Иллюстрирование русских народных сказок на уроках тематического рисования.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
При иллюстрировании русских народных сказок учащиеся в 1 классе в состоянии усвоить понятие равновесия, найти гармоничное соотношение фигуры и фона на листе, а также осознать и научиться использовать композиционные средства: линию, цвет, движение, позу, характерные детали. Но какие бы темы и задачи, ни ставил перед учащимися учитель изобразительного искусства, он не должен забывать о главном композиционном законе — законе цельности и о том, что без его помощи — без его эмоций, мыслей, графических и других подсказок, без его оценки, критической и одновременно доброжелательной — учащимся вряд ли удастся справиться с материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
illyustrirovanie_russkih_narodnyh_skazok_na_urokah_tematicheskogo_risovaniya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Иллюстрирование русских народных сказок на уроках тематического рисования.
Сказочная форма наиболее близка миропониманию ребенка и удобна для изучения основ изобразительного искусства, в частности, основ композиции. Каковы же специфические особенности преподавания композиции на данных уроках?
В I классе наиболее целесообразно, по моему наблюдению, решение образных задач на примере однофигурных композиций на условном фоне по сказкам: «Лисица со скалочкой», «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц» и др.
Первое, чему должны научиться школьники, — это равновесию на листе: чтобы изображение не было слишком мелким и слишком крупным, не упиралось в край, чтобы оно не потерялось в каком-либо из углов, т.е. главному герою должно быть комфортно в условном изобразительном пространстве. Это самые первые уроки композиции. Учитель обязательно должен говорить об этом на уроке и периодически возвращаться к этому вопросу, чтобы закрепить это понятие в памяти учащихся. При формировании понятия равновесие словесное объяснение учитель сопровождает иллюстрированием на доске, причем очень важно, чтобы варианты изображения не были заранее нарисованы, а выполнялись в процессе объяснения. Рисование должно быть быстрым и схематичным, выражающим основную мысль учителя.
Задачу равновесия фигуры и фона можно решать параллельно с задачей узнаваемости, т.е. главный герой должен быть узнаваем: лиса должна быть - лисой, волк — волком, а заяц — зайцем и т.д. На этом вопросе тоже необходимо заострить внимание и помочь учащимся справиться с данной задачей. С помощью наводящих вопросов и ассоциативных сравнений рассматривается с учениками особенности формы, основные пропорции и характерные детали. Для наглядности используется зрительный ряд: фотографии, иллюстрации. Если их нет или набор ограничен, можно прибегнуть к рисованию на доске.
Для лучшего усвоения формы героев неплохо предварительно вылепить фигуры из пластилина на уроках художественного труда.
Второе — это знакомство с понятием художественного образа на примере однофигурной композиции.
Для раскрытия образа «хитрой лисы», «злого волка», «храброго петуха» учащиеся знакомятся и овладевают такими композиционными средствами, как линия, движение, цвет, детали. Например: злого волка лучше изобразить «колючей» линией, а хитрую лису — плавной, трусливого зайчишку — сжавшимся, вобравшим голову в плечи, опустившим хвостик, а храброго петуха — широко шагающим, поднявшим голову, грудь — колесом. Прийти к этим кажущимся очевидными решениям учащиеся могут, как правило, только с помощью подсказок учителя: словесных, визуальных и кинестетических. Например: выполнить рисунок на доске плавной, ломаной и колючей линиями; пройти с высоко поднятой головой, грудь вперед или сжавшись, вобрав голову в плечи. Это — отличные подсказки. Учащиеся прекрасно чувствуют, но не осознают перечисленные композиционные средства. Поэтому учитель, как артист, должен использовать все возможное для того, чтобы учащиеся усвоили теорию и смогли полученные знания воплотить в своей творческой работе.
Для раскрытия образа можно использовать не только характер линии, силуэта, движение героя, но и такие важные композиционные средства, как цвет и детали. Для злого волка могут быть «устрашающие» цвета: красный в контрасте с зеленым, черный, холодный фиолетовый и «злые» детали: пистолет, нож, золотая цепочка и т.д. Для защитника петуха подходят теплые цвета: желтый, желто-зеленый, оранжевый, красный и другие детали: сумочка через плечо (знак хозяйственности) и коса (атрибут крестьянина, хозяина земли).
Таким образом, на литературном материале русских народных сказок уже в I классе учащиеся в состоянии усвоить понятие равновесия, найти гармоничное соотношение фигуры и фона на листе, а также осознать и научиться использовать композиционные средства: линию, цвет, движение, позу, характерные детали.
Для улучшения качества детских работ целесообразно заранее пролепить композиции в пластилине. При лепке легче почувствовать форму, пластику фигур, осознать характер взаимодействия героев, решить пропорциональность и масштабность изображения. При работе с пластилином легче решается задача трехмерности. Пластилиновые поделки ближе к реальности и их можно рассматривать как своеобразный «эскиз» будущей композиции. Хотя определение эскиза здесь несколько условно, так как ребенок никогда не смотрит на свою пластилиновую модель в процессе работы над тематическим рисунком. Тем не менее лепка — важный этап в продумывании будущего рисунка.
При работе над рисунком особое внимание уделяется выделению главного с помощью тонового, цветового контраста и характерных деталей.
В III классе можно продолжить работу над двух фигурными композициями, более подробно разобрав варианты: двухфигурная композиция с одним центром — вертикальный формат (первый вариант: две фигуры стоят так близко друг к другу, что образуют единое целое, как правило, на среднем плане; второй вариант: на первом плане как «вход в работу» дается неполностью со спины или в профиль один из героев, в то время как другой находится на среднем плане и является композиционным центром; двухфигурная композиция с двумя центрами — горизонтальный формат (два героя, два центра, даются на некотором расстоянии друг от друга, параллельно краю листа, причем один из них выделяется размером или цветовым и тоновым контрастом и деталями). Все композиционные варианты разбираются в процессе рисования композиционных схем на доске, обращается внимание на возможные средства передачи глубины пространства: загораживание, уменьшение размеров, различное расположение относительно нижней кромки листа. Также можно перейти и к многофигурным композициям, где изображено три и более персонажей: коза с козлятами; дед, бабка, внучка, Жучка , три медведя и т.д. Начинать знакомство с многофигурными композициями целесообразнее с фризовой формы построения, обращая внимание на ритм фигур и пространственные промежутки между ними. Если учащиеся удачно справляются со всеми заданиями, то можно уже попробовать построение многофигурных многоплановых композиций.
Но какие бы темы и задачи, ни ставил перед учащимися учитель изобразительного искусства, он не должен забывать о главном композиционном законе — законе цельности и о том, что без его помощи — без его эмоций, мыслей, графических и других подсказок, без его оценки, критической и одновременно доброжелательной — учащимся вряд ли удастся справиться с материалом.
Таким образом, иллюстрирование русских народных сказок с элементами моделирования из пластилина можно рассматривать как удобную форму для изучения основ композиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по изобразительному искусству: "Сказочная страна. Иллюстрирование русской народной сказки"Маша и медведь".
Как можно помочь ребенку найти себя и поверить в свои возможности? Ответ- с помощью творчества! Театрализованное представление расширяет кругозор детей, создает особую атмосферу. Интегриров...
Открытый урок в 4 классе по теме: "Прыжок в длину с места на результат. Выполнение контрольного норматива. Подвижные игры с мячами с использованием русских народных сказок".
Разработка открытого урока в 4 классе с использованием русских народных сказок....
урок литературы "Северные варианты русских народных сказок"ФГОС
в уроке представлена работа с историей фольклористики на Севере, сравнительная таблица волшебных сказок "Хрустальная гора" и "Три царства: медное, серебряное и золотое"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА ТЕМУ: «ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ СЕВЕРНЫХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Иллюстрирование сказок – один из самых любимых в тематической композиции. Ученики с огромным удовольствием окунаются в мир сказки, мир детства и создают свой мир, своё видение сказки только свои...
Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы).
.Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы)....
Конспект урока литературы в 5 классе "Образ героини русских народных сказок в стихотворениях русских поэтов ХХ века" (по стихотворениям Д. Кедрина "Аленушка" и А. Прокофьева "Аленушка")
Урок представляет собой сравнительный анализ двух одноименных стихотворений...