Воспитание трудолюбия и взаимопомощи на примере русских народных сказок
статья по теме

Гаева Елена Николаевна

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т.к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему. В данном материале освещается взаимосвязь русских народных сказок и воспитания в детях таких качеств, как трудолюбие, взаимовыручка и взаимопомощь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 565 Кировского района Санкт-Петербурга

Выступление на МО на тему:

«Воспитание трудолюбия и взаимопомощи на примере русских народных сказок»

                            Выполнила: учитель

 Гаева Елена Николаевна

2017-2018

    «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя  история народа.»

 А. Н.Толстой

         Одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском коллективе является сказка. Понятие о нравственности, нормы и правилах поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют становлению нравственных представлений. В процессе  работы со сказкой  дети постигают азы духовной культуры своего народа.

         Во многих русских народных сказках отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность и взаимовыручка в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, воспитательная ценность сказок оказывается одной из их важнейших характеристик.

         Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат труда и борьбы, результат совместных усилий и взаимовыручки. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

         В русских народных сказках, как и в сказках других народов, явно проводится мысль о том, что человеком может называться только тот, кто трудится. В труде и борьбе человек приобретает свои лучшие качества. Трудолюбие - одна из главных человеческих характеристик. Без труда человек перестает быть человеком.

В этом отношении показательны многие русские народные сказки, например: «Репка» – «Посадил дед репку»; «Морозко» – «Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до свету»; «Маша и медведь» – «Напекла она пирожков… »; «Волшебная дудочка» – «С петухами сирота вставала, слезами умывалась, до полуночи по хозяйству управлялась. И пряла, и ткала, и по воду ходила, и дрова носила, и коров доила»; «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» – «Марья-царевна села ткать. Всю ночь ткала и выткала ковер, какого в целом свете не видывали: на нем все царство расписано, с городами и деревнями, с лесами и нивами, и птицы в небе, и звери в горах, и рыбы в морях; кругом луна и солнце ходят... » и другие. Человек стал самим собой благодаря труду; он может перестать быть им, если перестанет трудиться.

Также сказки  учат детей делать дело вместе, дружно, слаженно, совместными силами добиваться успеха, достойно и уважительно относиться к каждому. Взаимопомощь, совет, взаимовыручка, доброе согласие, дружба помогают людям  справиться с любыми жизненными ситуациями. Как говорится в пословице «Там, где дружат – живут, не тужат».

Например, в сказке о репке говорится о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды, но также это сказка не только о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие, как мышка.

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» приобщает детей к универсальным человеческим ценностям: доброте, взаимовыручке, взаимопомощи друг другу, умении вовремя принять правильное решение. Сказка учит прислушиваться к другим и следовать мудрым советам в жизни.  Сказка предостерегает: «Живи вдумчиво, осознанно и неспешно». «Поспешишь – людей насмешишь»! Сказка даёт нам уверенность в том, что «мир не без добрых людей».

В русской народной сказке «Петушок – золотой гребешок» добрая забота, взаимопомощь, взаимовыручка, доброе согласие, дружба помогают героям сказки  справиться с трудными жизненными ситуациями. Сказка также раскрывает ценность послушания,  верности, порядочности, находчивости, смелости в отношениях между близкими людьми

Русская народная сказка «Снегурушка и лиса» раскрывает простую истину о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребёнок, а также учит взаимовыручке и взаимопомощи. Дети получают полезные сказочные советы: не ходи в незнакомый, чужой мир без взрослых, можно попасть в беду; в трудной жизненной ситуации осмотрись, не отчаивайся, подумай, к кому можно обратиться за помощью; зови на помощь – и помощь придёт; помогай другим и тебе помогут; относись с добром к окружающему миру и мир ответит тебе тем же; выход всегда есть, безвыходных ситуаций не бывает.

Народные идеалы, выраженные в русских народных сказках, касаются духовно-нравственных законов человеческого общества. И провозглашаемые в сказках духовно-нравственные законы  - закон трудолюбия и добра, закон взаимопомощи, закон взаимовыручки и сострадания определяет народные идеалы, заложенные в волшебных русских народных сказках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иллюстрирование русских народных сказок на уроках тематического рисования.

При иллюстрировании   русских народных сказок  учащиеся в 1 классе в состоянии усвоить понятие рав­новесия, найти гармоничное соотношение фигуры и фона на листе, а также осознать ...

Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы).

.Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы)....

Презентация "Развитие речи дошкольника на примере русских народных сказок".

Презентация Развитие речи дошкольника на примере русских народных сказок"....

Воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи и чувства коллективизма у детей с ОВЗ на примере школьной футбольной команды.

В 2020-2021 году были организованы две спортивные группы учащихся в составе: младшая группа - 19 человек, старшая группа - 9 человек. Обучающиеся работали по программе дополнительного образования.Зада...