Конспект классного часа в 4 классе на тему "Тема трудолюбия, добра и смекалки в русских народных сказках"
классный час

Соколова Марина Александровна

конспект классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_konspekt.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Добро, зло, труд и смекалка в русских народных сказках »

Цель: 

  • Воспитывать доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей.
  • Побуждать детей к активному восприятию знакомой сказки.
  • Вызвать эмоциональный отклик на знакомых сказочных  героев.
  • Формировать у детей представление о добре и зле.
  • Дать понять, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло. Учить думать, сопереживать.
  • Обобщить, закрепить и расширить знания детей о добрых и злых героях.
  • Воспитывать в детях положительные качества: взаимопомощь, дружелюбие, уважение к соперникам, трудолюбие, находчивость.

Коррекционные цели:

  • Воспитывать желание поступать правильно. Критически относиться к своим действиям и поступкам, учиться давать оценку поведению других и своему поведению.
  • Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев.
  • Пополнять лексикон детей новыми словами.
  • Развивать навыки связной речи.

Предварительная работа: воспитатель расставляет иллюстрации, картинки сказочных героев ; кубики красного и синего цвета ; музыкальное сопровождение; теневой театр с героями сказки «Колобок».

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Воспитатель:

Есть на свете страна – это сказка! 
Чудесами
 полна,  волшебством, 
Дети
 любят её – там прекрасно!
Всех чарует
 своим колдовством!

Воспитатель: А любите ли вы сказки?

Ответы детей.

Воспитатель:  Много русских народных сказок знаете? Молодцы, назовите мне сказки и сказочных героев, которых вы знаете.

Ответы детей.

Воспитатель:  Чем же отличаются сказки от других произведений?

Дети. В сказках могут говорить и звери и растения, с ними происходят необычные приключения.

  1. Основная часть.

Учитель:  А хотите узнать тему нашего занятия?

Ответы детей.

Учитель:  Тогда расшифруйте её.

http://50ds.ru/img/_3MO0WEPWM.gif

Ответы детей.

Учитель:   Правильно! А что вам больше всего нравиться в сказках? О каких качествах героев рассказывается в сказках?

Ответы детей.

Учитель:  Что всегда побеждает в сказках добро или зло? Лень или трудолюбие?

Ответы детей.

Ребята, у нас сегодня необычное путешествие! Мы посетим разные сказочные места, где мы поговорим о добре и зле, лени и трудолюбии, а так же великой находчивости, без которой иногда может быть трудно! Ну что, поехали?

Учитель:  Ну и сначала я вам предлагаю вместе сделать дорогу добра! Для этого надо взяться за руки и каждому по очереди назвать слово, образованное от слова ДОБРО.

Дети: 

  • Доброжелательный,
  • добродушный,
  • добродетельный,
  •  добросовестный,
  • добросердечный,
  • добропорядочный,
  • добродетель,
  • добронравный,
  • доброта,
  • доброкачественный,
  • добрый,
  • Добрыня.

Учитель: Дети, сегодня мы отправимся в путешествие по знакомым сказкам. Издавна русские люди придумывали сказки: себе на забаву, младшим на поучение. И чаще всего в них говорилось о борьбе добра со злом, и изображалось это по-разному: на примере людей, зверей или необычных существ. Но черты характера оставались неизменными.

Игра «Узнай героя и назови сказку». Узнай героя , назови сказку. Подумать, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили.

  • Змей Горыныч, сказка «Василиса Прекрасная», русская народная
  • Кощей Бессмертный, сказка «Царевна лягушка», русская народная
  • Баба-Яга ,сказка «Гуси - лебеди», русская народная
  • Мышка-норушка, лягушка-квакушка «Теремок», русская народная

Учитель: Злые персонажи, как правило, имели отталкивающую внешность, скверный характер и вредные привычки. А добрые персонажи, наоборот, имели приятную внешность, ласковый характер и хорошие манеры.

Учитель:  «Добро» и «зло» – главные моральные понятия в жизни. Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Зло – это противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить.

Не допускать зла и бороться с ним – важные задачи морального поведения человека. Поэтому во всех русских сказках добро противостоит злу, каким бы страшным оно не было и побеждает его с помощью силы, смекалки, удачи.

Учитель:  А теперь пришла пора поиграть в игру «Стань волшебником».

Цель: разложить, используя характеристики, красные и синие квадраты. Выяснить каких квадратов больше «добрых» (красные) или «злых» (синие) .

Учитель: (перечисляет характеристики. Дети выкладывают цветные квадраты на столах)

  • трусость,
  • сострадание,
  • жестокость,
  • терпение,
  • любовь
  • трудолюбие,
  • забота,
  • зависть,
  • лень
  • жадность,
  • дружба,
  • отзывчивость.

смекалка

Учитель: Дети, давайте посчитаем, сколько каких квадратов.

Дети: шесть красных «добрых» и четыре синих «злых».

Учитель: Дети, каких квадратов больше!

Дети: «Добрых»!

Учитель: А сейчас, предлагаю вам следующую игру «Узнай героя сказки» .

Цель: Отгадать загадку и узнать сказочного персонажа. Подумать, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили. (Учитель читает загадки)

  • Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался...                    Колобок

 

  • На овчарку он похож:

Что ни зуб- то острый нож!

Он бежит оскалив пасть,

На овцу готов напасть.       (Волк) .

  • А дорога – далека,

А корзинка – не легка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)

  • Дед и баба вместе жили

Дочку из снежка слепили

Но костра горячий жар

Превратил дочурку в пар

Дед и бабушка в печали

Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

  • Возле леса на опушке,

Трое их живёт в избушке

Там три стула и три кружки

Три кроватки, три подушки

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Учитель: молодцы все загадки отгадали. Ребята, а о ком были эти загадки?

Дети: О сказочных героях.

Учитель: А где живут сказочные герои?

Дети: В сказках.

Учитель: Так и в сказках добро всегда побеждает зло. Итак, ребята, с добром и злом мы разобрались, идем дальше. Для того, чтобы выполнить следующее задание, нам снова необходимо слово расшифровать, чтобы понять о чем дальше мы будем говорить.

7

10

1

8

9

2

6

4

3

5

ю

е

т

б

и

р

л

д

у

о

Ребята, в сказках часто встречаются и трудолюбивые и ленивые герои. Назовите героев и сказки. И расскажите, какой это герой. Ответы детей.

Слайды на презентации. (По щучьему велению, Хаврошечка, Морозко)

 Емеля

Крошечка хаврошечка

Ленивица и рукодельница

В одном селе старик и баба жили

И дочерей двоих они растили.

Одна—дочь старика была родная,

Для бабки же родной была вторая.

Красива, скромна старика была дочь,

И всем и всегда торопилась помочь.

С утра и до вечера все поспевала:

Стирала и гладила, дом прибирала.

Еще вязать умела, штопать, шить,

Обед варить, к обеду стол накрыть.

О трудолюбии ее в деревне знали

И даже рукодельницей прозвали.

И бабкина дочь была тоже красива,

Но так уж сложилось—уж очень ленива.

Она никому помогать не хотела,

С утра и до ночи без дела сидела:

Глазела в окно, постоянно зевала,

К сестрице своей только зависть питала.

И нет тут совсем никакого секрета—

Ленивицей, люди прозвали за это.

Почему автор дал девочкам такие имена: Рукодельница и Ленивица? Чем в своем доме занималась Рукодельница? Как проходил день у Ленивицы?

Игра «Назови лишнее слово» (словесная игра). Цель: развитие фонетического внимания.

  • Вялый, неподвижный, ленивый, работящий
  • храбрый, смелый, трусливый, отважный
  • грустный, печальный, веселый, унылый
  • благородный, рыцарский, подлый, геройский
  • драться, ссориться, дружить, ругаться
  • старательный, прилежный, ответственный, ленивый

Отлично, а какие мы пословицы о труде подходят к этим сказкам?

Человек от лени болеет, от труда здоровеет.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Землю солнце красит,  а человека труд.

В русских народных сказках все трудились, поэтому и сказки были со счастливым концом.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в сказках какие герои побеждают добрые или злые?

Ответы детей.

  1. Заключение.

Воспитатель: Да, в сказках и в жизни всегда добро побеждает зло, лень побеждает труд Как можно назвать взрослых, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь другим?

Ответы детей. Добрыми, сердечными.

Воспитатель: Дети, наше занятие подошло к концу, давайте скажем всем большое спасибо, возьмемся за руки и пожелаем друг другу добра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект классного часа. 9 класс

Помимо того, что я преподаю русский язык и литературу, я ещё являюсь классным руководителем. Классные часы провожу на родном, татарском языке, так как школа  национальная. Данный материал предлаг...

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Воспитание трудолюбия и взаимопомощи на примере русских народных сказок

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т.к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребё...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам».

Закрепление знаний детей о русских народных сказок. Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования; закрепить навык...