Конспект классного часа в 4 классе на тему "Тема трудолюбия, добра и смекалки в русских народных сказках"
классный час
Предварительный просмотр:
«Добро, зло, труд и смекалка в русских народных сказках »
Цель:
- Воспитывать доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей.
- Побуждать детей к активному восприятию знакомой сказки.
- Вызвать эмоциональный отклик на знакомых сказочных героев.
- Формировать у детей представление о добре и зле.
- Дать понять, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло. Учить думать, сопереживать.
- Обобщить, закрепить и расширить знания детей о добрых и злых героях.
- Воспитывать в детях положительные качества: взаимопомощь, дружелюбие, уважение к соперникам, трудолюбие, находчивость.
Коррекционные цели:
- Воспитывать желание поступать правильно. Критически относиться к своим действиям и поступкам, учиться давать оценку поведению других и своему поведению.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев.
- Пополнять лексикон детей новыми словами.
- Развивать навыки связной речи.
Предварительная работа: воспитатель расставляет иллюстрации, картинки сказочных героев ; кубики красного и синего цвета ; музыкальное сопровождение; теневой театр с героями сказки «Колобок».
Ход занятия.
- Организационный момент.
Воспитатель:
Есть на свете страна – это сказка!
Чудесами полна, волшебством,
Дети любят её – там прекрасно!
Всех чарует своим колдовством!
Воспитатель: А любите ли вы сказки?
Ответы детей.
Воспитатель: Много русских народных сказок знаете? Молодцы, назовите мне сказки и сказочных героев, которых вы знаете.
Ответы детей.
Воспитатель: Чем же отличаются сказки от других произведений?
Дети. В сказках могут говорить и звери и растения, с ними происходят необычные приключения.
- Основная часть.
Учитель: А хотите узнать тему нашего занятия?
Ответы детей.
Учитель: Тогда расшифруйте её.
Ответы детей.
Учитель: Правильно! А что вам больше всего нравиться в сказках? О каких качествах героев рассказывается в сказках?
Ответы детей.
Учитель: Что всегда побеждает в сказках добро или зло? Лень или трудолюбие?
Ответы детей.
Ребята, у нас сегодня необычное путешествие! Мы посетим разные сказочные места, где мы поговорим о добре и зле, лени и трудолюбии, а так же великой находчивости, без которой иногда может быть трудно! Ну что, поехали?
Учитель: Ну и сначала я вам предлагаю вместе сделать дорогу добра! Для этого надо взяться за руки и каждому по очереди назвать слово, образованное от слова ДОБРО.
Дети:
- Доброжелательный,
- добродушный,
- добродетельный,
- добросовестный,
- добросердечный,
- добропорядочный,
- добродетель,
- добронравный,
- доброта,
- доброкачественный,
- добрый,
- Добрыня.
Учитель: Дети, сегодня мы отправимся в путешествие по знакомым сказкам. Издавна русские люди придумывали сказки: себе на забаву, младшим на поучение. И чаще всего в них говорилось о борьбе добра со злом, и изображалось это по-разному: на примере людей, зверей или необычных существ. Но черты характера оставались неизменными.
Игра «Узнай героя и назови сказку». Узнай героя , назови сказку. Подумать, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили.
- Змей Горыныч, сказка «Василиса Прекрасная», русская народная
- Кощей Бессмертный, сказка «Царевна лягушка», русская народная
- Баба-Яга ,сказка «Гуси - лебеди», русская народная
- Мышка-норушка, лягушка-квакушка «Теремок», русская народная
Учитель: Злые персонажи, как правило, имели отталкивающую внешность, скверный характер и вредные привычки. А добрые персонажи, наоборот, имели приятную внешность, ласковый характер и хорошие манеры.
Учитель: «Добро» и «зло» – главные моральные понятия в жизни. Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Зло – это противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить.
Не допускать зла и бороться с ним – важные задачи морального поведения человека. Поэтому во всех русских сказках добро противостоит злу, каким бы страшным оно не было и побеждает его с помощью силы, смекалки, удачи.
Учитель: А теперь пришла пора поиграть в игру «Стань волшебником».
Цель: разложить, используя характеристики, красные и синие квадраты. Выяснить каких квадратов больше «добрых» (красные) или «злых» (синие) .
Учитель: (перечисляет характеристики. Дети выкладывают цветные квадраты на столах)
- трусость,
- сострадание,
- жестокость,
- терпение,
- любовь
- трудолюбие,
- забота,
- зависть,
- лень
- жадность,
- дружба,
- отзывчивость.
смекалка
Учитель: Дети, давайте посчитаем, сколько каких квадратов.
Дети: шесть красных «добрых» и четыре синих «злых».
Учитель: Дети, каких квадратов больше!
Дети: «Добрых»!
Учитель: А сейчас, предлагаю вам следующую игру «Узнай героя сказки» .
Цель: Отгадать загадку и узнать сказочного персонажа. Подумать, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили. (Учитель читает загадки)
- Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался... Колобок
- На овчарку он похож:
Что ни зуб- то острый нож!
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк) .
- А дорога – далека,
А корзинка – не легка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)
- Дед и баба вместе жили
Дочку из снежка слепили
Но костра горячий жар
Превратил дочурку в пар
Дед и бабушка в печали
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
- Возле леса на опушке,
Трое их живёт в избушке
Там три стула и три кружки
Три кроватки, три подушки
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Учитель: молодцы все загадки отгадали. Ребята, а о ком были эти загадки?
Дети: О сказочных героях.
Учитель: А где живут сказочные герои?
Дети: В сказках.
Учитель: Так и в сказках добро всегда побеждает зло. Итак, ребята, с добром и злом мы разобрались, идем дальше. Для того, чтобы выполнить следующее задание, нам снова необходимо слово расшифровать, чтобы понять о чем дальше мы будем говорить.
7 | 10 | 1 | 8 | 9 | 2 | 6 | 4 | 3 | 5 |
ю | е | т | б | и | р | л | д | у | о |
Ребята, в сказках часто встречаются и трудолюбивые и ленивые герои. Назовите героев и сказки. И расскажите, какой это герой. Ответы детей.
Слайды на презентации. (По щучьему велению, Хаврошечка, Морозко)
Емеля
Крошечка хаврошечка
Ленивица и рукодельница
В одном селе старик и баба жили
И дочерей двоих они растили.
Одна—дочь старика была родная,
Для бабки же родной была вторая.
Красива, скромна старика была дочь,
И всем и всегда торопилась помочь.
С утра и до вечера все поспевала:
Стирала и гладила, дом прибирала.
Еще вязать умела, штопать, шить,
Обед варить, к обеду стол накрыть.
О трудолюбии ее в деревне знали
И даже рукодельницей прозвали.
И бабкина дочь была тоже красива,
Но так уж сложилось—уж очень ленива.
Она никому помогать не хотела,
С утра и до ночи без дела сидела:
Глазела в окно, постоянно зевала,
К сестрице своей только зависть питала.
И нет тут совсем никакого секрета—
Ленивицей, люди прозвали за это.
– Почему автор дал девочкам такие имена: Рукодельница и Ленивица? Чем в своем доме занималась Рукодельница? Как проходил день у Ленивицы?
Игра «Назови лишнее слово» (словесная игра). Цель: развитие фонетического внимания.
- Вялый, неподвижный, ленивый, работящий
- храбрый, смелый, трусливый, отважный
- грустный, печальный, веселый, унылый
- благородный, рыцарский, подлый, геройский
- драться, ссориться, дружить, ругаться
- старательный, прилежный, ответственный, ленивый
Отлично, а какие мы пословицы о труде подходят к этим сказкам?
Человек от лени болеет, от труда здоровеет.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Землю солнце красит, а человека труд.
В русских народных сказках все трудились, поэтому и сказки были со счастливым концом.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в сказках какие герои побеждают добрые или злые?
Ответы детей.
- Заключение.
Воспитатель: Да, в сказках и в жизни всегда добро побеждает зло, лень побеждает труд Как можно назвать взрослых, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь другим?
Ответы детей. Добрыми, сердечными.
Воспитатель: Дети, наше занятие подошло к концу, давайте скажем всем большое спасибо, возьмемся за руки и пожелаем друг другу добра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект классного часа. 9 класс
Помимо того, что я преподаю русский язык и литературу, я ещё являюсь классным руководителем. Классные часы провожу на родном, татарском языке, так как школа национальная. Данный материал предлаг...
Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"
Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...
Методическая разработка конспекта классного часа для 7 классов на тему: Благотворительность, меценатство, добрые поступки.
классный час...
Воспитание трудолюбия и взаимопомощи на примере русских народных сказок
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т.к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребё...
Конспект НОД во второй младшей группе «Чтение художественной литературы» Тема: Знакомство с русской народной сказкой "Волк и семеро козлят".
Знакомство детей с русской народной сказкой "Волк и семеро козлят"....
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам».
Закрепление знаний детей о русских народных сказок. Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования; закрепить навык...