Эссе на тему «Учитель прикасается к вечности…».
статья на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г.Сальска
Задание к конкурсу «Учитель года»
Эссе на тему «Учитель прикасается к вечности…»
Выполнила:
учитель русского языка
и литературы
Козачанская А.А.
2017 г.
Учитель прикасается к вечности:
никто не может сказать, где кончается его влияние.
Г.Адамс
Учитель прикасается к вечности… Как изумительно красиво звучат слова американского писателя и историка Генри Адамса! Как глубоко они проникают в душу! … прикасается к вечности… Как странно… А можно ли прикоснуться к вечности? И что в таком случае можно понимать под словом «вечность»? Возможно, для кого-то это бесконечно прекрасное ночное небо, золотые звёзды, хрустальные озёра, восхитительно пахнущие хлебные поля… Для меня, учителя русского языка и литературы, вечность – это слово и речь, чистая русская речь, которая позволяет мне прикоснуться к ещё одному вечному понятию – к детским душам!
Для меня прикосновение к вечности – это воспитание и обучение детей посредством родного языка и следование тенденциям современного общества. К.Д.Ушинский отмечал: «Детским чувством, точно так же, как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его». Очень важно найти путь, благодаря которому сможешь прикоснуться к ранимой, хрупкой детской душе. Я стараюсь, чтобы время, проводимое на моих уроках, научило ребят не только грамотности и красноречию, но и столь важным в современном мире качествам: доброте, честности, порядочности, отзывчивости; высоким моральным принципам, уверенности в себе и своих возможностях. Тогда в их глазах загорается огонь, и они готовы приводить все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения.
Именно это в профессии учителя является самым сложным – преподнести материал урока так, чтобы каждый ребёнок искренне захотел получить знания, почерпнуть опыт. Это невероятно трудно… Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми! В работе пытаюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, не теряя к нему уважения. Каждый ученик является личностью с индивидуальными чертами характера, собственными взглядами на жизнь и на предметы, которые преподаю. Неуважение к этим качествам, невнимательность по отношению к ребёнку могут сыграть злую шутку с взаимоотношениями учителя и ученика, одноклассников, детей и родителей. Используя на уроках технологию развивающего обучения, позволяю каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, самовыражение, стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
Сейчас с трепетным чувством вспоминаю годы, когда я, совсем юная, пришла на свой первый урок: переживала не меньше своих учеников, смогу ли найти контакт с ребятами, смогу ли заинтересовать их, подберу ли тот самый заветный ключик к душам и сердцам моих новых друзей?.. Но как только увидела светлые лица и заинтересованные глазки, в которых горел огонь жажды новых знаний, поняла, что у меня всё получится! А как иначе? Ведь в моих руках такое мощное средство, как слово… Не зря великий русский писатель К.Г.Паустовский говорил: «С русским языком можно творить чудеса». Это действительно так. Русское слово – это наша история, это наши предки, это «тёмной старины заветные преданья». На своих уроках с помощью технологии сотрудничества, я развиваю творческую деятельность обучающихся, не навязывая своё мнение; пытаюсь донести до ребят, как важно знать историю народа и любить язык своей страны. Для меня важно, когда ученики сами приходят к выводу, что русская речь красива, самобытна и что не стоит «загрязнять» её иностранными словами, столь модными в наше время. «Чудеса творить» можно и на уроках русского языка, и на уроках литературы. И мы творим! В этом мне хорошо помогают уроки развития речи. На первый взгляд, это банально – подготовиться к сочинению или написать изложение, но стараюсь подходить к этому неординарно. Один раз в неделю во всех параллелях провожу уроки развития речи, на которых учащиеся сами предлагают вид творческой работы. Это не просто сочинения: это эссе, интервью, письмо (литературному герою, губернатору, исторической личности). С учащимися 5-6 классов на таких уроках мы создаем комиксы, книжки-малышки, которые они могут иллюстрировать по своему усмотрению. В них ребенок записывает свои лучшие сказки-переделки, загадки собственного сочинения, стихи, басни. С ребятами 7-9 классов мы создаем более серьезные литературные работы. Они представляют себя то юными журналистами-полярниками, то военными корреспондентами, то спортивными комментаторами и юными публицистами, писателями и поэтами – отсюда и свобода полета мысли! Если что-то не получается, дети не замыкаются в себе, а говорят о сложностях. Тогда все вместе мы приходим к единому решению. Учащиеся с радостью идут на уроки развития речи, потому что они знают, что их ждут новые эксперименты. В результате наших трудов появляются школьные альманахи, сборники стихов, публикации в прессе. Результаты своих трудов ребята видят, это воодушевляет их на новое творчество!
Этот вид работы особенно актуален в настоящее время, так как государством осуществляется весомая поддержка интереса и привлечения молодежи к чтению, что несказанно радует и меня, и хранителей русского слова. Я пришла работать в школу во время реформ и экспериментов, проводимых государством во главе с нашим президентом Владимиром Владимировичем Путиным. Например, 2015 год в России был объявлен Годом литературы. Не секрет, что вот уже несколько лет выпускники российских школ пишут итоговое сочинение по литературе, которое является допуском ко всем остальным экзаменам. Мне кажется, эти меры приняты не зря! В век информационных технологий дети действительно стали больше читать! Новый век – новые дети – новое поколение… Конечно, мне, молодому учителю, не довелось поработать в советской школе, когда дети зачитывались классической литературой. Коллеги говорят, что сейчас дети другие, что раньше было легче находить с учениками общий язык. Считаю, что во все времена дети остаются всегда одинаковыми, важна мотивация и тот самый ключик, который, как самый важный инструмент учителя, наставника, необходим в его работе.
Современный учитель перестанет быть современным, если не будет учиться у своих учеников. Сколько умных, талантливых ребят находится вокруг меня! Как можно не считаться с их мнением? Для себя поняла главное: учитель должен год от года самосовершенствоваться, меняться, идти в ногу со временем, чтобы быть интересным своим ученикам. И у меня это получается! Я слышу удивлённо-восторженные возгласы, замечаю пытливый взгляд, горящие глаза, чувствую желание детей идти на мои уроки и познавать новое. Самое главное – вижу результат своих трудов.
Моё отношение и моя любовь к русскому языку и литературе притягивает детей – и они следуют за мной, достигая высоких результатов. Не могу не упомянуть о различных конкурсах, о победах моих воспитанников. Это и Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика», где мои ученики вот уже несколько лет подряд являются лауреатами и призерами на муниципальном этапе. Это фестиваль «Таланты и поклонники», в котором моя ученица Елизавета стала победителем в номинации «Театральное искусство» сначала на муниципальном этапе, а затем и на региональном. Сколько ярких эмоций принесла эта победа и Лизе, и мне! С огромным удовольствием ребята принимают участие и в конкурсах сочинений. Это сочинения, посвященные 110-летию со Дня рождения М.А.Шолохова, Году Российского кино и Году экологии, президентский конкурс «Россия, устремленная в будущее»… Всех не перечесть! А результат есть практически всегда! Бывает, силы покидают меня… Тогда я пролистываю своё портфолио: не для того, чтобы самой возгордиться, а для того, чтобы увидеть результаты моих ребят! Это всегда поднимает мой дух и настраивает меня на дальнейшую работу! Конечно, самая достойная оценка работы учителя – это ученики, продолжившие его дело, принявшие решение посвятить свою жизнь педагогической деятельности. В Сальске работаю недавно, 3 года, здесь у меня ещё нет выпускников. А вот в Краснодарском крае я оставила после себя яркую звёздочку! Однажды прикоснувшись к душе маленькой Насти, взрастила умную, активную, любящую историю своего народа студентку, которая на данный момент обучается в педагогическом институте города Краснодара. Она так же, как и я свято любит русское слово и посредством этой любви будет касаться сердец и душ своих учеников! Я верю, что Колесник Анастасия Александровна станет достойным учителем! В великой стране не могут не рождаться великие люди!
Меняется мир, меняется Россия-матушка, постоянно совершенствуется российская система образования… Учитель остается всегда учителем, любящим, трепетным проводником в увлекательный мир знаний. Какие бы новшества не вводились, какая бы робототехника не появлялась, ничто и никогда не заменит Учителя, в особенности учителя великого и могучего русского языка и литературы! Русский язык и литература – это живая речь и живой контакт! Это горящие глаза учителя! Это бархатистые тона голоса! Это душевное тепло, способное растапливать льдинки, ненароком попавшие в детские сердца… Дети, их сердца, их души… Вот она – вечность, к которой прикасается учитель…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Учитель прикасается к вечности…»
Это моё прозаическое сочинение, в котором я выражаю свои впечатления и соображения по теме "Учитель прикасается к вечности..."...
Эссе "Учитель прикасается к вечности..."
Размышление о роли учителя в жизни детей...
Эссе на тему: "Учитель прикасается к вечности..." (Г.Адамс)
Эссе учителя...
Эссе на тему:"Учитель прикасается к вечности..."
Аргументы в подтверждении тезиса,что профессия учитель необходима в обществе и важна в воспитании подрастающего поколения, доказывались мною в течение 30 -и лет. Учительство- лучший способ наслаждатьс...
Эссе "Учитель прикасается к вечности..."
Кнкурсное задание "Учитель года - 2017"...