« Приёмы логопедической абилитации безречевых детей раннего возраста»
статья по теме
В статье отражены основные приемы формы, направления, приемы логопедической работы с детьми раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaaya_statya.docx | 46.19 КБ |
Предварительный просмотр:
« Приёмы логопедической абилитации безречевых детей раннего возраста»
Н.А. Радионова,
логопед отделения диагностики, разработки и реализации программ
социально-медицинской реабилитации
бюджетного учреждения
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями «Лучик»,
г. Ханты-Мансийск
Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями в настоящее время является чрезвычайно актуальной, так как число больных детей ( 0 - 14 лет) по данным Минздрава Р.Ф. в период за 2014-2016г. постоянно растет.
Дунаева З.М., Растягайлова Л.И., Урядницкая Н.А. отмечают, что наиболее частыми среди детей раннего возраста являются речевые расстройства — 50,5%, расстройства эмоционально-волевой сферы — 29,2%. Все чаще встречается диагноз «ранний детский аутизм» — 12,3%; нарушения поведения и внимания — 7,7%; повышенная утомляемость и истощаемость нервных процессов - 9,2%
По статистике нашего учреждения (Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лучик»), более 80% детей раннего возраста, поступающих на обслуживание, имеют речевые расстройства разной степени сложности.
Проблема развития речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:
1) сензитивность детей от 1 года 3 лет к развитию речи; ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразованием этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка; дошкольный возраст – это расцвет речевой активности ребенка, формирование всех сторон речи, усвоение дошкольником норм и правил родного языка;
2) речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;
3) значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;
4) постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;
5) существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
6) глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.
Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.
На сегодняшний день оказание логопедической помощи детям раннего возраста осуществляется в нескольких учреждениях города Ханты- Мансийска, в основном, это частные центры развития. В условиях дошкольных образовательных учреждений логопедическая работа по коррекции речи проводится с детьми старшего дошкольного возраста.
В настоящее время за логопедической помощью в наш центр обращаются родители, воспитывающие детей с различными видами отклонений. Среди них особое место занимают дети раннего возраста ( 1,5-3 лет) с отсутствием или начатками речи (безречевые дети- дети, пользующиеся несколькими лепетными словами, плохо понимающие или понимающие обращённую речь только в условиях знакомой ситуации).
В центре систематически проводятся индивидуальные и подгрупповые коррекционные логопедические занятия с безречевыми детьми раннего возраста (1,5-3 лет). На данный момент установлен норматив 12- 24 занятий за период обслуживания. Как правило, безречевым детям необходима длительная системная коррекционно- логопедическая помощь. Это противоречие побудило создать примерный комплекс упражнений, направленный на максимальное растормаживание речи, преодоление или коррекцию недостатков в речевом развитии детей.
Цель создания и реализации интенсивного курса логопедических занятий – преодоление и коррекция недостатков в речевом развитии безречевых детей раннего возраста на начальном этапе за максимально короткие сроки.
Задачи:
- Найти и изучить современные источники имеющейся литературы, интернет ресурсы;
- Составить комплекс упражнений для преодоления и коррекции недостатков в речевом развитии детей;
- Применить систематизированный комплекс на практике;
- Сделать общие выводы о проделанной работе, откорректировать недостатки комплекса;
- Внедрить комплекс упражнений заданий в текущий рабочий процесс.
Группа безречевых детей, поступающих в центр на обслуживание неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, различными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцированными, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха.
Общим для этих детей является отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость — все, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.
На начальном этапе мы проводим диагностику, наблюдаем за ребенком в игровой и бытовой деятельности, уточняем состояние слуха. Это нужно для отграничения детей с сенсорной алалией от детей со сниженным слухом и преимущественным нарушением восприятия. Далее выявляем степень владения практическими навыками: самообслуживание, бытовые действия, предметно-практическая деятельность. Очень значимо для безречевого ребенка развитие личностных качеств - доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям взрослых.
Каждое занятие проводится в течение 20-25 минут и опирается на основные дидактические принципы: учет психических и физических особенностей каждого ребенка, системность, последовательность коррекционной работы, наглядности и доступности.
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий.
В работе с детьми учитываем следующие моменты:
- занятия с малышами основаны на подражании взрослому
- все задания даются в игровой форме;
- для закрепления новых знаний, умений и навыков используем многократное повторение пройденного;
- содержание материала подбираем в соответствии с детским опытом;
- подбираем материал доступный для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию
- контролируем длительность занятия. На занятиях не используем длительные игры. Также во время занятия гибко варьируем длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения;
- используем смену видов деятельности, каждое занятие включает несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую;
- сочетаем четкое планирование занятия с гибкостью его проведения — отдельные части занятия можем сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее элемент.
- для закрепления навыков и знаний, постоянно их используем в самых разных ситуациях.
- положительно оцениваем деятельность малышей, отмечаем любые, даже самые скромные, достижения и успехи.
Основные направления коррекционно-логопедической работы:
- вызов положительного эмоционального отношения к занятиям,
- нормализация мышечного тонуса , мелкой моторики артикуляционного аппарата, мимики
- развитие зрительного и слухового восприятия, тактильных ощущений при работе с разными по фактурности предметами;
- выработка ритмичности дыхания и движений ребенка,
- стимуляция лепета, лепетных слов, активной речи, общения,
- формирование понимания речи.
Большое значение имеет установление первого контакта с ребенком и дальнейшее доброжелательное общение с ним.
Логопед вызывает у ребенка доверие и добивается положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям. Взрослый встает на позицию ребенка, становится эмоциональным, непосредственным и доброжелательным в общении с малышом. Кроме этого, поощряет любое проявление ребенком активности, хвалит, побуждает к новым попыткам говорить. Это помогает избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем — нежелания говорить, боязни речи.
Ситуацию общения организует так, чтобы она была комфортной для ребенка, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия. Материалы для игр и заданий подбирает в соответствии с интересами конкретного ребенка. В ответ на любые звуковые реакции использует положительное подкрепление
Игры для налаживания контакта с ребенком, вызов положительного эмоционального отношения к занятиям
«Дай ручку!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: логопед подходит к ребенку и протягивает ему руку. —Давай здороваться. Дай ручку! Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
«Привет! Пока!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: логопед подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь. —Привет! Привет! Затем предлагает ребенку ответить на приветствие. —Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет! При прощании игра повторяется — педагог машет рукой. —Пока! Пока! Затем предлагает малышу попрощаться. —Помаши ручкой на прощание. Пока! Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
«Хлопаем в ладоши!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: логопед хлопает в ладоши со словами: —Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие! Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: —Давай похлопаем в ладоши вместе. Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы
Перед началом работы собственно над развитием речи, нужно подготовить ребенка. Прежде всего используются игры на развитие подражания. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека.
Игры на развитие подражания:
Начинать следует с отдельных простых движений. Например, в игре «Делаем зарядку» малыши повторяют такие движения: поднимем руки вверх, топаем ножками, побежали-побежали ит.п.
Затем можно учить детей выполнять несколько движений. Например, в игре «Птички» дети одновременно машут «крылышками» и бегают.
Следующий этап - выполнение действий с предметами и игрушками, т.е. серии логически вытекающих друг из друга движений. В таких действиях важны не только определенные движения, но и осмысление ребенком социальной значимости действия. Например, в игре с куклой мы учим ребенка сначала покачать куколку, потом положить ее в кроватку и накрыть одеялом и т.д.
Особое внимание необходимо уделять развитию подражания движениям кистей рук (игры «Ладошки», «Водичка», «Капуста», «Цветки» и др.).
Игры со стихотворными текстами.
Это игры, в которых текст стихотворения поэтапно сопровождается определенными, соответствующими сюжету действиями.
Игры с игрушками и предметами.
В этих играх взрослый учит ребенка выполнять определенные, социально закрепленные за предметами и игрушками, действия — игровые (куклы, мячи, кубики), действия с орудиями (лопатка, ложка, сачок) и др.
Играя с детьми, соблюдаем правила речевого сопровождения. Во-первых, речевые инструкции должны быть четкими, понятными детям. Во-вторых, стихотворения, которые используются в игре, не должны быть слишком длинными (лучше, если взрослый выучит их наизусть), их содержание должно быть конкретным, понятным и интересным для детей раннего возраста, без излишней образности. В-третьих, речь педагога должна стать образцом для подражания: эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным энергичным голосом нормальной громкости.
Игры, направленные на развитие у детей общего подражания, проводятсяться как индивидуально, так и в небольших группах (3-5 детей). Лучше знакомить ребенка с новой игрой в ходе индивидуального занятия, а закреплять и расширять умения на занятии в подгруппе.
Следует учесть, что, играя в подгруппе, дети подражают не только взрослому, но и друг другу.
Игры со стихотворными текстами
Котята
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите детям поиграть в котят. Комментируйте свои действия словами: — Сейчас мы превратимся в котят. Делайте, как я. Мяу-мяу, умываюсь, (движения умывания) Всем на свете улыбаюсь! (улыбнитесь)
Мишка косолапый
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите детям игру в мишку. —Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения! Мишка косолапый по лесу идет. (ходьба вперевалку) Шишки собирает, песенку поет. (делаем движения, словно подбираем с земли шишки) Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб! (легонько ударяем ладошкой по лбу) Мишка рассердился и ногою — топ! (делаем сердитое выражение лица и топаем ногой)
В развитии речи у детей раннего возраста важно формировать зрительные и слуховое внимание и восприятие, которые имеют большое познавательное значение для ребенка, ориентируют и регулируют его поведение.
Задания на зрительное внимание.
Цели: — учить фиксировать взгляд на предмете; — прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки.
Логопед побуждает ребенка найти игрушку в пространстве комнаты (на стуле, полке) и проследить взглядом за ее перемещением, активизируя детское внимание с помощью стихотворных текстов. Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушках, работа начинается с использования цветных повязок на голове, ярких, блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем (звучанием бубна, погремушки, молоточка).
Занятия по развитию слухового восприятия.
Цель: формировать основы тонких звуковых дифференцировок.
Задание 1
Перед ребенком на столе расположены в ряд музыкальные инструменты — барабан, колокольчик и «звуковая» коробочка с наполнителем из монет (аналогичный набор находится за ширмой). Дошкольника знакомят с их звучанием. Затем, демонстрируя звучание барабана за ширмой, ребенку предлагается выбрать из предметов, находящихся перед ним, именно барабан и постучать по нему.
Задание 2
Ребенку предлагается определить, звучит ли барабан среди других предметов за ширмой. Если дошкольник слышит стук барабана, производит имитационные движения рукой.
Цели: — развивать слуховое внимание; — дифференцировать шумы предметов.
Задание 1
Перед ребенком находится такой же набор предметов, как у логопеда — бумага, мяч, карандаш, монеты, спички. Дошкольнику демонстрируются различные действия с этими предметами — стук мяча об пол, карандаша по столу, монеты об монету, ломание спичек. Затем логопед, производя действия с этими предметами за спиной ребенка, побуждает его к самостоятельному воспроизведению аналогичного действия.
Задание 2
Ребенка знакомят со звучанием коробочки, наполненной горохом. Затем ему предлагается найти такую же среди двух-трех одинаковых по внешнему виду коробочек (с различными наполнителями — мелкими монетками, песком, спичками). И др.
Развитие понимания речи, зрительно – слухового восприятия с привлечением внимания к речи логопеда.
«Где кукла?»
Цель: формировать зрительно – слуховое восприятие детей в процессе игровых действий. Пособия: кукла, ширма. Ход занятия: на ковре сидят 2-3 ребенка. Логопед показывает им куклу, называет ее «Катя». Дает возможность рассмотреть куклу. Затем ведет куклу по полу, поясняя: «Катя топ-топ». Дети следят за ее передвижением. Логопед внезапно заводит куклу за ширму и спрашивает: «Где Катя?». Дети ищут куклу глазами и показывают пальчиком. Логопед достает куклу из – за ширмы и говорит: «Вот Катя!». Побуждает детей повторять слова: Катя. Катя топ – топ. Вот Катя!
Аналогично проводятся игры с другими игрушками: кошкой, собакой, мячиком, машинкой и т.д.
На логопедических занятиях логопед знакомит детей с признаками предметов цвет, величина, форма и др.
Развитие сенсорного восприятия.
«Предмет и его изображение»
Цель: дать представление о разнообразии геометрических фигур. Ввести и закрепить в активном словаре названия некоторых объемных геометрических фигур. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме. Продолжать формирование у ребенка фразовой речи, состоящей из простых предложений.
Оборудование: кубик, шарик, треугольная призма, дощечка с изображением данных фигур.
Ход занятия: логопед кладет на стол все фигурки и дощечку. Затем берет со стола кубик, спрашивает у ребенка: «Что это?». Тот отвечает: «Кубик». Логопед, показывая на дощечку, спрашивает: «А где здесь кубик?». «Вот кубик», — ребенок показывает на изображение кубика. «А теперь мы положим кубик на дощечку, где нарисован тоже кубик», — говорит логопед. После этого он предлагает ребенку разложить оставшиеся фигурки.
Понятие о величине.
«Покатаем мишек на машинах» Цель: закреплять в активном словаре детей понятия «большой – маленький». Совершенствовать зрительное восприятие величины предмета. Продолжать формирование фразовой речи. Оборудование: 2 мишки разной величины и соответствующие им 2 машины. Ход занятия: логопед ставит перед ребенком 2 машины. Спрашивает: «Какая это машина, а эта?». Малыш отвечает аналогичные вопросы задает, показывая двух мишек. Затем предлагает покатать сначала большого медведя, потом маленького. Сопровождая действия ребенка словами: «Большой мишка едет в большой машине, а маленький – едет в маленькой. Повтори!»
Понятие о цвете.
«Собери пирамидку».
Цель: закреплять в активной речи названия основных цветов. Выделять названный цвет из 2 – 3 других; самостоятельно определять цвет по инструкции логопеда. Продолжать работу по формированию фразовой речи. Оборудование: пирамидки 3 цветов (красный, желтый, зеленый) из трех колец каждая.
Ход занятия: на столе стоят пирамидки. Логопед показывает на пирамидку и спрашивает: «Какого цвета?». Ребенок показывает. Логопед предлагает снять колечки и положить их на стол. Потом просит ребенка поочередно собрать пирамидки, надевая кольца не только по цвету, но и по величине.
Формирование понятия о количестве предметов.
«Матрешки»
Цель: закрепить в активной речи понятие о количестве. Совершенствовать зрительное восприятие количества предметов. Оборудование: предметные картинки: на одной нарисована 1 матрешка, на другой 2 матрешки, на третьей – 5 матрешек. Счетный материал – 8 одинаковых матрешек в коробочке.
Ход занятия: логопед ставит перед ребенком коробку с матрешками и картинку с изображением 1 матрешки. Спрашивает: «Вася, сколько матрешек нарисовано?». Ребенок: «Одна матрешка». Логопед: «Возьми из коробки 1 матрешку и поставь на картинку». Малыш получает картинку с изображением двух матрешек. «Сколько здесь нарисовано матрешек?», — спрашивает логопед. «Две матрешки». Логопед: «Возьми из коробки 2 матрешки и поставь их на картинку». Затем ребенку дают картинку с 5 матрешками. Он говорит: «Много». «А сколько в коробке матрешек?», — спрашивает логопед. «Много матрешек», — отвечает ребенок.
Важной задачей логопеда является развитие тактильных ощущений и мелкой моторики, которая непосредственно связана со стимулированием речи.
Задания на активизацию ощущений.
Цель: развивать ощущения ребенка с использованием различных поверхностей при помощи легких массажных движений.
1. Перед ребенком на столе устанавливается тарелочка с теплой водой, рядом с ней кладутся вата и жесткая щетка. Логопед действует рукой дошкольника, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (Ух! Ах! Ай! Ой!). Если ребенок участвует в игре с удовольствием, можно побуждать его к самостоятельным действиям. В дальнейшем используются разнообразные поверхности — наждачная бумага, тарелочка с кремом и т.д.
Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук
Цель: развивать моторику рук с использованием «пальчикового бассейна».
Задание 1
«Пальчиковый бассейн» представляет собой большую прямоугольную коробку с низкими бортиками, в которой слоем в 6—8 см насыпаны горох или фасоль.
Логопед, читая стихотворный текст, побуждает ребенка к одновременному выполнению движений в бассейне» (предварительно продемонстрировав их дошкольнику). Мама и дочка стирали Ребенок совершает движения платочки раскрытой ладонью по дну Вот так, вот так! бассейна вперед-назад, пальцы растопырены. Мама и дочка полоскали Делает движения кистью в платочки направлении слева направо. Вот так, вот так! Мама и дочка полоскали Действуют кистью вверх-платочки вниз над «бассейном». Вот так, вот так!
Задание 2
Упражнение выполняется каждой рукой попеременно. Раскрытая ладонь движется в направлении сверху вниз с фиксацией запястья рукой логопеда. Аналогичное движение выполняется рукой, сжатой в кулак.
Задание 3
Ребенок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед, приподнимая кисть руки, отводит его большой палец назад, легко фиксирует его своей рукой, организуя таким образом растяжку и мышечное напряжение и побуждает перебирать пальцами, передвигаясь по дну «бассейна» — пальчики «побежали» вперед.
Для нормализации мышечного тонуса, развития моторики артикуляционного аппарата, развития подвижности мимических мышц проводятся различные виды массажа: классический ручной, зондовый, с использованием ДЭНАС–терапии, комплексы артикуляционных упражнений, доступных для ребенка. Массаж сопровождается успокаивающей музыкой, либо короткими стишками.
Игра «Зеркало». Цели: выработать контроль за положением рта; развить мимические мышцы.
Копирование мимических и артикуляционных движений: закрыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот, улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.
Развитие артикуляционной моторики.
Игра «Ах, как сладко».
Цель: формировать у ребенка простейшие артикуляционные движения: высовывать и убирать язык. Учить понимать инструкцию: «Высунь – убери»
Пособия: мензурка, шпатель, сладкий сироп. Ход занятия: логопед наливает в мензурку сироп, набирает его шпатель, подносит ко рту ребенка, тот облизывает сироп. Логопед восклицает: «Ах, как сладко!». Затем шпатель с сиропом подносится к нижней губе ребенка, при этом логопед показывает, как нужно высунуть язык, чтобы слизать сироп. Если язык у ребенка напряжен, то логопед легко постукивает шпателем по языку, добиваясь его расслабления. Постепенно медленные движения языка ускоряются. Аналогично проводятся следующие игры – занятия: «Киска пьет молочко», «Тик – так» и т.д.
Важной частью занятия является развитие речевого дыхания.
Задачи подготовительного этапа:
• Тренировка навыка правильного носового дыхания
• Формирование углубленного вдоха
• Формирование длительного выдоха
Приемы работы по формированию речевого дыхания.
1. Различные дыхательные упражнения - сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; дуть на легкие шарики, карандаши, свечи; дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов, дуть на всевозможные вертушки и прочее;
2. Фонетическая зарядка для малышей.
Например
Воздух в носик набирайся,
“А” теплее выдувайся.
Мишеньку качай,
“А” ему напевай!
А – А – А – А. и др.
Важной задачей логопеда является стимуляция лепета, лепетных слов, активной речи, общения. С этой целью стараются вызвать у ребенка положительные эмоции. У ребенка появляется улыбка, он начинает фиксировать свое внимание на артикуляции логопеда, который разговаривает с ним, произносит певучие звуки.
1. Логопед произносит звуки а, у, слоги бу, ма в момент выдоха ребенка, а паузы делает во время вдоха. Ребенок часто подключается к «разговору» со взрослым, логопед поддерживает активность ребенка, произносит звуки тише, с частыми паузами, давая возможность ребенку слушать собственные звуки гуления. Эти игры-занятия проводятся на эмоционально положительном фоне.
2. Для вызывания громкого смеха и радостных ответных возгласов ребенка взрослый то наклоняется к лицу ребенка, то отдаляется от него, ласково, с улыбкой произносит его имя, звуки гуления, лепета. Произнося отчетливо через определенные интервалы времени один и тот же звукокомплекс (гу, гы, бу, ма), логопед побуждает ребенка к ответным реакциям.
3. Если удается вызвать у ребенка новый звук, то логопед повторяет за ребенком произнесенный им звук с тем, чтобы ребенок прислушивался к звуку. В этих условиях у него легче возникают подражательные голосовые реакции. С детьми, овладевшими некоторыми звуками гуления и лепета, проводят игру - «перекличку». В этом случае логопед отчетливо произносит знакомый ребенку звук, дожидаясь ответной реакции. Если реакция задерживается, то он повторяет звук, тем самым побуждая ребенка к подражанию. Так эхолалично, вслед за взрослым ребенок поочередно произносит все знакомые ему звуки и звукосочетания. Автоматизируя гуление, взрослый стремится вызвать у ребенка более длительное и протяжное произнесение звуков.
4. Далее проводятся занятия, направленные на пассивное произнесение слогов ма, ба, па. Для этого в моменты положительного эмоционального состояния ребенка, после предварительно проведенного дифференцированного массажа и гимнастики артикуляционного аппарата, у ребенка вызывают немодулированные голосовые реакции и гуление в сочетании с вибрацией нижней губы. Ритмичные смыкание и размыкание губ создают возможность для произнесения губных звуков м, п, б.
5. После закрепления этого вида игры переходят к следующему приему по стимуляции лепета, который предполагает актуализацию произвольной вокализации ребенка в сочетании с проведением пассивной вибрации губ. Создаются определенные уклады губ для утрированного произнесения гласных звуков а, о, у, и. Так, для вызывания слога «ба» смыкание губ сочетается с широким открыванием рта, свойственным утрированному произнесению гласного звука а. Для вызывания слога «бо» губы ребенка собираются в «хоботок», и в таком положении проводят смыкание губ. Если это упражнение проводится с некоторым вытягиванием губ вперед, то слышится слог бу. В случае, когда при произвольной вокализации ребенка проводят ритмичное смыкание широко растянутых губ, слышится слог, близкий по звучанию к бы-бы.
6. По подражанию у детей таким же путем можно вызвать звук м, который в сочетании с определенными укладами губ и произвольной вокализацией создает условия для произнесения слогов ма, мо, му, мы. Это умение произносить отдельные слоги с пассивной помощью со стороны логопеда постепенно автоматизируется, и в дальнейшем слоги произносятся ребенком без посторонней помощи.
Дальнейшее совершенствование слухо-речевого анализатора, артикуляционной моторики и усиление ротового выдоха создают возможность для произнесения подряд нескольких слогов - ба-ба, ма-ма, бу-бу, пы-пы.
Лепетные звукокомплексы, произносимые ребенком, соотносятся с определенными действиями, предметами, явлениями (бо-бо - больно, ба - упало, му - корова и т.д.).
- Стимуляция речевой активности с целью вызывания физиологических эхолалий, лепетных слов проводится с детьми овладевшими слоговыми цепочками.
Последовательность появления звуков следующая - гласные а, у; сонорные (носовые) и шумные согласные и их противопоставления (м, п, б, н, т, д), звонкие и глухие (п-б, т-д).
Дальнейшее развитие речевой активности идет по пути от грубых артикуляционных дифференцировок ко все более тонким. Усвоение конкретных звуков осуществляется постепенно в процессе перехода от более легкого артикуляционного уклада к более трудному.
Все звуки вводятся в план коммуникации и обозначают действия, явления и чувства ребенка (у - машина, а - плач, о - ревет медведь, и - смех, улыбка, ко-ко - курочка, га-га - утка, му - корова и т.п
В работе учитываем все вышеперечисленные направления деятельности, используем разнообразные приемы работы в занятиях.
Примерный план занятия.
- Любимое занятие малыша (разобрать, собрать пирамидку, выбрать из песка мелкие игрушки, ловить мыльные пузыри и др.)
- Закрепляем названия частей тела, частей лица ( малыш вместе с мамой смотрит на себя в зеркало, ищет и показывает части тела и лица у мамы, у себя, у логопеда, на крупной игрушке. )
- Логопедический массаж лица, органов артикуляции в игровой форме
- Пальчиковая игра « Семья»
- Логопедические распевки (логопед вместе с малышом поет отдельные звуки, звукосочетания из распевок Н.В Нищевой, Т.С. Овчинниковой)
- Выполняем 1-2 упражнения из интерактивных игр ( Диск МЕРСИБО «Раз, два, три, говори!» )
- Подводим итог занятия, задаем домашнее задание родителям.
Коррекционно-логопедическая работа с детьми проводится совместно с родителями (законными представителями) которые присутствуя на занятии, учатся правильно взаимодействовать с ребенком и получают необходимую информацию для закрепления навыков в домашних условиях.
В работе мы опираемся на методики известных авторов: Психолого- педагогическое обследование детей раннего возраст Е.Л. Стребелевой, Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз О.Е. Громовой, Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте Е.Ф. Архиповой, Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста Н.В. Серебряковой, распевки Н.В Нищевой, Т.С. Овчинниковой, интерактивные игры на дисках с сайта МЕРСИБО и другие.
Работа строится поэтапно, постепенно включаются в работу наиболее сложные упражнения.
Первый этап работы считается адаптационно-диагностическим. На данном этапе мы собираем анамнез ребенка, изучаем его неврологический статус, определяем основные цели и задачи коррекционного воздействия, проводим коррекционно-логопедические занятия. На этом этапе важно установить тесный контакт с ребенком, поднять его эмоциональное состояние, вызвать интерес к занятиям. В этот период ребенок учится фиксировать взгляд на лице логопеда, на крупных ярких игрушках, сидеть за столом, выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции.
Второй этап – основной. Основным направлением работы является нормализация мышечного тонуса, развитие подвижности мышц артикуляционного аппарата. На данном этапе проводится ручной, либо зондовый логопедический массаж мышц лица, органов артикуляции, различные виды артикуляционных упражнений, вызывание звуков, звукоподражаний. Параллельно ведется работа над развитием фонематических процессов, расширением словаря, развитием пальчиковой и мимической моторики, развитием внимания, памяти, мышления, речевого дыхания.
Третий этап – заключительный. Основная задача данного этапа – подведение итогов работы, закрепление основных навыков, приобретенных за основной период работы, разработка рекомендаций для родителей, для закрепления полученных навыков в домашних условиях
Успешность реабилитационного процесса зависит от …психофизического здоровья ребенка, системного посещения занятий, включённости и заинтересованности родителей в коррекционной деятельности.
Благодаря целенаправленной и систематической работе с ребенком и его родителями в процессе интенсивного курса логопедических занятий, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии.
В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражания, лепета, первых слов, фразы. Обогащается активный и пассивный словарь, ребенок может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представления о самом себе, о своем теле, навыки общения (умения устанавливать зрительный, эмоциональный, речевой контакт, быть понятым, ориентироваться в социальных ситуациях).
Положительные динамические изменения в речевом и психологическом развитии в результате проделанной работы являются отличной профилактикой и коррекцией различных видов речевых расстройств.
- Используемая литература:
- www.rosminzdrav.ru
- Архипова, Е.Ф.Логопедическая работа с детьми раннего возрастаМ.: АСТ: Астрель, 2007
- Алиева Т.И., Парамонова Л.А., Арушанова А.Г. Развивающие занятия с детьми 2 – 3 лет. – М.: Олма Пресс, 2008.
- Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. — М.: Рипол Классик, 2007.
- . Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры – потешки для детей от 1 года до 4 лет. – М.: Генезис, 2009.
- Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2010.
- Лямина Г.М. Развитие речи детей раннего возраста. – М.: Айрис — Дидактика, 2005.
- . Теплюк С.Н., Ляпина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации: Дети от рождения до 2 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
- Теплюк С.Н. Ребенок второго года жизни. Пособие для родителей и педагогов. — М.: Мозаика – Синтез, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезным...
Логопедическая помощь детям раннего возраста
В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами, особенно это проявляется у детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому важно выявить неблагополучно...
Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"
В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....
Дифференциальная диагностика «безречевых» детей раннего возраста
Проблема диагностики интеллектуальной недостаточности в раннем возрасте является актуальным вопросом различных отраслей науки дефектологического профиля....
Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»
Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».
Представленные методы и приёмы способствуют речевой активности детей. Материал будет полезен воспитателям детей младшего дошкольного возраста и родителям малышей....
Статья: "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей раннего возраста с недоразвитием речи средствами логопедической ритмики".
В ряду методик коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР логопедическая ритмика рассматривается как средство неспецифического воздействия на речевые и неречевые нарушения....