая программа на тему
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. - Коровина В.Я., Журавлев В.П., Полухина В.П./ Под ред. Коровиной В.Я.- М.: «Просвещение», 2010г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl_b_literatura_105_ch.docx | 77.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
городского округа Электросталь Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №4»
(МОУ «Гимназия №4»)
УТВЕРЖДАЮ.
Директор МОУ «Гимназия №4»
______________/_И.И.Шеляпина/
Приказ № 096-ОД/ОВ
от 30 августа 2013г.
Рабочая программа
по литературе
(расширенное изучение)
8 класс Б
Составитель Зиннатова Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2013-2014 год.
Пояснительная записка к рабочей программе.
Рабочая программа по литературе для 8 класса «Б» разработана в соответствии с:
- требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089);
- федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Минобразования России от 9.03.2004 г. №1312) с изменениями (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889);
- приказом министра образования Московской области №1427 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования на 2016-2017 учебный год»;
- учебным планом МОУ «Гимназия №4» на 2013-2014 учебный год (Приказ директора МОУ «Гимназия №4» от 30.08.2013 года);
- методическими рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области/ В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко-М.: АСОУ, 2014 г.
Рабочая программа разработана на основе:
- основной образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования МОУ «Гимназия №4»;
- Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения;
- авторской программы по литературе:
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. - Коровина В.Я., Журавлев В.П., Полухина В.П./ Под ред. Коровиной В.Я.- М.: «Просвещение», 2010г.
Программа ориентирована на работу по основному учебнику:
Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин.-
12-е изд. - М.: Просвещение, 2013;
по дополнительному учебнику для расширенного изучения предмета:
Литература.8 класс. В 2 ч.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ автор-составитель Т.Ф.Курдюмова-М.: Дрофа, 2014.
Данные учебники рекомендованы (допущены) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год.
В соответствии с миссией, целями и задачами МОУ «Гимназия № 4» и индивидуальными потребностями обучающихся в дополнительной гуманитарной подготовке предмет «Литература» в 8 «Б» классе изучается на расширенном уровне, что обеспечено «приращением» в содержании изучаемого материала и увеличением на 1 час количества часов по учебному плану в его вариативной части.
Обоснование выбора и особенности реализации авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной в МОУ «Гимназия №4».
Авторская программа под редакцией В. Я. Коровиной особое внимание уделяет подготовке обучающихся в основной школе к профильному изучению предмета за счет расширения круга чтения «возвращенными» и ранее не входившими в программы произведениями, дополнительных историко-биографических сведений, материала по теории литературы. В программе уделяется внимание связям литературы с другими видами искусства через включение репродукций картин известных художников, материалов о художниках, композиторах, литературоведах, философах, интерпретирующих общие с литературными произведениями темы.
Более того, авторы настоящей программы предлагают не только базовое содержание предмета, но и предлагают свой вариант «расширения материала» за счет включения дополнительных произведений и тем, что является очень удобным для классов с расширенным изучением литературы.
Данная программа прошла тщательную экспертизу на соответствие изучаемого материала возрастным особенностям учащихся.
Такой подход в наибольшей степени соответствует особенностям образовательного процесса МОУ «Гимназия №4», призванного воспитать гражданина и патриота современной России – инноватора, способного творчески преобразовывать действительность на основе высоких духовно-нравственных идеалов и общечеловеческих ценностей.
Привлекает методически выстроенная структура программы, включающая приложения с примерными списками произведений для заучивания наизусть, для самостоятельного чтения, а также примерное тематическое планирование, предложенное для классов базового уровня (68 часов) и с расширенным изучением предмета, рассчитанным на 102 часа. Это позволяет обеспечить единство образовательного пространства для школ, занимающихся по УМК В.Я. Коровиной. При этом авторы программы не ограничивают творческого подхода учителя к составлению своей рабочей программы. Они избегают жесткой регламентации, предоставляя право учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие - читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему.
Общая характеристика предмета литературы.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Принцип концентризма, осуществляемый авторской программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению с постановкой новых задач на каждом этапе. Сохраняя преемственность с программой начальной школы, программа концентра 5-9 классов, в который входит седьмой класс, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Программой определена ведущая проблема курса литературы для 8 класса: взаимосвязь литературы и истории.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Основная задача обучения в 8 классе - показать учащимся взаимосвязь литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности.
Ученики 7-8 классов владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и толкованию художественных произведений.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
Структура курса и особенности построения его содержания.
Курс литературы в 8 «Б» классе строится на основе концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Согласно учебному плану МОУ «Гимназия №4» на 2016-2017 учебный год, на изучение литературы в 8 «Б» классе выделяется 105 часов (3 часа в неделю). С учетом специфики класса выстроена система уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения.
Содержание тем учебного курса
1. Введение.
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
2. Устное народное творчество.
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
3.Из древнерусской литературы.
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
4. Из литературы 18 века.
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
5.Из литературы 19 века.
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирики и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо. Мораль басни. Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А .С. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает их характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы.
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтов «Осень»; Ф. И. Тютчев «Осенний вечер»; А. А. Фет «Первый ландыш»; А. Н. Майков «Поле зыблется цветами…»
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
6. Из русской литературы 20 века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются.
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой – повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе.
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...»
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
7. Из зарубежной литературы.
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятия).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Расширение основного содержания программы.
Расширение основного содержания программы осуществляется по двум направлениям: за счет «приращения» в материале по сравнению с содержанием примерной программы, предложенной авторами программы по литературе, и за счет дополнительного содержания, реализуемого учителем с учетом особенностей образовательного процесса гимназии.
Говоря об «авторском приращении», стоит отметить, что это материал, включенный авторским коллективом под руководством В. Я. Коровиной в примерные программы в качестве «опережающего чтения» из программ для учащихся более старшего возраста. Кроме того, в рабочую программу добавлены уроки на закрепление пройденного, работу по развитию речи и расширению сведений по теории литературы, уроки внеклассного чтения и проверки знаний. Исходя из ведущей проблемы курса литературы для 7 класса, в программу добавлены произведения, в которых уделяется внимание изображению человека, показываются особенности труда писателя, его позиции.
Ниже приводятся темы, предлагаемые для дополнительного изучения литературы в 8 «Б» классе:
«Сказание и страсть и похвала святую мученику Борису и Глебу».
Литература 18 века (общий обзор).
Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века (обобщение).
А.С. Пушкин «Воспоминания в Царском селе», «Царское село».
М.Ю.Лермонтов «Синие горы Кавказа, приветствую вас», «Казачья колыбельная песня», «Валерик».
Н.М.Карамзин «История государства Российского» ( отрывки).
Из публицистических сочинений Л.Н.Толстого «Стыдно!», «Так что же нам делать»?
Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество».
Анализ стихотворений: Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное», «Есть в осени первоначальной», Фет «Шепот, робкое дыханье…».
А.П.Чехов. Рассказ «Человек в футляре».
И.А.Бунин. Рассказ «Муза».
А.А.Блок. Стихотворный цикл «На поле Куликовом».
А.Т.Твардовский.Поэма «За далью-даль» (отрывки)
М.Цветаева «Монолог», «Идешь, на меня похожий», «Звенят-поют, забвению мешая», «Время хлещет», «Слепой», «Защитник Москвы».
В.Вересаев «Состязание», Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка».
Поединок двух мировоззрений. Э.Л.Войнич «Овод».
Г.Свортаута «Благослови зверей и детей». Пути нравственного становления подростков.
О.Генри «Дороги, которые мы выбираем».
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса.
В результате изучения литературы ученик должен:
знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
- пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (проекта) и оценивания его;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, словари, энциклопедии, телевидение, интернет-ресурсы).
Раздел II. Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Русская литература и история | 1 |
2 | Устное народное творчество | 3 |
3 | Из древнерусской литературы | 3 |
4 | Из литературы 18 века | 4 |
5 | Из литературы 19 века | 46 |
6 | Из литературы 20 века | 28 |
7 | Русские поэты о Родине, родной природе. | 1 |
8 | Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине | 2 |
9 | Из зарубежной литературы | 2+11 |
10 | Выявление уровня литературного развития учащихся, обобщение изученного. | 4 |
Итого за год 105 часов |
Календарно-тематическое планирование
(105 часов, 3 часа в неделю)
1
№ уроков | Наименование разделов и тем уроков | Плановые сроки прохождения темы | Факти-ческие сроки и (или) коррекция |
Русская литература и история (1 час). | |||
1 | Введение. Русская литература и история. | 01.09.2016-03.09.2016 | |
Устное народное творчество (3 часа). | |||
2 | Устное народное творчество. В мире русской народной песни. Отражение жизни народа в народной песне. | 01.09.2016-03.09.2016 | |
3 | Особенности содержания и художественной формы исторических народных песен как жанра фольклора. | 05.09.2016-10.09.2016 | |
4 | Предания как исторический жанр. «Сказание и страсть и похвала святую мученику Борису и Глебу». | ||
Из древнерусской литературы (3 часа). | |||
5 | Из древнерусской литературы. «Житие Александра Невского». | 05.09.2016-10.09.2016 | |
6 | Урок развития речи. Подготовка к сочинению-размышлению «Праведник и защитник Русской земли» по повести «Житие Александра Невского» | 12.09.2016-17.09.2016 | |
7 | Урок внеклассного чтения. «Повесть о Шемякином суде»-бытовая сатирическая повесть 17 века, ее особенности и новые литературные герои-крестьянские сыновья. | ||
Из литературы 18 века (4 часа). Из зарубежной литературы (2 часа) | |||
8 | Литература 18 века (общий обзор). | 12.09.2016-17.09.2016 | |
9 | Ж.Б.Мольер-представитель французского классицизма 17 века. | 19.09.2016-24.09.2016 | |
10 | Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве». | ||
11 | Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» как классицистическая комедия, правила ее построения и изображения героев. | ||
12 | Сатирическая направленность комедии «Недоросль», проблема воспитания истинного гражданина в ней. | 26.09.2016-01.10.2016 | |
13 | Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века». | ||
Из литературы 19 века (46 часов). | |||
14 | Из русской литературы 19 века. И.А.Крылов-поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. | 26.09.2016-01.10.2016 | |
15 | Басни И.А.Крылова «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа. | 03.10.2016-08.10.2016 | |
16 | К.Ф.Рылеев-автор дум и сатир.Тема расширения русских земель в думе «Смерть Ермака». Особенности жанра думы. | ||
17 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Отражение фактов биографии и исторических событий в творчестве поэта. «Воспоминания в Царском селе», «Царское село». | ||
18 | Стихотворения «Туча», «19 октября 1825 года». « К***(«Я помню чудное мгновение»)». Основные темы и мотивы | 10.10.2016-15.10.2016 | |
19 | А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. | ||
20 | Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | ||
21 | Герои и стилистика А.С.Пушкина в повести «Капитанская дочка». Гринев: жизненный путь героя, формирование характера. Гринев и Савельич. | 17.10.2016-22.10.2016 | |
22 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | ||
23 | Необычайные встречи Петра Гринева с Пугачевым. Нравственная оценка личности Петра Гринева. | ||
24 | Изображение народной войны и образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Отношение Пушкина и Гринева к народному движению. | 24.10.2016-29.10.2016 | |
25 | Проблема чести и достоинства в повести «Капитанская дочка», отразившаяся в образе Петра Андреевича Гринева. Гринев в системе образов повести и роль его персонажа в построении сюжета. | ||
26 | Великодушие Пугачева и щедроты Екатерины II.Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести и ее художественные особенности. | ||
27 | Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». | 07.11.2016-12.11.2016 | |
28 | А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. | ||
29 | Урок развития речи. Анализ домашнего сочинения. Заключительный урок по творчеству А.С.Пушкина. | ||
30 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Лермонтовский Кавказ: «Синие горы Кавказа, приветствую вас», «Казачья колыбельная песня», «Валерик». | 14.11.2016-19.11.2016 | |
31 | М.Ю.Лермонтов. Воплощение исторической темы в творчестве. | ||
32 | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». | ||
33 | Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образ природы, их роль в произведении. | 21.11.2016-26.11.2016 | |
34 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. | ||
35 | Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». | ||
36 | Контрольная работа по поэме Лермонтова «Мцыри». | 28.11.2016-03.12.2016 | |
37 | Внеклассное чтение. Поединок двух мировоззрений. Э.Л.Войнич «Овод». | ||
38 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. | ||
39 | Н.В.Гоголь. «Ревизор»: история создания. | 05.12.2016-10.12.2016 | |
40 | «Ревизор»: 1 и 2 действия. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). | ||
41 | «Ревизор»: 3 действие. Семейство городничего. | ||
42 | «Ревизор»: 4 действие. Разоблачение пороков чиновничества. | 12.12.2016-17.12.2016 | |
43 | «Ревизор»: 5 действие. Хлестаковщина как общественное явление. | ||
44 | Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Гоголя «Ревизор». | ||
45 | Н.В.Гоголь. «Шинель». Человек, лицо, вещь. | 19.12.2016-24.12.2016 | |
46 | Образ «маленького человека» в литературе. | ||
47 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. | ||
48 | Внеклассное чтение. М.Салтыков-Щедрин – писатель, редактор, издатель. «История одного города»- художественно-политическая сатира. Н.М.Карамзин «История государства Российского» (отрывки). | 09.01.2017-14.01.2017 | |
49 | Анализ отрывка из «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина: «О корени происхождения глуповцев» (завершение). | ||
50 | Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Старый гений»-сатира на чиновничество. | ||
51 | Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа. | 16.01.2017-21.01.2017 | |
52 | Мастерство Толстого в рассказе «После бала». | ||
53 | Художественные особенности рассказа «После бала». Особенности композиции. | ||
54 | Историзм литературы. Проблема самовоспитания. Проблема нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей. Из публицистических сочинений Л.Н.Толстого «Стыдно!», «Так что же нам делать»? | 23.01.2017-28.01.2017 | |
55 | Урок внеклассного чтения. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество». | ||
56 | Поэзия родной природы. Пушкин, Лермонтов, Фет. Тютчев, Майков -певцы родной природы. Анализ лирического стихотворения. (Дополнительно: Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное», «Есть в осени первоначальной», Фет «Шепот, робкое дыханье…») | ||
57 | А.П.Чехов. Рассказ о писателе. Трилогия. Рассказ «Человек в футляре». | ||
58 | Анализ рассказа «Человек в футляре». | 30.01.2017-04.02.2017 | |
59 | Рассказ А.П.Чехова «О любви» : «футляр» ложно понимаемого долга. | ||
Из литературы 20 века (28 часов) | |||
60 | И.А.Бунин. Слово о писателе. | 06.02.2017-11.02.2017 | |
61 | Внеклассное чтение. И.А.Бунин. «Кавказ» -рассказ из цикла «Темные аллеи». Рассказ «Муза». Мастерство Бунина-прозаика. | ||
62 | А.И.Куприн Слово о писателе. | ||
63 | Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» | 13.02.2017-18.02.2017 | |
64 | Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, А.И.Куприна. | ||
65 | Внеклассное чтение. В.Вересаев «Состязание», Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка». | ||
66 | А.А.Блок. Слово о писателе. «Россия». Историческая тема в стихотворении, современное звучание и смысл. | 20.02.2017-25.02.2017 | |
67 | А.А.Блок. Стихотворный цикл «На поле Куликовом». | ||
68 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему | ||
69 | Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина | 27.02.2017-04.03.2017 | |
70 | Подготовка к домашнему сочинению | ||
71 | И.С.Шмелев. Краткий рассказ о писателе. | ||
72 | «Как я стал писателем» | 06.03.2017-11.03.2017 | |
73 | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история..» | ||
74 | Тэффи «Жизнь и воротник» М.Зощенко «История болезни». | ||
75 | М.А.Осоргин «Пенсне»-сочетание фантастики и реальности. | 13.03.2017-18.03.2017 | |
76 | Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, А.И.Куприна, А.П.Чехова, А.А.Блока, С.А.Есенина. | ||
77 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | ||
78 | А.Т.Твардовский Слово о писателе. Поэма «За далью-даль» (отрывки) | 20.03.2017-25.03.2017 | |
79 | «Василий Тёркин» - защитник родной страны. Новаторский характер образа Василий Теркин. | ||
80 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин» | ||
81 | А.П.Платонов Слово о писателе. Рассказ «Возвращение». | 03.04.2017-08.04.2017 | |
82 | Утверждение добра, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны (по рассказу А.П.Платонова «Возвращение»). | ||
83 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет» | ||
84 | Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе. Особенности сюжета. | 10.04.2017-15.04.2017 | |
85 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. | ||
86 | Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века (произведения по выбору учащихся). | ||
87 | Анализ сочинения. | 17.04.2017-22.04.2017 | |
Русские поэты о Родине, родной природе (1 час). | |||
88 | Русские поэты о Родине, родной природе. | 17.04.2017-22.04.2017 | |
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине (3 часа) | |||
89 | Поэты русского зарубежья Н.Ощуп, З,Гиппиус, Дон-Аминадо, И.Бунин. | 17.04.2017-22.04.2017 | |
90 | Внеклассное чтение. Поэты русского зарубежья Дополнительно: М.Цветаева «Монолог», «Идешь, на меня похожий», «Звенят-поют, забвению мешая», «Время хлещет», «Слепой», «Защитник Москвы». | 24.04.2017-29.04.2017 | |
Из зарубежной литературы (11 часов) | |||
91 | Из зарубежной литературы. У. Шекспир. Сцены из трагедии «Ромео и Джульетта». | 24.04.2017-29.04.2017 | |
92 | Трагедия «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. | ||
93 | Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта». | 02.05.2017-06.05.2017 | |
94 | Сонеты Шекспира. Сонет как форма лирической поэзии. | ||
95 | Урок внеклассного чтения. Д.Свифт. Слово о писателе. | ||
96 | «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство. | 08.05.2017-13.05.2017 | |
97 | Урок внеклассного чтения. Вальтер Скотт. Слово о писателе. | ||
98 | «Айвенго» как исторический роман (обзор). | ||
99 | «Айвенго» как исторический роман (обзор). | 15.05.2017-20.05.2017 | |
100 | Внеклассное чтение. Повесть Г.Свортаута «Благослови зверей и детей» | ||
101 | Внеклассное чтение. О.Генри «Дороги, которые мы выбираем». | ||
Выявление уровня литературного развития учащихся, обобщение изученного (4 часа). | |||
102 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе (урок-зачет). | 22.05.2017-27.05.2017 | |
103 | Анализ литературного произведения. | ||
104 | Художественное произведение и его читатели. Хочу рассказать о прочитанной книге (читательская конференция). | ||
105 | Итоги года и задание на лето. | 29.05.2017-30.05.2017 | |
Итого за год 105 часов |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект учителя.
- Программа: «Программы общеобразовательных учреждений. Литература/5-11 классы. (Базовый уровень). Под ред. В.Я.Коровиной.- М.: «Просвещение», 2010».
- Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина-сост. С.Б.Шадрина.-Волгоград: Учитель, 2014.
- Золотарёва И. В. Крысова Т.А., Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: «ВАКО», 2003
- Халабаджах И.М. Литература.8 класс: планы-конспекты уроков-Ростов/н Д: Феникс, 2015.
- Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс. ФГОС (к новому учебнику)-М.: Издательство «Экзамен»,2015.
- Уроки внеклассного чтения: Сост. Картавцева М.И. Практическое пособие.-Воронеж: ТЦ «Учитель»,2003.
- Литература. 5-8 кл. ЕГЭ: шаг за шагом./Е.Ю. Липина.М.: Дрофа, 2011.
- Литература в таблицах и схемах/ Мещерякова М.И.-М.: Айрис-пресс, 2002.
- Волжина Е.Д. Олимпиады по литературе:5-8 классы.-М.: ВАКО, 2012.
- Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций.-М.: Просвещение, 2013.
Учебно-методический комплект для учащихся.
- Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин.-12-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
- Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе: 8 класс/Коровина В.Я.-М.: Просвещение, 2013;
- Курдюмова Т.Ф. Литература.8 класс. В 2 ч.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ автор-составитель Т.Ф.Курдюмова-М.: Дрофа, 2014 (дополнительно).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Наглядные пособия.
- Творчество А. С. Пушкина в школе. (Портреты писателя. Иллюстрации к
произведениям.)
- Творчество М. Ю. Лермонтова в школе. (Портреты писателя. Иллюстрации к
произведениям.)
- Портреты писателей.
Информационно-коммуникативные средства.
- Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» - М.: Аудио-школа, Просвещение, 2010.
- Видеофильмы о писателях серии «Мой живой журнал».
- Презентации.
Интернет-ресурсы.
- Все для учителя литературы. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»: http :// lit .1 september . ru
- Методика преподавания литературы: http :// metlit . nm . ru
- Разработки уроков, методический материал: http://www.eduhmao.ru/info/1/3790/
- Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО: http :// ruslit . ioso . ru
- Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала: http :// litera . edu . ru
- Виртуальный музей литературных героев :http :// www . likt 590. ru / project / museum /
- "Стихия" (литературный поэтический сайт: поэзия XVIII, XIX, XX вв.) http://www.litera.ru/stixiya/
- Филателистическая пушкиниана (сайт содержит следующие разделы: творчество А.С.Пушкина; жизнь и окружение поэта; Пушкин и музыка; памятники Пушкину; и пр.): http://asp200.narod.ru/index.html
- Библиотека Мошкова (художественная литература, включая фантастику, поэзию, исторические романы и пр.): http://lib.ru/
- "Вавилон" - современная русская литература (литературная жизнь Москвы; произведения современных авторов и пр.): http://www.vavilon.ru/
- Литература (сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы; содержит сетевой литературный журнал "Словесность"): http://www.litera.ru/
- Золотой стихофон - архив образцов искусства художественного чтения, виртуальная аудиокнига классической поэзии, в которой собраны голоса великих русских поэтов в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока, Бродского; профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и кино: gold.stihophone.ru/
- Стихи.ru" – коллекция современной русской поэзии: http://www.stihi.ru/
- Издательство «Школьная пресса». Режим доступа: http://www.schoolpress.ru
- Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Электронный документ. Режим доступа: http://www.wimdow. edu.ru
- Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: Электронный документ. Режим доступа: http://www.school-collection. edu.ru
Технические средства обучения.
- Телевизор.
- Видеомагнитофон.
- Компьютер с выходом в Интернет.
- Проектор.
- Экран.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО учителей
русского языка и литературы
от 30 августа 2013года №1
СОГЛАСОВАНО.
Зам.директора по УВР
____________/Е.С.Зиннатова /
30 августа 2013 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
5 класс.Рабочая программа.Литература
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. - Коровина В.Я., Журавлев В.П., Полухина В.П./ Под ред. Коровиной В.Я.- М.: «Просвеще...
6 класс.рабочая программа.Литература
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. - Коровина В.Я., Журавлев В.П., Полухина В.П./ Под ред. Коровиной В.Я.- М.: «Просвеще...
7 класс.рабочая программа.Литература
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. - Коровина В.Я., Журавлев В.П., Полухина В.П./ Под ред. Коровиной В.Я.- М.: «Просвеще...
9 класс.рабочая программа.Литература
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. - Коровина В.Я., Журавлев В.П., Полухина В.П./ Под ред. Коровиной В.Я.- М.: ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...