7 класс.рабочая программа.Литература
рабочая программа на тему
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. - Коровина В.Я., Журавлев В.П., Полухина В.П./ Под ред. Коровиной В.Я.- М.: «Просвещение», 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
городского округа Электросталь Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №4»
(МОУ «Гимназия №4»)
УТВЕРЖДАЮ.
Директор МОУ «Гимназия №4»
______________/_И.И.Шеляпина/
Приказ № 071-ОД/ОВ
от 15 августа 2017г.
Рабочая программа
по литературе
(расширенное изучение)
7 класс В
Составитель Зиннатова Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2017 год.
Пояснительная записка к рабочей программе.
Рабочая программа по литературе для 7 класса «В» разработана в соответствии с:
- требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089);
- федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Минобразования России от 9.03.2004 г. №1312) с изменениями (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889);
- приказом министра образования Московской области от 26.05.2015 №2758 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования на 2015-2016 учебный год»;
- учебным планом МОУ «Гимназия №4» на 2017-2018 учебный год;
- методическими рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области/ В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко-М.: АСОУ, 2014 г.
Рабочая программа разработана на основе:
- основной образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования МОУ «Гимназия №4»;
- Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения;
- авторской программы по литературе:
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. - Коровина В.Я., Журавлев В.П., Полухина В.П./ Под ред. Коровиной В.Я.- М.: «Просвещение», 2010г.
Программа ориентирована на работу по основному учебнику:
Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин.-
20-е изд. - М.: Просвещение, 2015;
по дополнительному учебнику для расширенного изучения предмета:
Литература.7 класс. В 2 ч.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ автор-составитель Т.Ф.Курдюмова-М.: Дрофа, 2015.
Данные учебники рекомендованы (допущены) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год.
В соответствии с миссией, целями и задачами МОУ «Гимназия № 4» и индивидуальными потребностями обучающихся в дополнительной гуманитарной подготовке предмет «Литература» в 7 «В» классе изучается на расширенном уровне, что обеспечено «приращением» в содержании изучаемого материала и увеличением на 1 час количества часов по учебному плану в его вариативной части.
Обоснование выбора и особенности реализации авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной в МОУ «Гимназия №4».
Авторская программа под редакцией В. Я. Коровиной особое внимание уделяет подготовке обучающихся в основной школе к профильному изучению предмета за счет расширения круга чтения «возвращенными» и ранее не входившими в программы произведениями, дополнительных историко-биографических сведений, материала по теории литературы. В программе уделяется внимание связям литературы с другими видами искусства через включение репродукций картин известных художников, материалов о художниках, композиторах, литературоведах, философах, интерпретирующих общие с литературными произведениями темы.
Более того, авторы настоящей программы предлагают не только базовое содержание предмета, но и предлагают свой вариант «расширения материала» за счет включения дополнительных произведений и тем, что является очень удобным для классов с расширенным изучением литературы.
Данная программа прошла тщательную экспертизу на соответствие изучаемого материала возрастным особенностям учащихся.
Такой подход в наибольшей степени соответствует особенностям образовательного процесса МОУ «Гимназия №4», призванного воспитать гражданина и патриота современной России – инноватора, способного творчески преобразовывать действительность на основе высоких духовно-нравственных идеалов и общечеловеческих ценностей.
Привлекает методически выстроенная структура программы, включающая приложения с примерными списками произведений для заучивания наизусть, для самостоятельного чтения, а также примерное тематическое планирование, предложенное для классов базового уровня (68 часов) и с расширенным изучением предмета, рассчитанным на 102 часа. Это позволяет обеспечить единство образовательного пространства для школ, занимающихся по УМК В.Я. Коровиной. При этом авторы программы не ограничивают творческого подхода учителя к составлению своей рабочей программы. Они избегают жесткой регламентации, предоставляя право учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие - читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему.
Общая характеристика предмета литературы.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Принцип концентризма, осуществляемый авторской программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению с постановкой новых задач на каждом этапе. Сохраняя преемственность с программой начальной школы, программа концентра 5-9 классов, в который входит седьмой класс, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Программой определена ведущая проблема курса литературы для 7 класса: внимание к изображению человека, показ особенностей труда писателя, его позиции.
Цели и задачи изучения курса литературы в 7 классе:
- формировать у учащихся навыки комплексного анализа текста, развивать их литературоведческие компетенции;
- расширить круг чтения, развить устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- повысить качество чтения, практиковать активное чтение вслух, развивать уровень восприятия и глубины проникновения в художественный текст, сформировать навык выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Структура курса и особенности построения его содержания.
Курс литературы в 7 «В» классе строится на основе концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Согласно учебному плану МОУ «Гимназия №4» на 2017-2018 учебный год, на изучение литературы в 7 «В» классе выделяется 105 часов (3 часа в неделю). С учетом специфики класса выстроена система уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения.
Расширение основного содержания программы.
Расширение основного содержания программы осуществляется по двум направлениям: за счет «приращения» в материале по сравнению с содержанием примерной программы, предложенной авторами программы по литературе, и за счет дополнительного содержания, реализуемого учителем с учетом особенностей образовательного процесса гимназии.
Говоря об «авторском приращении», стоит отметить, что это материал, включенный авторским коллективом под руководством В. Я. Коровиной в примерные программы в качестве «опережающего чтения» из программ для учащихся более старшего возраста. Кроме того, в рабочую программу добавлены уроки на закрепление пройденного, работу по развитию речи и расширению сведений по теории литературы, уроки внеклассного чтения и проверки знаний. Исходя из ведущей проблемы курса литературы для 7 класса, в программу добавлены произведения, в которых уделяется внимание изображению человека, показываются особенности труда писателя, его позиции.
Ниже приводятся темы, предлагаемые для дополнительного изучения литературы в 7 «В» классе.
Устное народное творчество: |
Собиратели былин. |
Из древнерусской литературы: |
Детский фольклор. Житие как жанр древнерусской литературы. |
Из русской литературы 19 века: |
А.С. Пушкин. «Пророк». М.Ю. Лермонтов «Смерть Поэта». |
М. Ю. Лермонтов. Лирика . Анализ лирического стихотворения по выбору учащихся («Элегия», «Романс», «Песня», «Стансы», «Нет, я не Байрон» и др.).
Особенности изображения людей и природы в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Развитие понятия о литературном герое.
Внеклассное чтение. Повести Н.В. Гоголя.
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Собака», «Воробей», «Дурак».
Обучение сочинению стихотворения в прозе.
Исторические поэмы Н.А. Некрасова «Саша» и «Дедушка».
М.Е. Салтыков-Щедрин. Понятие о сатире. А.С. Пушкин «История стихотворца», «Совет», Н.А. Некрасов «Портреты».
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц», «Рождественская сказка».
Сочинение «Золотая пора детства в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина».
Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Хирургия», «Жалобная книга».
Из литературы 20 века.
М. Горький. Сказка «Старый год.
Понятие о литературном эссе. К.Г. Паустовский «Радость творчества.
Л.Н. Андреев. Рассказ «Петька на даче». Гуманизм рассказа.
А. Платонов «Третий сын».
Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» ( По произведениям писателей 20 века).
Ритмы и образы военной лирики (Н.М. Майоров «Творчество», Б.А. Богатков «Повестка», М. Джалиль «Последняя песня», В.Н. Лобода «Начало». К.М. Симонов «Жди меня» и др.).
«У войны не детское лицо» (урок по повести В. Богомолова «Иван»).
Б.Л. Васильев «Экспонат №…».
Взаимосвязь природы и человека. Н.Заболоцкий «Облетают последние маки», И. Анненский «Маки», А.А.Фет «Нежданный дождь».
В.М. Шукшин «Слово о малой Родине» (фрагменты), «Микроскоп».
Размышления А.Т. Твардовского о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа: «Прощаемся мы с матерями», «На дне моей жизни».
Песни о войне.
В. Брюсов «Труд», «Хвала человеку».
Из зарубежной литературы.
Р. Бернс «Возвращение солдата».
Р. Бредбери «Все лето в один день».
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.
В результате изучения литературы ученик должен:
знать/понимать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению, событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений;
- особенности композиции изученных произведений;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- читать и интерпретировать тексты с точки зрения заложенных в них «вызовов» окружающей среды;
- формулировать проблемы;
- формулировать собственную позицию и аргументированно ее доказывать (вести диалог);
- соотносить собственную позицию с духовно-нравственным культурным эталоном;
- выдвигать оптимальные инновационные решения проблемы;
- воспринимать и анализировать художественный текст, выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц;
- определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета;
- определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров, различать эпические и лирические произведения.
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику;
- составлять план собственного устного или письменного высказывания;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
- пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (проекта) и оценивания его;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, словари, энциклопедии, телевидение, интернет-ресурсы).
Учебно-тематический план.
№ | Содержание | Коли-чество часов | Р/р | В/ч | К/р | Итого |
1 | Введение. | 1 | 1 | |||
2 | Устное народное творчество. Предания. Былины. Пословицы и поговорки. Собиратели былин. Детский фольклор. | 6 | 6 | |||
3 | Из древнерусской литературы. Поучение. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Житие как жанр древнерусской литературы. Проверочная работа. | 4 | 1 | 5 | ||
4 | Из русской литературы 18 века. М.В.Ломоносов, Г. Р. Державин. | 3 | 3 | |||
5 | Из русской литературы 19 века. | 33 | 5 | 4 | 2 | 44 |
А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок) «Медный всадник» (отрывок). «Песнь о вещем Олеге». «Пророк» «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина». «Станционный смотритель». | 7 | 1 | 8 | |||
М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова . Лирика. «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел». «Смерть Поэта». Лирика . Анализ лирического стихотворения по выбору учащихся («Элегия», «Романс», «Песня», «Стансы», «Нет, я не Байрон» и др.). | 4 | 1 | 1 | 6 | ||
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Особенности изображения людей и природы в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Развитие понятия о литературном герое. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Внеклассное чтение. Повести Н.В. Гоголя. | 4 | 1 | 1 | 6 | ||
И. С. Тургенев . Бирюк». Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Стихотворения в прозе «Собака», «Воробей», «Дурак». Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе. | 3 | 1 | 4 | |||
Н. А. Некрасов. «Русские женщины». «Размышления у парадного подъезда. Исторические поэмы «Саша» и «Дедушка». | 3 | 1 | 4 | |||
А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов»и «Михайло Репнин». | 1 | 1 | ||||
М. Е. Салтыков-Щедрин . «Сказки для детей изрядного возраста»: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Понятие о сатире. А.С. Пушкин «История стихотворца», «Совет», Н.А. Некрасов «Портреты». Сказки «Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц», «Рождественская сказка».
| 3 | 1 | 1 | 5 | ||
Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). | 3 | 3 | ||||
И. А. Бунин. «Цифры», «Лапти». Сочинение «Золотая пора детства в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина». | 2 | 1 | 3 | |||
А. П. Чехов «Хамелеон», «Злоумышленник», «Размазня». Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Хирургия», «Жалобная книга». | 2 | 2 | ||||
«Край ты мой, родимый край…» | 1 | 1 | 2 | |||
6 | Из русской литературы 20 века. | 30 | 3 | 6 | 1 | 40 |
М. Горький. «Детство», «Старуха Изергиль» (« Легенда о Данко»). Сказка «Старый год. | 6 | 1 | 7 | |||
В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям». Понятие о литературном эссе. К.Г. Паустовский «Радость творчества». | 3 | 1 | 4 | |||
Л. Н. Андреев «Кусака». Рассказ «Петька на даче». | 2 | 1 | 3 | |||
А. П. Платонов «Юшка». «В прекрасном и яростном мире». Внеклассное чтение. «Для дела жизни необходимо внутреннее счастье» (урок по рассказу А. Платонова «Третий сын»). Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» ( По произведениям писателей 20 века). | 3 | 1 | 1 | 5 | ||
Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». | 2 | 1 | 3 | |||
На дорогах войны. Ритмы и образы военной лирики (Н.М. Майоров «Творчество», Б.А. Богатков «Повестка», М. Джалиль «Последняя песня», В.Н. Лобода «Начало». К.М. Симонов «Жди меня» и др.). В/ч. «У войны не детское лицо» (урок по повести В.Богомолова «Иван»). | 2 | 1 | 3 | |||
Ф. Абрамов. «О чём плачут лошади». | 2 | 2 | ||||
Е. И. Носов. «Кукла» (Акимыч). «Живое пламя», «Радуга». В/ч Б.Л.Васильев «Экспонат №…», «Летят мои кони». | 2 | 1 | 3 | |||
Ю. П. Казаков «Тихое утро» | 1 | 1 | ||||
Д. С. Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). В.М. Шукшин «Слово о малой Родине» (фрагменты), «Микроскоп». | 1 | 1 | 2 | |||
Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе. В.Брюсов «Труд», «Хвала человеку». В/ч Взаимосвязь природы и человека: Н.Заболоцкий «Облетают последние маки», И. Анненский «Маки», А.А.Фет «Нежданный дождь». | 1 | 1 | ||||
А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие», «Июль-макушка лета», «На дне моей жизни». Размышления А.Т.Твардовского о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа: «Прощаемся мы с матерями», «На дне моей жизни». | 2 | 2 | ||||
М. Зощенко. Рассказ «Беда». | 1 | 1 | ||||
Песни на слова русских поэтов 20 века. Песни о войне. | 1 | 1 | ||||
Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришел сюда и сам не верю», «О моей Родине». | 1 | 1 | ||||
Контрольная работа | 1 | 1 | ||||
7 | Из зарубежной литературы. | 5 | 5 | |||
Р. Бернс «Честная бедность», «Возвращение солдата». Д. Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой…» Японские хокку (трехстишия). О. Генри «Дары волхвов». Р. Брэдбери «Каникулы», «Все лето в один день». | ||||||
8 | Систематизация и обобщение пройденного. Итоги года и задания | 1 | 1 | |||
Итого за учебный год 105 часов | 83 | 8 | 10 | 4 | 105 |
Календарно-тематическое планирование
(105 часов, 3 часа в неделю)
№ уроков | Наименование разделов и тем уроков | Плановые сроки прохождения темы | Факти-ческие сроки и (или) коррекция |
Введение (1 час). | |||
1 | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 01.09.2015-05.09.2015 | |
Устное народное творчество (6 часов). | |||
2 | Предания как поэтическая автобиография народа. | 01.09.2015-05.09.2015 | |
3 | Понятие о былине. Собиратели былин. «Вольга и Микула Селянинович». | ||
4 | Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя былины «Вольга и Микула Селянинович». | 07.09.2015-12.09.2015 | |
5 | Урок внеклассного чтения. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца. | ||
6 | Урок внеклассного чтения. Новгородский цикл былин. Своеобразие былины «Садко», поэтичность ее языка. | ||
7 | Пословицы и поговорки. | 14.09.2015-19.09.2015 | |
Из древнерусской литературы (5 часов). | |||
8 | Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Поучение как жанр древнерусской литературы. | 14.09.2015-19.09.2015 | |
9 | Русские летописи. «Повесть временных лет» . | ||
10 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Житие как жанр древнерусской литературы. | 21.09.2015-26.09.2015 | |
11 | Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | ||
12 | Урок развития речи. Подготовка к письменной работе по древнерусской литературе. | ||
Из русской литературы 18 века (3 часа). | |||
13 | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и учёном. | 28.09.2015-03.10.2015 | |
14 | Размышления М.В. Ломоносова о Родине, русской науке, призыв к миру в стихотворении «К статуе Петра Великого» и «Оде на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» . | ||
15 | Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества в стихотворениях Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание». | ||
Из русской литературы 19 века (46 часов). | |||
16 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес поэта к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы в отрывке из поэмы «Полтава. | 05.10.2015-10.10.2015 | |
17 | А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра. | ||
18 | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. | ||
19 | Смысл сопоставления Олега и волхва. Развитие понятия о балладе. | 12.10.2015-17.10.2015 | |
20 | Урок развития речи. Сцена в Чудовом монастыре из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». Образ летописца Пимена. | ||
21 | Изображение «маленького человека», призыв к уважению его человеческого достоинства в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Гуманизм повести. | ||
22 | Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». | 19.10.2015-24.10.2015 | |
23 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | ||
24 | М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика. | ||
25 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. | 26.10.2015-31.10.2015 | |
26 | М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. Мастерство поэта в создании художественных образов в стихотворениях «Ангел» и «Молитва». | ||
27 | Урок внеклассного чтения. М. Ю. Лермонтов. Лирика . Анализ лирического стихотворения по выбору учащихся («Элегия», «Романс», «Песня», «Стансы», «Нет, я не Байрон»). | ||
28 | Урок контроля. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова .Тестовые задания. | 09.11.2015-14.11.2015 | |
29 | Н. В. Гоголь. Страницы жизни. История создания повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья. | ||
30 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. | ||
31 | Трагедия Тараса Бульбы. | 16.11.2015-21.11.2015 | |
32 | Особенности изображения людей и природы в повести «Тарас Бульба». Развитие понятия о литературном герое. | ||
33 | Урок развития речи. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». | ||
34 | Урок внеклассного чтения. Повести Н.В. Гоголя. | 23.11.2015-28.11.2015 | |
35 | И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Гуманистический пафос цикла рассказов «Записки охотника». Рассказ «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | ||
36 | И. С. Тургенев «Бирюк»: поэтика рассказа. Мастерство писателя в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. | ||
37 | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача», «Собака», «Воробей», «Дурак». | 30.11.2015-05.12.2015 | |
38 | Р/р Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе. | ||
39 | Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». | ||
40 | Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» | 07.12.2015-12.12.2015 | |
41 | В/ч Исторические поэмы «Саша» и «Дедушка». | ||
42 | «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | ||
43 | А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». | 14.12.2015-19.12.2015 | |
44 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». История создания и содержание. Понятие о сатире. А.С.Пушкин «История стихотворца», «Совет», Н.А.Некрасов «Портреты». | ||
45 | «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. | ||
46 | «Дикий помещик». Смысл названия сказки. | 21.12.2015-26.12.2015 | |
47 | Р/р Подготовка к домашнему сочинению по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина. | ||
48 | В/ч М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки «Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц», «Рождественская сказка». | ||
49 | Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы). История создания, автобиографический характер. | 11.01.2016-16.01.2016 | |
50 | Глава «Наталья Савишна». | ||
51 | Главный герой повести, его чувства, поступки, духовный мир. | ||
52 | И. А. Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых | 18.01.2016-23.01.2016 | |
53 | Рассказ И.А.Бунина «Лапти». Нравственный смыл рассказа | ||
54 | К/р Сочинение «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А. Бунина. | ||
55 | А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. | 25.01.2016-30.01.2016 | |
56 | Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Размазня», «Злоумышленник», «Жалобная книга», «Тоска», «Хирургия», | ||
57 | Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. В. Жуковский «Приход весны», И. Бунин «Родина», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край», «Благовест». | ||
58 | Р/р. Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии 19 века. | 01.02.2016-06.02.2016 | |
59 | М. Горький. Слово о писателе. Сказка «Старый год». | ||
Из русской литературы 20 века (38 часов). | |||
60 | Автобиографический характер повести «Детство». | 01.02.2016-06.02.2016 | |
61 | М. Горький «Детство» (главы): темные стороны жизни. | 08.02.2016.-13..02.2016 | |
62 | М. Горький «Детство» (главы): светлые стороны жизни. | ||
63 | Р/р. Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя. | ||
64 | Понятие о теме и идее произведения. Вера в творческие силы народа. | 15.02.2016-20.02.2016 | |
65 | «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | ||
66 | В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | ||
67 | Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Литература и другие виды искусства. | 22.02.2016-27.02.2016 | |
68 | В/ч Понятие о литературном эссе. К.Г. Паустовский «Радость творчества». | ||
69 | В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». | ||
70 | Л. Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». | 29.02.2016-05.03.2016 | |
71 | Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | ||
72 | В/ч Л.Н.Андреев. Рассказ «Петька на даче» . Гуманизм рассказа. | ||
73 | А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. | 07.03.2016-12.03.2016 | |
74 | А.П. Платонов «Юшка». Нравственные проблемы рассказа. | ||
75 | «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. | ||
76 | В/ч. «Для дела жизни необходимо внутреннее счастье» (урок по рассказу А.Платонова «Третий сын»). | 14.03.2016-19.03.2016 | |
77 | Р/р Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» ( по произведениям писателей 20 века). | ||
78 | Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». | ||
79 | Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. | 21.03.2016-25.03.2016 | |
80 | Р/р Обучение анализу стихотворения. | ||
81 | Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Лирика поэтов: Н.М.Майоров «Творчество», Б.А.Богатков «Повестка», М.Джалиль «Последняя песня», В.Н.Лобода «Начало». | ||
82 | Ритмы и образы военной лирики. (К.М. Симонов «Жди меня», А.А. Ахматова «Мужество», Е. Винокуров «Москвичи», А.Т. Твардовский «Я знаю: никакой моей вины», «Я убит подо Ржевом» и др.). | 04.04.2016-09.04.2016 | |
83 | В/ч. «У войны не детское лицо» (урок по повести В.Богомолова «Иван»). | ||
84 | Ф. Абрамов «О чём плачут лошади». | ||
85 | Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади». | 11.04.2016-16.04.2016 | |
86 | Е. И. Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. | ||
87 | Е.И. Носов. «Живое пламя», «Радуга». Протест против равнодушия. | ||
88 | В/ч Б.Л.Васильев «Экспонат №…». | 18.04.2016-23.04.2016 | |
89 | Ю. П. Казаков. «Тихое утро» Герои рассказа и их поступки. Составление плана сравнительной характеристики | ||
90 | Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). В.Брюсов «Труд», «Хвала человеку». | ||
91 | А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие», «Июль-макушка лета», «На дне моей жизни». | 25.04.2016-30.04.2016 | |
92 | Размышления А.Т.Твардовского о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа: «Прощаемся мы с матерями», «На дне моей жизни». | ||
93 | Д. С. Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. В.М.Шукшин «Слово о малой Родине» (фрагменты), «Микроскоп» | ||
94 | В/ч Взаимосвязь природы и человека: Н.Заболоцкий «Облетают последние маки», И. Анненский «Маки», А.А.Фет «Нежданный дождь». | 02.05.2016-07.05.2016 | |
95 | М. Зощенко «Беда. Смешное и грустное в рассказах. | ||
96 | Песни на слова русских поэтов 20 века. А.Вертинский «Доченьки», И.Гофф «Русское поле», Б.Окуджава «По смоленской дороге…» Песни о войне. | ||
97 | Расул Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни. | 10.05.2016-14.05.2016 | |
98 | Контрольная работа | ||
99 | Работа над ошибками | ||
Из зарубежной литературы (5 часов). | |||
100 | Р.Бернс. «Честная бедность». Народно-поэтический характер произведения. «Возвращение солдата». | 16.05.2016-21.05.2016 | |
101 | Д. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. | ||
102 | Японские хокку (трехстишия). Особенности жанра. | ||
103 | О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви. | 23.05.2016-28.05.2016 | |
104 | Р. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы», «Все лето в один день». Мечта о чудесной победе добра. | ||
Систематизация и обобщение пройденного (1 час). | |||
105 | Урок обобщения. Итоги года и задания на лето. | 23.05.2016-28.05.2016 | |
Итого за год 105 часов |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект учителя.
- Программа: «Программы общеобразовательных учреждений. Литература/5-11 классы. (Базовый уровень). Под ред. В.Я.Коровиной.- М.: «Просвещение», 2010».
- Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ Н.В.Беляева.-2-е изд. М.: Просвещение, 2013.
- Аникина С. М., Золотарёва И. В., Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Программы 68 и 102 часа. М.: «ВАКО», 2002 г.
- Уроки внеклассного чтения: Сост. Картавцева М.И. Практическое пособие.-Воронеж: ТЦ «Учитель»,2003.
- Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 7 класс.- М: ВАКО, 2009.
- Литература. 5-8 кл. ЕГЭ: шаг за шагом./Е.Ю. Липина.М.: Дрофа, 2011.
- Литература в таблицах и схемах/ Мещерякова М.И.-М.: Айрис-пресс, 2002.
- Волжина Е.Д. Олимпиады по литературе:5-8 классы.-М.: ВАКО, 2012.
- Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций.-М.: Просвещение, 2013.
Учебно-методический комплект для учащихся.
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. / В.Я.Коровина. В.П.Журавлев, В.И.Коровин-20-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
- Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе: 7 класс/Коровина В.Я.-М.: Просвещение, 2013;
- Курдюмова Т.Ф. Литература.7 класс. В 2 ч.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ автор-составитель Т.Ф.Курдюмова-М.: Дрофа, 2014 (дополнительно).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Наглядные пособия.
- Творчество А. С. Пушкина в школе. (Портреты писателя. Иллюстрации к
произведениям.)
- Творчество М. Ю. Лермонтова в школе. (Портреты писателя. Иллюстрации к
произведениям.)
- Портреты писателей.
Информационно-коммуникативные средства.
- Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс» - М.: Аудио-школа, Просвещение, 2010.
- Фильмы:
«Сказание о Петре и Февронии Муромских»,
«М.В.Ломоносов. Ода…»,
«А.С.Пушкин»,
«М.Ю.Лермонтов. Песня про купца Калашкикова»,
«Михаил Лермонтов»,
«А.К.Толстой. Портреты»,
«И.С.Тургенев»,
«Станционный смотритель»,
- Видеофильмы о писателях серии «Мой живой журнал».
- Презентации.
Интернет-ресурсы.
- Все для учителя литературы. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»: http :// lit .1 september . ru
- Методика преподавания литературы: http :// metlit . nm . ru
- Разработки уроков, методический материал: http://www.eduhmao.ru/info/1/3790/
- Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО: http :// ruslit . ioso . ru
- Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала: http :// litera . edu . ru
- Виртуальный музей литературных героев :http :// www . likt 590. ru / project / museum /
- "Стихия" (литературный поэтический сайт: поэзия XVIII, XIX, XX вв.) http://www.litera.ru/stixiya/
- Филателистическая пушкиниана (сайт содержит следующие разделы: творчество А.С.Пушкина; жизнь и окружение поэта; Пушкин и музыка; памятники Пушкину; и пр.): http://asp200.narod.ru/index.html
- Библиотека Мошкова (художественная литература, включая фантастику, поэзию, исторические романы и пр.): http://lib.ru/
- "Вавилон" - современная русская литература (литературная жизнь Москвы; произведения современных авторов и пр.): http://www.vavilon.ru/
- Литература (сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы; содержит сетевой литературный журнал "Словесность"): http://www.litera.ru/
- Золотой стихофон - архив образцов искусства художественного чтения, виртуальная аудиокнига классической поэзии, в которой собраны голоса великих русских поэтов в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока, Бродского; профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и кино: gold.stihophone.ru/
- Стихи.ru" – коллекция современной русской поэзии: http://www.stihi.ru/
- Издательство «Школьная пресса». Режим доступа: http://www.schoolpress.ru
- Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Электронный документ. Режим доступа: http://www.wimdow. edu.ru
- Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: Электронный документ. Режим доступа: http://www.school-collection. edu.ru
Технические средства обучения.
- Телевизор.
- Видеомагнитофон.
- Компьютер с выходом в Интернет.
- Проектор.
- Экран.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
РАССМОТРЕНО.
Протокол заседания ШМО учителей
русского языка и литературы
от 22. 06. 2017 № 6
СОГЛАСОВАНО.
Зам.директора по УВР
____________/Е.В.Чичиланова/
23.06. 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

5 класс.Рабочая программа.Литература
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. - Коровина В.Я., Журавлев В.П., Полухина В.П./ Под ред. Коровиной В.Я.- М.: «Просвеще...

6 класс.рабочая программа.Литература
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. - Коровина В.Я., Журавлев В.П., Полухина В.П./ Под ред. Коровиной В.Я.- М.: «Просвеще...

8 класс.Рабочая программа.Литература
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. - Коровина В.Я., Журавлев В.П., Полухина В.П./ Под ред. Коровиной В.Я.- М.: ...

9 класс.рабочая программа.Литература
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. - Коровина В.Я., Журавлев В.П., Полухина В.П./ Под ред. Коровиной В.Я.- М.: ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...