Инновационная деятельность педагога
опыты и эксперименты
Проблема, механизм решений, ожидаемые результаты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchet_1.pdf | 852.6 КБ |
innovatsionnaya_deyatelnost_pedagoga.docx | 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Инновационная/экспериментальная деятельность
Вот уже 29 лет работаю в области образования. Это были годы поисков, раздумий и открытий. Иногда бывает трудно, но ни разу не пожалел, что выбрал этот путь, став учителем и именно, учителем физической культуры.
Цели техникума и преподавателя взаимосвязаны. В условиях быстро меняющегося мира, цели образовательного учреждения и педагога постоянно корректируются с учетом изменений внешней и внутренней среды. Наш техникум работает над реализацией программы «Воспитание самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, формирование у студента умения и желания самосовершенствования и самообразования»
Основополагающей целью функционирования учебно-воспитательного процесса в техникуме является развитие обучающихся с учётом их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей и создание благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого обучающегося с учётом индивидуально-личностного развития.
Основная цель моей педагогической деятельности – формирование мотивации и интереса к занятиям физической культурой и спортом, пропаганда и поощрение здорового образа жизни, создание условий для развития практических навыков ведения здорового образа жизни.
Достижение цели осуществляется через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы с обучающимися, коррекцию умений и навыков на основе диагностической деятельности преподавателя, развития способностей и природных задатков у студентов.
Мной также определены задачи, позволяющие достичь поставленной цели:
- эффективное построение учебного процесса;
- применение современных технических средств обучения;
- применение современных педагогических технологий, учитывающих особенности психофизиологического профиля и образовательные потребности студентов;
- привлечение студентов к участию в олимпиадах и соревнованиях разных уровней;
- формирование у обучающихся установки на здоровый образ жизни: оптимальный двигательный режим, общественная и личная гигиена, рациональный режим дня и питания.
За период, прошедший после последней аттестации, удалось решить целый ряд важных проблем:
- повысить качество учебного процесса за счёт применения современных педагогических технологий и улучшения материально - технической базы;
- реализовывать на уроках здоровьесберегающих технологий;
- увеличить количество студентов, вовлечённых к занятиям в спортивных секциях;
- повысить уровень развития физических качеств за счёт новейших педагогических технологий, что положительно сказалось на результатах спортивных соревнований.
Однако на сегодняшний день существует ряд противоречий:
- между необходимостью увеличения объёма физических нагрузок и индивидуальной подготовленностью обучающихся;
- между стремлением личности к творчеству и режимом общеобразовательного учреждения;
- между общим уровнем обучения и индивидуальными возможностями усвоения программного материала обучающимися;
- между широким распространением разнообразных форм физической культуры и снижением у студентов интереса к самостоятельным занятиям физической культурой.
Пытаясь разрешить эти проблемы в течение трёх последних лет, работаю над темой «Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание игрового, соревновательного и современных информационных технологий». По данной теме мною проведены теоретические исследования и накоплен большой практический опыт, результаты которого нашли своё отражение в докладах и сообщениях: «Физическое воспитание и двигательная активность - залог здорового образа жизни», «Возможности ИКТ на уроках физической культуры», «Исследование физического развития обучающихся», «Роль семьи и техникума в профилактике здорового образа жизни» на педагогическом совете, педагогических чтениях, родительских собраниях, МО преподавателей физической культуры, на муниципальном и региональном уровнях.
Системе НПО и СПО, где работаю, присущи свои специфические задачи, которые заложены в процесс развития и формирования общих и профессиональных компетенций наших студентов. Как в непростых условиях обучения, как наше многократно преобразованное учебное заведение, удается реализовать главную цель каждого педагога и ставить конкретные задачи? Для этого необходимо создать условия, при которых педагог и студент являются равноправными субъектами обучения, ведь в процессе педагогической деятельности педагог, прежде всего, является партнером, координатором и советчиком. А лишь затем лидером, образцом и хранителем «эталона педагогического производства»
Работа в системе НПО и СПО также накладывает свои особенности на этот процесс. И одной из таких особенностей является контингент обучающихся. Наряду со студентами, сделавшими осознанный выбор будущей профессии, имеющими мотивацию и стремление к получению знаний, в систему НПО приходят дети, с трудом закончившие школу, не имеющие желания изучать какие бы то ни было дисциплины, со слабым здоровьем. Выбор образовательного учреждения за таких детей делают их родители, не согласовываясь с пожеланиями выпускника о получении той или иной профессии. Такие студенты посещают занятия неохотно, занимаются без интереса и желания. Особую группу учащихся НПО и СПО занимают дети из социально- и материально-неблагополучных семей, дети-сироты, опекаемые, из неполных семей и т.д. К сожалению, так называемые «трудные дети» зачастую составляют половину контингента, что ставит перед любым преподавателем ряд проблем:
- как объяснить сложный материал доступно для каждого студента, сохраняя научность излагаемого материала, если объективные психофизиологические показатели у некоторых студентов затрудняют восприятие ими даже основных предметных понятий и действий;
- как дифференцировать задания и определить интеллектуальные и физические возможности студентов, не нарушая требования к минимуму содержания образования и в то же время, определяя задания адекватные возможностям студентам;
- как работать с детьми, часто пропускающими занятия;
- как организовать внеклассную самостоятельную работу студентов и ряд других противоречий.
На мой взгляд, одним из средств, помогающим преподавателю и студентам в таких ситуациях являются информационно-коммуникационные технологии. Использование различных электронных образовательных ресурсов добавляет наглядности в процесс обучения, презентации, видеофрагменты скорее заинтересуют современного студента. Использование Интернет-ресурсов – практически незаменимо при работе, как с отстающими студентами, так и с одаренными, талантливыми студентами.
В техникуме разработана комплексно - целевая программа «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». В реализации программы одним из важнейших направлений является формирование физического здоровья обучающихся. На это направлены как уроки физической культуры, так и внеурочная воспитательная деятельность, и организация участия в спортивных соревнованиях. Принимаю самое активное участие в реализации, данной программы. Организован постоянный контроль за санитарно - гигиеническим режимом в спортивных помещениях, наблюдаю за состоянием самочувствия студентов на уроках физической культуры, эффективно провожу уроки и пропагандирую здоровый образ жизни. Под моим руководством проводятся следующие мероприятия: спортивные секции по интересам; дни здоровья; походы по родному краю; спортивные соревнования, праздники, конкурсы; лыжные прогулки. В рамках реализации программы составлена и апробирована программа дополнительного образования «Школа здоровья». Главная идея программы развития техникума: формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды. А также адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям студентов, их образовательным потребностям, различному уровню содержания обучения, условиям развития техникума в целом, путем введения в учебно-воспитательный процесс новых методик, современных информационных технологий.
Урок физической культуры невозможно представить без набора простого инвентаря, куда входят мячи, скакалки, гимнастические маты т. п. Важно все это иметь, но не менее важно уметь пользоваться этим инвентарем и умением сохранить его. Отрадно то, что за период с 2012 по 2016 год было осуществлено материально-техническое переоснащение: приобретены мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные, футзальные, гири, тренажеры (беговая дорожка, велотренажер, многофункциональный тренажер, вибромассажер), волейбольная сетка, сетки футбольные, баскетбольные корзины, спортивная форма для сборных команд по волейболу, футболу. Произведен капитальный ремонт спортивного зала, в прошлом учебном году полностью заменен пол, переоборудовано световое освещение зала. В целях укрепления и сохранения материально–технической базы, учу студентов правильному обращению со спортивным инвентарем.
Согласно перспективному плану развития спортивного зала, ведется большая работа по созданию всех условий для достижения современного качества образования. Тренерский кабинет, раздевалки, спортивный и тренажерные залы соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. При спортивном зале функционирует душевая комната.
Спортивный зал оснащен законодательной и нормативной документацией: Закон РФ «Об образовании»; Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПин 2.4.2.1178-02); Государственный образовательный стандарт по дисциплине, правила поведения для студентов; паспорт спортивного зала, содержащий договор о полной материальной ответственности, перечень мебели, перечень технических средств обучения; перечень дидактических материалов; инструкция по ТБ по видам спорта; журнал по технике безопасности с росписями обучающихся; график работы спортивного зала (на учебный год); план текущий и перспективный. Также в нашем зале проводятся соревнования по различным видам спорта республиканского назначения.
В ежегодном рейтинге среди образовательных учреждений НПО и СПО РБ, который стартовал в 2007-2008 учебном году кабинет физвоспитания и спортивный зал нашего техникума регулярно отмечается в числе лучших.
Работая преподавателем физической культуры около 30 лет, часто ставлю перед собой вопрос: как сделать, чтобы всем студентам, и физически крепким и имеющим недостаточный уровень физической подготовки на уроках физической культуры было одинаково комфортно. Ведь все мы понимаем, как неуютно чувствуют себя на уроке студенты со слабыми физическими данными, как сильно они переживают за свои неудачи, за отрицательные оценки, с каким нежеланием они идут на уроки физической культуры. Решением этой проблемы, считаю, может послужить система индивидуального тестирования, которая способствует значительному улучшению показателей по физической подготовке. Основная цель, которая ставится перед каждым студентом – улучшить свой результат. Общая диагностика и мониторинг физического развития способствуют лучшей реализации единой системы физического воспитания и оздоровления студентов, поэтому вначале я провожу входное тестирование, которое помогает выработке у студентов личностно – ориентированной позиции и осознанного подхода к своему уровню физического развития. Входное тестирование фиксирует показатели физического развития студентов, каждый студент в любой день может посмотреть свои результаты и сделать определенные выводы. При оценке достижений студентов ориентируюсь на индивидуальные темпы продвижения в развитии, так как оценка должна стимулировать стремление каждого студента к своему личному физическому совершенствованию, улучшению результатов, повышению активности и радости от занятий физическими упражнениями.
Основной формой физического воспитания в техникуме являются обязательные учебные занятия. Социально значимыми результатами физического воспитания являются физическая подготовленность и физическое развитие. Звеньями физического воспитания являются:
- классно-урочная система занятий, проводимых в виде уроков физической культуры;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в течение учебного года;
- внеклассная работа, включающая занятия в группах ОФП, секциях по видам спорта, спортивные соревнования, массовые игры, туристские походы и слеты;
- ежедневное занятие физическими упражнениями со студентами, проживающими в общежитиях техникума.
Большое значение в физическом воспитании студентов имеют методы убеждения и положительного примера. Эти методы используются, прежде всего, в процессе организации физических упражнений и спортивно-массовых мероприятий в техникуме. С их помощью разъясняется значение физических упражнений в развитии человека, их психологические основы, а также техника их выполнения. Эти методы широко используются при проведении вечеров и соревнований внутри техникума между учебными группами, бесед, докладов и лекций, а также в процессе индивидуальной разъяснительной работы со студентами по вопросам физического воспитания. Важное стимулирующее значение в физическом воспитании имеют методы одобрения и осуждения, а также контроль над выполнением санитарно-гигиенического режима, участием в спортивно-массовой работе и разнообразных оздоровительных мероприятиях.
К нетрадиционным методам отношу интегрированные формы проведения уроков физкультуры: экскурсии в природу (физкультура + литература), подвижные игры, ритмика, музыкальное занятие (физкультура + музыка), урок с презентацией и др. Нетрадиционные уроки по физической культуре формируют у студентов умение предпринимать правильные действия при ухудшении самочувствия, умение отказаться от вредных для здоровья привычек, использовать в повседневной практике правила личной гигиены, потребность в занятиях физическими упражнениями. Сохраняется живой интерес к физической культуре, повышается мотивация следовать здоровому образу жизни.
В практике своей работы использую:
- формы обучения - фронтальная, групповая, индивидуальная;
- средства обучения - физические упражнения (гимнастика, лёгкая атлетика, спортигры, подвижные игры);
- методы обучения - практические методы (разучивание по частям, разучивание в целом, игровой, соревновательный), методы использования слова (рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, задание, указание, оценка, команда, подсчёт), методы наглядного восприятия (показ, демонстрация, звуковая сигнализация).
Особого внимания требует дозирование нагрузки на уроках, поэтому соблюдаю дифференцированный подход к обучающимся с учетом возраста, пола, физической подготовленности и данных медицинского обследования.
Исходя из своего опыта работы, считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности студента, расширять общий кругозор:
- демонстрировать технические приемы выполнения упражнения;
- проверить уровень теоретических знаний студентов, причем с малыми затратами времени;
- легко проследить динамику развития физических способностей;
- использовать проектную деятельность;
- использовать дистанционные формы обучения.
Использование ИКТ диктует современные требования преподавания предмета. Использую метод диагностирования, веду учёт физического развития студентов в таблице по каждой группе.
Максимальное количество своих занятий стараюсь проводить на открытом воздухе. Это укрепляет здоровье обучающихся и оказывает закаливающее действие.
Эффективное использование инновационных технологий и приемов обучения в учебно-воспитательном процессе свидетельствует о хороших результатах: это призовые места в соревнованиях различного ранга.
К ключевым проблемам, перспективным задачам, механизмам их решений и планируемым результатам своей педагогической деятельности отношу следующее:
Проблемы:
- между необходимостью увеличения объёма физических нагрузок и индивидуальной подготовленностью обучающихся;
- между общим уровнем обучения и индивидуальными возможностями усвоения программного материала обучающимися;
- низкий уровень участия обучающихся в дистанционных образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах.
Механизмы их решений:
- систематический врачебно-педагогический контроль за состоянием здоровья, за динамикой физического развития; учет возрастных, индивидуальных и половых особенностей студентов;
- практические действия, связанные с проявлением физических способностей;
- регулярные занятия физическими упражнениями;
- формирование списка образовательных услуг Интернета со ссылками на наиболее перспективные образовательные ресурсы.
Планируемые результаты:
- увеличение количества обучающихся, занимающихся в спортивных кружках и секциях;
- увеличение количества обучающихся со средним и высоким уровнем развития;
- эффективное использование медиатеки в самостоятельной работе студентов;
- интеграция в учебный процесс различных спортивнооздоровительных мероприятий: дни здоровья, турслёты;
- усиление роли малых форм двигательной активности;
повышение мотивации и готовности родителей к здоровьесозидающей деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Креативность как важнейшая характеристика инновационной деятельности педагога
Тема семинара: Креативность как важнейшая характеристика инновационной деятельности педагога.Цель семинара– осознание педагогами влияния творческих способностей на возможности внедрения инноваций в пе...
Личностно-ориентированное управление инновационной деятельностью педагогов
Изменение ценностно- целевых ориентиров в образовании способствует развитию инновационной деятельности педагогов. Широкое развитие инноваций в практике, переход ОУ в режим раз...
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования
Статья адресована методистам и педагогам дополнительного образования. В статье даны рекомендации по организации инновационной деятельности педагога....
Итоговая проектная работа по вариантному модулю «Инновационная деятельность педагога ПОУ» 72 часа
Раздел: Спортивные игры (волейбол)Тема:Нападающий удар через сетку.Цель:* Развитие основных физических качеств.*Научиться правильно выполнять нападающий удар через сетку.Задачи: ¢Образовател...
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется...
Проектная работа «Программа мониторинга организации инновационной деятельности педагогов»
Программа основывается на Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, Законе РФ «Об образовании» ст.97, Конвенции о правах ребёнка, выполнение требований д...
Инновационная деятельность педагога в рамках внеурочной деятельности в условиях ФГОС в начальной школе
Внеурочная деятельность в начальной школе...